Раздел 3. Основные задачи бюджетной политики РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Основные задачи бюджетной политики РФ.



Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике». Ее общая направленность определяется повышением качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан.

Характеризуя бюджетный процесс прошлого и текущего финансового года, отметим:

             1) последовательно решается задача снижения уровня инфляции. За прошедший финансовый год ее уровень составил 10%, в ЕЭС только 2% в год. Это свидетельствует о том, что даже при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка меры регулирования денежной массы реализованы не в полностью;              

             2) снижен объем государственного долга на 37,6 млрд.руб. Его объем составил около 10% ВВП, что существенно ниже уровня, сложившегося в развитых странах (в среднем 25% ВВП);

             3) начата реализация приоритетных национальных проектов, создается основа для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства;

             4) увеличены в реальном выражении размеры оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пенсий и ряда пособий в связи с материнством и воспитанием детей;

             5) проведенная реформа системы натуральных льгот позволила повысить эффективность социальной поддержки населения. По данным официальных источников бюджетные средства на эти цели предусматриваются в необходимых объемах;

             6) вступил в силу новый федеральный закон о государственных закупках, более четко регламентирующий процедуры проведения торгов, создающий условия для расширения круга поставщиков и более эффективного использования бюджетных средств. Из-за отсутствия ряда подзаконных нормативных актов новый механизм закупок пока еще не заработал в полной мере;

             7) создан Инвестиционный фонд. Принят закон о концессионных соглашениях. Однако практическое применение сдерживается отсутствием утвержденных Правительством типовых соглашений;

             8) продолжена реформа федеративных отношений. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации  впервые были исполнены в условиях законодательно установленного разграничения расходных обязательств и доходных источников. Сбалансированность региональных бюджетов улучшилась;

             9) особенностью бюджетного процесса  стало формирование собственных бюджетов нескольких тысяч вновь образованных муниципальных образований. При этом принятые на федеральном уровне решения позволили субъектам Российской Федерации самостоятельно определять сроки и порядок перехода к модели организации местного самоуправления с учетом реальной ситуации на местах. 46 субъектов Российской Федерации приняли решение не откладывать создание полноценной системы местного самоуправления;

             10) в сфере налоговой политики продолжен курс на снижение общей налоговой нагрузки на экономику. Отношение общего объема обязательных платежей к объему валового внутреннего продукта (без учета влияния изменений мировых цен на нефть) снизилось с 28,7% до 27,4%.

             В целом, можно констатировать, что приняты принципиальные решения, направленные на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности.

             Основные задачи бюджетной политики в среднесрочной перспективе показаны на рис.3.1.

        

Рис.3.1. Основные задачи бюджетной политики

Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

При формировании и реализации бюджетной политики Правительству Российской Федерации необходимо реализовать следующую совокупность мер:

1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде. Прежде всего, это касается выполнения обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования.

2. Продолжение политики аккумулирования конъюнктурных доходов бюджета в Стабилизационном фонде. Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема целесообразно направлять исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.

3. Повышение результативности бюджетных расходов. Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом.

4. Переход к системе среднесрочного трехлетнего перспективного финансового планирования. При этом, установленные процедуры и сроки разработки и утверждения перспективного финансового плана должны неукоснительно соблюдаться.

5. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

6. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд. Необходимо в кратчайшие сроки завершить формирование нормативной правовой базы реализации положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Следует обратить особое внимание на определение перечня товаров, работ, услуг, закупки которых должны проводиться на аукционах, а также особенностей закупки продукции для нужд обороны и безопасности.

7. Совершенствование управления государственной собственностью. Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного и муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.

В кратчайшие сроки следует законодательно урегулировать вопрос о снижении выкупной цены земельных участков под объектами, находящимися в частной собственности.

8. Неукоснительное соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий, а именно – до внесения проектов бюджетов в законодательные органы.

9. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

10. Совершенствование налогообложения в направлении стимулирования структурных сдвигов, снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового администрирования.

Конкретные мероприятия по изменению действующей системы налогообложения показаны на рис.3.2.

Рис.3.2. Мероприятия по совершенствованию налогообложения

      Исходя из основных задач бюджетной политики, сформулируем основные приоритеты бюджетных расходов:          

1. Правительство Российской Федерации при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации должно предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

2. Средства, необходимые для реализации задач по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости должны быть учтены при формировании федерального бюджета

3. Обеспечение согласованного осуществления проектов по образованию и здравоохранению и мер структурной модернизации соответствующих отраслей. В частности, необходимо завершить отработку механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений.

4. В сфере образования требуется оказывать поддержку регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании и направленную на повышение доходов учителей. В этой связи целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере. Следует также создать необходимые условия для развития образовательного кредитования.

Кроме того, требуется внесение изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений по самостоятельному распоряжению выделенными бюджетными средствами.

5. Необходимо реализовать на практике принципы прозрачности региональных и муниципальных финансов. Минимальный перечень информации об их состоянии, публикуемой в открытом доступе, должен быть единым для всей страны.

Правительству Российской Федерации целесообразно более активно применять систему поощрения субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, добившихся существенного улучшения качества управления общественными финансами, в том числе за счет применения бюджетных грантов.

При этом, в частности, должны быть сформированы механизмы, мотивирующие региональные органы власти к реализации мер по снижению безработицы и созданию активных программ занятости.

6. Целесообразно в кратчайшие сроки утвердить методики оценки эффективности расходов региональных бюджетов в рамках исполнения как собственных, так и делегированных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий. Такая оценка должна проводиться ежегодно, а ее результаты – публиковаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Итак, основные приоритеты бюджетных расходов и на среднесрочную перспективу представим на рис.3.3.

Рис.3.3. Основные приоритеты бюджетных расходов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.009 с.)