Определим абсолютное ускорение рассматриваемого движения через годограф абсолютной скорости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определим абсолютное ускорение рассматриваемого движения через годограф абсолютной скорости.



Физический механизм определения абсолютного ускорения рассматриваемого движения аналогичен механизму определения абсолютного ускорения при радиальном относительном движении по формуле (7.8*), т.е. через абсолютное ускорение, как центростремительное ускорение вписанной окружности. Однако вместо абсолютной скорости при радиальном относительном движении (Vc) в формулу (7.9) следует подставлять абсолютную скорость (Vс общ.), определённую с учётом нормальной составляющей относительной скорости (Vr общ.).

Кроме того, за счёт нормальной составляющей относительной скорости (Vr общ.) вектор абсолютной скорости (V(абс)общ) в рассматриваемом движении вращается не с угловой скоростью переносного вращения, а с угловой скоростью абсолютного вращения текущей (Ωn), которая равна сумме угловых скоростей переносного движения текущего (ωет) и угловой скорости текущей относительного движения, обусловленного перпендикулярной к радиусу составляющей относительного движения (ωrт):

 Ω(n) = ωет + ωrт    

Абсолютную линейную скорость спирали (Vс общ.) определим в соответствии с рисунком 7.10:

Рис. 7.5.1

Vс общ.= √ ((Vr + Vе)2 + V2r=)

С учётом оговоренных поправок перепишем формулу (7.9) применительно к абсолютному ускорению (а (абс)общГ) при относительном движении, направленном под углом 450 к радиусу переносного вращения:                        

а (абс)общГ = √ ((Vr + Vе)2 + V2r=) * Ω(n) = V с общ.* Ω(n)            (7.14)

2. Определим абсолютное ускорение классическим геометрическим методом по формуле (7.13) при относительном движении, направленном под углом 450 к радиусу:

2.1 Абсолютное ускорение в каждой точке текущего радиуса вращения без учёта ускорения Кориолиса, проявляющегося за счёт относительного движения с радиальной составляющей (Vr=) относительной скорости (Vr общ), представляет собой центростремительное ускорение текущее:

а цт тек = Ω(n)2 * Rт общ                                                                (7.15)

Перпендикулярно центростремительному ускорению текущему (а цт тек) действует ускорение Кориолиса, обусловленное радиальной составляющей скорости относительного движения. Поскольку переносная угловая скорость за счёт нормального к радиусу относительного движения непрерывно изменяется на величину нормальной составляющей скорости относительного движения, то в каждом минимальном интервале времени дифференцирования необходимо учитывать текущую абсолютную угловую скорость (Ωn = ωет + ωrт).  Тогда абсолютное ускорение геометрическое с учётом ускорения Кориолиса в нашей версии будет иметь вид (см. главу 4.3.):

а (абс)общ. геом =√ ((Ω n 2 * Rт общ)2 + (Ω n * Vr = )2)                                               (7.16)

2.2. Определим абсолютное ускорение геометрическое с учётом классического полного ускорения Кориолиса при относительном движении, направленном под углом 450 к радиусу.

Каждому значению текущего радиуса переносного вращения при наличии нормального к радиусу относительного движения соответствует абсолютная текущая переносная угловая скорость (Ω n = ωет + ωrт), которая является абсолютной угловой скоростью в текущем интервале времени дифференцирования. Для ускорения Кориолиса, обусловленного перпендикулярной к радиусу составляющей относительной скорости необходимо учитывать угловую скорость переносную текущую (ωет) или абсолютную угловую скорость на (n–1) шаге дифференцирования. Следовательно, для определения полного ускорения Кориолиса при произвольном направлении относительного движения в соответствии с классической моделью поворотного движения необходимо воспользоваться формулой (4.6.2).

а кк общ. = 2 * Ω(n) * Vr + 2 * Ω(n–1) * Vr                                                            

где:

Vr: радиальная составляющая относительной скорости;

Vr: перпендикулярная составляющая относительной скорости;

Ω(n): переносная угловая скорость на текущем радиусе, которая для радиального относительного движения является абсолютной;

Ω(n–1) = ωет: переносная угловая скорость на (n–1) шаге дифференцирования радиального относительного движения;

Запишем формулу (4.6.2) в алгебраическом виде, в котором дополнительное ускорение определяется, как корень квадратный из суммы квадратов катетов (2 * Ω(n) * Vr) и (2 * Ω(n–1) * Vr), поскольку составляющие ускорения Кориолиса, проявляющиеся при радиальном относительном движении и при нормальном к радиусу относительном движении, взаимно перпендикулярны:

а кк общ. = √ ( (2 * Ωn *Vr)2 + (2 * Ω(n–1) * Vr)2)                                          (7.17)

Подставляя в формулу (7.13) выражения (7.15) и (7.17), получим окончательно:                                 

а (абс)общКгеом =

=√ ((Ω2 n .общ. * Rт.общ)2 + (2 * Ωn * Vr )2 + (2 * Ω ( n –1) * Vr )2 )                       (7.18)

Напомним, что в нашей версии полное ускорение Кориолиса при произвольном направлении относительного движения с учетом абсолютной текущей угловой скорости определяется по формуле:

а к общ. = Ωn * Vr                                                                                                                        (4.4.3)

Используя полученные формулы, построим графики:

1. а ( цт) – график центростремительного ускорения вращательного движения с текущим физическим радиусом (абсолютное ускорение без учёта ускорения Кориолиса за счёт радиальной составляющей относительной скорости по формуле (7.15);

2. а (кк)общ.для Ω(абс) – графикклассического ускорения Кориолиса по формуле (7.17)

3. а ( абс)общ.Г – график абсолютного ускорения, рассчитанного по формуле (7.14);

4. а ( абс)общ. геом для а (к) – график абсолютного ускорения, рассчитанного классическим способом по формуле (7.16);

5. а ( абс)общ.К геом – график абсолютного ускорения, определенного через годограф абсолютной скорости по формуле (7.18);

6. а (к)общ – график ускорения Кориолиса в нашей версии по формуле (3.27): а к общ. = Ω*Vr;

7. а ( кк)общ – график классического ускорения Кориолиса (66.7);

Исходные данные практически те же, что и в предыдущем случае с некоторыми оговорками и дополнениями:

R н = 0 (м) – радиус вращения начальный;

Ωабс.= ωе + ω r т – угловая скорость абсолютного движения;

Vr общ. = 50 (м / с) – относительная скорость тела в относительном движении произвольного направления.

Графики построим для относительного движения как в области, расположенной вблизи центра вращения, так и в областях, отдалённых от центра вращения в интервале времени ≈ 2,5с (см. Рис.7.5.2) и ≈ 10с (см. Рис. 7.5.3) с дискретностью Δt = 0,025 c. На рисунке (7.5.4) графики (а (к)общ)и (а (кк)общ) показаны отдельно.

 

 

 

Рис.7.5.2

Рис.7.5.3

Рис. 7.5.4

Резкое уменьшение радиуса переносного вращения в области близкой к центру вращения при неизменной нормальной к радиусу составляющей относительной скорости приводит к резкому увеличению относительной угловой скорости, а, следовательно, и абсолютной угловой скорости, что в свою очередь приводит к увеличению абсолютного ускорения. Поэтому в области, лежащей вблизи центра переносного вращения, графики абсолютного ускорения устремляются в бесконечность. Однако, как и в случае радиального относительного движения, в точке соответствующей центру вращения абсолютное ускорение в обеих версиях соответствует ускорению Кориолиса в одноимённых версиях. 

В нашем примере ускорение Кориолиса для радиального относительного движения в нашей версии, удовлетворяющее исходным данным равно 70,7 м/с2. На Рис. (7.5.2) видно, что абсолютное ускорение (а (абс)общ.Г) и (а (абс)общ.геом.) в точке соответствующей центру переносного вращения имеет минимальное значение, равное ускорению Кориолиса, обусловленного радиальной составляющей относительного движения в нашей версии, т.е. 70,7 м/с2. График абсолютного ускорения классического геометрического (а (абс)общ.Кгеом.) имеет минимальное значение в точке центра вращения равное 141,42 м/с2, что соответствует классической версии ускорения Кориолиса по первому варианту.

Причём если в центре переносного вращения абсолютное ускорение определяется величиной ускорения Кориолиса, то с увеличением радиуса вращения абсолютное ускорение определяется в основном центростремительным ускорением переносного вращения. На Рис.7.5.3 уже через 10 секунд радиального движения все кривые практически сливаются с графиком центростремительного ускорения. Как видно из рисунка 7.5.2 и 7.5.3 абсолютное ускорение, рассчитанное по формуле (7.18) с учётом классического ускорения Кориолиса значительно превышает абсолютное ускорение, рассчитанное по формуле (7.16) с учётом нашей версии ускорения Кориолиса, а также текущее переносное ускорение по формуле (7.15). Причем это наблюдается даже в областях достаточно удаленных от центра вращения, где переносная угловая скорость текущая меняется незначительно.

Это косвенно подтверждает нашу версию ускорения Кориолиса, в соответствии с которой дополнительное связующее ускорение при нормальном к радиусу относительном движении не является ускорением Кориолиса, а входит в состав переносного ускорения вращательного движения.  В классической версии дополнительное связующее ускорение, которое фактически является частью переносного ускорения, рассматривается как ускорение Кориолиса, поэтому в классической версии сложного движения при наличии относительного движения, перпендикулярного радиусу дополнительное ускорение учитывается дважды: один раз автоматически в составе переносного ускорения и второй раз в составе абсолютного ускорения, как ускорение Кориолиса.

Несовпадение графика абсолютного ускорения, определенного через годограф абсолютной скорости (7.14) с графиком абсолютного ускорения по формуле (7.18) с учётом классического ускорения Кориолиса, точно так же как несовпадение графиков абсолютных ускорений в разных версиях при радиальном относительном движении свидетельствует о противоречии между теоремой Жуковского: «Скорость соответственной точки годографа равна полному ускорению точки, движущейся по траектории» и теоремой «О сложении ускорений», т.е. теоремой Кориолиса.

С одной стороны по Жуковскому полное ускорение любой движущейся точки равно скорости соответственной точки годографа (формула 7.7; 7.8). Однако с другой стороны ускорение Кориолиса, определенное в соответствии с теоремой о сложении скоростей и в соответствии с аналитическим выводом ускорения Кориолиса Жуковского, не соответствует ускорению Кориолиса, вычисленного через годограф абсолютной скорости.

Результаты классических методов определения абсолютного ускорения по формулам (7.2; 7.4) противоречат результатам определения абсолютного ускорения через годограф абсолютной скорости по формулам (7.7; 7.9) только за счет разного значения поворотного ускорения Кориолиса в той или иной версии в их составе. При подстановке в проверочную формулу (7.13) классического выражения для ускорения Кориолиса подтверждается классическая версия абсолютного ускорения и, наоборот, при подстановке в формулу (7.13) ускорения Кориолиса в нашей версии подтверждается значение абсолютного ускорения, определенного через годограф абсолютной скорости.

Таким образом, разрешение этого противоречия лежит только в области разрешения противоречий поворотного ускорения Кориолиса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.013 с.)