Причины нарушений психического развития детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины нарушений психического развития детей



В основе нарушений развития лежат поражения нервной системы или отдельных анализаторов. В зависимости от воздействия патогенных факторов причины нарушений развития разделяют на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). В каждой группе установлен перечень заболеваний, а также факторов риска, приводящих к различным нарушениям и отклонениям в развитии детей. Зарубежные исследователи считают, что необходимо рассматривать биологические, психологические и социальные влияния в их взаимосвязи.

Систематизация причин нарушений развития

Спектр нарушений развития очень широк. Установлено, что для биологической полноценности индивида большое значение имеют социально-психологические факторы, а, с психолого-социальной точки зрения, для нормального развития личности существенны и биологические факторы.

Выявление причин, вызвавших отклонение в развитии, необходимо для научного обоснования психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций.

Под причиной нарушений в развитии понимают воздействие на организм внешнего и/или внутреннего фактора, которые определяют специфику поражения или нарушения психомоторных функций. Изучение этиологии или причин развития нарушений развития в детском возрасте предполагает изучение того, как биологические, психологические и средовые процессы взаимодействуют, что именно приводит к результатам, наблюдаемым в поведении детей спустя какое-то время.

По биологическому, социальному, психологическому и педагогическому аспекту причины нарушений могут быть разнообразны. Нарушения возникают в результате действия наследственных факторов, а также в период внутриутробного (пренатального) или послеродового развития (постнатального).

В настоящее время большая часть причин установлена, в той или иной мере изучена и отражена в специальной литературе. Но до сих пор нет единого мнения, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, существуют противоречивые данные о причинах нарушения интеллекта: одни исследователи 90% случаев этих нарушений приписывают пренатальному, 3% – перинатальному и 7% постнатальному периоду, а другие авторы на все эти периоды отводят пропорционально по 1/3 случаев.

Помимо взглядов исследователей, принадлежащих к различным научным школам, различия в выделении причин могут зависеть от экономических условий, культуры и традиций, уровня медицинского обслуживания и других условий конкретной страны или региона, а также от развития науки и общества в целом. Так, развитие специальной психологии и детской патопсихологии позволило выделить факторы риска и факторы жизнеспособности, влияющие на пути развития детей. В самом деле, почему одни и те же вредоносные воздействия у одного ребенка привели к тяжелым нарушениям, а у другого – нет? Поиск ответа на этот вопрос привел к выделению факторов риска и факторов жизнеспособности.

Факторы риска – это условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата. Многие из факторов сегодня значительно отличаются от тех, с которыми люди сталкивались еще в прошлом веке. К таким новым неблагопри­ятным условиям относятся ставшие особенно заметными в последнее время заболевания, связанные с ВИЧ инфекцией, наркоманией, проблемы адаптации детей из семей иммигрантов, неадекватный уход за ребенком со стороны малоимущих родителей, бездомность и др. Даже прогресс в медицине может иметь отрицательные последствия: повышение вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с трудностями в поведении и обучении.

К факторам риска сегодня относятся бедность (низкий доход в семье влечет за собой низкий уровень образования, недостаточное медицинское обслуживание, плохое питание, ограниченные возможности в приобщении к культуре) и другие негативные социально-экономические условия, а также насилие, пренебрежение жизненными потребностями ребенка, с которыми сталкиваются многие дети и которые оказывают кумулятивное воздействие на их психическое здоровье.

Факторы жизнеспособности – это условия, которые повышают способность человека избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность возникновению нарушения. Понятие фак­торов жизнеспособности не предполагает какого-то прямого пути, ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с постоянно меняющимися защитными и ослабляющими факторами, имеющими отношение как к самому ребенку (например его темперамент), так и к его окружению (например заботливые родители, бабушки и дедушки), а также взаимодействию ребенка и окружения.

Защитные факторы – это личностные или ситуативные условия, которые уменьшают опасность развития у ребенка расстройства, тогда как ослабляющие факторы приводят к увеличению вероятности возникновения у ребенка трудностей. И те и другие факторы следует рассматривать как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать в качестве и защитного, и ослабляющего фактора в зависимости от общих условий, в которых они действуют.

В основе самой распространенной классификации причин нарушений в развитии лежит разделение их на две группы в зависимости от времени и среды воздействия. Выделяют причины внутреннего происхождения (эндогенные) и внешнего происхождения (экзогенные).

Причины нарушений развития эндогенного происхождения

В эту группу причин входят все врожденные нарушения, в том числе наследственные, когда негативные факторы действуют на половые клетки. В этом случае выделяют хромосомные и генетические нарушения.

Чтобы понять важность роли генетического фактора, необходимо вспомнить природу генов. Уникальный геном каждого человека, состоящий из 100 тысяч генов, определяется при зачатии. Гены содержат информацию, поставляемую каждым родителем, и распределены на 22 парах подобных хромосом и одиночной паре половых хромосом. У мужчин пара половых хромосом состоит из X- и Y-хромосомы (XY), а у женщин ее составляют две X-хромосомы (XX).

В сущности, гены – это участки ДНК, сами по себе они не формируют ни поведение, ни эмоции, а могут только продуцировать определенные тенденции реакций человека на окружающую среду. Представление о том, что гены определяют поведение, должно быть заменено более точным утверждением того, что гены влияют на способности человека. У каждого могут быть различные генетические недостатки, тенденции и предрасположенности, но конечные результаты индивидуальных особенностей редко бывают неизбежными.

Генетические факторы как причины ряда нарушений в развитии были выявлены сравнительно недавно. Некоторые из них проявляются на раннем этапе развития, другие обнаруживают себя годы спустя.

Изменения хромосомной структуры или числа хромосом называют хромосомными аберрациями. Хромосомы и находящиеся в них гены составляют единицы наследственности. В составных частях хромосом в закодированном виде хранятся основные признаки человеческого организма, которые и передаются по наследству.

Хромосомные нарушения составляют около 1 1,8% всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5–8% детей, страдающих психическими заболеваниями. Неполноценность родительских половых клеток может быть обусловлена отрицательным влиянием внешних факторов и, в свою очередь, неблагоприятной наследственностью. Так, зарубежные авторы отмечают, что если оба родителя страдают умственной отсталостью, то дети с нарушениями интеллекта рождаются практически в 100% случаев, а если только один из родителей является умственно отсталым, то рождение детей с нарушением интеллекта происходит примерно в половине случаев.

Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна или трисомия по 21 хромосоме (присутствие в генетическом наборе ребенка трех вместо двух материнских X-хромосом), который составляет около 13% всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Эту болезнь описал английский врач И.Л. Даун в 1866 году. Она встречается с частотой 1,5 на 1000 новорожденных. Для этого синдрома характерны некоторые отличительные физические черты: маленький череп, большой язык, высовывающийся изо рта, миндалевидные глаза, скошенные брови, плоская переносица, короткий, искривленный мизинец, широкие, квадратные кисти со складкой, проходящей через всю ладонь. Эти особенности иногда не слишком заметны, могут проявляться на фоне умственного, речевого недоразвития, моторной неловкости с разной степенью выраженности.

Чаще всего дети с синдромом Дауна рождаются или у очень молодых матерей, или женщин старшего возраста. Наблюдения врачей показывают, что если рожают женщины 20–30 лет, то из 1500 новорожденных один имеет синдром Дауна; если 30–34 лет – 1 из 950; 35-39 лет – 1 из 300, а если 40–44 лет – 1 из 80 младенцев.

Последствием хромосомного нарушения является синдром Клайнфелтера. Для новорожденных, имеющих этот синдром, присущи выраженные психические и физические нарушения. Этот синдром составляет 25% всех хромосомных нарушений. Его провоцирует одна или несколько дополнительных хромосом.

К этой группе нарушений относится также синдром Тернера. Дети с этим синдромом имеют разные нарушения структуры тела и полового развития. Часто у них наблюдаются пороки сердца, нарушения умственного развития. Синдром формируется в случае, когда в хромосомной паре не хватает одной хромосомы и встречается только у девочек с частотой 1 из 3000.

Последствием хромосомных аберраций может быть микроцефалия (недоразвитие головного мозга, уменьшение его объема), нарушения слуха, зрения, интеллекта, деформация конечностей. Всего описано около 300 различных хромосомных аберраций, и этот список постоянно пополняется. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции.

Большую группу наследственных нарушений составляют генные аберрации. Их в настоящее время известно около 2000, и ежегодно этот список пополняется учеными-генетиками. Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты.

В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребенка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте.

Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребенок значительно отстает в развитии. Ферментопатии чаще всего выявляются на первых днях и месяцах жизни ребенка.

В настоящее время успехи генетики и медицины позволяют до зачатия ребенка провести генетическое исследование полноценности половых клеток будущих родителей или на ранних сроках беременности выявить генные или хромосомные нарушения и предотвратить появление больного ребенка.

Причины нарушений развития экзогенного происхождения

В данной группе нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врожденными или приобретенными.

Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода.

Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Мозг наиболее чувствителен к различным влияниям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные «функциональные ансамбли», наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы.

Одним из факторов, наиболее отрицательно влияющим на развивающийся организм, является радиация. Большая радиоактивность опасна для здоровья и жизни как женщины, так и ребенка. Беременная женщина, получив большие дозы радиации, может родить ребенка с различными соматическими и нервными нарушениями.

При повреждении брюшной полости беременной женщины из-за физической травмы может быть поврежден и плод. Особенно опасны сдавливания в этой области. Отрицательное воздействие на эмбрион или плод может оказать вибрация и высокая или очень низкая температура как самой женщины, так и окружающей обстановки. Именно поэтому работа будущей матери на производстве с вредными условиями является серьезным фактором риска рождения больного ребенка.

Отрицательное действие химических веществ, в том числе лекарственных препаратов, проявляется в интоксикации (отравлении) организма. Особенно опасно употреблять новые, не проверенные временем препараты. Так, в 40-х годах 20 в. изобретение стрептомицина и лечение им беременных женщин и новорожденных детей приводило к атрофии слухового нерва и глухоте ребенка. Для будущего ребенка опасны успокаивающие и снотворные препараты, которые проникают через плаценту и накапливаются в мозгу, печени, почках. Катастрофически на развитие плода действует хинин, который некоторые женщины употребляют для избавления от беременности. Чаще всего такая попытка кончается неудачей, а эмбрион сильно поражается и в дальнейшем развивается с тяжелыми нарушениями.

Употребление алкоголя или наркотиков нарушает половые клетки родителей, замедляет физическое развитие плода. Постоянное употребление 75–80 граммов водки, коньяка или 120–150 граммов более слабых алкогольных напитков (среди них и пива) может вызвать алкогольный синдром плода. Этот синдром диагностируется у 2–3 новорожденных из каждой 1000.

Алкогольная интоксикация пагубно воздействует на плод, потому что его печень не имеет фермента, разлагающего алкоголь, и он разносится по всему организму, особенно тяжело поражая головной мозг, в составе которого есть жировые отложения, а алкоголь разрушает именно такие ткани. Из-за воздействия алкоголя может появиться прогрессирующее слабоумие, неврозы, повреждение половых органов, эпилепсия. Установлено, что более 60% детей, страдающих эпилепсией, рождаются у родителей, употребляющих алкоголь.

Наркотики действуют так же, как и алкоголь. Если беременная женщина употребляет героин, ребенок рождается с меньшим весом, медленнее растет, у него наблюдаются судороги и нарушения умственного развития.

Отравление никотином также влияет на нормальное развитие плода. Курящие женщины чаще рожают преждевременно, дети рождаются недоношенные со слабой нервной системой. Курение женщин повышает патологию беременности, опасность осложнений в родах и рождение неполноценного ребенка.

Любые заболевания беременной женщины могут повреждающе действовать на развитие плода. Выделяют несколько групп болезней: паразитарные инфекции, вирусные инфекции, гормональные заболевания и соматические расстройства.

Примером паразитарной инфекции является токсоплазмоз, который вызывается простейшими одноклеточными организмами, живущими в крови домашних животных. Попадая в кровь женщины, они легко проникают через плацентарный барьер и вызывают тяжелые поражения головного мозга, зрения, слуха ребенка.

На развитие плода могут повлиять грипп, корь, гепатит, паратит, краснуха, сифилис и другие инфекции, которыми может заболеть женщина в период беременности.

Инфекционные поражения эмбриона в первые недели беременности женщины всегда имеют отрицательные последствия, потому что у эмбриона нет защитных механизмов. Инфекционные болезни во время последних месяцев беременности могут и вовсе не вызвать нарушений развития плода. Исключение составляет сифилис, который поражает плод в любом периоде беременности. Ребенок с врожденным сифилисом чаще всего является умственно отсталым, у него повреждается зрение, слух, строение скелета.

Соматические заболевания матери, особенно сердечно-сосудистой системы, приводят к гипоксии плода – кислородному голоданию, которое может серьезно повредить мозг ребенка.

Одним из повреждающих факторов является резус-конфликт, возникающий при несовместимости, например, резус-положительной крови матери и резус-отрицательной крови плода. Антитела могут попасть в организм плода и вызвать распад эритроцитов. Такой новорожденный рождается с гемолитической болезнью, как следствие, имеет малокровие, нарушения обмена веществ, поражение нервной системы.

Причиной нарушений развития ребенка может быть искусственное прерывание беременности – аборт. Предшествующие аборты отрицательно влияют на следующие беременности, вызывая аномалии плаценты и преждевременные роды. Очень часто такие дети страдают от нарушений мозгового кровообращения, у 70% из них бывает кровоизлияние в мозг. Наряду с искусственными абортами нередко встречаются и выкидыши. Чаще всего их вызывают заболевания беременной женщины, неполноценное питание, отравление никотином, алкоголем, ртутью, недостаток витаминов и т.д.

Помимо биологического аспекта, прерывание беременности имеет и морально-нравственный аспект. Многие ученые приходят к выводу, что невозможно установить момент, когда эмбрион становится человеком. Первым из органов эмбриона свои функции начинает выполнять сердце. Уже в конце второй недели в зачатках сердца начинается правильная пульсация – около 90 ударов в минуту, у 50-дневного – фиксируются импульсы мозга. Трехмесячный плод поворачивает головку, делает движения, нащупывает рот и сосет палец. Таким образом, прерывание беременности в любые сроки равносильно убийству нерожденного ребенка, и актуальной задачей для общества является формирование культуры планирования семьи, сознательного зачатия и деторождения.

Развитие пренатальной психологии убедительно доказывает, что ребенок во внутриутробном состоянии может слышать звуки, чувствовать состояние матери и окружающих близких. Отрицательные переживания женщины в период беременности воспринимаются ребенком как угроза жизни, на эмоциональном уровне закладываются в подсознание и негативно отражаются на психическом здоровье и формировании полноценной личности.

Причины приобретенных нарушений развития

Приобретенные нарушения включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

Ведущее место в данной группе занимают асфиксия – кислородная недостаточность – и внутричерепная родовая травма. От асфиксии страдает от 4 до 6% новорожденных. Асфиксия может развиться при затяжных родах и другой патологии. Она требует незамедлительной реанимации ребенка сразу после рождения, так как от ее продолжительности зависит степень повреждения функций мозга.

Внутричерепная родовая травма – собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии и патогенезу изменения нервной системы, возникшие в период родов. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияние в мозг и его оболочки, другие расстройства мозгового кровообращения. Возникновению внутричерепной травмы способствуют различные виды акушерской патологии (неправильное предлежание плода, узкий таз и др.), а также неправильная техника родоразрешения, например, так называемые щипцовые роды, во время которых происходит механическая травма головки ребенка и, как следствие, повреждаются сосуды мозга.

Особую группу составляют детские церебральные параличи, которые развиваются в результате повреждения мозга. Их характерная особенность – нарушение моторного развития ребенка, обусловленное аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с задержкой психического и речевого развития.

Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний. К ним относятся инфекционные заболевания нервной системы, – такие нейроинфекции,как менингит и энцефалит, которые могут привести к развитию гидроцефалии (водянке головного мозга, перепроизводству ликвора, скапливающемуся под оболочками мозга и сдавливающему его), глухоте, двигательным расстройствам, задержке психофизического развития. Последствия перенесенного энцефалита (воспаления головного мозга) во многом зависят от возраста ребенка. В раннем детстве он может стать причиной глубоких задержек развития и даже умственной отсталости, а также аффективных вспышек, неустойчивого настроения.

Черепно-мозговые травмы составляют от 25 до 45% всех случаев повреждений в детском возрасте. Они делятся на открытые, проникающие в мозг или его оболочки, и закрытые, при которых целостность костной ткани и мозговых оболочек не нарушается (сотрясения, сдавления, ушибы мозга). Следствием черепно-мозговых травм могут быть патологические изменения двигательных и психических функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушения памяти и речи, снижение интеллектуальных способностей). При этом степень повреждения зависит от вида, обширности, локализации травмы. Однако нет прямой корреляции между, например, частотой травм и повреждением психических функций из-за высокой пластичности нервной системы ребенка, способности восстанавливать и компенсировать нарушенные функции. Нервная пластичность – это следствие зависимости анатомической диф­ференциации мозга от его функционирования.

Все перечисленные причины могут вызывать как органические, так и функциональные нарушения, но чаще приводят к органическим поражениям, серьезно повреждающим органы и системы детского организма.

Функциональные нарушения, при которых происходит расстройство деятельности органов и систем, вызывают тяжелые и длительные соматические заболевания ребенка. Особенно опасны в первый месяц жизни дизбактериоз и диспепсия, приводящие к расстройству питания, воспалительные заболевания, «цепочки» детских инфекций. Отклонения возникают в результате накопления в организме токсинов, неблагоприятно действующих на нервные клетки.

Из причин социального плана на развитие ребенка резко отрицательное влияние оказывает эмоциональная депривация – недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым, неудовлетворение психических потребностей ребенка. Так называемый «госпитализм», характерный для детей, от которых отказались родители и сразу после рождения помещенных в дом ребенка, приводит к необратимым последствиям в эмоциональном развитии ребенка.

Сегодня установлено, что для полноценного развития эмоциональной сферы ребенку в день необходимо не менее 12 ласковых тактильных прикосновений взрослого – похлопываний, объятий и т.п.

Социально-педагогическая запущенность как результат неблагоприятных условий воспитания замедляет развитие коммуникативно-познавательной активности ребенка, приводя к серьезным трудностям в обучении и поведении таких детей.

В целом, в психологической картине развития ребенка влияние органических и функциональных нарушений приводит к недоразвитию базовых психических функций – речи, мышления, памяти, которые не могут обеспечить соответствующую деятельность, а несформированная деятельность не позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

Взгляды зарубежных исследователей на этиологию нарушений развития

Наряду с общими научными подходами к объяснению этиологии нарушений в развитии детей, свойственными отечественным и зарубежным исследователям детской психопатологии, имеются некоторые отличия в классификации причин, выделяемых зарубежными авторами. Различия могут быть объяснены как достигнутыми успехами в научных исследованиях, так и значительным прогрессом в отношении к проблемам детей и их поведению в обществе и культуре западных стран, а также, возможно, особенностями перевода научных иностранных текстов на русский язык.

При изучении зарубежных источников следует иметь в виду, что, наряду с клиническим подходом к нарушениям в развитии, в них, как правило, расширяются рамки данной области и к детской психопатологии относят случаи проблемного (так называемого «неадаптивного») поведения детей, а причины и последствия различных детских расстройств описываются в контексте значимых отношений ребенка и окружающего мира. Безусловно, это не является недостатком, а, наоборот, способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, влияющих на развитие детей.

Несмотря на то, что проявления детской психопатологии отличаются чрезвычайно большим разнообразием причин и симптомов, все они имеют общую основу: патологические нарушения указывают на сбои в процессе адаптации, имевшие место на одной или нескольких стадиях развития.

Под сбоями в процессе адаптации понимают неспособность ребенка к выработке или овладению навыками, знаменующими начало новой стадии развития. Иными словами, дети с психологическими нарушениями имеют те или иные отклонения от нормального уровня развития своих сверстников. Такие отклонения являются, как правило, следствием не одной причины, а результатом сложного и длительного взаимодействия внутренних процессов индивидуального развития и внешних условий. Взаимодействие причин и следствий, связанных с нарушениями поведения у детей, – это долговременный и динамический процесс, его анализ представляет значительные трудности.

Определить единственную или первоначальную причину психических расстройств можно лишь в редких случаях, поэтому следует стремиться рассмотреть влияние различных биологических и средовых факторов, и при этом помнить, что они приводят к появлению специфических форм поведения в результате взаимодействия.

Поскольку дети, нуждающиеся в психологической помощи, часто имеют симптомы, сходные с целым рядом состояний, и могут попасть в более чем одну категориальную группу, то для принятия диагностического решения причины расстройств их поведения следует рассматривать с комплексных позиций, которые учитывают биологические, психологические, социальные влияния и их взаимозависимость.

Биологические влияния – это особенности протекания беременности, куда относят серьезные заболевания, травмы, осложнения в супружеских отношениях или другие источники стресса, повлиявшие на течение беременности.

Эмоциональные влияния – состояния, чувства, которые переживают дети и которые проявляются в их эмоциональных реакциях и способности управлять ими.

Поведенческие и когнитивные влияния связаны с особенностями обучения ребенка, отношения к его неуспешности в основном виде деятельности со стороны родителей, учителей, сверстников, а также интерпретация самим ребенком происходящих с ним событий. У детей вырабатывается своя система взглядов, усугубляющая неудачи и приводящая к выводу, что их непременно ждет поражение (в учебе, общении и т.д.) независимо от прикладываемых ими усилий.

Социальные влияния – это влияния со стороны семьи и социального окружения. Все дети, а не только дети с особыми проблемами, нуждаются в чутком отношении родителей к их индивидуальным потребностям, что предполагает наличие системы в процессе воспитания. Для правильного развития ребенок нуждается в определенном уровне жизни, включающем позитивное социальное окружение, хорошую школу, здоровый образ жизни и полноценное питание, наличие друзей-сверстников и возможности поддерживать дружественные отношения со всеми членами семьи и родственниками, а также их социальным окружением.

Эти четыре основных положения помогают практически применить теорию к анализу каждого конкретного случая поведенческих расстройств у детей.

Теоретические исследования и практика детской психопатологии основываются на понимании следующих установок, лежащих в основе работы в данной области:

– конкретная проблема или расстройства могут быть вызваны множеством причин, а наличие схожих факторов риска может приводить к совершенно разным результатам;

– ребенок и среда взаимозависимы. Согласно этой установке детские психические расстройства не вызваны исключительно внутренними процессами развития организма ребенка и не являются следствием исключительно внешних причин. Чаще всего их вызывает сочетание обоих факторов, взаимодействующих между собой;

– патологическое развитие предполагает непрерывность и дискретность. Непрерывность означает, что изменения в развитии носят постепенный и количественный характер, так что будущие особенности поведения могут быть предсказаны на основании предшествующих отклонений. Дискретность, напротив, подразумевает, что изменения в развитии носят скачкообразный характер, могут резко прерываться и иметь качественное своеобразие.

Таким образом, комплексность патологического поведения ребенка требует интегративного подхода к пониманию его причин, рассмотрение всего спектра биологических, социальных и психологических факторов, влияющих на развитие детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.042 с.)