Основные субъекты фандрайзинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные субъекты фандрайзинга



 Кто За Против
Специалист организации Лучшая мотивация. Организационная простота. Дешевле. Приобретение опыта и связей. Отвлекает от основных дел. Недостаточно времени. Недостаточно навыков. Слабая помощь со стороны.
Группа добровольцев Много разных навыков. Взаимозаменяемость. Много связей и контактов. Сокращает время поиска Нужен координатор. Организационная сложность. Время на принятие решений. Постоянно просят помощи.
Консультант по сбору средств Опыт и связи. Его можно выбрать. Может удешевить вложения в процесс сбора средств. Работает 100% времени. Дорого. Слабая мотивация. Эффективно только для сбора крупных сумм. “Уводит новые связи”.

 

Как видим, роль специалиста по социальной работе в организации фандрайзинга достаточно велика, даже если он и не занимается непосредственно сбором средств. Посредническая миссия социальной работы предполагает участие социономов в подборе фандрайзеров.

V. Рассмотрим наиболее распространенные способы фандрайзинга.

Рассылка писем – это написание и рассылка писем по адресам из какой-то базы данных (например, из коммерческого справочника). Это достаточно простой способ. Но следует помнить, что средняя эффективность веерной рассылки не превышает 3-5 %. Письмо не должно быть казенным. Оно не должно быть и “плачем Ярославны”[159]. Важно написать его так, чтобы человек лично захотел поддержать работу социальной службы. Рекомендуется дать короткий, но яркий пример того, как работа этой организации принесла конкретную пользу (это может быть рассказ об одном из клиентов организации, или цитата из письма или отзыва кого-либо). И всегда необходимо четко и ясно высказать просьбу – чего именно и сколько просит социальная служба.

Благотворительнаяакция – специально организованное мероприятие по сбору средств, участие в котором является платным для приглашенных, и в ходе которого идет сбор пожертвований (концерт, танцы, угощения, ярмарка, аукцион, презентация какой-либо программы или события в жизни организации). Крайне важно убедиться, что социальной службе по силам организовать это. Необходимо заручиться поддержкой и найти помощников. Самый главный принцип – подсчитать расходы на это мероприятие и ожидаемые доходы и сравнить их, чтобы понять, стоит ли овчинка выделки.

Безадресное обращение – это обычно обращение через средства массовой информации, когда есть возможность попросить помощь у большого числа людей и организаций. Безадресным обращением считается также сбор средств в “копилки”, установленные в общественных местах. Самое сложное в том, что у сборщиков средств мало места и времени – человек идет по своим делам, просматривает, например, газету. Задача фандрайзера – овладеть вниманием этого человека в первый момент, “завлечь” его, чтобы он хотя бы прочел до конца то, что написано в коротком объявлении или разглядел картинку на плакате.

Частные пожертвования являются, пожалуй, самым перспективным источником фандрайзинга. Важно помнить, что человека недостаточно убедить в полезности проводимой работы, к участию в которой и приглашается этот человек. Необходимо еще и сам акт пожертвования сделать максимально удобным и значимым для него. Когда специалист социальной работы – фандрайзер – лично встречается с этим человеком, у него появляется возможность вести переговоры о поддержке, глядя человеку в глаза. Не рекомендуется пренебрегать такой возможностью. Наряду с этим, важно сделать все, чтобы быть услышанным и понятым, донести до собеседника не только эмоции специалиста на заданную тему, но и смысл проводимой работы, деятельности социальной службы в целом.

. На самом деле план – это весьма важная составляющая кампании по сбору средств. План - это направление усилий организации в целом и обеспечение четкой структуры ее действий, он позволяет контролировать время, обеспечивать общее понимание намеченных действий. План помогает: контролировать ход процесса и оценивать успехи/неудачи, воспользоваться уроками в будущем, понять роль каждого, кто в этом задействован.

В план кампании по сбору средств можно включить:

- определение задачи, решение которой планируется с помощью полученных ресурсов, установление временных рамок;

- сбор информации и аргументов в пользу намечаемой деятельности;

- анализ возможных мотивов потенциальных спонсоров, в частности, тех из них, какие можно поощрить;

- определение тех сторонников организации (на основе анализа прошлого опыта), к которым можно обратиться в первую очередь;

- подготовка и тиражирование материалов, которые будут представлены донорам;

- согласование методов фандрайзинга, к использованию которых решено прибегнуть;

- организация работы фандрайзеров. Важно убедиться, что они имеют необходимую информацию и материалы для своей работы.

- наконец, установление порядка контроля за поступлением средств.

Воспользуемся таблицей, резюмируя сказанное о сути планирования фандрайзинга.

                              Таблица10

Основные элементы планируемого фандрайзинга

№ п/п         Элементы планирования
1 Тип
2 Место
3 Время
4 Участники
5 Разрешения
6 Помощники
7 Расписание
8 Бюджет
9 Реклама
10 Специальные вопросы и поощрения
11 Что потом (благодарности и т.д.)

 

Третий этап включает и сами действия, осуществление плана фандрайзинга. Вступая в непосредственное взаимодействие с донором, важно проговорить, почему социальная служба обращается именно в эту организацию (причина может быть в территориальной близости, в работе на один и тот же круг клиентов, она может быть и в том, что клиенты социальной службы работают на предприятии – потенциальном спонсоре социальной службы). Важно рассказать о сути проекта: в чем она заключается, когда, где и для кого будет осуществляться данный проект.

Не менее важно рассказать о своей организации, что уже подчеркивалось выше, при анализе первого и второго этапов фандрайзинга. Необходимо рассказать и о стоимости проекта (во что это обойдется спонсору). И самое, пожалуй, важное – выгоды для спонсора. Что конкретно получит донор: доступ к целевой группе клиентов, возможность представить широкой публике свой новый товар или что-то еще.

Сбор средств – это возможность обратиться и к индивидуальным донорам. Приведем ряд примеров такого сбора:

- “от дома к дому” (группа фандрайзеров ходит по дворам и домам с “подписным листом”, прося пожертвования на осуществление программы);

- сборы в специальных местах (например, ящик для пожертвований, установленный там, где есть большое скопление людей);

- на мероприятиях (обращение за пожертвованиями во время проведения праздников, презентаций и т. п.);

- можно проводить и такие мероприятия, как распродажа подержанных вещей, вещей, сделанных клиентами социальной службы.

Для завершающего этапа и одновременно являющегося опорой следующего цикла фандрайзинга характерны контроль выполнения намеченных действий (мониторинг) и оценка всей кампании. Самое простое здесь – это мониторинг: все ли все сделали, в намеченные ли сроки, в полном ли объеме – словом, учет и контроль. Более кропотливая работа – провести оценку: понять, что именно было сделано неправильно, почему отдельные мероприятия прошли более успешно, в чем были основные причины отказов и ответов “нет”. Как доноры реагировали на просьбы? Что им более всего понравилось (не понравилось) в анализируемой деятельности социальной службы, какие комментарии и пожелания они высказывали, принимая решение или давая ответ?

Полезно проанализировать и такие вопросы, как: можно ли “разбить” большие программы на более мелкие; какие расходы организации являются постоянными, а какие единовременными; можно ли денежную помощь заменить натуральной; чем социономическая деятельность может быть полезна для “непрямых” клиентов; где можно использовать труд добровольцев, а где - только профессионалов?

Словом, оценивая собственные возможности по сбору средств в контексте организации нового цикла фандрайзинга, полезно глубоко проанализировать прошлый опыт; какие методы сработали наилучшим образом, а какие нет; кто поддержал фандрайзеров, а кто нет? Что об этом думают специалисты социальной службы и их коллеги из других организаций?

Резюмируя сказанное относительно работы учреждений социального обслуживания со спонсорами, подчеркнем перспективность данного направления социономической деятельности. Несмотря на появление фандрайзинга как рыночной технологии в 90-е гг. ХХ в., споры не только о фонетике самого термина, а также о мотивации обращения к этому виду деятельности как специалистов социальных служб, так и потенциальных спонсоров, продолжаются. Сегодня к этим вопросам добавляется проблема оптимизации

Темы рефератов

 

1. Фандрайзинг как фактор инноваций в социальной работе.

2. Особенности завершающего этапа в работе социальной службы со спонсорами.

3. Нормативные основы взаимодействия социальной службы со спонсорами.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каково соотношение понятий“спонсорство”, ”фандрайзинг” и “благотворительность”?

2. Проанализируйте основные причины спонсорства в социальной работе.

3. Назовите основные критерии готовности социальной службы к работе со спонсорами.

4. Опишите фандрайзинг как процесс.

5. Назовите типичные ошибки в организации фандрайзинга.

6. Проанализируйте ролевой репертуар соционома, используемый в работе со спонсорами.

Задачи и упражнения

 

1. Разделитесь на две подгруппы: группу представителей бизнеса и группу специалистов социальной службы. Каждой из групп предлагается найти аргументы для подтверждения своей позиции: “бизнесмены” считают, что они не обязаны помогать социальной службе, а социальная служба убеждена в обратном. После предварительной подготовки представители групп встречаются за столом “В.Познера” (ведущего программы). Реальной. В первой части передачи у них есть возможность заявить свою позицию, во второй – задать друг другу вопросы, а в третьей – ответить на вопросы из зала.

2. Порой можно услышать: ”Надоело ходить с протянутой рукой”, “Опять придется деньги выпрашивать у богачей”, “Не хочу перед ними унижаться”.

Представим, что Вы - руководитель социальной службы, который услышал эти фразы от своих сотрудников, занимающихся фандрайзингом. Какой будет Ваша реакция: что Вы ответите этим сотрудникам, что сделаете потом, после беседы с ними?

3. Группе предлагается разделиться на четыре подгруппы (основание разделения группы на подгруппы – месяц рождения). Каждой подгруппе дается десять минут, чтобы придумать название своей социальной службы, определить сферу ее деятельности и договориться, для чего этой организации именно сейчас нужна крупная сумма денег (например, пять тысяч долларов).

После этого в каждую из подгрупп приходит гость и предлагает эти деньги. В течение пяти минут с этим гостем нужно поговорить, задать вопросы, а затем гость уходит, и подгруппа должна принять общее решение – примут они у гостя пожертвование или нет. При этом некоторым участникам в каждой подгруппе была конфиденциально сообщена дополнительная информация.

В первую “организацию” зашла милая женщина с “говорящей” фамилией Раскольникова. Пять тысяч долларов она предлагала, ничего не требуя взамен, неохотно отвечала на вопросы. Казалось, что деньги жгут ей карман, и она хочет побыстрее избавиться от них. Она не распространялась ни о причинах, подвигнувших ее на это решение, ни о том, где она получила такую порядочную сумму.

Дополнительна информация, сообщенная “на ушко” одному из участников в этой подгруппе, состояла в том, что она недавно убила человека, и деньги эти принадлежали жертве. Информация была недоказанной и непроверенной, но “информированный участник” клялся, что сообщенное им - правда.

Во вторую “организацию” пришел крупный рэкетир, известный всему городу, держащий “под колпаком” один из районов города. Ему безразлично – отдать деньги наличными или перечислить их на счет организации. Он не очень беспокоился об отчетности, благодарности, не просил взамен оказать услуги. Разговаривал и вел себя в манере, присущей представителям “мафиозного сектора”.

Дополнительная информация для одного из участников – близкий друг этого участника недавно погиб во время разборки с группировкой этого района.

В третью подгруппу “на огонек” заглянул человек по фамилии Мавроди. Он так же, как и его небезызвестный однофамилец, создал фирму – аналог «МММ». События в этой фирме развивались по аналогичному с «МММ» сценарию. Теперь “господин Мавроди” предлагает пять тысяч долларов социальной службе, утверждая, что “от чистого сердца”, с пониманием важности работы этой службы. В ответ ничего не хотел: ”Да что Вы, какая отчетность, я Вам полностью доверяю”.

Дополнительная информация для двух человек из подгруппы – Ваши ближайшие родственники потеряли крупные суммы денег, доверившись этому господину.

И, наконец, в последнюю подгруппу для разговора – буквально на минутку – заскочил сильно спешивший человек, о котором в городе было известно, что он продает наркотики. Странно, конечно, но и этот человек готов подарить социальной службе пять тысяч долларов, ничего не прося взамен. На предложение предоставить полный финансовый отчет только ухмыльнулся: “Перед кем мне отчитываться?”. На все попытки обсудить моральную сторону его бизнеса отвечал вопросом: “Вам деньги нужны или что?”

Дополнительная информация для одного из участников: Ваш брат - наркоман в тяжелой стадии.

Итак, перед вами четыре ситуации. Пусть и не очень привычные: редко пока кто-то приходит в социальную службу с предложением денег.

Вы - участник одной из подгрупп – будете голосовать за то, чтобы взять эти деньги или нет? Бывают ли деньги “чистыми” или “грязными”?

4. Проанализируйте ошибки, допущенные авторами текста, представленного в приложении 18. Насколько они, на Ваш взгляд, типичны для социальных служб нашей страны?

5. В своей автобиографии П.Сорокин рассказывает, что в один зимний день 1946 г. он получил письмо, в котором без всяких на то ходатайств с его стороны ему предлагалась значительная сумма денег для оплаты работы его ассистентов в рамках исследования бескорыстной, созидательной любви – “одной из самых высоких энергий”, «…заключающей в себе необычайные созидательные и терапевтические возможности”. Автор письма писал, что, прочитав труды П.Сорокина, он считает его одним из немногих ученых, способных плодотворно исследовать проблемы нравственного и интеллектуального обновления растерянного и деморализованного сегодня человечества. Первый чек на 20 тыс. долларов он обещал выслать П.Сорокину, как только тот примет его предложение.

Какие критерии работы со спонсорами в данном случае фактически были использованы П.Сорокиным?

 

          тема 25. технология становления и развития  

  взаимопомощи в системе социальной поддержки

                                             населения

                       

                      Я же и садовник, я же и цветок.

                                  О.Мандельштам

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятия “взаимопомощь” и “группа взаимопомощи”.

2. Этапы становления, функционирования и развития групп взаимопомощи.

3. Технология поддержки нетипичных участников взаимопомощи.

4. Основные требования к оборудованию и оснащению техническими средствами помещения для собраний группы.

5. Эффективность взаимопомощи.

 

Литература

Блайт, Б., Браэр, С. Практика социальной работы: эффективность // Энциклопедия социальной работы… Т.2. - С. 308-315.

Панкост, Д., Коллинс, А. Естественные источники помощи // Энциклопедия социальной работы… Т.1. - С. 265-268.

Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего поколения / Авт. колл. Е.М. Черняк, Н.П.Щукина – М.: Общественная Академия проблем социальной работы, 2003. – 75 с.

Сильверман, Ф.Р. Группы взаимной помощи // Энциклопедия социальной работы… Т.1. - С.166-170.

Щукина, Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей / Н.П. Щукина. – М.: Дашков и К., 2004. – 412 с.

 

I. Представления о взаимопомощи людей проходят через всю историю человечества, и могут быть определены как необходимое основание всей повседневной жизни, как средство борьбы с бедностью, возрождаемое всякий раз в кризисном обществе; как техника освоения инноваций, к которой человечество прибегало всякий раз, когда ему приходилось вырабатывать новую социальную организацию; как средство социального контроля, принцип деятельности социальных организаций, механизм социальной политики государства, социальная практика.

Перспективность и значимость взаимопомощи проявляется в следующих обстоятельствах: постепенный уход государства из социальной сферы и перенесение его социальных функций на региональный уровень, свертывание ряда социальных программ, роль объекта, отводимая уязвимым категориям населения в этих программах, неприятие населением ситуации, когда имеющиеся ресурсы помощи не доходят до наиболее нуждающихся. С другой стороны, только сами нуждающиеся люди могут наиболее точно сформулировать свои потребности, определить, какие ресурсы и каким образом следует для этого привлечь. Клиенты социальных служб обладают гораздо большей инициативой, созидательным потенциалом и способностью к самоорганизации, чем обычно считают представители официальных структур.

Взаимопомощь, ее развитие – это, по сути, стратегия достижения реальных и конкретных целей. Общество может процветать, когда процесс принятия решений открыт, прозрачен, учитывает потребности населения, обеспечивая необратимость социальных реформ.

Технология взаимопомощи клиентов социальной службы представляет собой процесс, упорядочивающий не только систему применяемых средств, но и, главное, – регламентирующий деятельность субъекта по отношению к другим субъектам. В этой связи она – средство воспроизводства института взаимопомощи. Она связывает цели, материальные средства и упорядочивает деятельность субъектов по достижению определенной цели. При этом полезно помнить: то, согласно А.Шюцу, что специалист называет "системой", "ролью", "статусом", "ролевым ожиданием", "ситуацией", "институционализацией", переживается индивидуальным актором на социальной сцене в совершенно иных терминах[160]. В этой связи возникает проблема языка, используемого социальными технологами. Важно иметь в виду и другое. Использование технологии взаимопомощи возможно на разных уровнях: уровне социальной службы, района, города, региона, общества в целом.

Взаимопомощь, как, впрочем, и социальная технология – емкое понятие. Она существенным образом зависит от точки отсчета. Так, историко-понятийная рефлексия выявляет во взаимопомощи в негативном аспекте фиксацию отсутствия или дефицита государственной системы помощи, в позитивном – продуктивное освоение пространства жизни. В классической науке взаимопомощь определяется и как естественная обязанность человека, и как средство борьбы с нищетой, этап в развитии гражданского общества, ядро социального вопроса и т.п. В нашем случае речь идет о реформировании социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения. Анализ проблемы мы сужаем до рассмотрения ее на уровне системы социальной поддержки, трактуемой в узком смысле слова как профессиональной деятельности, осуществляемой на уровне социальных служб и во взаимодействии с ними. Изучая социальные процессы сегодня, тем более претендуя на их регулирование, целесообразно от увлечения структурными социальными единицами, как замечала Т.М.Дридзе, вернуться к истоку – "человеку живущему"[161]. В этой связи взаимопомощь будет определяться нами как усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу. Социальные работники обычно побуждают к такой деятельности и способствуют ей[162]. В свою очередь, группы взаимопомощи будем определять как небольшие, привязанные к определенному месту группы, участники которых объединены сходными потребностями/проблемами, которые они пытаются сообща удовлетворять/решать. В таких группах могут быть профессиональные лидеры[163].

Успешность взаимопомощи зависит как от внешних структурных факторов - материальной и нормативной базы, межведомственных и междисциплинарных связей, социальных аттитюдов, - так и эффективности внутренней структуры, содержания взаимопомощи, согласованности в понимании целей ее участниками, характера отношений между субъектами данного процесса.

К основным типам взаимопомощи отнесем группы по интересам, функционирующие на базе социальных служб и во взаимодействии с ними, и группы, освоившие статус общественных организаций.

II. Динамизм и противоречивость социальных процессов, социальной политики современных государств, профессионализация отечественной практики социальной работы обусловили в качестве базового основания технологии взаимопомощи использовать принцип активизации: укрепления позиции тех, кто уязвим, усиления их контроля над обстоятельствами собственной жизни, роста их самосознания. Задача специалиста – в использовании своего профессионализма в качестве инструмента, стимулирующего реализацию клиентами социальных служб своих потенций.

Памятуя о том, что базовой формой технологии социальной работы, как и социальной технологии в целом, выступает деятельность, наиважнейшей составляющей которой является процесс (наряду с целью и результатом), остановимся на анализе этапов, через которые проходит группа взаимопомощи в процессе своего функционирования и развития.

Обычно в процессе функционирования и развития группы взаимопомощи выделяют три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий. На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть 2-3 клиента-активиста, или один  клиент и один специалист социальной службы, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и проч. Однако прежде, чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов[164].

Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна группа, кому и для чего? Какого эффекта ждет социальная служба от группы? Можно ли вместо группы воспользоваться другими формами помощи? Рекомендуется подумать о возможных трудностях и препятствиях. Организация группы потребует от специалиста затрат времени, сил и средств. В его жизнь будут вторгаться люди и телефонные звонки. Работа в группе может не понравиться членам его семьи. Не менее важно проанализировать преимущества группы: специалист в ней может получить столько помощи, сколько никогда не имел; появится много друзей, способных по-настоящему понять другого и разделить его взгляды; группа может принести удовлетворение от появления новых интересов, занятий.

Если сравнение потенциальных проблем и возможных преимуществ, даваемых группой, выявит преобладание преимуществ, то можно сделать следующий шаг: найти несколько единомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Ее нельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по ее организации. Если рядом пока нет мотивированных на создание группы людей, то рекомендуется на время отложить свои замыслы. Это не означает, что о группе придется навсегда забыть. Распространение информации о само- и взаимопомощи, их роли в социальной политике, организация мероприятий для пожилых людей, контакты с общественными объединениями ветеранов, специалистами способствуют выявлению потенциальных участников взаимопомощи. Если не сидеть сложа руки, обязательно рядом окажутся люди, увлеченные идеей взаимопомощи.

При наборе добровольцев важно руководствоваться рядом принципов: быть уверенным в необходимости и значимости создаваемой группы, ее целях и ценностях взаимопомощи; использовать непосредственное общение "лицом к лицу", ибо большинство людей становится добровольцами, потому что их кто-то об этом попросил; быть готовым к предоставлению необходимой информации потенциальным участникам группы о возможностях, которые у них могут появиться в связи с вхождением в группу; просить, не извиняясь, используя приемы типа: "Я столько слышал о Вашем опыте...", "У меня есть уникальная возможность..."; демонстрировать интерес к потенциальным добровольцам; даже если человек вначале не ответил на призыв стать добровольцем, имеет смысл рассказать интересную историю про существующие группы взаимопомощи. Другой прием – задать вопрос ответившему "нет": "Не могли бы Вы посоветовать, к кому можно обратиться с предложением о вхождении в формируемую группу?" Как можно быстрее связывать "новобранцев" с конкретными делами и людьми; делать все возможное, чтобы вовлечь их в социальную деятельность, пока интерес и энтузиазм высоки; не обещать то, что нельзя обеспечить: невыполнение обещания может серьезно повлиять на репутацию.

Даже если у специалиста появился один единомышленник из пожилых активистов, этого на первое время достаточно, если двое-трое – еще лучше. Важно дать понять добровольцам, что группы как таковой еще нет, но есть люди, готовые быть вместе, создать такую группу. Продолжая поиск добровольцев, можно воспользоваться следующей таблицей:

                            Таблица 11

Где найти добровольцев?

  Вопросы 1 2 3 4 5 6
    Кто может  помочь найти единомышленников Семья Друзья Соседи Участковый врач или медсестра Другой специалист Работники общ. организаций
  Где разместить объявление В СМИ В поликлинике, больнице На остановке общ. транспорта В магазине В библиотеке В социальной службе

 

Размещать объявления важно там, где бывают потенциальные участники группы, в тех СМИ, которые востребованы потенциальными участниками формируемого объединения. Способы размещения этих объявлений, как и типы набора добровольцев - разные.

Собеседование с потенциальными участниками группы как технологический процесс включает в себя ряд этапов. Для начального этапа характерно использование следующих приемов: поприветствовать потенциального участника взаимопомощи, поблагодарить за встречу; познакомиться, объяснить, что ожидается от собеседника и как он может помочь; дать понять, что решение можно принять во время собеседования; настроить собеседника на деловой тон; дать информацию об уже существующих объединениях взаимопомощи, их деятельности.

Определяясь с вопросом, подходит ли собеседник на роль участника формируемой группы, можно воспользоваться, например, серией вопросов типа:

1.Что бы Вы хотели знать для начала разговора?

2. Что побудило Вас согласиться на нашу встречу?

3. Какими навыками оказания помощи Вы владеете?

4. Опишите, пожалуйста, идеального участника группы взаимопомощи[165].

По окончании собеседования, в зависимости от его результатов, специалист рекомендует будущему участнику группы определенный участок работы или вежливо объясняет, что сейчас для него работы нет. Отобранные в группу люди информируются о предстоящих встречах с другими активистами, где будут обсуждаться цели, направления, философия совместной деятельности, и что ожидается от потенциальных участников группы.

Прежде чем начать собеседование с потенциальным участником группы взаимопомощи, специалист призван определиться с целями собеседования. Ими могут быть следующие: определить, подходит ли данный человек на роль участника группы взаимопомощи; осуществить набор этих участников.

При наборе добровольцев важно помнить, что одного желания работать недостаточно. Необходимо наличие способностей к недирективному стилю общения, оказанию помощи людям разного социального статуса.

Собеседование – тщательно подготовленный процесс. Продумывается место (доступность, дружеская атмосфера, конфиденциальность), время и даже тон голоса. Голос может быть приятным или раздражающим, четким или невнятным, ясным или резким. Он может быть уверенным или неуверенным. Уверенный – показатель знания дела, один из навыков решения проблем (Ф.Шарп). Звучание голоса зависит от следующих факторов: энергия (отражает отношение к собеседнику или к тому, что Вы говорите, а также настроение); скорость речи (обычная – 125 слов в минуту; если говорите быстрее, Вас трудно понять); тональность голоса (голос может быть монотонным, высоким или низким; значимо умение менять тональность голоса и интонацию); качество (зависит от сочетания перечисленных выше факторов)[166].

Собеседование с потенциальным участником группы включает в себя, в т.ч., план, перечень вопросов и возможных направлений деятельности как группы в целом, так и ее участников в частности, информационные материалы, например, об уже существующих объединениях взаимопомощи.

При организации рекламы создаваемой группы возможно использование разных ее видов, форм и методов. Цель – убедить людей в необходимости определенного поведения: присоединиться к создаваемой группе, с одной стороны, с другой, – способствовать утверждению позитивного имиджа:

а) клиентов социальной службы – пребывающих в трудной жизненной ситуации людей - как достойных сограждан, способных к самостоятельному решению своих проблем;

б) социальных служб как посредников в процессе самоорганизации этих людей.

К видам рекламы отнесем пригласительные билеты на организационные собрания групп, бланки писем, вывески на здании социальной службы, газетную рекламу, рекламу-открытку, сувенир-рекламу, рекламную листовку (см. тему “Работа с общественностью в социономической деятельности”).

Резюмируя сказанное относительно организации рекламы взаимопомощи, подчеркнем, что устная реклама – наилучший способ набора добровольцев[167]. При ее подготовке стоит определиться с целями соответствующей деятельности, объектом вмешательства, способами, местом и временем ее осуществления.

Клиенту - активисту или специалисту, которым поручен поиск соратников, целесообразно помнить, что одно дело заниматься этим на подготовительном этапе, другое – на последующих. В первом случае потенциальных участников группы, как правило, поддерживает социальная служба, организуя "чаепития", вручение символических сувениров (например, сделанных руками клиентов этой организации). Другое дело – организация мероприятий и поиск пожертвований на последующих этапах ее функционирования. Здесь придется осуществить поиск источников финансирования деятельности группы от имени социальной службы, на базе которой осуществляется эта деятельность, или конкретных людей. Это порождает ряд проблем, связанных с доверием спонсора, с отношениями внутри группы и особенностями социальной политики в целом. Данные проблемы гораздо реже возникают в случае организационного оформления группы.

Организация взаимопомощи зависит и от особенностей помещения, в котором проходят собрания. Занимаясь поиском данного помещения, необходимо помнить, что оно должно быть доступным и удобным для участников группы (территория, этаж, освещенность, мебель и т.п.), обеспечивать конфиденциальность общения. Заметим, что первые встречи организаторов группы, предваряющие практическую работу, могут проходить дома у одного из будущих участников группы или в помещении социальной службы. Но в любом случае место встречи должно быть доступным и удобным для всех приглашенных.

Для начального этапа становления и развития группы характерен также ряд особенностей. Во-первых, имеет смысл поинтересоваться у пришедших на встречу и заявивших о желании войти в создаваемую группу, их ожиданиями от будущей совместной деятельности, используя технику: " Как дела?" Подобные техники вмешательства позволяют представиться каждому участнику собрания, рассказать несколько слов о событиях, произошедших в его жизни за последнее время, в том числе побудивших прийти на данное собрание.

В целях обеспечения хорошей встречи специалист предлагает участникам группы: сесть в круг, чтобы все были включены в разговор; договориться о том, чтобы кто-то один был председателем (ведущим, фасилитатором) встречи, подчеркнув, что лучше председательствовать по очереди; обеспечить возможность каждому желающему высказаться; напомнить участникам собрания о конфиденциальности общения: все произнесенное в группе останется между ее участниками, - а также о других ритуалах и правилах совместной работы; спокойно отнестись к возникающему порой неловкому молчанию; договориться о необходимости обсуждения не только проблем, трудностей, но и положительного опыта, который есть у каждого; договориться об окончании встречи; оставить некоторое время после окончания встречи для неформального общения, чтобы участники собрания могли расслабиться и просто "поболтать"; предложить собравшимся чай, прохладительные напитки; предусмотреть, (возможно, посредством обсуждения данного вопроса в группе), что может помешать становлению и развитию группы, чтобы быть в состоянии предупредить или преодолеть данные помехи.

В целях продолжения знакомства и движения к определению целей совместной деятельности возможно использование техники неоконченных предложений [168]. Участникам группы может быть предложен ряд упражнений, например: "Завершите, пожалуйста, следующее предложение: "Инвалид – это…" (в случае создания группы для людей с ограниченными возможностями здоровья).

Анализ полученных результатов позволяет изучить социальные ожидания, социальные идентификации участников формируемой группы, роль в этих идентификациях общественных объединений, а также вывести группу на обсуждение современных моделей инвалидности, в нашем примере; определиться с фундаментом – теоретической базой деятельности создаваемой группы. 

Определение фундамента, теоретической базы группы связано с вопросом о целях группы: "Чего она хочет достичь? ", "К чему стремится?" Обсуждение целей, как правило, обнаруживает наличие разных представлений у разных людей. Окончательная формулировка цели группы дается не на начальном этапе, ибо формирование группы не завершено. На начальном этапе желательно поставить перед собой простые, легко достижимые задачи, с которыми согласны все.

Очень важно, чтобы каждый участник группы высказал свои мысли. Для этого возможно использование разных техник. Например, участникам предлагается несколько карточек, на которые выписаны цели уже существующих групп взаимопомощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.066 с.)