Автоколебания в системе регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоколебания в системе регулирования



 

Автоколебания в системе регулирования возникают вследствие того, что на постоянной нагрузке ОР регулятор устанавливает значение регулирующего воздействия с погрешностью по отношению к значению нагрузки ОР.

Примером в этом случае может служить то, что в системе регулирования давления пара в котле расход топлива в котел будет не соответствовать расходу пара из котла.

В регуляторах с интегральной составляющей в законе регулирования (ПИ и ПИД регуляторы) обязательно будут возникать автоколебания как при регулировании устойчивых, так и нейтральных объектов.

В этих регуляторах упомянутая выше погрешность вызовет отклонение регулируемой величины от заданного значения, тогда как непрерывные регуляторы с данными законами регулирования имеют нулевое отклонение на равновесных режимах.

Отклонение, поступающее на вход интегратора, вызовет изменение интегральной составляющей и, следовательно, сигнала на выходе последовательного КУ. Это, в свою очередь, приведет к изменениям регулирующего воздействия и регулируемой величины, переходящим в автоколебания.

На рис. 7.2 показаны автоколебания в системе регулирования давления пара в судовом паровом котле с ПИД регулятором. Результаты были получены на компьютерном тренажере электрической системы регулирования давления в котле, разработанном автором. Регулятор выполнен по схеме, приведенной на рис. 6.1.

Последовательное КУ в данном случае формирует ПИД закон в соответствии с передаточной функцией:

                                                   .     

  

Рис. 7.2 Автоколебания в системе регулирования давления пара в
            судовом вспомогательном котле (ПИД регулятор).

 

 

Интегральная составляющая закона регулирования выражается как

 


                              ,

 

где в данном случае

                                              eX (t) = Ркз – Рк(t)
представляет собой отклонение давления пара в котле Рк от заданного значения Ркз.

Из графиков на рис. 7.2 видно, что изменение интегральной составляющей Ui (t) и перемещение ИМ соответствуют друг другу.

В системе регулирования с П или ПД регулятором и устойчивым объектом регулирования возникновение автоколебаний не является обязательным.

Например, в системе регулирования давления пара в котле автоколебания имеют место при коэффициенте пропорциональности Кр = 4 (см. рис. 7.3), тогда как при Кр = 2 автоколебания отсутствуют.

 

Рис. 7.3 Автоколебания в системе регулирования давления пара в
                     судовом вспомогательном котле (П регулятор).

 

Также автоколебания должны возникать в системе регулирования нейтрального объекта при любом законе регулирования.

Это является следствием того, что несоответствие нагрузки объекта и регулирующего воздействия приводит к неограниченному (теоретически) изменению регулируемой величины.

Примером этого может служить система регулирования уровня воды в судовом паровом котле, когда указанное выше несоответствие вызывает, в конечном счете, аварийное повышение или понижение уровня.

На рис. 7.4 показаны автоколебания в системе регулирования нейтрального объекта с П регулятором при коэффициенте пропорциональности Кр = 2.

Нейтральным ОР в данном случае является паровой котел как объект регулирования давления пара. Для того чтобы котел стал нейтральным ОР в его математической модели на упомянутом выше тренажере была отключена зависимость расхода пара из котла от давления в котле.

Рис. 7.4 Автоколебания в системе регулирования давления пара
          в судовом вспомогательном котле как нейтральном
         объекте регулирования (П регулятор).

 

Рассмотренные выше автоколебания все же не ухудшают существенно качество работы судовых электрических САР.

На примере системы регулирования давления пара в котле видно, что при значении зоны нечувствительности в следящей системе D н = 2 % амплитуда автоколебаний давления пара не превышает 0.1 бара (см. рис. 7.2, 7.3). Такая величина будет практически незаметна на судовых показывающих приборах.

Поэтому для всех агрегатов и механизмов СЭУ (кроме дизелей) можно применять достаточно простые электрические регуляторы, содержащие ИМ с постоянной скоростью.

Для регулирования частоты вращения дизелей, где требуется повышенная точность управления положением топливной рейки, применяются рассматриваемые далее электрические регуляторы с переменной скоростью перемещения ИМ.


8 РЕГУЛЯТОРЫ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ, ОХВАТЫВАЮЩЕЙ МОДУЛЬ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Рассмотренные в предыдущем разделе регуляторы обладают хорошими рабочими качествами.

Однако они имеют недостатки, связанные с обратной связью по положению исполнительного механизма:

- необходимость датчика положения исполнительного механизма, усложняющего устройство регулятора и понижающего его надежность;

- необходимость достаточно длинной линии точной передачи аналогового сигнала обратной связи, требующей повышенной защиты от помех и нарушения изоляции.

Этих недостатков лишены регуляторы, у которых обратная связь охватывает только модуль нечувствительности.

Их дополнительным преимуществом является то, что из помещения, где расположена электронная аппаратура автоматики, к месту расположения исполнительного механизма регулятора передается релейный сигнал, что не требует особой точности передачи.

В данных регуляторах отсутствуют автоколебания.

Обратная связь, охватывающая модуль нечувствительности, может быть:
- инерционной,
- интегрирующей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)