По учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова



Планирование уроков русского языка в 5 классе

По учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова

(М.: Мнемозина, 2008)

204 ч

(6 ч в неделю)

          

Главная цель предлагаемого планирования – помочь учителю реализовать основные идеи программы С. И. Львовой (С. И. Львова. Программа по русскому языку для 5-9 классов (М.: Мнемозина, 2008), в которой отражены современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных стандартах.

 Методическая система направлена на интенсивное речевое развитие школьников: выработку способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), овладение умением правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Особенностью курса также является ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала. Изучаемые единицы языка рассматриваются в аспекте использования их в речи, реализации их коммуникативных и эстетических возможностей. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Предлагаемое планирование позволяет организовать эффективную работу по учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс» (М.: Мнемозина, 2006), построенному в соответствии с программой С. И. Львовой. Подробные поурочные разработки всех тем курса, отражающие опыт преподавания по заложенной в учебнике методической системе, содержатся в книге «Уроки русского языка в 5 классе» (М.: Мнемозина, 2006).

1 четверть (54 часа)

Урок 1. Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка (§1; упр. 1, 3; эпиграф; д. з.: рассказ об учебнике по плану: 1) обложка; 2) форзацы; 3) условные обозначения; 4) содержание каждой части; 5) оформление).

Основная задача урока – познакомить с учебником, его содержанием и структурой, способами предъявления теоретического материала и основными типами упражнений, а также дать общее представление о содержании курса русского языка в пятом классе.

Организуем рассмотрение обложки, титульного листа, форзацев; познакомим ребят с условными обозначениями, вынесенными на обороте титула, и попросим найти примеры таких обозначений на страницах книги. Обратим внимание пятиклассников на особенности предъявления теоретических сведений (текст, таблица, схема), а также на большое количество рисунков, фотографий, репродукций картин. Работа с упр. 3 предполагает ознакомление с частью третьей учебника – справочными материалами.

Урок 2. Лингвистика – наука о языке и речи (§1; упр. 2, 4; д. з. – упр. 3).

Анализируя текст параграфа, учащиеся усваивают значение термина лингвистика (языкознание, языковедение) и получают общее представление о круге изучаемых лингвистикой вопросов и о её разделах.

Работа с текстом упр. 2 подводит ребят к осознанию основных задач изучения родного языка в школе: усвоить основные сведения о языке, его законы (правила), овладеть правильной и выразительной устной и письменной речью.

В ходе рассмотрения фотоколлажа (упр. 4 (3)) организуем беседу о том, что язык служит для общения и дарит людям возможность обмениваться своими мыслями и чувствами в самых разных ситуациях: во время отдыха, в процессе обучения, в профессиональной сфере. Язык позволяет общаться не только в устной, но и в письменной форме, поэтому люди обладают опытом многих поколений человечества, сохранённом в книгах.

Самостоятельная работа

1. Словарный диктант (упр. 44, 63 – орфографический минимум).

Примечание. Учитель составляет диктант объёмом 15-20 слов на материале двух упражнений. Например: Освещать, фонарь, местность, природа, количество, осадки, молотьба, просьба, сдать, указка, выражение, вокзал, майонез, экзамен, фонетика, орфоэпия, лингвистика.

2. Разделите на слоги три слова из словарного диктанта (по выбору).

3. Спишите с доски слова и расставьте в них ударение.

Звонят, туфля, километр, договор, хозяева.

4. Затранскрибируйте три слова из словарного диктанта (на выбор).

5. Проведите фонетический разбор слов просьба (1 вариант) и вокзал (2 вариант).

Примечание. Словарный диктант и задания 2-5 оцениваются отдельно.

Графика (7 часов)

Уроки 12-13. Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование (§6; урок 12 – эпиграф; текст (с. 25-27); упр. 66, 67, 69; д. з.: упр. 65; индивидуальное задание – упр. 64; урок 13 – упр. 70; д. з.: упр. 68).

  Постараемся добиться от учащихся осознания важности для человека возникновения письменности. В ходе обсуждения высказывания Я. К. Грота подведём ребят к мысли, что с помощью письма знания и опыт многих поколений человечества сохраняются, накапливаются и передаются через века и даже тысячелетия и, таким образом, могут быть использованы новыми поколениями.

Организуя сопоставление современного русского и старого славянского алфавита, обратим внимание ребят на количество букв и буквенный состав алфавита, на графическое изображение (начертание) букв, на их прочтение.

На уроке 13 закрепляем и проверяем знание русского алфавита и умение им пользоваться в работе со словарями.

Обсуждая тему сочинения-миниатюры (упр. 70), определим в самом общем виде сферы, в которых необходима систематизация большого объёма сведений в соответствии с алфавитным порядком: библиотеки, школы, поликлиники, справочные службы и др. Затем обратим внимание на то, что быстрое извлечение информации из справочной и учебной литературы (см. словари, алфавитные указатели в справочных и учебных изданиях) возможно лишь при условии знания, в какой последовательности располагаются буквы алфавита.

Уроки 14-15. Звуки и буквы (§7; урок 14 –упр. 71, 72, 75; 78; д. з.: упр. 88; урок 15 – упр. 79; упр. 73, 74, 76; д. з.: упр. 89).

Основные цели работы с материалом параграфа – осмысление различий между звуками и буквами и совершенствование умения проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слов.

Смысловой анализ текста упр. 78 станет продолжением беседы, начатой на уроке 12. Предложим ребятам подумать над вопросами: 1) Какое определение даёт Я. К. Грот устному слову? Почему? Какой форме речи учёный противопоставляет письменную речь? Подберите синонимы к прилагательному летучий, употреблённому автором. 2) Как вы понимаете выражение «Письмо… побеждает пространство и время»? 3) Постарайтесь объяснить, почему без письма невозможно существование достоверной истории. 4) Согласны ли вы с мыслью, что без письма невозможно существование науки? Обоснуйте свою точку зрения.

Уроки 16-17. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я (§8; урок 16 – упр. 77; 80, 81; д. з.: упр. 82; урок 17 – упр. 83, 85; 87; резерв – упр. 84; д. з.: упр. 86).

  Сосредоточим внимание учащихся на том, что в упр. 80 важные теоретические сведения предлагаются не в форме текста, а в виде схемы. Попросим их подумать, в чём заключаются различия текста и схемы, и поможем понять, что схема содержит основные сведения по определённой теме в самом кратком виде: в ней указываются ключевые понятия темы и обозначаются связи, которые между этими понятиями существуют. Кроме того, в виде схемы удобно показывать различного рода классификации, наглядно представляющие сходства и отличия явлений, понятий и фактов определённой области знаний.

В слабом классе и в классе средней успеваемости определим порядок прочтения схемы. Чтобы активизировать возможности зрительной памяти ребят, обратим их внимание на использование в схеме различных фигур и цвета.

Диктант

Поздняя осень

Поздняя осень. По серому небу плывут низкие, тяжёлые облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко зеленеют сквозь сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

Снегири выбрались из леса и появились в садах и огородах. Дрозды ещё не улетели. Их манят в сады и рощи яркие кисти рябины и калины.

Я люблю позднюю осень во всех её проявлениях.

(80 слов)                                                               (По С. Аксакову)

Примечание. Объясним пятиклассникам написание наречия насквозь.

                     Языковой анализ текста.

1. Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм. Каждый пример пишите с красной строки. Орфограммы объясните графически.

2. Запишите по два примера однокоренных слов к словам облетели (1 вариант), сохраняют (2 вариант).

3. Проведите фонетический разбор слов деревья (1 вариант) и листья (2 вариант).

*4. Выпишите из текста пары однокоренных слов.

Уроки 46-48. Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке (§18; урок 46 – тексты (с. 101-103), упр. 267, 269, 272, 276; д. з.: пересказ текстов (с. 101-103); упр. 268; резерв – упр. 173; урок 47 – упр. 277 (предложение 2), упр. 278, 279; д. з.: упр. 277 (предложение 1); упр. 270; индивидуальное задание – упр. 275; урок 48 – текст (с. 106-107), упр. 282, 284, 285; упр. 270 (проверка); резерв – упр. 286; д. з.: упр. 271; по желанию -- упр. 281, 283).

Основные задачи уроков по теме – добиваться понимания того, на основе каких признаков все слова делятся на части речи (вопрос, грамматическое значение, грамматические (морфологические и синтаксические) признаки, типичные суффиксы и окончания) и вырабатывать умение проводить последовательный грамматический анализ самостоятельных и служебных слов с целью их квалификации и правильного использования в речи.

  Напомним ребятам, что на втором форзаце учебника представлена подробная информация о частях речи, и организуем его рассмотрение.

Урок 49. Образование форм слова с помощью окончания (§19; текст (с. 109-110); упр. 289, 290; 294, 297, 292; резерв – упр. 291, 296; д. з.: упр. 293, упр. 280; индивидуальные задания -- упр. 288, 295, 298 ).

  На данном уроке повторяем и углубляем сведения о механизме формообразования в русском языке (схема на с. 109), а также учимсоотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема.

   Поможем пятиклассникам в работе с упр. 289 вспомнить, что корень слова заключает в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов, а основа выражает лексическое значение конкретного слова.

  В ходе анализа таблицы упр. 294 подведём учащихся к осмыслению того, что в изменяемых самостоятельных частях речи нулевое окончание выделяется, так как, несмотря на отсутствие материального выражения, такая морфема имеет смысловое наполнение – выражает различные грамматические значения.

Уроки 50-54. Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка (§20; урок 50 – упр. 299;текст (с. 113-114); упр. 301, 302; д. з.: пересказ текста (с. 113-114); упр. 201; урок 51 – упр. 303, 304, 141; 266; д. з.: упр. 300; повторить упр. 266; урок 52 – упр. 164 (устно), 306, 307; д. з.: упр. 305; урок 53 – текст (с. 116), упр. 308, 310; текст (с. 117-118), упр. 314, 315, 317; д. з.: на выбор: упр. 316 (одна из ситуаций) или 318; индивидуальные задания – упр. 311, 312, 319; по желанию – упр. 313).

Цели уроков по теме: 1)дать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств и отрабатывать умение исправлять и предупреждать их нарушения; 2) формировать представление об основных требованиях к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность; 3) дать понятие о речевой ситуации и учить использовать этикетные слова в соответствии с ситуацией общения.

Знакомя пятиклассников с языковыми нормами (стр. 113-114), попросим их привести примеры на каждый вид нормы и поможем им в этой работе.

  Редактируя текст упр. 301, ребята отмечают, что нарушены орфоэпические нормы (ща, чё, позвонит), грамматические (идтить, ихний (неправильно образованы формы слов)), лексические (типа, как бы (слова-паразиты)). Работа с упр. 304 подведёт к выводу, что необходимым условием соблюдения лексических норм является знание точного лексического значения слова.

  На уроках 52-53 формируем представление о речевой ситуации и совершенствуем умение уместно использовать этикетные формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности в разных ситуациях речевого общения.

  Подведём итоги рассуждений ребят по теме упр. 307 и продолжим их мыслью о том, что хорошая речь всегда правильная (соответствующая языковым нормам), но не всякую правильную речь можно назвать хорошей, так как существуют такие требования, как точность, ясность, чистота и выразительность. 

В сильном классе можем предложить задание за отведённое время сформулировать и записать правила речевого поведения, выраженные в пословицах (упр. 308), например: 1) Сначала подумай, потом говори. 2) Умей слушать. 3) Будь доброжелательным в общении.

  На уроке 54 подводим итоги работы в первой четверти: даём общую оценку работе, объявляем оценки, выражаем пожелания.

 

II четверть

Уроки 55-56. Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса (§22; урок 55 – эпиграф к разделу; тексты (с. 121-123); упр. 322, 323; текст (с. 126), упр. 329, 330; резерв – упр. 321; д. з.: зад. 3 (с. 123), упр. 352 с доп. зад: обозначить главное и зависимое слово в словосочетаниях, поставить вопрос (в слабом классе); составить модели словосочетаний (в сильном классе); урок 56 – упр. 324, 325, 328, 331; резерв – упр. 326, 333; д. з.: упр. 334, 337).

На уроках по теме «Словосочетание» стараемся добиться от учащихся осмысления не только основных признаков словосочетания, но и функции в речи: словосочетания более точно, чем слово, называют какой-либо предмет или явление и могут способствовать созданию его яркой характеристики, выразительного образа, ср.: гнедой конь – златогривый конь (упр. 330).

  Чтобы разбор словосочетания (упр. 331) не стал формальностью, необходимо, чтобы учащиеся осмыслили логику анализа этой единицы синтаксиса: от определения модели, по которой строится словосочетание, – к определению типа смысловых отношений между главным и зависимым словами (от анализа структуры – к анализу семантики). Особое внимание уделим построению высказывания в процессе устного разбора.

Урок 57. Подготовка к сочинению по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 336; д. з.: сочинение по картине).

  Попросим ребят вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений (пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцеве»), портрет М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

После этого отметим, что картина «Юный живописец» относится к бытовому жанру -- жанру изобразительного искусства, посвящённому отражению событий и сценок из повседневной жизни.

  Поможем учащимся изложить сюжет картины: И. И. Фирсов изобразил юного художника, создающего портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого ребята описывают расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

  В завершение предложим описать мастерскую художника (задний план: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины).

Словарная работа может включать определение лексических значений малознакомых слов (интерьер, манекен, мольберт, палитра, цветовая гамма), а также лексический анализ данных в упр. 336 словосочетаний.

Уроки 58-59. Предложение как единица синтаксиса (упр. 332; §23; урок 58 -- тексты (с. 129-130), упр. 338, 339; д. з.: пересказ текстов (с. 129-130), упр. 342 (1), по желанию – упр. 340; урок 59 -- упр. 341, 343-345, текст (с. 132-133), упр. 348 (1, 2), 349, 346; резерв – упр. 342 (2); д. з.: упр. 351, 335 с доп. зад: сделать интонационную разметку четверостишья и подготовить выразительное чтение наизусть; по желанию – упр. 347, 348 (3)).

  Уже на первом уроке изучения темы обратим внимание ребят на то, что предложение может состоять из одного слова, которое будет являться его грамматической основой. Постараемся также добиться от учащихся понимания термина «интонационная законченность» предложения. Эти важные признаки отличают предложение от словосочетания. Цель работы с упр. 338 -- закрепление сведений о смысловой и грамматической связи слов в предложении, а также о связи предложений в составе текста.

  Важно, чтобы учащиеся поняли необходимость использования интонационных возможностей речи: от постановки логического ударения зависит смысл высказывания; общий тон позволяет передать различные чувства; с помощью различной мелодики мы создаём интонационный рисунок -- делаем речь выразительной; паузы позволяют выделить различные элементы в составе высказывания и отделить высказывания в составе текста.

На уроке 59 ещё раз разведём в сознании учащихся понятия «интонация» и «эмоциональная окраска» предложения. Постараемся ввести в активную речевую практику понятия вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация; интонация перечисления, предупреждения, противопоставления. Важно, чтобы ребята осмыслили связь между произнесением предложения с определённой интонацией и соответствующими знаками препинания, одна из важнейших функций которых -- обозначение характера интонации на письме. Обратим внимание учеников на то, что на письме с помощью запятой передаётся интонация перечисления, с помощью двоеточия – интонация предупреждения, с помощью тире – интонация противопоставления, пояснения и т. д.

Уроки 60-61. Главные члены предложения (§24; тексты (с. 134-136), упр. 353, 356, 359; д. з.: пересказ текстов (с. 134-135); упр. 355, по желанию – упр. 354; урок 61 – упр. 357, 360; текст (с. 137), упр. 363 упр. 369; резерв – упр. 361, 362; д. з.: упр. 357 повторить; на выбор: упр. 364, или 366, или 367).

  В ходе работы над текстом (с. 134) учащиеся должны соотнести понятие «главные члены предложения» с термином «грамматическая основа предложения», который впоследствии они будут активно использовать.

На уроке 60 анализируем конструкции с прямым дополнением, например: 1) Зимой стекло покрывает морозный узор. 2) Этот альбом с марками мальчику подарил отец. 3) Части словосочетания связывают смысловые отношения.

На уроке 61 отрабатываем умение находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение.

Уроки 62-64. Второстепенные члены предложения (§24; урок 62 – текст (с. 139-140), упр. 370; д. з.: пересказ текста (с. 139-140); на выбор: упр. 372 или 373; индивидуальное задание – упр. 371; урок 63 – упр. 374-376; д. з.: упр. 377; урок 64 – упр. 378-382; д. з.: на выбор: упр. 385 или 383).

  Основные задачи уроков по теме -- повторить и углубить сведения о второстепенных членах предложения и способах их выражения и отрабатывать умение проводить разбор простого предложения по членам.

Один из вариантов подхода к теме – выполнение следующего задания.

Задание. Подчеркните в предложении второстепенные члены. Составьте план действий, которые вы выполнили, чтобы найти эти члены предложения. Опираясь на этот план, расскажите о признаках, по которым мы «узнаём» каждый из второстепенных членов. Предложение: Наш добрый Дружок всегда радостно приветствует гостей заливистым лаем.

Выполняя задание, учащиеся составляют следующий план: 1) Определяем, от какого члена предложения зависит этот второстепенный член. 2) Задаём вопрос к второстепенному члену. 3) Выясняем, какое значение имеет второстепенный член (что обозначает). 4) Определяем, какой частью речи этот второстепенный член выражен.

Важно, чтобы учащиеся при определении второстепенных членов      научились различать смысловой и падежный вопросы. Так, от сказуемого приветствует к обстоятельству лаем учащиеся задают вопросы как? каким образом?, поскольку в данном случае существительное, выполняя роль члена предложения, обозначает не предмет, а способ действия. Напомним, что смысловой вопрос совпадает с падежным у подлежащего и дополнения.

Прочитав текст без второстепенных членов (упр. 370 (2)), пятиклассники делают вывод, что второстепенные члены позволяют уточнить, о каком именно предмете идёт речь в предложении (первая (пирамида)), описать его (гигантские камни); с их помощью мы узнаём, когда, как долго, где и каким образом происходило действие, которое называет глагол-сказуемое (появилась давно, постепенно росла, укладывали на самом верху, доставляли на салазках) и т. д.

  На уроке 63 отрабатываем умение опознавать образные определения (эпитеты), отличать их от собственно определений и использовать в речи. С этой целью в сильном классе можно провести выборочно-распределительный диктант.

Задание. Распределите словосочетания в два столбика: определяемое слово + определение, которое не является эпитетом; определяемое слово + эпитет.

  Золотые косы, длинная коса, стальной характер, хорошие манеры, светлое настроение, честный поступок, потрясающее событие, вчерашняя газета, зеленокосая берёзка, высокий дуб, роскошная крона.

Урок 65. Сжатое изложение-миниатюра (упр. 351; д. з.: упр. 384).

  Если на уроке литературы рассказ Л. Андреева «Кусака» ещё не изучался, учитель излагает содержание 1-4 глав, а затем учащиеся внимательно читают пятую главу и определяют её главную мысль и основное настроение, которое передаёт автор, – настроение отчаяния и безысходности.

  На следующем этапе работы определяем, каким образом автору текста, который нужно будет изложить ученикам, удалось передать эту мысль и это настроение. Для этого обращаем внимание на композицию, типологию текста и те языковые средства, которые были использованы Андреевым.

Прежде всего определяем количество частей – три; затем выясняем, какие типы речи использовал автор: описание действий (часть 1), описание состояния природы (часть 2), описание внутреннего состояния живого существа (часть 3). После этого определяем, какие подробности при сжатом изложении содержания каждой части можно опустить, рассказывая о том, как безоглядная любовь Кусаки к людям, её безграничное доверие натолкнулись на человеческий эгоизм и равнодушие. Напомним ребятам о необходимости сохранить мысль о том, что нет ничего страшнее, когда потеряна вера в существование любящего сердца, и передать всю глубину отчаяния Кусаки, вновь оказавшейся в одиночестве.

Уроки 66-67. Виды предложений по цели высказывания (§25; урок 66 -- тексты (с. 146-147), упр. 387; д. з.: пересказ текста (с. 146), на выбор: упр. 389 или 388 (сочинение-миниатюра); урок 67 – текст (с. 147), упр. 390, 391, 393, 399, резерв – упр. 396, 397; д. з.: на выбор: упр. 392 или 395).

  Чтобы выяснить, какие трудности испытывают пятиклассники при разборе предложений по членам, предложим самостоятельную работу.

Задание 1. Запишите текст, разберите два предложения (на выбор) по членам.

Осенью я часто ночую в беседке. По утрам в беседку с удивлением заглядывают воробьи. Их смертельно занимают мои часы. Воробьи осторожно подбираются к ним, слушают тиканье, а потом сильно клюют часы в циферблат. (По К. Паустовскому)

  Основная задача уроков по теме – осмысление термина «цель высказывания». С целью такого осмысления соотнесём это грамматическое понятие с действительностью. Прежде чем обращаться к тексту учебника, можно предложить пятиклассникам выполнить такое задание: записать те высказывания, которые были произнесены Вами после того, как ученики сдали тетради (листки) с выполненной самостоятельной работой. Ученики запишут примерно следующее: Трудной ли вам показалась самостоятельная работа? Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число. Сегодня мы вспомним, что нам известно о видах предложения по цели высказывания. На основе записанного и может состояться предварительная беседа по теме урока.

Урок 68. Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) (§26; текст (с. 149-150), упр. 401, 407, 403, 404; резерв – упр. 405; д. з.: упр. 400, 406 (1); индивидуальное задание – упр. 402).

  Основная цель работы с текстом на с. 149-150 осмысление термина «вид предложения по эмоциональной окраске» (не «по интонации»!). Учащиеся уже знают о том, что существует вопросительная интонация, интонация перечисления и т. д., поэтому не следует путать эмоциональную окраску (окрашенность чувством и, как средство выражения различных чувств, – повышение тона) и интонацию как грамматические понятия.

Урок 69. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые) (упр. 406 (2); §27; текст (с. 153), упр. 409, 410; д. з.: на выбор: упр. 406 (2) или 411.

При изучении данной темы важно, чтобы ребята осознали принцип классификации. С этой целью можем попросить охарактеризовать нераспространённые предложения, в которых в состав грамматической основы входят однородные подлежащие (однородные сказуемые).

Уроки 70-71. Виды предложений по количеству грамматических основ (§28; урок 70 – текст (с. 155-156), упр. 413, 415, 417; д. з.: пересказ текста (с. 155-156; упр. 414; по желанию – упр. 416; урок 71 – упр. 368, 418, упр. 419, 408, 422; д. з.: на выбор: упр. 420 или 421 (1); по желанию – упр. 421 (2, 3)).         

  Цели уроков: 1) формировать представление о структурных и интонационных различиях простых и сложных предложений; 2) отрабатывать умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений; 3) тренировать в умении проводить пунктуационный анализ сложных предложений.

Уроки 72-77. Простое осложнённое предложение (§29; урок 72 – тексты (с. 159, 161), упр. 423, 424; 427 и/или 428, 431; д. з.: пересказ текста (с. 160), упр. 425, по желанию – упр. 430; урок 73 – текст (с. 163), упр. 432-435; д. з.: упр. 438, 426, по желанию – упр. 436; урок 74 – упр. 437; текст (с. 165), упр. 439, 441; д. з.: пересказ текста (с. 165); упр. 440, 442; индивидуальные задания по упр. 444; урок 75 – упр. 445-447; резерв – упр. 443; д. з.: упр. 449; повторить упр. 422; урок 76 -- текст (с. 168-169), упр. 450, 451, 454; д. з. упр. 454; на выбор: упр. 452 или 453; урок 77 – текст (с. 170), упр. 455, 456, 459; д. з.: выучить текст (с. 170), упр. 457).

  Пятиклассники уже знают о том, что в простом предложении второстепенные члены помогают говорящему и пишущему дать более полную информацию о предмете речи и о действиях, которые этот предмет производит. Начнём беседу о простом осложнённом предложении с определения значений, которые могут быть выражены синтаксическими конструкциями, осложняющими его структуру и семантику.

Объясним пятиклассникам, что, если нам необходимо дать более полное представление о чём- или о ком-либо, или выразить своё отношение к тому, о чём мы говорим, или назвать того, к кому мы обращаемся, нам необходимо использовать такие слова или словосочетания, которые осложняют простое предложение. Эти слова или словосочетания могут быть главными или второстепенными членами предложения (однородные члены) или членом предложения не являться.

  На уроке 73, чтобы добиться от учащихся осознания принципиального различия конструкций с тире между главными членами и с тире перед обобщающим словом, ещё раз обратим их особое внимание на смысловые отношения между главными членами предложения, с одной стороны, и между однородными членами и обобщающим словом – с другой.

  Формируя представление об обращении (уроки 74-75), акцентируем внимание учащихся на следующих особенностях: 1) речевая роль (называть того, к кому обращаются с речью); 2) морфологические способы выражения (слово -- существительное в им. п. или сочетание слов); 3) интонационная особенность (в особых случаях может выделяться звательной интонацией); 4) грамматическая особенность (не является членом предложения); 5) пунктуационная особенность (на письме выделяется запятыми или восклицательным знаком).

  На уроке 76 постараемся добиться от учащихся осмысления следующих признаков вводных слов: 1) речевая роль (с их помощью говорящий выражает своё отношение к высказыванию); 2) смысловые группы; 3) грамматическая особенность (не являются членами предложения); 4) интонационная особенность (паузы, более низкий тон); 5) пунктуационная особенность (на письме выделяются запятыми).

На уроке 77 пятиклассники получают представление о сравнительном обороте: его роли в речи и выразительных возможностях, особенностях произношения и пунктуационного оформления, особенностях строения.

Уроки 78-79. Предложения с прямой речью (§30; урок 78 -- упр. 458; текст (с. 172-173), упр. 461, 464; д. з.: упр. 462; на выбор: упр. 463 или 460 с доп. заданием: включить в текст предложение с прямой речью; урок 79 -- упр. 467, текст (с. 175), упр. 468, 469; д. з.: на выбор: упр. 470 с доп. заданием – записать диалог в тетрадь, или 471, или 472; индивидуальные задания – сообщения по упр. 474, 475.

  Опыт показывает, что учащиеся часто не могут без специальных упражнений осмыслить понятия «прямая речь» и «слова автора», что влечёт за собой непонимание того, в какой последовательности расположены в предложении эти два составляющих. Это, в свою очередь, приводит к ошибкам в пунктуационном оформлении предложений с прямой речью. Поэтому в ходе анализа текста постараемся добиться осознания, что автором в предложениях с прямой речью является тот, кто передаёт чьи-либо слова и указывает, кому эти слова принадлежат и как они произносятся. Потренируем учащихся в определении слов автора и слов прямой речи, а также предложим самим выступить в роли автора и оформить чьё-либо высказывание как предложение с прямой речью.

Урок 80. Понятие о пунктуации. Знаки препинания (текст (с. 178-179), §31; упр. 477, 478 (1, 3), 480); резерв – упр. 479 (1); д. з.: пересказ текста (с. 178-179), упр. 481 476; по желанию – упр. 478 (2), 479 (2); индивидуальные задания -- сообщения по темам упр. 503 и 504).

Основная задача урока – добиться от учащихся осмысления роли пунктуационных знаков в письменной речи. Этому способствует работа с упр. 477. В сильном классе предоставим учащимся возможность выполнить его самостоятельно, а затем сверить результат с образцовым текстом.

Лесной котёнок

  Иду я с ружьём. Вижу: на полянке маленький котёночек ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая, глаза глупые. Схватил он в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку подбрасывает.

Надоела котёнку соломинка – за мухой погнался. Потом цветок лапой ударил. А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сбил его.

Ловко орудует задней ногой, как передней! Домашней кошке так не суметь. Котёнок не простой был. Это был рысёнок. (По Е. Чарушину)

      

  В слабом классе по усмотрению учителя проводится совместная работа по формированию предложений. Предварительно обсудим с учащимися, какие признаки необходимо учитывать при делении текста на предложения: смысловой признак (предложение содержит законченную мысль); интонационный признак (предложение характеризуется законченной интонацией); грамматический признак (в предложении должна быть грамматическая основа).

Урок 81. Основные разделы пунктуации (§32; урок 81 – упр. 482, 483; д. з.: пересказ текста (с. 181), упр. 485; индивидуальное задание – упр. 484; урок 82 – упр. 486, 490, 492, 494; резерв – упр. 487; д. з.: на выбор: упр. 429, или 491, или 489; урок 83 – упр. 495-497; резерв – упр. 499; д. з.: упр. 498; урок 84 – упр. 500, 502; изложение (упр. 505); д. з.: §32 повторить; на выбор: упр. 473 или составление диктовки из 10-ти предложений с различными пунктограммами.

На уроках по теме тренируем пятиклассников в умении проводить пунктуационный анализ изученных синтаксических конструкций.

Основная задача урока 81 – подвести учащихся к выводу, что знаки препинания в конце предложения являются выражением его эмоциональной окраски и цели высказывания. На уроке 82 повторяем и обобщаем сведения о расстановке знаков препинания внутри простого предложения на основе таблицы в упр. 486. По усмотрению учителя предлагается распределительный диктант.

  Задание. Заполните данными примерами таблицу упр. 486.

1. Пожелай нам, ветер, доброго пути (Г. Сапгир и Г. Циферов). 2. Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах (М. Пляцковский). 3. Чтение — вот лучшее учение. 4. Мерцают, как живые, росинки при луне (М. Пляцковский) 5. Мы, конечно, верим в чудеса.

  Изложение (упр. 505) проводим как обучающую работу – подготовку к написанию контрольного диктанта.

Диктант

  Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

  Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

  На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» -- пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому) (89 слов)

                              Языковой анализ текста.

1. Озаглавьте текст. Определите тип речи.

2. Найдите и укажите в предложениях текста обращение (1 вариант) и вводное слово (2 вариант).

3. Подчеркните в предложениях второго абзаца члены предложения.

4. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Составьте его схему.

Уроки 86-87. Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте (§33; урок 86 – тексты (с. 189-190), упр. 506-508; резерв – упр. 510; д. з.: пересказ текста (с. 189-190), упр. 509; урок 87 – упр. 511, 513-515; д. з.: на выбор: упр. 512, или 516, или 518).

  Одно из основных умений, которое должно быть выработано в ходе изучения темы, – это умение проводить смысловой анализ текста – главным образом, правильно и полно определять тему и основную мысль текста.

  Назначение упр. 507 – развести в сознании учащихся понятия «тема» и «идея» и отработать умение отражать тему и идею в заголовках текстов. Ребята могут предложить следующие заголовки: «В тайге» и «Тишина хвойного царства» для первого текста; «В пустыне» и «В жаркой пустыне» -- для второго. Урок 88. Типы речи. (§ 34; урок 88 – текст (с. 195-196); упр. 520, 521; д. з.: пересказ текста § 34; на выбор: упр. 519, или 523, или 525, или 570; урок 89 – упр. 526, 507, 509, 528; д. з.: на выбор: упр. 529 или орфографический анализ текста 2 упр. 526; по желанию – упр. 526 (3); урок 91 – упр. 531, 534, 533; резерв -- упр. 538; д. з.: на выбор: упр. 532 или сжатый пересказ сказки В. Бианки (см. упр. 533); урок 92 -- упр. 535, 540, 539, 567, 568; резерв – упр. 537; д. з.: на выбор: упр. 542, или 543, или 544, или 569; индивидуальное задание -- упр. 545).

Основными задачами уроков по теме является повторение и углубление сведений о типах речи, а также формирование умения создавать тексты разных типов речи, уместно употребляя соответствующие языковые средства

  На уроке 88 добиваемся от учащихся уяснения способа определения типа речи текста (способа постановки вопроса). Предложим задание передать основное содержание текста (с. 195 -196) в виде схемы:

Типы речи.

Описание какой? Повествование что произошло? Рассуждение почему?

 

  Пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.084 с.)