Осуществляющих социальную работу с молодежью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществляющих социальную работу с молодежью



 

Уровни иерархии  Предметные задачи Институты

 

 

Уровень федеральной социальной политики Определение общих условий социальной защиты различных групп риска; формирование принципов из государственной поддержки; менеджмент социальных служб, решающих задачи социальной защиты молодежи в качестве частных; менеджмент системы образования Правительство РФ
Уровень федеральной      молодежной политики Спецификация задач социальной политики применительно к особенностям молодежи как социально-демографической группы (разработка социального законодательства, федеральных программ) Комитет по делам молодежи Правительства РФ
Уровень отраслевых программ Учет специфических интересов молодежи в областях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, занятости и предпринимательской деятельности, здравоохранения Отраслевые министерства

 

Региональный уровень Разработка комплексных программ в областях занятости, образования, здоровья молодежи, профилактики правонарушений, поддержки молодой семьи; содействие позитивным молодежным инициативам Региональные правительства, отраслевые министерства

 

 

Локальный уровень Конкретный анализ групп риска, выявление нуждающихся в поддержке, и индивидуальная помощь на уровне семьи, молодежных групп, индивидов Социальные службы и центры, создаваемые местными комитетами по делам молодежи, консалтинговые центры

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование взрослеющих людей. Такую помощь в РФ осуществляют свыше 200 центров[64]. 10% служб оказывают экстренное телефонное консультирование, около 6% центров занимаются социальной реабилитацией, 19,5% предоставляют социокультурные услуги, 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи[65].

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции. Но при этом она обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими проблемами взросления; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры; услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

     
- Нарушение сексуального развития   - Кризисы идентичности - Кризисы авторитетов - Синдром деперсонализации   - Конфликты самооценки внешности - Нарциссические кризисы и суицидальные попытки   - Асоциальность и деликвентность    
 
Выздоровление


 

 

 

 

 


Рис.1.Кризисы периода взросления (кризисы созревания)

 

В терапии кризисов периода взросления необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Это объясняется чрезвычайной гетерогенностью подобных нарушений. При наличии симптомов психоза необходимо осуществить посредничество, помогая клиенту в его госпитализации. В каждом случае требуется обстоятельная беседа с клиентом и его родителями, другими близкими клиенту людьми. Нужно помнить, что очень часто в трудностях процесса взросления проявляются кризисы личностного становления, а не психопатологические расстройства. Источником этих отклонений обычно бывают неудачи в решении возрастных задач развития, требующие подробного анализа. Использование социономом в таких случаях концепции жизненного цикла семьи С.Минучина представляется весьма значимым (см. тему “Социальная работа с семьей”). Такого рода анализ и наблюдение за поведением молодого человека часто позволяют определить отправные точки успешных стратегий преодоления специфических для него возрастных трудностей в ходе социальной терапии и консультирования. Главная предпосылка успешного консультирования – откровенность специалиста в отношениях с клиентом и его близкими. Следует избегать любых вариантов заключения союзов с одной из сторон.

По содержанию социальная терапия периода взросления должна концентрироваться на актуальных проблемах клиента. Молодые люди неохотно обсуждают прошлое, и поэтому установка на “здесь и теперь” при работе с ними как нельзя более уместна. Активная позиция специалиста проявляется, в частности, в том, что он затрагивает в разговоре с клиентом проблемы, которые очень распространены в период взросления, например, сексуальные, и сообщает ему необходимую информацию по данным вопросам. Нередко молодые люди чрезвычайно мало знают об особенностях своего развития, и такое положение вещей следует рассматривать как “нормальное” для их возраста. Угроза суицидального поведения также должна постоянно находиться под контролем.

Прогноз развития кризисов взросления, особенно в острой их фазе, оценить трудно. В конечном счете, он зависит от того, какие нарушения лежат в его основе.

Резюмируя сказанное относительно социальной работы с молодежью, подчеркнем, что “молодежные” проблемы в целом не являются “делом их рук”. Они могут быть решены или предупреждены лишь с учетом всех сопутствующих факторов, при условии их определения в терминах социальных проблем.

Молодежь отражает социальную структуру и культуру социума, являясь зеркалом социокультурных процессов и конфликтов. Но, вместе с тем, молодежь является относительно автономной, самостоятельной возрастной группой, выполняющей системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в историческом времени. Новое поколение лучше подготовлено к восприятию инноваций, легче расстается со стандартами мышления.

Темы рефератов

 

1. Молодежь как субъект социальной работы.

2. Занятость как типичная проблема молодежи.

3. Региональные аспекты социальной работы с молодежью.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Проанализируйте типичные проблемы молодежи. Дайте классификацию этим проблемам в контексте практики социальной работы.

2. Каковы теоретические основания социальной работы с молодежью?

3. Что такое государственная молодежная политика?

4. Проанализируйте известные Вам молодежные программы федерального и регионального уровня. Какая роль в этих программах отводится специалистам социальных служб и самой молодежи?

Задачи и упражнения

 

1. Авторы и составители “Национальной Доктрины государственной молодежной политики до 2012 года” определяют границы молодежного возраста с 7 до 27 лет. Какова их аргументация? Разделяете ли Вы их точку зрения?

2. “На языке социологии быть молодым, - постулировал К.Манхейм в “Диагнозе нашего времени”, - означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером”.

Какие концепции взросления описывают молодежь как аутсайдера? Проанализируйте эти концепции.

3. Каково, на Ваш взгляд, соотношение понятий “социальная работа с молодежью” и ”работа с молодежью”?

4. “Молодежь во все времена, - постулировал Э.Эриксон, - это не только шумные и заметные люди, но и тихие страдальцы, становящиеся объектом внимания психиатров или литераторов”.

Что имел в виду Э.Эриксон, ведя речь о молодежи как объекте психиатров? Из какой работы ученого взята данная цитата?

5. Какое воздействие оказывает молодежная политика в СССР на современное развитие молодежной политики в России?

  тема 17. Социальная работа с пожилыми людьми

 

                                                   Старость – такое прекрасное время,

                                                   что стыдно ждать его так долго!

                                 К.Виакер

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие “пожилые люди”.

2. Теории старения как научная основа социальной работы с пожилыми людьми.

3. Государственная и негосударственная сети социальной поддержки пожилых людей.

 

Литература

Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей / Под ред. О.В. Красновой. - М.: МПГУ; Обнинск: “Принтер”, 2002. – 336 с.

Елютина, М.Э., Чеканова, Э.Е. Социальная геронтология / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. – 168 с.

Краснова, О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова. - М., 2001. – 231 с.

Краснова, О.В., Лидерс, А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд. центр “Академия”, 2002. – 288 с.

Кемпер И. Легко ли не стареть?: Пер. с нем. / И. Кемпер. - М.: Изд. группа “Прогресс”, 1996. – 208 с.

Успехи геронтологии в России и США: Материалы Междунар. геронтол. конф. / Отв. ред. В.А. Фокин. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2004. – 237 с.

Щукина, Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004. – 412 с.

 

I. К определению пожилых людей, как и их проблемному полю, теоретики и практики социальной работы подходят с разных точек зрения: хронологической, биологической, функциональной, социологической и т.п. Вся совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется уже тем, что она включает в себя большую и “пеструю”, с точки зрения ресурсной базы, общность людей. Все это породило потребность в классификации данной общности, и в современной науке сложилось большое множество таких классификаций. Так, например, геронтологи предлагают разделить эту часть населения на молодых и пожилых (“глубоких”) стариков, или людей “третьего” и ”четвертого” возраста. Данная классификация представляется значимой с социономической точки зрения. Границей перехода из “третьего” в ”четвертый” возраст считается преодоление рубежа от 75 до 80 лет. Людьми ”четвертого” возраста определенные проблемы, такие, как главенство в семье, распределение домашних обязанностей, частота их выполнения, решаются иначе: нередко с привлечением специалистов социальных служб. В любом случае, потребность в таком взаимодействии на данном этапе жизненного цикла актуализируется. Документы ООН и МОТ рассматривают как пожилых лиц 60 лет и старше. Именно этот подход, как правило, и используется на практике, хотя выход на пенсию в большинстве развитых стран – 65 лет, в России 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин.

Пожилые люди – “пестрая” по своему составу группа, включающая в себя как относительно здоровых, так и больных людей, обремененных недугами. Эта социальная общность включает в себя выходцев из самых разных социальных слоев, с разными уровнем образования, квалификации, интересами. Большинство из них экономически неактивно, регулярно получают пенсию по возрасту. Среди них наблюдается явное доминирование женщин. Материальное положение, пожалуй, единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Многие пожилые люди, особенно в первое пятилетие после наступления пенсионного возраста, продолжают работать.

Существует значительная разница в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и домах престарелых. Психическое состояние первых лучше. По некоторым оценкам, 56% проживающих в домах престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% - психическими заболеваниями[66].

II. Теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. “Для чего нужны теории специалисту?” – зададимся вместе с Р.Грином вопросом (школа социальной работы, университет Джорджии, США)[67]. Прежде всего, для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий, наметить последовательность шагов в отношениях с клиентом. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать соционом, а также методы организации работы с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту “сохранить дистанцию”, т.е. объективно оценить ситуацию, причины дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. Сознательно избранная теория – гарантия того, что соционом не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, соционом целенаправленно осуществляет возложенную на него миссию – корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати сказать, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.

Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя такие теории, как освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, возрастной стратификации.

Согласно теории освобождения (Э.Камминз, У.Генри), в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе. Кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей. Имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс освобождения и отчуждения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся стареющие люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежно надвигающейся смертью. Согласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной. Другие из них задаются вопросом: представляет ли собой “освобождение”, “разъединение”, универсальное и неизбежное явление?

Данная теория в значительной степени вытеснена в настоящее время теорией активности (Хэвигхерст). Приверженцы теории активности утверждают, что когда стареющие люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа и позитивного самосознания им не следует отказываться от активной жизни, наоборот, заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать не на полную ставку после выхода на пенсию, или заниматься добровольческой деятельностью), стареющие люди сохраняют свое психическое спокойствие. В общем, на приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти лет. Так, пожилые социальный работник, медсестра могут использовать свои навыки и умения в самых разнообразных видах взаимодействия с другими людьми, в том числе в добровольческой деятельности. Любой пожилой человек, согласно анализируемой теории, может найти себе место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям. В настоящее время эта теория приобретает все большее признание в практике социальной работы, служит основой социальных программ и проектов, получающих высокую оценку профессионалов[68].

Близка теории активности концепция продуктивного старения. “Продуктивность” почти всегда ассоциируется с оплачиваемым трудом и принижает неоплаченную работу не только пожилых людей, но и любого человека. Пример тому – женский труд. Домохозяйки “не работают”, хотя и занимаются приготовлением пищи, заботятся о муже, детях, других членах семьи. Однако их работа - нужная и продуктивная. Согласно анализируемой концепции, работа, как оплачиваемая, так и неоплачиваемая, которая выполняется пожилыми людьми и связана с производством товаров и услуг, является продуктивной. Продуктивные пожилые люди сохраняют чувство компетентности в постоянно меняющейся социальной среде и являются социально активными. К формам продуктивной активности, кроме добровольческой деятельности, можно отнести заботу о старших, других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятия любимым делом, хобби. Такая активность обеспечивает достаточный баланс активности и интереса к жизни. Подчеркнем, что данная концепция нередко является ведущей при разработке и осуществлении медико-социальных проектов[69]. Согласно теории меньшинств, пожилые люди – социальное меньшинство, которое имеет, как известно, более низкий социально-экономический статус, подвергается дискриминации, является объектом предубеждения других слоев населения. Отсюда – эйджизм. Данная форма дискриминации людей пожилого возраста созвучна “геронтофобии”, характеризующейся чувством отвращения к пожилым людям. Данная теория (как и многие другие) породила дискуссии, участники которых предложили к обсуждению такие вопросы, как: “Являются ли пожилые люди меньшинством?” или ”В наличии меньшинств – сила или слабость общества?”

Дискриминация старшего поколения, осмеяние его ценностей дает основание для выделения особой субкультуры старости, постулируют теоретики субкультуры пожилых. При этом субкультура определяется как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от доминирующих в обществе. Если стареющим людям удается завести новых друзей и сохранить уже сложившиеся связи, они способны к созданию и освоению такой культуры. Это помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Знание этой субкультуры помогает социальным работникам осуществлять социальную поддержку этой категории населения, осуществляя, в том числе, межпоколенный подход.

Практически значимой представляется и психологическая теория этапа Э.Эриксона, согласно которой последние три этапа (из восьми) жизненного цикла, через которые призван пройти человек, относятся к взрослому развитию. Цель восьмого этапа, в отличие от шестого (“близость или изоляция”) и седьмого (“генеративность или стагнация”), заключается в “целостности или отчаянии”. Речь идет о необходимости добиться осознания смысла жизни, не испытывая чувства горести из-за напрасно прожитой жизни, о необходимости принятия своей жизни без отчаяния. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных ошибок, осознает, что начинать все сначала уже поздно.

Иначе говоря, от успешности или неуспешности этих этапов зависит, достигнет ли человек цельности личности, основанной на подведении итогов жизни, либо впадет в отчаяние от невозможности начать жизнь заново и от страха перед смертью. Отсюда цель социальной работы – помочь пожилым людям найти смысл существования в личной жизни. Это дает им возможность приобрести покой, достигнуть целостности эго, чувствовать свою связь с другими людьми всех возрастов, особенно представителями молодого поколения. ”Любая цивилизация, - постулировал в своем знаменитом труде Э.Эриксон, - может быть оценена по тому, какое значение она придает полноценному жизненному циклу индивида, так как такое значение (или его отсутствие) не может не затронуть начал жизненного цикла следующего поколения и, таким образом, шансов других людей на то, чтобы встретиться с этими конечными вопросами с некоторой ясностью и силой”[70]. Резюмируя анализ психологической теории этапа, подчеркнем, что пожилой человек может в полной мере достигнуть чувства полноценности, если преодолеет три подкризиса. Первый связан с изменением общественного статуса, с переоценкой своего Я, второй – с осознанием факта ухудшения здоровья и старения своего тела, третий – с принятием мысли о неизбежности смерти. От того, насколько позитивно будет это отношение к неизбежным переменам, зависит состояние пожилого человека, его самочувствие.

Некоторые профессионалы убеждены в наибольшей плодотворности теории возрастной стратификации, согласно которой каждое поколение людей, включая младшее и старшее, уникально и обладает только ему присущим опытом.

Резюмируя анализ теоретической базы организации социальной работы с пожилыми людьми, подчеркнем, что именно названные нами теории старения чаще всего и выступают в качестве такой базы, хотя теорий старения в современной науке гораздо больше, нежели названные нами. Более того, в связи с ростом практических проблем старости теории и теоретические проблемы отодвинуты на второй план. Тем не менее, разработка адекватных природе человека теорий старения, учитывающих позитивные возможности человека в пожилом возрасте, равно как и их распространение в обществе, продолжается. Данный процесс может стать дополнительным фактором достижения долголетия для всех членов общества, как и фактором повышения эффективности социальной работы с пожилыми людьми.

III. Для оказания социальной помощи пожилым людям создана система территориальных социальных служб на разных уровнях, от федерального до муниципального. На них возлагается ответственность за планирование, координацию и предоставление социальных услуг, включая создание центров по социальному обслуживанию пожилых людей, организацию их питания, отдыха и справочно-информационных услуг. Востребованность названных социальных служб в разных жизненных ситуациях стареющих людей – разная. Проблемное же поле этих людей может быть описано как с помощью проанализированных выше теорий старения, так и с помощью типичных поводов освоения ими статуса клиента социальной службы. При анализе этих поводов воспользуемся таблицей:

                                        Таблица 6

Некоторые проблемы пожилых – клиентов социальных служб [71]

Области проблем Проявления проблем
Потери и утраты Переживания, вызываемые потерей физической активности, зрения, слуха, смертью близких
Плохое обращение с пожилыми людьми Физическое и психологическое насилие, угрожающее поведение, пренебрежение, заброшенность, социальная изоляция, финансовое злоупотребление, проявляемое родственниками
Малообеспеченность Нищета, попрошайничество, обида, неверие, унижение, чувство невостребованности, возобновление трудовой деятельности
Злоупотребление алкоголем Разрушение здоровья (расстройство нервной системы, умственная отсталость, бессонница, деградация личности)
Сексуальные отношения Импотенция, вдовство, поздняя любовь, повторные браки
Нарушение психики Снижение психических способностей и возможностей человека в сочетании с острыми инфекционными заболеваниями, психические заболевания, органические поражения мозга, проявления в гипертрофированном виде чувства бережливости, скупости

 

В зависимости от степени проявления этих проблем, в социальной ситуации можно выделить следующие категории стареющих людей:

1) не нуждающиеся в помощи;

2) частично утратившие трудоспособность;

3) нуждающиеся в социальном обслуживании;

4) требующие постоянного ухода.

В свою очередь, реагирование на трудную жизненную ситуацию может быть разным:

- Конструктивное. Люди с такой жизненной позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, веселыми, довольными. Они сохранили эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать другим людям. Из своей старости не делают трагедии. Вероятно, они благополучно пройдут через завершающую стадию жизни.

- Зависимая позиция присуща тем, кто всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усердием ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными, обиженными.

- Защитная позиция формируется у людей, как бы “покрытых броней”. Они не стремятся к общению с другими, не желают получения помощи от других, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их отказаться от работы, быть зависимыми.

- Позиция враждебности к миру характерна для людей, обвиняющих окружающих и общество, которое, по их мнению, виновато во всех их поражениях и неудачах. Люди этого типа подозрительны, агрессивны, никому не доверяют, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу как спасительный круг.

В законодательных актах прописаны как базовые принципы деятельности данных служб, так и основные формы социальной поддержки старшего поколения.

- Позиция враждебности к себе и своей жизни проявляется в склонности к депрессии и фатализму. У представителей данного типа отсутствуют интересы, инициативы. Они чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастливого существования[72].

Разумеется, отдельные элементы перечисленных позиций могут выступать в смешанных взаимосочетаниях. Тем не менее, данная типология отражает реальную картину жизнедеятельности пожилых людей, помогая специалистам определяться с моделью их обслуживания. Не меньшую помощь может оказать и знание “ловушек”, существующих в жизни пожилых людей:

- одиночество и самоизоляция (даже когда легче всего оставаться дома, социальные контакты необходимы);

- апатия, бездеятельность, связанное с ними настраивание себя на несчастья;

- жалость к себе (целесообразно отдавать силы и время другим людям);

- отчаяние, безнадежность (но жизнь продолжается, страдания нельзя преодолеть, но они могут стать терпимыми)[73].

Программа социальной поддержки, реабилитации разрабатывается в зависимости от принадлежности клиента к той или иной категории обслуживания, а также теоретических предпочтений специалиста. С этим же связано использование разных принципов и методов социономической деятельности.

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, и это возможно, когда они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся, когда у них есть свобода выбора, когда они, а не с ними, экспериментируют. Подтверждением значимости такой постановки вопроса служат не только приоритеты социальной работы, но и принципы ООН в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. В этой связи переоценить роль само- и взаимопомощи в социальной работе с пожилыми людьми не представляется возможным (см. тему “Технология становления групп само– и взаимопомощи”).

Организация среды обитания стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у них был выбор способов взаимодействия с этой средой, – не менее значимое направление анализируемой деятельности. Свобода выбора создает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь. Так, перед пожилыми людьми нередко стоит проблема свободного времени, которое можно было бы использовать для создания приятных уголков в микрорайоне, городе. В результате такое время заполняется как созиданием, так и отдыхом. Например, пешеходная зона может быть обустроена таким образом, что пешеход получает возможность не только наблюдать спешащих навстречу друг другу людей, но и концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу центра города, например, с его атмосферой в целом. Речь идет и об обустройстве зон отдыха по месту жительства, не только доступных стареющим людям, но и являющихся одновременно “способом передвижения” этих людей, демонстрации их автономной позиции. Места, где могли бы просто посидеть пожилые люди, должны быть многовариантные и не только в тихих уголках города, ибо для кого-то пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни, дает дополнительный эмоциональный заряд.

Разумеется, среда обитания стареющих людей несводима к городскому пространству. Это так же очевидно, как и то, что в развитии этой среды призваны сыграть свою роль пожилые люди. Важную роль в решении подобного рода задач мог бы сыграть метод связи с общественностью.

Роль воспоминаний в социальной работе с пожилыми людьми переоценить не представляется возможным. Вместе с тем, прибегая к использованию такого метода работы, социономы должны иметь в виду, что в некоторых случаях воспоминания (о перенесенных страданиях, горе) доставляют боль. Вместе с тем, исследования показали отсутствие четкой связи между состоянием удовлетворенности в поздней жизни и воспоминаниями пожилых людей. Наиболее полезны - интегрирующие и инструментальные воспоминания, опасные – навязчивые[74]. Используются такие формы воспоминаний, как ведение “дневника жизни”, составление альбома “История моей семьи”, “Летописи моей биографии” или профессии, а также домашнее задание, которые могут быть в дальнейшем использованы в ведении тематических радио- и телепередач, оформлении музеев социальной службы города. Хорошо зарекомендовали себя центры воспоминаний, на базе которых открываются музеи “старых вещей”, театры воспоминаний, где пожилые люди проигрывают не только роли актеров, но и авторов пьес, по которым ставятся спектакли. Такие формы работы не только возвращают пожилых людей к продуктивной жизни, но и способствуют укреплению связи поколений.

Вклад государства в процесс оказания помощи стареющим людям можно назвать официальной, формальной сетью, которая достаточно содержательно описана в федеральных и региональных, местных законах. Вклад семьи и друзей можно рассматривать как вклад в неофициальную, частную сеть.

Хорошо зарекомендовали себя и программы помощи людям, ухаживающим за престарелыми родственниками. Такие программы позволяют на время оставить своих престарелых родственников и включают в себя:

- оказание в течение дня медицинской и социальной помощи, в которой родственники нуждаются, порой, не в меньшей мере, чем сами стареющие люди;

- индивидуальные и семейные консультации;

- помощь на дому;

- группы поддержки;

- специальные образовательные и тренинговые программы.

Финансирование таких программ может быть смешанным. К тому же нереалистично ожидать, что государство может охватить все аспекты социальной поддержки старшего поколения. Не случайно эксперты ООН рекомендуют поощрять деятельность благотворительных организаций, в которых значимую роль могли бы сыграть пожилые люди. Так, по некоторым данным, от 1/4 до 1/3 пожилых людей США в той или иной форме добровольно оказывают услуги людям, нуждающимся в них. Обратимся к опыту этой страны, хотя бы потому, что традиционно, со времен А. де Токвиля, она считалась страной добровольных ассоциаций. Большинство привлекаются к такой деятельности через разного рода программы помощи, финансируемые государственными, общественными организациями, учебными заведениями, фирмами, концернами. Основными целями таких программ являются: предоставление пожилым людям возможности принести пользу другим людям, заслужить уважение, формирование в обществе уважительного отношения к старшему поколению, использование опыта данного поколения в решении социальных проблем и т.д. Обычно добровольцы расходуют на выполнение своей работы от 6 до 20 часов в неделю. Иногда для них организуются вечера отдыха, им могут вручаться небольшие вознаграждения, бесплатное медицинское обследование (раз в год). Примером подобного рода программ могут быть ”Бабушки и дедушки”, “Пенсионеры-компаньоны”. Как правило, к участию в таких программах отбираются лица в возрасте 60 лет и старше с доходами на уровне минимальных, чтобы, оплачивая отчасти их услуги, оказывать им материальную поддержку. Пожилые люди (бабушки и дедушки) привлекаются к общению с детьми, проживающими в домах для детей с физическими, умственными, эмоциональными расстройствами, и нуждающимся в особом внимании и уходе. Обычно каждый из них обслуживает двух детей, постоянно общается с ними, действительно становясь для них любящими бабушкой или дедушкой. Добровольцы приходят домой к пожилым людям, инвалидам, поддерживают с ними постоянные контакты, регулярно оказывают подопечным необходимые услуги, гуляют, беседуют с ними, практически становятся компаньонами этих людей.

В заключение подчеркнем, что столь извечная вещь – старость – все еще остается во многом “вещью в себе” и для теоретиков, и для практиков социальной работы. Тем не менее, недопустимость сведения процесса старения к приспособлению, а социальной работы с пожилыми людьми, в этой связи, к технологии социальной адаптации, очевидны. Такой подход при всей его направленности на помощь самому себе – слишком узкий, не оставляющий этим людям “почти никакой возможности дышать”. Но такая возможность – “дышать” - возрастает при определении старения как наиболее возможного количества свободы и ответственности. И тогда применение и развитие технологий поддержания социальных способностей людей на индивидуальном и социетальном уровнях – базовое направление социальной поддержки стареющих людей.

 

Темы рефератов

 

1. Пожилые люди как субъект социальной работы.

2. Воспоминания как метод социальной работы с пожилыми людьми.

3. Взаимопомощь в социальной работе с пожилыми людьми.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите главные отличия понятия ”пожилые люди” от других: “пенсионеры”, люди “третьего” и “четвертого” возрастов.

2. Осуществите сравнительный анализ теорий старения как научного основания социальной работы с пожилыми людьми.

3. За какой из теорий старения закрепилось название самой бесчеловечной? Чем это обусловлено?

4. Назовите типичные ошибки социальной работы с пожилыми людьми.

5. Каковы типичные способы социальной работы с пожилыми людьми?

Задачи и упражнения

 

1. Используя материалы местной прессы, подготовьте сообщение о деятельности клубов пожилых людей на территории вашего города.

2. Изучите деятельность одной из групп самопомощи, расскажите о ней на ближайшем семинарском занятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.08 с.)