Урок 18. Контрольная работа № 1 (диктант с языковым анализом). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 18. Контрольная работа № 1 (диктант с языковым анализом).



        Цели работы: 1) проверить уровень подготовки учащихся по орфографии и пунктуации в рамках изученного в начальных классах; 2) проверить умения, сформированные по итогам изучения разделов «Фонетика» и «Графика».

                                                  Диктант

                                                 Берёза

  Я люблю смотреть на берёзу за моим окном.

  Зимой она покрыта серебристым снегом. После снегопада её гибкие ветви опускаются до самой земли. Красногрудые снегири садятся на берёзу, и снег с веток падает хлопьями.

  Весной на берёзке появляются клейкие листочки. Маленькие зелёные серёжки украшают её тонкие веточки.

  Лето – чудесное время года. Летом берёза одевается в пышный зелёный наряд.

   Осенью этот наряд становится ярким и пёстрым. В кудрявой зелени появляются жёлтые пряди.

  Хороша русская берёза в любое время года!

                                                                                                          (77 слов)

                                        Языковой анализ текста

1. Выделите корни с безударными проверяемыми безударными гласными в словах предложения Весной на берёзке появляются клейкие листочки. Укажите проверочные слова или формы.

2. Выпишите из предложений второго абзаца однокоренные слова.

3. Проведите фонетический разбор существительных берёзка (1 вариант), серёжка (2 вариант).

Морфемика (6 часов)

Уроки 19-22. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова (§ 9; урок 19 -- тексты (с. 32-35), упр. 92-94; д. з.: ответы на вопросы (с. 33-34); упр. 91; резерв – упр. 90; урок 20 – упр. 95, 96, 98; 100, 102; д. з.: упр. 99; по желанию – упр. 97; индивидуальное задание – упр. 101; урок 21 – текст (с. 38), упр. 103; 104, 106; д. з.: упр. 107, 108; резерв – упр. 105; урок 22 – упр. 109; текст (с. 42), упр. 115, 116, 118; текст (с. 43), упр. 120 (1), 119; д. з.: упр. 111; по желанию – упр. 120 (2)); резерв -- упр. 114, 117).

  Основные цели системы уроков по теме – формировать представление о морфеме как мельчайшей значимой части слова и вырабатывать умение воспринимать слово как единство лексического и грамматического значений.

  Осмысления того, что каждая морфема выражает определённое значение, можно добиться путём сопоставления этой единицы языка с уже изученными: звуками, слогами. Чтобы подвести учащихся к усвоению новой информации о строении слова (морфемном), на первом уроке изучения темы проведём опрос: Что вы узнали о строении слова в ходе изучения раздела «Фонетика»? О каких ещё частях слова вы узнали, изучая раздел «Орфоэпия»? На какие части мы делим слово с точки зрения раздела «Графика»?

  Предложим учащимся сначала сосчитать количество звуков, слогов, букв в словах въедут, котёнок (слова запишем на доске), а затем попросим подумать, на какие части ещё можно поделить эти слова. Сразу обратим внимание ребят, что, в отличие от звуков, слогов и букв, морфемы выражают определённое значение.

  На уроке 20 учим использовать словарик значения морфем. Организуя эту работу (упр. 95), предложим следующие задания: 1) Назовите морфемы, значение которых раскрывается в словарике. 2) Объясните, какие сведения указаны в колонках? 3) Постройте высказывание об одной из морфем по образцу: С помощью приставки без- (бес-) образуются существительные и прилагательные с общим значением «отсутствие чего-либо, противоположность», например, безрадостный, беспорядок.

В ходе наблюдения над стилистическими функциями словообразовательных морфем (упр. 100) поможем пятиклассникам понять, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами создают плавность и напевность звучания фольклорных произведений, а также передают характер русских людей, всегда способных к любви и состраданию, готовых согреть добрым словом.

Основная цель урока 21 – формировать представление о морфемной модели слова и вырабатывать способность определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова.

  После прочтения текста на с. 38 предложим ребятам сначала сформулировать значение слова модель (образец какого-либо изделия, а также образец для изготовления чего-либо), а затем подумать, какое определение можно дать термину «морфемная модель». Подведём учеников к выводу, что морфемная модель – это образец для построения слов определённой части речи, объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.

  На данном уроке знакомимучащихся с таким способом записи, как поморфемное письмо, основное назначение которого – помочь своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание в зависимости от того, в какой морфеме находится орфограмма. Посоветуем использовать эту форму записи как один из способов подготовки орфографического минимума.

  На уроке 21 продолжаем наблюдение над выразительными возможностями морфем. Поможем ребятам в работе с упр. 109 (1) понять, что в стихотворении создан поэтический образ зимы, а основная примета этого времени года – снег. С помощью слов с корнем -снег- (-снеж-) поэту удаётся передать читателю ощущение, что всё вокруг живёт и дышит зимой, всё наполнено её приметами.

  На уроке даём самое общее представление об этимологии как разделе лингвистики и знакомим с этимологическим словариком.

Уроки 23-24. Чередование гласных и согласных в морфемах (§10; урок 23 -- упр. 113, 110; текст (с. 44), упр. 121; текст (с. 46), упр. 123; д. з.: упр. 112; упр. 121 повторить; резерв – упр. 122; урок 24 – упр. 125, 126, текст (с. 47), упр. 128; текст (с. 48), упр. 131, 133; д. з.: на выбор: упр. 124, или 127, или 132).

  Важно, чтобы учащиеся поняли: чередование не приводит к изменению значения морфемы, а лишь меняет её звуковой и графический облик. В ходе обсуждения вопросов упр. 125 сформулируем выводы: 1) корень в словах каждой группы имеет различное произношение и написание, но одно значение, поэтому эти слова являются однокоренными; 2) слова с корнем, в котором происходит чередование гласных и/или согласных, являются исключением из правила о единообразном написании морфем.

  Итоги изучения раздела «Морфемика» подводим обсуждением высказывания Н. М. Шанского (упр. 133). Постараемся закрепить в сознании учащихся, что одним из основных условий выбора правильного написания является умение определить, в какой морфеме находится орфограмма.

            Лексикология (5 часов + 1 час – подготовка к сочинению)  

Уроки 25-27. Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения (§11; урок 25 -- тексты (с. 50-53); упр. 135-137; резерв – упр. 140; д. з.: пересказ текстов (с. 50-52); на выбор: упр. 138, или 139, или 142, или 143; урок 26 -- упр. 141; 144, 145; текст (с. 56), упр. 147, 148, 153; резерв – упр. 151; д. з.: пересказ текста (с. 56); на выбор: упр. 146, или 149, или 152, или 154; урок 27 -- упр. 155 (1-3), 156; устная часть упр. 159 (1), упр. 160, 161; д. з.: упр. 163, 159; по желанию – упр. 158).

   Основная задача уроков по теме – повторить и расширить изученные в курсе начальной школы сведения о лексике русского языка и систематизировать эти сведения в процессе выработки умения определять лексическое значение слов.

    Постараемся, чтобы ребята осознали важность изучения лексикологии: поможем в процессе работы с текстом на с. 50-51 понять, что без знания лексического значения слова невозможно употребить его в речи, а следовательно, передать собеседнику свои мысли и чувства.

Знакомя учащихся с толковым словариком (упр. 135), обратим их внимание на построение словарных статей и использование помет.

  Одно из назначений иллюстративного материала по теме – помочь ребятам понять, что рисунок необходим для толкования значений слов, называющих предметы, которые невозможно представить, потому что они или исчезли из повседневного обихода (предметы древности), или используются только жителями определённой страны, или нужны людям определённых профессий. Иллюстрации также используются для демонстрации отличий одного предмета от другого (упр. 160). Рисунки необходимы и в детских книгах, чтобы объяснить малышам, как выглядят предметы ещё незнакомого им окружающего мира. Все эти и другие выводы учащиеся изложат в сочинении-миниатюре (упр. 161).

Уроки 28-29. Тематические группы слов (§12; урок 28 –упр. 157, 162; текст (с. 60-61), упр. 165, 166; д. з.: упр. 167; 171; по желанию – упр. 168; урок 29 – упр. 170, 175; д. з.: упр. 169; по желанию: упр. 172 и/или 174; резерв – упр. 173).

  Ключевыми в изучении темы являются термины «родовые понятия» и «видовые понятия». Важно развести эти понятия в сознании ребят и научить использовать родовые понятия для толкования значения слов. Немаловажно также, чтобы пятиклассники не смешивали термины «однокоренные слова», «синонимы» и «слова одной тематической группы».

Урок 30. Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» (упр. 176 (2, 3), 177).

  К написанию сочинения учащихся подготавливает частичный смысловой анализ текста-описания природы В. Солоухина(упр. 176 (2, 3)).

Особое внимание при работе над текстом В. Солоухина уделяем использованию автором тех средств выразительности, которые помогают «увидеть» краски природы, «услышать» её звуки, почувствовать её настроение. Это яркая глагольная лексика (сияет, зеленеет, золотеет (индивидуально-авторская форма), дрогнула, надорвалась, надломилась), метафоры (звенит жаворонками (небо), дышит зноем, утопает в небесной лазури), олицетворения (дрогнула, надорвалась, надломилась (природа)), сравнительные обороты (как крик журавлей в небе, как жёлтый лист), ряды однородных членов.

Организуя рассмотрение картины, предложим учащимся вопросы: 1) Какое время года изобразил художник на картине? Какое время дня? 2) Опишите первый план картины (рябинник, белые полевые цветы, траву). Какое настроение создаёт пейзажа на первом плане? 3) Опишите второй план картины (небо, реку, деревья: берёзы, ивы). 4) Какую роль играет в пейзаже А. Рылова цвет?

Орфография (15 часов)

Уроки 31-33. Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии (§13; урок 31 -- тексты (с. 67-69); эпиграф; упр. 181; 176; резерв – упр. 179; д. з.: пересказ текста (с. 68-69); упр. 182, 134; по желанию – упр. 180; урок 32 – текст (с. 70), упр. 185, 186; резерв – упр. 183; д з.: пересказ текста (с. 70); упр. 186; по желанию – упр. 184; урок 33 – упр. 192; текст (с. 72), упр. 188, 190; резерв – упр. 191; д. з.: упр. 189).

  Цели уроков по теме: 1) дать представление об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов; 2) добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; 3) формировать представление об основном законе русской орфографии – требовании единообразного написания морфем и вырабатывать навык его использования.

  На уроке 31 поможем учащимся вспомнить, что разные стороны письменной речи изучаются в таких разделах, как графика, орфография и пунктуация. Цель работы с текстом (с. 67-68) -- осмысление необходимости изучения орфографии.

  Организуем рассмотрение первого форзаца и предложим учащимся сверять порядок своих действий при определении правильного написания со схемой. Уроки 34-37. Правописание корней (§14; урок 34 – упр. 193, 194; текст (с. 74-75), упр. 195; 197, 198; д. з.: упр. 196 (1), 203; по желанию – упр. 196 (2); урок 35 – упр. 204, 206; д. з.: упр. 202, 205; резерв – упр. 199; урок 36 – упр. 200; 207, 208, 212; резерв – упр. 211; д. з.: упр. 210, 213 (1, 2 (устно)); по желанию – упр. 213 (3); резерв – 209; урок 37 – текст (с. 81), упр. 214, 215; 218; д. з.: упр. 217 (1); по желанию – упр. 217 (3) и/или 216).

Система уроков нацелена на повторение и обобщение сведений о правописании гласных и согласных в корне и отработку умения определять написание, используя сведения о значении и происхождении слов. Работа с упражнениями параграфа тренирует учащихся в проведении смыслового и этимологического анализа с целью выбора правильного написания.

Уроки 38-40. Правописание окончаний (§15; урок 38 – упр. 220-222; д. з.: упр. 178; урок 39 – упр. 223; текст (с. 85), упр. 225, 228; д. з.: пересказ текста (с. 85); упр. 232, 227; урок 40 – упр. 228, 230; разученный диктант по тексту упр. 231; д. з: упр. 224, 229; по желанию – упр. 231 (3)).

  Рассмотрев примеры упр. 223 (1), ребята делают вывод, что однокоренные слова могут относиться к разным типам склонения, поэтому для правильного определения гласной в падежном окончании нужно прежде всего поставить существительное в начальную форму.

  Необходимо, чтобы учащиеся осмыслили термины «спряжение», «тип спряжения», «личные окончания глагола» и уяснили, что правила распространяются только на глаголы с безударными личными окончаниями.

Уроки 41-43. Правописание слов с ь и ъ (§16; урок 41 – текст (с. 88); упр. 233-236, текст (с. 89-90); упр. 238, 239; д. з.: выучить наизусть текст (с. 89-90); упр. 237; по желанию – упр. 240; резерв – упр. 235; урок 42 -- упр. 241, текст (с. 91), упр. 242, 247; д. з.: упр. 246; по желанию – упр. 243; урок 43 – текст (с. 94), упр. 248; 249, 255; текст (с. 96), упр. 256; резерв – упр. 251, 254; д. з.: упр. 257, 252).

Цель уроков по теме -- повторить, расширить и обобщить изученные в начальной школе сведения об использовании ь и ъ.

  Изложив содержание схемы упр. 236, работу по систематизации сведений о написании ь ребята продолжат переработкой информации, которую содержит текст: на его основе составляется таблица (см. задание после текста). Обратим внимание учеников, что важная информация оказалась представленной в трёх разных формах: подробно в схеме упр. 236, в сжатом виде в тексте и в таблице.

  На уроке 43 предоставим возможность учащимся попытаться самостоятельно сформулировать правило написания разделительных ь и ъ по схеме и затем внести коррективы в ответы одноклассников.

  В слабом классе дадим образец ответа по левой части схемы, после чего ребята самостоятельно составляют высказывание по правой её части.

Урок 44. Слитные, дефисные и раздельные написания (§17; упр. 250, 253; 258 (1, 2); текст (с. 98), упр. 260, 261; 264; д. з.: упр. 262, 263; по желанию – упр. 258 (3); резерв – упр. 259

В процессеработы с упр. 258 ребята осознают важность соблюдения на письме правил о слитном и раздельном написании слов. В слабом классе предложим сопоставить деформированный текст с записью на доске: Сугробы снега вьюги намели, и у ворот, как баржа на мели, полуторка стоит. Ну и занос! Я вышел за ворота, а мороз как затрещит и хвать меня за нос. (Я. Козловский)

  Поможем ребятам определить назначение частицы не (упр. 260 (1)) – придавать значение отрицания всему высказыванию или отдельным его частям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.024 с.)