РАЗДЕЛ 4. Принципы функционирования бюджетной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 4. Принципы функционирования бюджетной системы.



В целом эффективность финансовой системы определяется степенью соответствия ее функционирования следующим принципам: единства, сбалансированности, целевой направленности, трансферабельности; безопасности (рис.4.1.).

Рис.4.1. Принципы функционирования

Принцип единства заключается во:

1) взаимной непротиворечивости и взаимосогласованности денежной, бюджетной, кредитной, налоговой, страховой систем;

2) единстве законодательной и нормативно-правовой базы;

3) использовании унифицированных форм финансовой документации и отчетности, расчетов и платежей, порядков формирования затрат и финансовых результатов;

4) единообразии санкций за нарушение платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Применительно к строительству совершенно неважно какой вид строительства осуществляет и в каком регионе функционирует строительная организация. Отражение ее деятельности на балансе, порядок реализации строительной продукции, учет доходов и налогообложение едино на всем пространстве страны.

Принцип сбалансированности означает необходимость соответствия поступлений и доходов возникающим финансовым обязательствам (задолженностям). Следует иметь в виду, что заемные средства всегда обременены финансовыми обязательствами, образуя кредиторскую задолженность по выплате основного долга и процентов. Привлеченные средства, имея различный механизм возникновения (долевое участие, акционирование и др.), приводят к появлению различных обязательств (раздел продукции, выплата дивидендов и др.). Использование в хозяйственном обороте собственных и дотационных средств не рождает финансовых обязательств. Но не зависимо от присутствия или отсутствия заемных и привлеченных средств всегда существуют обязательства перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, которые должны быть погашены.

Сбалансированность финансов на макроуровне выражается в устойчивости и стабильности государственного бюджета, в полной окупаемости государственных расходов. На всех уровнях сбалансированность означает полное и своевременное выполнение обязательств и погашение задолженностей. Нарушение принципа сбалансированности приводит к росту неплатежей и задолженностей, увеличению объемов незавершенного строительства, банкротству, а в конечном счете к «омертвлению» капитала. Впервые принцип сбалансированности бюджета был сформулирован в конце XIXв. Министром финансов Российской империи с 1823г. по 1841г. - Е.Ф.Канкриным. Этот принцип был положен им в основу финансовой политики, которая наряду со снижением налогов привела к небывалым финансовым результатам: росту государственных доходов, финансовой стабильности и др. 

Принцип целевой направленности предполагает необходимость мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию поставленных целей, как текущего, так и перспективного характера. Этот принцип был в полной мере реализован  в начале XX века Министром финансов Российской империи с 1892г. по 1903г. - С.Ю.Витте, осуществившим финансирование строительства заводов, железных дорог и т.д.

Структура вложений финансовых ресурсов определяет перспективы экономического роста. Цели государственных финансов выражаются в:

1) аккумуляции доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, а также организации заимствований;

2) перераспределении ресурсов между сферами жизнедеятельности, программами стабилизации и развития, территориями;

3) погашении финансовых обязательств.

Цели финансов субъектов хозяйствования охватывают извлечение максимальной прибыли и рост рентабельности производства и услуг, вложения в обеспечение конкурентоспособности, перспективного преимущества и устойчивого развития.

Принцип трансферабельности источников финансирования и вложений означает объективную возможность инвестирования из различных источников в разные проекты, виды деятельности, объекты строительства, имущество. Источники инвестирования могут быть взаимозаменяемы, а финансовые обязательства конвертируемы в ценные бумаги различной степени ликвидности с целью ускорения товарно-денежного оборота, предупреждения возникновения и роста неплатежей и задолженностей.

Принцип безопасности обеспечивает:

1) надежность функционирования финансовой системы;

2) подконтрольность стратегической ориентации финансовых ресурсов на устойчивое развитие национальной экономики;

3) реализацию поставленных целей;

4) соблюдение финансовой дисциплины;

5) предупреждение финансовых кризисов.

Практическая реализация принципов функционирования финансовой системы направлена, с одной стороны, на решение важнейших задач развития национальной экономики, с другой на реализацию стратегических целей развития хозяйствующих субъектов.

 

Структура доходов и расходов государственного бюджета

 

 

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

• налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

• налоги на совокупный доход;

• налоги на имущество;

• платежи за пользование природными ресурсами;

•   налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от реализации государственных запасов;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

-   доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины ­государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений: б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

• трансферты населению;

• ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

• бюджетные кредиты юридическим лицам;

• субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

• инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

• кредиты иностранным государствам;

• средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическом) или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:

а) Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,

государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

б) Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные предприятиям кредиты государственным и частным местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

• финансирование промышленного производства;

• финансирование социально-культурных мероприятий;

• финансирование науки;

• финансирование обороны;

• содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

• расходы по внешнеэкономической деятельности;

• создание резервных фондов;

• расходы по обслуживанию государственного долга;

• прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

• заработная плата;

• начисления на заработную плату;

• канцелярские и хозяйственные расходы;

• командировки и служебные разъезды;

• стипендии;

• расходы на питание;

• приобретение медикаментов и перевязочных средств;

• приобретение оборудования и инвентаря;

• приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

• государственные капитальные вложения;

• капитальный ремонт;

• содержание сооружений благоустройства;

• геологоразведочные работы;

• проектирование;

• государственная дотация;

• операционные расходы;

• платежи по ссудам;

• возмещение разницы в ценах;

• прочие расходы.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:

- расходы республиканского бюджета:

- расходы бюджетов членов федерации;

- расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

В Приложении 1 представлены основные характеристики федерального бюджета на 2009г. и  на плановый период 2010 и 2011 годов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.032 с.)