Оценка результатов исследования по всем методикам спустя 3 дня после сеанса звукотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка результатов исследования по всем методикам спустя 3 дня после сеанса звукотерапии



По результатам опросника Басса-Дарки, в группе спустя 3 дня после проведения сеанса были получены следующие данные. Прослеживаются улучшения средних показателей по шкалам (Рис.4):

- подозрительность на 17,56%;

- косвенная агрессия на 14,79%;

-  физическая агрессия и обида на 13,5%.

Рис. 4.  Результаты исследования по опроснику Басса-Дарки спустя 3 дня после сеанса звукотерапии

Достоверных различий по шкалам (Т-критерий Вилкоксона, p<0,0500) не выявлено. Данные результаты могут говорить об отсутствии сохранности во времени полученных улучшений.

По данным шкалы тревожности Спилбергера спустя 3 дня у участников группы выявлены следующие значения (Рис.5):

- снижение реактивной (ситуативной) тревожности на 16,67%;

- личностной тревожности на 27,23%.

Рис. 5. Результаты исследования по данным шкалы тревожности Спилбергера  спустя 3 дня после сеанса звукотерапии

 

Достоверность различий установлена (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) по данным шкалы личностной тревожности, что может служить свидетельством сохранности полученных нами результатов в динамике, что может быть связано с разрешением внутриличностных конфликтов и возможно снятии глубинной тревожности.

По результатам Тест-опросника САН были выявлены следующие изменения (Рис.6):

- повышения по шкале самочувствие на 14,46%;

- активность на 17,36%;

- настроение на 14,42%.

Рис. 6. Результаты исследования по Тест-опроснику САН спустя 3 дня после сеанса звукотерапии

Достоверность полученных различий (Т-критерий Вилкоксона, p<0,05) была получена по шкале настроения. Из этого следует, что полученные данные могут свидетельствовать о сохранности полученных улучшений во времени.


 

Выводы по II главе:

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.

1. На первом этапе всем испытуемым перед проведением сеанса звукотерапии были предложены методики, для оценки психоэмоционального состояния, такие как: опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций; шкала Спилберга, направленная на выявление реактивной и личностной тревожности; тест-опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

2. На втором этапе проходил сеанс групповой звуко-резонансной терапии с использованием 14ти поющих чаш разной частоты: 7 низкочастотных от 90 до 136Гц диаметром 26-28см и 7 более высокочастотных 320-435 Гц диаметром 10-17см.

3. На третьем этапе после сеанса испытуемым снова было предложено заполнить анкеты по всем трём методикам.

4. По истечении трёх дней участники эксперимента также заполняли анкеты по трём вышеперечисленным методикам.

Далее проводилась статистическая обработка полученных нами в процессе исследования данных. В процессе анализа результатов исследования были использованы показатели среднего значения. Их изменения приводились в процентном соотношении, для улучшения наглядности. Для исследования достоверности изменений до и после сеанса звукотерапии тибетскими поющими чашами использовался Т-критерий Вилкоксона, для расчетов корреляционного анализа нами была использована статистическая программа «Statistica 10».

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения исследования, мы видим, что:

1. По опроснику Басса-Дарки для определения уровня агрессивности у группы, проходившей сеанс звуко-резонансной терапии тибетскими поющими чашами, достоверно выявлено снижение показателей по шкалам физическая, косвенная, вербальная агрессия, а также по шкалам раздражение и подозрительность. Динамика изменений достоверно выявлена не была.

2. Результаты исследования, полученные нами по шкале тревоги Спилбергера, выявили достоверное снижение по шкале личностной      тревожности, которые в динамике так же достоверны.

3. Данные, полученные нами по тесту-опроснику САН, у испытуемых отражают достоверное повышение показателей по шкалам самочувствие и настроение. Достоверность динамики была выявлена по шкале настроение.     Из вышеизложенного следует вывод, что данные сеансы звукотерапии поющими чашами действительно несут положительный эффект для коррекции психоэмоциональной сферы, который наблюдается и в динамике.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы являлось исследование возможностей применения методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств и гармонизации психоэмоционального состояния.

В процессе работы, в рамках поставленных перед нами задач, мы изучили понятие звукотерапии в истории и современности, а также ее влияния на психоэмоциональную сферу. Дали описание понятия психоэмоциональной сферы, а также ее составляющих, показали актуальность проблемы её дисбаланса.

Далее нами было проведено эмпирическое исследование. В соответствии с нашей гипотезой предполагалось подтвердить, что звукотерапия Тибетскими поющими чашами может быть эффективным методом для коррекции психоэмоциональной сферы.

В процессе проведения эмпирического исследования нами были получены следующие выводы:

1. Было доказано снижение агрессивных показателей по шкале Басса-Дарки, после проведения сеанса звукотерапии, однако динамический характер снижения не был выявлен.

2. Было подтверждено снижение показателей личностной тревоги по шкале Спилбергера, после проведения сеанса звукотерапии поющими чашами, которые сохранились и в динамике.

3. Так же нами зафиксированы повышения показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения по тесту-опроснику САН, где высокий уровень настроения также сохранился во времени.

Таким образом видно, что предложенная автором гипотеза нашла свое подтверждение. И мы смело можем утверждать, что метод звукотерапии Тибетскими поющими чашами может быть применен, как эффективный для коррекции психоэмоциональной сферы.  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анисимов Б.Н., Кузнецов А.Н. Музыко-резонансная терапия. – М.: Элит клаб+, 2010. – 70с.

2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - СПБ, 2001, 156 - 165с.

3. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.

4. Блаво Р. Музыка здоровья, СПб.:ДИЛЯ , 2002г.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПБ: Питер, 2002. - 528с.

6. Вартанян И.А. Звук-Слух-Мозг. – Л.: «НАУКА»; 1981г.

7. Вейн, А.М. Депрессия в неврологической практике / А.М.Вейн. - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. - 160с.

8. Величковский Б.М.,Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия / МГУ.- М., 1973.- 133с.

9. Гинзбург М. Р., Яковлева М. Е. Эриксоновский гипноз: систематический курс. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.312 с.

10. Генеалогия, механизмы формирования, клиника и основные принципы терапии соматоформных расстройств / Б. В. Михайлов, И. Сарвир, В. В. Чугунов, Н.В. Мирошниченко // Медицинские исследования. – 2001, Т.1, №1, 36 – 38с.

11. Голдман Дж., Целительные звуки, пер. с англ., М., СОФИЯ, 2003г, 224с.

12. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.- 181с.

13. Джоудри П. Звуковая терапия для плейера, пер. с англ., М. Радуга, 1999г.

14. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.

15. Эрик Берн - Трансакционный анализ и психотерапия, Перевод с англ. СПБ, Братство, 1992. 224 с.

16. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 252с.

17. Изард К. Методы изучения эмоций // Эмоции человека. - МГУ, 1980. - С. 16, 99-116.

18. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.,1997

19. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки. - Киев: Наук. Думка, 1986. - 189с.

20. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск: Поппури, 1999. - 319с.

21. Лебедев Ю.А., Шабанов Г.А., (НИЦ «Арктика» ДВО РАН, ДВГУ, Владивосток – Магадан) - «Исследование влияния слабых ЭМП на ритмические компоненты электрической активности мозга» в журнале «Информатика и системы управления 2(24) – 2010» ISSN 1814-2400 (материалы 4 научной конференции «Системный анализ в медицине»)

22. Леви В. Вопросы психобиологии музыки, Советская музыка. - 1966.- №8.

23. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254с

24. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.

25. Морозов В.П. - «Искусство резонансного пения», Издат.отдел Института психологии РАН; 2002г.

26. Назайкинский Е.В., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоний звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М.: Музыка, 1964. - С.3-17.

27. Носов Н. Виртуальная психология. – М.,:«Аграф», 2000.

28. Петрушин В.И. Музыкальная психология: для студентов сред. и высш. муз. учеб. Заведений. - М.: Владос, 1997. - 383с.

29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997. - 162с.

30. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 248с.

31. Психофизиология. Словарь. Авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005

32. 30.Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. - Л.: ЛГУ, 1970. - 128с.

33. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПБ, 2001

34. Сиушкина С. – О воздействии музыки на человека, М., Материалы XVIII Зигелевских Чтений, 1999г.

35. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга, М. Изд. АН СССР, 1961г

36. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - с.92 - 105.

37. Тэйлор Р. Шум. Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978. 308 с.

38. У.Джеймс. Научные основы психологии. М., 2003.

39. Физический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1984г.

40. Фролов Е.П., Звукотерапия М., Вузовская книга, 2004г. 620с.

41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 1989.

42. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения - СПБ, 2003. - С. 301-302.

43. Хойзер А. Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии М., Диля, 2005г., 90с.

44. Чиа М., Шесть целительных звуков. (Электронный вариант)

45. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.

46. Шушарджан С.В. Тезисы и доклады: «I международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 1998

47. Энциклопедия традиционной народной медицины, М., АСТ: "Сопричастность" 2002 г.

48. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс: 1991г.

49. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. М.: Академический проект, 2009г., 352 с.

50. Ямвлих, "Жизнь Пифагора"

51. Яновский М.И. О психологических механизмах катарсиса: Воздействие искусства на человека. Мир психологии. - 2000.- №3.- С.142-146.

 

 

                                                                                 

 

 

                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.   Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1шт). Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15шт). Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:   физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). негативизм - оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.        обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.        Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.        Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.   При составлении опросника использовались принципы:        Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.        Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.        Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:   Физическая агрессия:        "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68        "нет" =1, "да" = 0: 9, 7        Косвенная агрессия:        "да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63        "нет" =1, "да" = 0: 26, 49        Раздражение:        "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72        "нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69        Негативизм:        "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28        "нет" =1, "да" = 0: 36       Обида:        "да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58        Подозрительность:        "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59        "нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75        Вербальная агрессия:        "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73        "нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75        Чувство вины:        "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67        Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.   Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.        Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне.  Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54. Неудачи огорчают меня да нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ШКАЛА САМООЦЕНКИ

(Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина)

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным [30].

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 — 20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21 — 40) тревожность.


БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала самооценки

(Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин)

Фамилия________________________ Дата_______

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

А — Нет, это не так

В — Пожалуй, так

С — Верно

D — Совершенно верно

    А В С D
1. Я спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я беспокоен 1 2 3 4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13. Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14. Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Я озабочен 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19. Мне радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно 1 2 3 4
21. Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22. Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23. Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26. Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
28. Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
29. Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30. Я вполне счастлив 1 2 3 4
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32. Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33. Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций 1 2 3 4
35. У меня бывает хандра 1 2 3 4
36. Я доволен 1 2 3 4
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня     1 2 3 4
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39. Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

 

 

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Σ1 - Σ 2 +35,

где Σ 1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7,

 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ 2 -сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

                                     ЛТ = Σ1 - Σ 2 + 35,

где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23,24,25, 28, 29,31,32,34,35,37, 38, 40; Σ 2 — сумма остальных цифр по пунктам 21,26, 27, 30, 33, 36, 39.

  При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 —умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОПРОСНИК
"САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ НАСТРОЕНИЕ"
(САН)

ОПИСАНИЕ:
Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Стандартизация методики проведена на материале обследования выборки 300 студентов.
САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).
Активность — 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества.. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

ОБРАБОТКА:
При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.
Вариант 1. Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
— Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.
— Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.
— Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Средний балл шкалы равен 4.
Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого.
Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.
Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0—5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.
Следует учитывать, что при анализе функционального состояния испытуемого важны не только значения отдельных показателей САН, но и их соотношение.

Вариант 2.
Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1—3 балла — человек, у которого преобладает плохое настроение
3,5—4,5 балла — человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.
5—7 баллов — человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Бланк опросника САН
Фамилия, инициалы _____________________________________________
Пол ___ Дата рождения __.__.__ Дата проведения исследования __.__.__



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.063 с.)