Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка результатов исследования по всем методикам спустя 3 дня после сеанса звукотерапии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По результатам опросника Басса-Дарки, в группе спустя 3 дня после проведения сеанса были получены следующие данные. Прослеживаются улучшения средних показателей по шкалам (Рис.4): - подозрительность на 17,56%; - косвенная агрессия на 14,79%; - физическая агрессия и обида на 13,5%. Рис. 4. Результаты исследования по опроснику Басса-Дарки спустя 3 дня после сеанса звукотерапии Достоверных различий по шкалам (Т-критерий Вилкоксона, p<0,0500) не выявлено. Данные результаты могут говорить об отсутствии сохранности во времени полученных улучшений. По данным шкалы тревожности Спилбергера спустя 3 дня у участников группы выявлены следующие значения (Рис.5): - снижение реактивной (ситуативной) тревожности на 16,67%; - личностной тревожности на 27,23%. Рис. 5. Результаты исследования по данным шкалы тревожности Спилбергера спустя 3 дня после сеанса звукотерапии
Достоверность различий установлена (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по данным шкалы личностной тревожности, что может служить свидетельством сохранности полученных нами результатов в динамике, что может быть связано с разрешением внутриличностных конфликтов и возможно снятии глубинной тревожности. По результатам Тест-опросника САН были выявлены следующие изменения (Рис.6): - повышения по шкале самочувствие на 14,46%; - активность на 17,36%; - настроение на 14,42%. Рис. 6. Результаты исследования по Тест-опроснику САН спустя 3 дня после сеанса звукотерапии Достоверность полученных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) была получена по шкале настроения. Из этого следует, что полученные данные могут свидетельствовать о сохранности полученных улучшений во времени.
Выводы по II главе: Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. 1. На первом этапе всем испытуемым перед проведением сеанса звукотерапии были предложены методики, для оценки психоэмоционального состояния, такие как: опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций; шкала Спилберга, направленная на выявление реактивной и личностной тревожности; тест-опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. 2. На втором этапе проходил сеанс групповой звуко-резонансной терапии с использованием 14ти поющих чаш разной частоты: 7 низкочастотных от 90 до 136Гц диаметром 26-28см и 7 более высокочастотных 320-435 Гц диаметром 10-17см. 3. На третьем этапе после сеанса испытуемым снова было предложено заполнить анкеты по всем трём методикам. 4. По истечении трёх дней участники эксперимента также заполняли анкеты по трём вышеперечисленным методикам. Далее проводилась статистическая обработка полученных нами в процессе исследования данных. В процессе анализа результатов исследования были использованы показатели среднего значения. Их изменения приводились в процентном соотношении, для улучшения наглядности. Для исследования достоверности изменений до и после сеанса звукотерапии тибетскими поющими чашами использовался Т-критерий Вилкоксона, для расчетов корреляционного анализа нами была использована статистическая программа «Statistica 10». Анализируя результаты, полученные в процессе проведения исследования, мы видим, что: 1. По опроснику Басса-Дарки для определения уровня агрессивности у группы, проходившей сеанс звуко-резонансной терапии тибетскими поющими чашами, достоверно выявлено снижение показателей по шкалам физическая, косвенная, вербальная агрессия, а также по шкалам раздражение и подозрительность. Динамика изменений достоверно выявлена не была. 2. Результаты исследования, полученные нами по шкале тревоги Спилбергера, выявили достоверное снижение по шкале личностной тревожности, которые в динамике так же достоверны. 3. Данные, полученные нами по тесту-опроснику САН, у испытуемых отражают достоверное повышение показателей по шкалам самочувствие и настроение. Достоверность динамики была выявлена по шкале настроение. Из вышеизложенного следует вывод, что данные сеансы звукотерапии поющими чашами действительно несут положительный эффект для коррекции психоэмоциональной сферы, который наблюдается и в динамике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось исследование возможностей применения методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств и гармонизации психоэмоционального состояния. В процессе работы, в рамках поставленных перед нами задач, мы изучили понятие звукотерапии в истории и современности, а также ее влияния на психоэмоциональную сферу. Дали описание понятия психоэмоциональной сферы, а также ее составляющих, показали актуальность проблемы её дисбаланса. Далее нами было проведено эмпирическое исследование. В соответствии с нашей гипотезой предполагалось подтвердить, что звукотерапия Тибетскими поющими чашами может быть эффективным методом для коррекции психоэмоциональной сферы. В процессе проведения эмпирического исследования нами были получены следующие выводы: 1. Было доказано снижение агрессивных показателей по шкале Басса-Дарки, после проведения сеанса звукотерапии, однако динамический характер снижения не был выявлен. 2. Было подтверждено снижение показателей личностной тревоги по шкале Спилбергера, после проведения сеанса звукотерапии поющими чашами, которые сохранились и в динамике. 3. Так же нами зафиксированы повышения показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения по тесту-опроснику САН, где высокий уровень настроения также сохранился во времени. Таким образом видно, что предложенная автором гипотеза нашла свое подтверждение. И мы смело можем утверждать, что метод звукотерапии Тибетскими поющими чашами может быть применен, как эффективный для коррекции психоэмоциональной сферы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н. Музыко-резонансная терапия. – М.: Элит клаб+, 2010. – 70с. 2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - СПБ, 2001, 156 - 165с. 3. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Прайм-Еврознак, 2003. - 672с. 4. Блаво Р. Музыка здоровья, СПб.:ДИЛЯ ”, 2002г. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПБ: Питер, 2002. - 528с. 6. Вартанян И.А. Звук-Слух-Мозг. – Л.: «НАУКА»; 1981г. 7. Вейн, А.М. Депрессия в неврологической практике / А.М.Вейн. - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. - 160с. 8. Величковский Б.М.,Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия / МГУ.- М., 1973.- 133с. 9. Гинзбург М. Р., Яковлева М. Е. Эриксоновский гипноз: систематический курс. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.312 с. 10. Генеалогия, механизмы формирования, клиника и основные принципы терапии соматоформных расстройств / Б. В. Михайлов, И. Сарвир, В. В. Чугунов, Н.В. Мирошниченко // Медицинские исследования. – 2001, Т.1, №1, 36 – 38с. 11. Голдман Дж., Целительные звуки, пер. с англ., М., СОФИЯ, 2003г, 224с. 12. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.- 181с. 13. Джоудри П. Звуковая терапия для плейера, пер. с англ., М. Радуга, 1999г. 14. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968. 15. Эрик Берн - Трансакционный анализ и психотерапия, Перевод с англ. СПБ, Братство, 1992. 224 с. 16. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 252с. 17. Изард К. Методы изучения эмоций // Эмоции человека. - МГУ, 1980. - С. 16, 99-116. 18. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.,1997 19. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки. - Киев: Наук. Думка, 1986. - 189с. 20. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск: Поппури, 1999. - 319с. 21. Лебедев Ю.А., Шабанов Г.А., (НИЦ «Арктика» ДВО РАН, ДВГУ, Владивосток – Магадан) - «Исследование влияния слабых ЭМП на ритмические компоненты электрической активности мозга» в журнале «Информатика и системы управления 2(24) – 2010» ISSN 1814-2400 (материалы 4 научной конференции «Системный анализ в медицине») 22. Леви В. Вопросы психобиологии музыки, Советская музыка. - 1966.- №8. 23. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254с 24. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001. 25. Морозов В.П. - «Искусство резонансного пения», Издат.отдел Института психологии РАН; 2002г. 26. Назайкинский Е.В., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоний звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М.: Музыка, 1964. - С.3-17. 27. Носов Н. Виртуальная психология. – М.,:«Аграф», 2000. 28. Петрушин В.И. Музыкальная психология: для студентов сред. и высш. муз. учеб. Заведений. - М.: Владос, 1997. - 383с. 29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997. - 162с. 30. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 248с. 31. Психофизиология. Словарь. Авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005 32. 30.Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. - Л.: ЛГУ, 1970. - 128с. 33. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПБ, 2001 34. Сиушкина С. – О воздействии музыки на человека, М., Материалы XVIII Зигелевских Чтений, 1999г. 35. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга, М. Изд. АН СССР, 1961г 36. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - с.92 - 105. 37. Тэйлор Р. Шум. Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978. 308 с. 38. У.Джеймс. Научные основы психологии. М., 2003. 39. Физический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1984г. 40. Фролов Е.П., Звукотерапия М., Вузовская книга, 2004г. 620с. 41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 1989. 42. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения - СПБ, 2003. - С. 301-302. 43. Хойзер А. Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии М., Диля, 2005г., 90с. 44. Чиа М., Шесть целительных звуков. (Электронный вариант) 45. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998. 46. Шушарджан С.В. Тезисы и доклады: «I международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 1998 47. Энциклопедия традиционной народной медицины, М., АСТ: "Сопричастность" 2002 г. 48. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс: 1991г. 49. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М.: Академический проект, 2009г., 352 с. 50. Ямвлих, "Жизнь Пифагора" 51. Яновский М.И. О психологических механизмах катарсиса: Воздействие искусства на человека. Мир психологии. - 2000.- №3.- С.142-146.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина) Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным [30]. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 — 20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21 — 40) тревожность. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) Фамилия________________________ Дата_______ Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». А — Нет, это не так В — Пожалуй, так С — Верно D — Совершенно верно
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Σ1 - Σ 2 +35, где Σ 1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ 2 -сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20). ЛТ = Σ1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23,24,25, 28, 29,31,32,34,35,37, 38, 40; Σ 2 — сумма остальных цифр по пунктам 21,26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 —умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОПРОСНИК ОПИСАНИЕ: ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики». Бланк опросника САН
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.011 с.) |