Урок 96. Обобщение по разделу «текстоведение». Подведение итогов работы в первом полугодии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 96. Обобщение по разделу «текстоведение». Подведение итогов работы в первом полугодии.



На уроке повторяем сведения об основных требованиях к образцовому тексту и подводим итоги работы в первом полугодии.

      

      

 

 

III четверть

Словообразование (14 часов)

Уроки 97-98. Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке (§ 37; тексты (с. 3-4), эпиграф,упр. 575 (1), 574, 576, 578; резерв – упр. 575 (2); д. з.: упр. 580, 579; урок 98 -- упр. 581, 586 (в сильном классе), 587 (в слабом классе); текст (с. 7-8), упр. 582, 584, 589; д. з.: упр. 583, 585; по желанию – упр. 590).

На уроках по теме знакомим с механизмом словообразования и стараемся добиться осмысления процессов образования новых слов.

На уроке 97 обратим внимание ребят на то, что они приступают к изучению систематического курса русского языка. Предложим учащимся рассмотреть оглавление и назвать разделы лингвистики, изучение которых им предстоит.

В ходе обсуждения эпиграфа (с. 3) подведём учеников к пониманию, что словообразование – это один из основных источников обогащения словарного состава языка. Цель работы с упр. 575 (1) – понимание того, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением.

Потренируем ребят определять морфологические признаки слов по их морфемным моделям (упр. 578): ∩ного – прилагательное в ед. ч., в род. или вин. падеже, в мужском или среднем роде. За∩ивают – глагол 1-го спр., несов. вида, невозвр.; в наст. вр., 3-ем лице, мн. ч. ∩скими – прилагательное во мн. ч., тв. п.

На уроке 98 формируем представление о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке и даём понятие о словообразовательном гнезде.

Урок 99. Правописание букв а-о в корнях с чередованием (упр. 588; § 38; упр. 121, текст (с. 11), упр. 591, 593; д. з.: упр. 592).

По усмотрению учителя с целью отработки или проверки умений по теме «Способы словообразования» ученикам могут быть предложены такие задания.

1. Запишите под диктовку слова, распределяя их по столбикам.

Приставочный способ Суффиксальный способ Сложение

Поприветствовать, молодёжь, неудачный, вагоноремонтный, изображение, местность, съёжиться, старательный, фотоаппарат, бревенчатый, самовар.

2. Запишите слова в составе словообразовательных пар.

Изменчивый, детство, фигуристка, радостный.

3. Восстановите словообразовательную цепочку слов сожаление, ограничитель.

4. Запишите слова приёмом поморфемного письма, вставляя пропущенные буквы.

Ст_левар, водопр_вод, пог_сить, пог_стить, схв_тить, скр_вить, перед_вать, сд_вить, подск_зать.

Работу с научно-популярным текстом (д. з. – упр. 592 (устное задание)) будет целесообразно организовать в классе. Пятиклассники внимательно читают текст и определяют, что в нём рассказывается о Японии, её ландшафте, особенностях расположения, климатических условий, а также о некоторых особенностях мировосприятия её жителей. Автор этого текста стремится донести до читателя мысль о том, что Япония – это удивительная страна: удивительны и её география, и люди, её населяющие. Тип речи – описание с элементами рассуждения.

Урок 100. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов (упр. 594; § 39; текст (с. 13), упр. 595-597; д. з.: записать по памяти три-пять строф любимого стихотворения об осени и подготовить их выразительное прочтение).

Основная задача урока – формировать у пятиклассников правильный способ действия при выборе гласной в корне после шипящих. Важно добиться понимания, что при выборе написания прежде всего нужно выяснить, в какой морфеме находится гласная и какой частью речи является анализируемое слово. 

Урок 101. Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (упр. 598; д. з.: сочинение по картине).

Подведём ребят в процессе обсуждения текста упр. 598 к следующим высказываниям. Текст раскрывает секрет притягательности живописных полотен И. И. Левитана, тема его – «Сила художника». Автор стремится передать читателю мысль о том, что сила Левитана заключается в способности открыть для зрителя красоту самых обыкновенных уголков природы, научить любоваться пейзажами, неразрывно связанными для нас с представлением о России, и любить свою родину. Основная мысль текста наиболее полно выражена в последнем предложении первого абзаца. Возможный заголовок – «Сила художника».

Попросим ребят подумать, почему картина называется «Золотая осень», и прочитать те записанные дома поэтические строки, которые перекликаются с этим названием. Затем ученики описывают общий план и детали картины, передают свои впечатления. После этого составляем план. I. И. И. Левитан – замечательный художник-пейзажист. II. Картина И. И. Левитана «Золотая осень». 1. Общий план картины. 2. Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица. 3. Осенняя река. Небо. 4. Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, домики.   5. Колорит. III. Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.

Лексическая работа может включать общее толкование значений специальных слов (колорит, контраст, тёплые цвета (оттенки), холодные цвета (оттенки)) и подбор лексического материала – запись и орфографический анализ словосочетаний, которые были использованы в ходе устного описания.

Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, удивительный поэтический образ, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, золотое сияние ясного солнечного дня.

Урок 102. Словообразование имён существительных (§ 40; упр. 600-603, 605-607; д. з.: упр 599, 604).

На уроке совершенствуем умение проводить морфемный и словообразовательный разбор существительных.

Урок 103. Словообразование имён прилагательных (§ 41; упр. 608, 609, 611, 612; д. з.: упр. 610).

Цель урока – закрепить сведения об основных способах образования прилагательных и отработать умение проводить их словообразовательный анализ.

Урок 104. Словообразование глаголов. Изложение (§ 42; упр. 613, 616, 617; д. з.: упр. 617 (3), по желанию – упр. 614).

Цели урока: 1) повторить сведения о способах образования глаголов; 2) тренировать учащихся в умении проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста (термин не вводится); 3) проверить умение проводить письменный подробный пересказ.

Обратим внимание ребят на эмоциональность текста упр. 617, субъективность описания (мы чувствуем отношение автора к берёзе) как черты художественного стиля. Анализируя использованные средства художественной выразительности, укажем на метафорические наименования берёзы (верный помощник, неизменный спутник человека, некопаный колодец, друг и помощник русского человека). Попросим пятиклассников назвать олицетворения, которые помогают представить берёзу как одушевлённое существо (согревала, ума даёт, помогает в горе, забирает головную боль, сопровождала в горе и радости и др.).

Следующий этап работы – структурно-семантический анализ текста – составление плана: 1. Берёза – русское дерево. 2. Хранительница домашнего очага. (Польза от берёзы в доме.) 3. Целительная сила берёзы. 4. Берёза в народных обрядах. 5. Берёза – друг и помощник русского человека.

Уроки 105-106. Правописание приставок (упр. 615; § 43; урок 105 -- текст (с. 21), упр. 618; д. з.: выучить текст (с. 21), упр. 619; урок 106 – упр. 620-624, 629; резерв – упр. 627; д. з.: упр. 630, 622, 625 (1); индивидуальное задание -- упр. 625 (2)).

На уроках по теме повторяем и систематизируем сведения о группах приставок и отрабатываем следующие умения: отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; отличать приставки на з/с от приставки с-; применять правило написания слов с приставками на з/с; определять значение приставок пре- и при-.

На уроке 105 учим пятиклассников проводить смысловой и типологический анализ текста (на примере текста упр. 618). Определяя тему, ученики должны понять, что в тексте речь идёт не только о конкретной ласточке. Один из персонажей текста, дед Митрий, объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится и о людях, которым интересна природа и всё живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».

Продолжая анализ текста, ребята отметят следующие мысли: ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его часто невольной помощью; человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу многое знает о том, что в ней происходит, и может объяснить, например, поведение птиц.

Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения (автор рассказывает о случае, который с ним произошёл, описывает поведение ласточек, рассуждает о том, почему ласточка так себя вела). Возможный заголовок – «Смышлёная ласточка».

Уроки 107-108. Образование слова и его морфемное строение (урок 107 –упр. 626, § 44; упр. 631-633 (1-3), 634; д. з.: упр. 636, 637; по желанию – упр. 633 (4); урок 108 – упр. 635, 638, 641; резерв – упр. 639; д. з.: упр. 628).

Основная задача уроков по теме – добиться понимания, что морфемный разбор является разновидностью смыслового анализа и результатом анализа словообразовательного.

Резерв. Подготовка к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье» (упр. 640; д. з.: упр. 577).

Цель урока – совершенствовать умение составлять устное описание природы.

После выразительного чтения текста упр. 640 просим учащихся определить его тему (сила художественного мастерства Н. Ромадина) и главную мысль (глядя на цветущую ветлу, изображённую на картине Ромадина, мы особенно остро испытываем любовь к России и ощущаем себя её частью).

Далее ребята определяют тип речи текста (рассуждение) и проводят его частичный стилистический анализ: называют стиль и изобразительно-выразительные средства: метафоры (пушистые барашки, ворсистая шубка), эпитеты (удивительная (страна), невозможна, бессмысленна, ничтожна (жизнь)).

Лексикология и фразеология (15 часов)

Уроки 109-111. Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные (§ 45; урок 109 – тексты, схема (с. 29-31); упр. 642-644; резерв – упр. 646; д. з.: высказывание по схеме (с. 30), упр. 645; урок 110 – упр. 647-650, текст (с. 34), упр. 652; д. з.: пересказ текста (с. 34), упр. 653; урок 111 – упр. 655, 659 (1, 2), 658; д. з.: на выбор: упр. 633 (4), или 659 (3), или 651; по желанию – упр. 657).

На первом уроке изучения раздела формируем общее представление о группировке лексики с точки зрения смысловых связей слов, с точки зрения употребления слов в речи, с точки зрения их происхождения (на основе схемы на с. 30). Введём в лексикон учащихся сочетание «словарная статья».

На уроках 110-111 развиваем умение опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте.

Цель работы с упр. 655 – достичь понимания, что на одну и ту же тему можно писать по-разному, в зависимости от ситуации и целей общения. Задача первого текста – создать яркий образ листопада и произвести на читателя сильное впечатление, задача второго текста -- кратко сообщить важную информацию, объяснить причины изменения цвета листьев и возникновения листопада. Для создания художественного образа необходимы тропы: метафоры (золотой дождь, пёстрый смерч и др.), олицетворения (лопочут, скребутся, скачут (листья)) и др. Для написания текста научного используются термины (хлорофилл, пигмент).

Уроки 112-113. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами ( упр. 654, 656; § 46; пересказ текста (с. 37-38) упр. 660-662; д. з.: выучить текст (с. 37-38); упр. 663, 664; урок 113 – упр. 665-668, 670, 671; д. з.: упр. 669, 672).

На уроках по теме повторяем сведения о синонимах, антонимах и омонимах и развиваем умение опознавать в тексте эти группы слов, а также формируем умение подбирать синонимы и антонимы к словам с помощью словарей.

Основная задача урока 112 – дать представление о том, как оформляются в толковом словаре словарные статьи омонимов и тренировать в умении различать омонимы и разные значения многозначного слова.

Урок 114. Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща» (упр. 673 (1, 2); д. з.: 673 (3)).

Один из возможных вариантов плана сочинения может выглядеть так. I. А. И. Куинджи – замечательный русский художник-пейзажист. II. Описание картины А. И. Куинджи «Берёзовая роща». 1. Изображение берёз на картине Куинджи. 2. Силуэты деревьев на втором плане. 3. Мастерство художника. III. Мои впечатления от картины А. И. Куинджи.

Уроки 115-116. Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов (§ 47; урок 115 – тексты (с. 42, 43), упр. 674, 677; резерв – упр. 676; д. з.: пересказ текста (с. 43); упр. 678 или 679; урок 116 -- текст (с. 43), упр. 675, 680-682, 684; д. з.: упр. 683;индивидуальные задания – упр. 685, 686).

Цели уроков: 1) дать представление о некоторых признаках иноязычных слов и тренировать в умении выяснять необходимые сведения об этих словах по этимологическому и толковому словарям; 2) учить пользоваться орфоэпическим словарём для определения правильного произношения иноязычных слов.

По усмотрению учителя на уроке 115 проводится самостоятельная работа, которая поможет определить, какие трудности испытывают в работе с группами слов, связанных семантическими отношениями, и в работе со словарями.

1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами: мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок, сынок, мальчуган, ученик. 2. Подберите два-три синонима к данным словам: блестеть, сердитый (1 вариант); хорошо, смелый (2 вариант). 3. Запишите пары антонимов-существительных, антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов (по одной паре слов каждой части речи). 4. Выпишите из данных пар слов те, которые являются лексическими омонимами: тонкая спица – хорошо спится, халат из атласа – географический атлас, широкий луг – горький лук, тушить овощи – тушить свет.

Урок 117. Написание букв ы-и после ц (§ 48; упр. 687, 688, 691; д. з.: высказывание по схеме (с. 46), упр. 689).

Цель урока – формировать правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем. Поможем учащимся в работе с упр. 687 сделать вывод, что для определения правильного написания ци и цы необходимо: 1) выяснить, в какой морфеме находится орфограмма: в корне пишем и, в окончании – ы; 2) понимать значение суффикса: если суффикс имеет значение принадлежности (курицын, лисицын), то пишем ы, в суффиксах с другим значением пишем и. Таким образом, для определения верного написания ци и цы необходимо учитывать структуру и семантику слов. Укажем пятиклассникам и на необходимость отличать орфограмму «Правописание ци и цы» от орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и предложим выполнить следующее задание.

Задание. Объясните значение слов цепочка, ценообразование, целевой, церковный с помощью проверочных, например: центральный – расположенный в центре.

Уроки 118-119. Лексика ограниченного употребления (упр. 690; § 49; урок 118 -- текст, схема (с. 48-49), упр. 692, 694, 697 (1-3); резерв – упр. 697 (4); д. з.: упр. 695; по желанию – упр. 693, 696; индивидуальное задание – упр. 700; урок 119 – упр. 698, 699, 701; д. з.: упр. 703).

Цель уроков – формировать представление о диалектизмах и профессионализмах как словах ограниченного употребления и о терминологической лексике как наиболее существенном признаке языка науки.

В ходе анализа текста упр. 697 подведём учащихся к следующим выводам. Это текст научного стиля, так как в нём говорится не о конкретной берёзе, а об этом дереве как представителе семейства берёзовых. Сфера использования – научная литература: энциклопедия, справочник, учебник. Стилевые черты: отсутствие эмоциональности (сухость изложения), точность (140 видов берёзы), объективность (автор не говорит о своём отношении к этому дереву), краткость (сообщается только необходимая для создания представления о берёзе как представителе семейства берёзовых информация). Автор использовал характерные для научного стиля языковые средства – термины (род, вид, семейство (в значении группа), умеренный пояс, препарат).

Уроки 120-121. Устаревшие слова (§ 50; урок 120 – текст (с. 52), упр. 704, 707, 706, 710; резерв – упр. 711; д. з.: пересказ текста (с. 52); на выбор: упр. 705, или 708 (1, 2), или 709; по желанию – упр. 713, 704; урок 121 -- упр. 708 (3), 712 (1, 2); д. з.: на выбор: сочинение по картине В. М. Васнецова или упр. 712 (3)).

Предложим учащимся отобразить содержание текста (с. 52) с помощью схемы, показывающей деление устаревших слов на две группы. В сильном классе можно ввести термины «архаизмы» и «историзмы». Разъясним также, что к архаизмам относятся и слова, которые не употребляются в современной речи, так как появились другие слова с тем же значением (чело – лоб).

На уроке 121 готовим ребят к написанию сочинению-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» (упр. 712). Проведём беседу по следующим вопросам и заданиям: 1) Опишите лес, изображённый на картине. 2) Как изображены персонажи картины? Опишите их позы, выражения лиц, общее настроение. Подумайте, как отражены на картине их характеры. 3) Как художник изобразил сказочного волка? 4) Опишите одежду персонажей. 5) Подумайте, в каких деталях картины художник выразил надежду персонажей на спасение?

Урок 122. Фразеология как раздел лингвистики (§ 51; текст (с. 56-57), упр. 714, 716-720; д. з.: упр. 721, упр. 723; по желанию – упр. 715, 718 (2)).                                                                                                                                                                                                       

На уроке формируем умение опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путём подбора синонимов и с помощью толкования.

Постараемся добиться от учащихся понимания того, что одним из основных признаков фразеологизма как устойчивого сочетания слов является то, что это сочетание часто можно заменить одним словом – синонимом. Отметим также, что с помощью фразеологизма более ярко и образно характеризуется действие (бежать сломя голову = бежать быстро) или предмет (кожа да кости = худой) (упр. 714). Ещё одна особенность фразеологизмов, которая роднит их со словами, – способность вступать в антонимичные отношения (упр. 716).

Урок 123. Контрольная работа № 4 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»).

Цель урока – проверить умения в области лексикологии и фразеологии.

Часть 1. 1. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Аукц__он, груша, десница, душ__грейка, за__ц, омонимия, легк__мысленный, меню, лучина, козюля, золотой, конь, око, с__фьяновый, менуэт. 2. Выпишите из ряда данных слов одно из многозначных и приведите примеры его употребления в разных значениях. 3. Подберите к прилагательному легк__мысленный синоним и антоним. 4. Выпишите одно из слов, которое имеет омоним. Выполните на выбор одно из заданий: 1) составьте и запишите их словарные статьи; 2) составьте с ними словосочетания, которые позволят понять значение каждого из них. 5. Выпишите два-три слова иноязычного происхождения. Подчеркните те особенности (буквы, сочетания букв), которые указывают на их иноязычное происхождение. Приведите два-три примера исконно русских слов. 6. Из данных слов выпишите два необщеупотребительных слова. Укажите, к какой группе необщеупотребительных слов они относятся. 7. Подчеркните устаревшие слова.

Часть 2. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса.

1 вариант Звёзды ясные, звёзды пр_красные Наш_птали цветам ска_ки чудные, Леп_стки улыбнулись атласные, Задр_жали л_стки изумрудные.                       (К. Фофанов) 2 вариант Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит под шапкой тёмною, В золотом огне купается.               (И. С. Никитин)

Морфология (58 часов + 3)

Уроки 124-125. Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи (§ 52; урок 124 –тексты (с. 59-61); упр. 724, 726, 728; резерв – упр. 727; д. з.: пересказ текстов (с. 60-62); упр. 729; индивидуальное задание – упр. 730; урок 125 – упр. 725, текст (с. 63-64), упр. 731-733; резерв – упр. 733; д. з.: пересказ текстов (с. 61-63), упр. 734).

На уроке 124 постараемся добиться от учащихся осмысления предмета изучения морфологии («слово как часть речи») путём анализа понятий «общее грамматическое значение», «морфологические признаки», «формообразование», «синтаксическая роль», «употребление в речи».

Работа с упр. 726 поможет учащимся вспомнить и ещё раз осмыслить, что часть речи опознаётся по разным языковым признакам: по вопросу, по общему грамматическому значению, по грамматическим суффиксам (бегал) и окончаниям (беглый), по специфическим для каждой части речи словообразовательным суффиксам (бегство, бегун); по морфологическим и синтаксическим признакам.

Имя существительное (18 часов + 1 (контрольная работа))

Урок 126. Имя существительное как часть речи (§ 53; текст (с. 64-66), упр. 735, 738, 739; резерв – упр. 740; д. з.: выучить текст (с. 64-65); упр. 736; индивидуальное задание -- упр. 737).

Основная задача урока – добиваться от учащихся осмысления понятия «предмет», используемого применительно к имени существительному, а также выработка умения опознавать существительные с отвлечённым значением на основе анализа морфемной структуры (определения значения суффиксов).

Урок 127. Правописание суффиксов -чик-, -щик- (§ 54; упр. 741, 742; текст (с. 68); упр. 743 (1-ая стр.)-745, 748; д. з.: упр. 743 (2, 3 стр.), 746).

Цель урока – добиться от учащихся усвоения правильного способа выбора суффиксов -чик-, -щик-: выработки умения опознавать орфограмму и умения правильно определять производящую (исходную) основу и её конечный согласный.

Урок 128. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) (§ 55; упр. 747; текст (с. 70), упр. 749 (1, 2 стр.), 751, 752; д. з.: выучить текст (с. 70); упр. 749 (3, 4 стр.); составить диктовку из 15 слов с суффиксами -чик-, -щик-; -ек-, -ик- (-чик-).

Цель урока -- добиться от учащихся усвоения правильного способа определения написания суффиксов - ек-, -ик- (-чик-). Одно из условий усвоения -- осознанный подход к морфемному членению слова. С этой целью обратим внимание ребят на суффиксы-омофоны: -чик- с уменьшительно-ласкательным значением и -чик- со значением лица (ср.: рассказчик – барабанчик). 

Уроки 129-133. Постоянные морфологические признаки имён существительных (§ 56; урок 129 –задание (с. 71),упр. 753 (2, 3), тексты (с. 72-73), упр. 754, 756, 758, 759; резерв – упр. 760; д. з.: пересказ текста (с. 72); упр. 757, 761; по желанию – упр. 755, 763; индивидуальное задание – упр. 762; урок 130 – упр. 764 и/или 767, упр. 765, 766, текст (с. 76); резерв – упр. 768; д. з.: упр. 770; индивидуальное задание – упр. 769; урок 131 – вопросы (с. 77), упр. 772, 773 (1-5 слова), текст (с. 78); д. з.: упр. 773 (6-10 слова), упр. 774; урок 132 – схемы (с. 79), упр. 775, текст (с. 80), упр. 776; д. з.: пересказ текстов (с. 79-80), упр. 777).

На уроках стараемся сформировать отчётливое представление о понятии «постоянные морфологические признаки», добиться осмысления принципов противопоставления существительных по этим признакам и на этой основе сформировать умение определять эти признаки по значению и грамматическим средствам его выражения.

Урок 133. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (§ 57; схема (с. 81), упр. 778, 780, 781; д. з.: упр. 783, 779).

Цель урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Урок 134. Непостоянные морфологические признаки имён существительных (§ 58; вопросы (с. 83), упр. 784; текст (с. 83-84), упр. 786-788; 782 (2); д. з.: пересказ текстов (с. 83-84), упр. 789; по желанию -- упр. 790, 791).

Основная задача урока – повторить сведения о механизме формообразования в русском языке и добиться осмысления особенностей формообразования существительных (изменение по падежам и числам).

Работа с упр. 784 позволит учащимся ещё раз осмыслить суть понятия «тип склонения». Для этого предложим пятиклассникам сверить падежные окончания существительных, которые они просклоняли (существительные первого, второго и третьего склонения), и сделать вывод.

Урок 135. Безударные окончания –е и –и в именах существительных (§ 59; схема (с. 85); упр. 792, 794, 795; д. з.: упр. 793).

Цель урока – формирование навыка использования правильного способа определения падежного окончания существительных: определение начальной формы существительного; выяснение вопроса об отнесённости слова к группе существительных на -ия, -ий, -ие, или к разносклоняемым существительным, или к одному из трёх типов склонения; если существительное не на -ия относится к первому склонению, определение падежной формы.

Уроки 136-137. Синтаксическая роль имён существительных (урок 136 --упр. 797; § 60; упр. 798, 799; д. з.: упр. 782 (1) с доп. заданием: определить роль существительных в предложениях второго абзаца; урок 137 – 800, 804, 805; упр. 796 или 807; д. з.: на выбор: упр. 801 или 802 с доп. заданием – указать роль существительных в предложениях составленного текста; инд. задание – упр. 803).

Цель уроков – развивать умение ставить смысловой вопрос к имени существительному в предложении с целью определения его синтаксической роли.

В слабом классе по усмотрению учителя можно заменить упр. 799 заданием определить роль существительного книга в готовых конструкциях: 1) Мы часто перечитываем любимые книги. 2) В книгах ты найдёшь ответы на любой вопрос. 3) Книга – лучший учитель. 4) Энциклопедия – моя любимая книга.

Уроки 138-139. Культура речи. Правильное употребление имён существительных (урок 138 – упр. 753 (1); § 61; вопросы (с. 90), упр. 808, 809; д. з.: упр. 771, 817; урок 139 – упр. 810 (1 ст.), 813, 816, 815; резерв – упр. 812; д. з.: упр. 810 (2, 3 ст.), 814). Цели урока: 1) отрабатывать правильное произношение иноязычных имён существительных; 2) тренировать в умении правильно образовывать падежные формы существительных; 3) предупреждать нарушения лексических норм употребления существительных.

Урок 140. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» (д. з.: повторить теоретические сведения по теме «Имя существительное»; составить диктовку из 20-30 существительных с изученными орфограммами).

Цель урока: повторить и систематизировать сведения по теме.

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку тире в первом предложении.

Путь в лесах – это к_лометры т_шины, безветрия. Это грибная прель, ост_рожное пер_пархивание птиц. Это липкие маслюки, ж_сткая тр_ва, холодные белые грибы, земл_ника, л_ловые колокольчики на п_лянах, дрожь осиновых листьев, т_ржественный свет и, наконец, лесные сум_рки, когда из мхов тянет сыростью и в тр_ве горят св_тляки. (К. Г. Паустовский)

1. Выразительно прочитайте записанный текст. Какая часть речи помогает автору создать это описание? 2. Прочитайте текст, опуская имена существительные. Сделайте вывод о роли существительных в речи. 3. Выпишите из первого предложения существительные с отвлечённым значением. Определите их склонение. 4. Найдите в тексте два одушевлённых имени существительных. Докажите своё предположение. 5. Выпишите из третьего предложения существительные женского рода и определите их склонение. 6. Определите, в каком падеже и числе употреблены имена существительные в третьем предложении. Выпишите имена существительные, которые могут употребляться только в единственном или только во множественном числе. 7. Докажите на примере существительных данного текста, что слова этой части речи могут выполнять в предложении роль любого его члена. 8. Проведите морфологический разбор существительных лес (1-ое предложение), птица (2-ое предложение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.047 с.)