Обзор основных методов звукотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор основных методов звукотерапии



  Звукотерапия – это немедикаментозный метод коррекции состояния здоровья, основанный на воздействии звуком и вибрацией, исходящих от музыкальных инструментов, человеческого голоса, природы [46]. Частными разновидностями звукотерапии являются музыкотерапия, когда в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых применяются музыкальные произведения и акустически-вибрационная терапия, в которой воздействие производится извлечением звуков из различных музыкальных инструментов, возможно в сочетании с голосом и звуками природы. В основе терапевтического эффекта звукотерапии лежит принцип резонанса. Резонанс (от лат.resonans − дающий отзвук) − ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон. В контексте звукотерапии это означает то, что каждому природному объекту соответствует определенная частота колебаний, в том числе и нашему телу. Правильно подобранная звуковая частота может быть благоприятная для организма и психики. И, наоборот, неправильно подобранные звуки могут быть неприятны для человека, а их частотные колебания неблагоприятны для организма.

В настоящее время известны следующие методы звукотерапии:

1. Тонинг – древнейший метод лечения звуком. Метод основывается на длительном протяжном пропевании гласных букв с основной задачей – войти в резонанс. Это самая простая и естественная практика. Мы с детства интуитивно ее применяем, когда плачем, смеемся и стонем.

2. Произнесение мантр – также является древнейшим звукотерапевтическим методом. Древние тексты создавались с учетом их вибрационных частот, произнося которые по мнению адептов этих традиций можно сонастраиваться с определенными состояниями и качествами внутри себя, как бы подсвечивая эти состояния и фиксируя себя на этой частоте.

3. Резонансно-частотная терапия – этот метод основан на открытии доктора Рояла Раймонда Райфа (1931) о том, что все виды клеток организма вибрирует с определенной присущей только им резонансной частотой. И когда эта частота изменяется, то настроить ее на здоровый лад можно усилив резонансную частоту. Также мы можем использовать эффект резонанса для подавления болезнетворных микроорганизмов.

4. Камертонная терапия – методика терапии, разработанная Джоном Боле. Он предложил использовать камертоны, соотношения частот которых 2:3 – интервал чистой квинты. Этот размерный интервал известен нам еще с октавной системы Пифагора.

5. Музыкотерапия – метод психотерапии, применяющий музыку как лечебное средство. Чаще всего в музыкотерапии используются классические произведения, проигрываемые для пациента с целью расслабления или стимуляции, для улучшения коммуникации или отреагирования эмоций.

6.Техника акустического захвата – была разработана доктором Робертом Монро (1975) и получила название «HEMI-SINC». Этот метод применяет несинхронные звуковые частоты для создания акустического захвата. Для этого пациенту дают послушать частоты вызывающие бинауральные пульсации в горе головного мозга, что приводит в баланс левое и правое полушария мозга, усиливая его волновую активность. Многие народы используют инструменты с бинауральными ритмами. Самый известный пример это тибетские поющие чаши или чаши –резонаторы.

В исследовании речь пойдет о последнем методе: о терапевтическом воздействии поющими чашами.

1.1.4 Тибетские поющие чаши как метод звукотерапии:

Механизм воздействия

Звуко-резонансная терапия Тибетскими поющими чашами — это система оздоровления тела и энергетической системы человека, а также медитативная практика, направленная на достижение состояния внутренней тишины [48].

В России поющие чаши появились в конце XX века, поэтому серьезных научных исследований пока нет. В Западной Европе такие исследования проводятся. Наиболее активно это направление терапии и ее влияние на человека исследуется и развивается в Германии. На эту тему написаны научные работы и защищены кандидатские диссертации. В Германии поющие чаши на официальном уровне признаны инструментами для музыкальной терапии, что позволяет звуковым терапевтам, педагогам, психологам и массажистам использовать их в своей работе.

В Германии терапия тибетскими поющими чашами активно используется в качестве массажа, дополнительного метода реабилитации после различных заболеваний (включая инсульт) [45]. Также хорошо себя показала в работе с детьми, так как способствует концентрации внимания и помогает их успокоить. А также используется во время естественных родов, помогая снять состояния стресса и страха, успокаивая и расслабляя и мать, и ребенка.

Большую роль в научных исследованиях и признании поющих чаш, как инструментов в музыкальной терапии на уровне государства сыграл немецкий институт Петера Хесса (PeterHess). Существует несколько институтов, в которых обучают навыкам терапии поющими чашами.

Терапия тибетскими поющими чашами — это бесконтактные и контактные методы воздействия на тело человека звуком и вибрацией, извлекаемым из тибетской чаши с помощью стика или колотушки.

Преимущества тибетских поющих чаш:

1. Каждая кованая чаша обладает неповторимыми звуковыми и вибрационными характеристиками.

2. В терапевтических целях применяются именно кованые чаши, имеющие более глубокий и объемный звук и более сильную вибрацию по сравнению с литыми чашами.

3. Чрезвычайно широкий диапазон частот.

4. Широко распространены, легко приобрести.

5. Терапия эффективна как при использовании одной чаши, так и нескольких, а даже в комбинации с другими музыкальными инструментами.

6. Широкий ассортимент – разнообразие качества форма, размера (с/ без гравировки) по различной цене.

7. Существуют мастера (в первую очередь в Непале и Индии, а также в Германии) с большим стажем терапии тибетскими поющими чашами. Постепенно собирается информация о практическом опыте данного вида терапии, что может стать базой для научных доказательств ее преимуществ и ограничений.

8. Универсальные: могут быть использованы в качестве музыкального инструмента, инструмента для терапии, а также в качестве эффектного элемента интерьера.

9. Компактный размер и вибрационные характеристики позволяют их использовать как для бесконтактных «звуковых ванн», а также контактного акустически вибрационного массажа (в т.ч. в воде).

10. При контактном массаже благодаря компактному размеру и не очень большому весу, чаши могут ставиться на любую часть тела, в т.ч. на голову (ставится или надевается как каска).

История этого необычного инструмента уходит далеко. О существовании поющих чаш известно уже с 560-484гг. до н. э.  Символы сосудов в виде чаши присутствуют во многих культурах. Конечно, это не обязательно означает их использование в качестве звукового инструмента.

Истории и легенды о появлении поющих чаш разнообразны, считается что звук, зарождаемый в чаше, является результатом алхимической реакции от встречи женского начала (собственно сама чаша) и мужского начала (деревянный стик). Традиционно в Тибете чаши производят из сплава семи металлов, каждому из которых соответствует планета солнечной системы и определенная система организма человека.

Интересен тот факт, что во многих архаичных сообществах было замечено необычное воздействие звуков, издаваемых металлическими коваными инструментами. В Китае для этого использовались гонги, в Византии пластинчатые колокола било, на Руси – колокол, а в Тибете – поющие чаши.

Западный мир узнал о них только во второй половине 20го века, после вторжения Китая на территорию Тибета местные жители были вынуждены скоропостижно бежать в соседние страны, забирая с собой самое ценное.       Таким образом чаши-резонаторы распространились на территорию соседнего Непала, Индии, Бутана и др. И с распространением увлечения западным миром востоком и волной туризма в юго-восточную Азию чаши стремительно начали привлекать интерес и вывозиться в западные страны, в том числе и в Россию.

Существует много разновидностей этого инструмента, они бывают литые и кованные, разнится сплав и толщина стенок. Терапевтическим эффектом обладают только кованые чаши диаметром от 25 см. Чем богаче сплав, тем более разнообразный обертонами звук и тем более глубокой вибрацией он обладает. Чаша-резонатор относится к обертоновым инструментам.

Остановимся подробнее на понятии обертон.

ОБЕРТОН - (нем. Oberton, от ober — верхний и Ton — тон), синусоидальная составляющая периодического колебания с частотой более высокой, чем основной тон. Любое периодическое колебание можно представить, как сумму основного тона и обертонов, причём частоты и амплитуды этих обертонов определяются как физическими свойствами колебательной системы, так и способом её возбуждения. Если частоты всех обертонов — целые, кратные основной частоте, то такие обертоны называются гармоническими, или гармониками. Если же частоты зависят от основной частоты более сложным образом, то говорят о негармонических обертонах. В этом случае периодическое колебание также может быть представлено как сумма гармоник, но это разложение будет приближённым, тем более точным, чем большее число гармоник взято. [39]

 За счет чего же происходит терапевтический эффект? Он основан на свойстве человеческого мозга синхронизировать свою волновую активность с внешними звуковыми раздражителями. Поскольку мы имеем дело с кованым обертоновым инструментом, то одновременно наши уши слышат звуки разных частот: звуковая волна, отражаясь от разных граней, полученных во время ковки, слышится ушами как близкие, но все же разные ноты. И тут мы встречаемся с понятием бинауральных ритмов или биений. Это фантомные, воображаемые звуки, которые возникают в головном мозге при воздействии звуковых волн, имеющих частотное отличие друг от друга не превышающее 25 Гц. Для того, чтобы эти биения были слышны, собственная частота тонов не должна превышать 1000- 1500 Гц. Например, одно ухо воспринимает звук частотой 220 Гц, а другое 210 Гц, то полушария головного мозга человека начинают работать синхронно, и в результате слушатель ощущает особое звуковое биение с “разностной” частотой, равной 10 Гц (220 – 210 = 10 Гц). Но эта частота – производное самого мозга, он как бы вычитает разность двух частот и дает возможность слышать эти самые 10 Гц, тем самым переходя на более пониженный спектр, соответствующий альфа-ритмам. Бинауральные ритмы существуют только в самом мозге и по сути не являются «ритмами» в привычном понимании. Зафиксировано, когда частота подается непрерывно на протяжении 7 минут, частота работы головного мозга входит с ней в синхронизацию. Это природная физиологическая реакция, о которой знали еще древние цивилизации. Бинауральные ритмы изменяют электрохимическую среду мозга. Каждое ухо соединено с двумя полушариями мозга, в каждом из которых есть центры обработки звука, получающие сигналы от каждого уха. При воздействии бинаурального ритма в обоих полушариях возникает по стоячей волне с одинаковой частотой и амплитудой. Так они синхронизируются друг с другом. Этот же эффект наблюдается в состояниях сознания при медитации и гипнозе. Когда при поддержании осознанности мозга он одновременно захватывается низкими частотами, возникает уникальное состояние: когда тело спит, а ум бодрствует. Этот эффект достигается, благодаря переходу частот мозга на спектр альфа волн. Альфа (α) — это частоты волновых колебаний головного мозга от 7 до 14 Гц. Для достижения этого состояния существует много традиционных практик, включая занятие йогой и медитацией. Это промежуточное состояние между сном и явью. Мы встречаемся с ним каждый день, вот только ничтожно короткий промежуток времени: когда засыпаем.

То есть бинаруальные ритмы в короткий срок погружают нас в околотрансовое состояние.

Транс (от фр. transir — оцепенеть) — функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности.

Традиционная медицина рассматривает измененные состояния сознания как целебные, считается, что наш организм при этом получает в два раза больше отдыха, чем во время обычного сна. И намного быстрее восстанавливается. Также человек попадает в эти состояния и во время сильных психических и физических перегрузок, таким образом, организм защищается, когда сил сопротивляться становится ничтожно мало.

Психиатр Милтон Эриксон утверждал, что транс сам по себе терапевтичен, так как во время его протекания возможно психическое переструктурирование личности, так сложно осуществимое в повседневных состояниях сознания. Это нам возможность выйти на контакт с внутренними ресурсами, а также встретиться с первопричинами, с корнями проблемы в бессознательном.

Основными характеристиками трансового состояния являются снижение тонуса мышц, заторможенность сознательных и ускорение бессознательных откликов, замедление и более глубокое дыхание, замедление пульса, подрагивание век, замедленность рефлексов [9]. Очень часто в этом состоянии у пациентов происходят регрессии или прогрессии во времени, движения разных частей тела, спонтанно возникают образы, и наблюдается глубокая релаксация вплоть до фазы глубокого сна. Все эти признаки наблюдаются при проведении сеанса звуко-резонансной терапии поющими чашами.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.01 с.)