Возникновение школьной дезадаптации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение школьной дезадаптации



Основными проявлениями ШД у детей можно считать: плохую успеваемость, нарушение контакта с окружающими (поведенческие проблемы), повышенную заболеваемость. Эти проявления неспецифичны, поэтому может возникать ощущение, что ребенок просто ленится, не хочет учиться, хулиганит, плохо воспитан, за таким фасадом нередко скрываются объективные трудности и проблемы, которые может увидеть специалист. Поэтому необходимо тесное взаимодействие педагога, психолога, врача в работе с такими детьми.

Таким образом, возможные причины проявления феномена ШД в младшем школьном возрасте многообразны. Основной причиной школьных затруднений являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития. При этом надо отметить, что речь идет не о серьезных отклонениях от нормы, которые не позволяют ребенку обучаться в массовой школе, а о временных, преходящих, слабовыраженных и малозаметных недостатках. Как правило, это дети с легкой задержкой психического развития, дефектами воспитания, эмоциональными, личностными и нейродинамическими нарушениями.

Казымова Е.Н приводит несколько положений, способствующих профилактике школьной дезадаптации:

– раннее выявление детей повышенного риска школьной дезадаптации;

– взаимодействие педагогов, психологов, врачей, социальных работников в разработке комплексного подхода к ребенку с признаками риска школьной дезадаптации;

– индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

– своевременное начало обучения;

– своевременная психологическая и дефектологическая (при необходимости) коррекция;

– закаливание и раннее введение занятий в спортивных секциях;

– динамическое использование всевозможных методов форсированного обучения при наметившемся отставании ребенка;

– постоянное взаимодействие с семьей и при необходимости психокоррекционная работа с родителями.

Определенную сложность представляет организация работы по коррекции школьной дезадаптации. Она должна носить системный и комплексный характер. Общие принципы и условия деятельности по коррекции дезадаптации включают:

1) снижение количества дезадаптированных детей, объединенных в класс или группу, так как увеличение количества школьников снижает возможности установления тесных эмоциональных связей между детьми и теми взрослыми, которые работают с группой;

2) организация процесса диагностики должна предусматривать комплексный характер, включающий психологический, медицинский, педагогический, социальный аспекты;

3) мероприятия по преодолению явления дезадаптации того или иного ребенка окажутся эффективными в том случае, если они будут лежать в русле единой индивидуализированной программы, за процесс осуществления которой отвечают все работающие с ребенком специалисты;

4) особенности стиля учебной деятельности детей, характеризующихся школьной дезадаптацией, диктуют необходимость пересмотра методов преподавания и во многом – пересмотра нормативных учебных планов и программ;

5) одним из важных условий для преодоления дезадаптации детей является создание психологического климата в образовательном учреждении, искренне доброжелательное отношение к каждому ребенку, исключение нетерпимости в обращении к нему взрослых.

В настоящее время социальная адаптация детей с пограничными психическими расстройствами, обучающихся в общеобразовательной школе, осуществляется в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО). Созданная сегодня широкая сеть классов КРО основана на концепции, разработанной сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО. Ребенок направляется в класс КРО по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях утверждено приказом Министерства образования РФ № 217 от 29.05.1995 г.

В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, а также педагогической запущенности вследствие неблагоприятных социальных условий). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

Трудности, которые испытывают дети, направленные в класс КРО, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В основу обучения в классе КРО заложены принципы снижения темпа обучения и уменьшения сложности учебной программы, а также:

1. Построение содержания учебной работы с ориентацией на «зону ближайшего развития». В отечественной психолого- педагогической науке стало аксиомой положение о том, что обучение должно вести за собой развитие; постулировалось соблюдение оптимальной дистанции между требованиями, предъявляемыми обучением, и актуальным уровнем психического развития детей, а также зоной их ближайшего развития.

2. Включение в процесс обучения различных форм помощи учащимся. Активное, заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебных занятий поддерживается в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, оказываются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнутой. Л.С. Выготский положил в основу обучающего эксперимента представление о движущей силе обучения и одновременно умственного развития ребенка, какой он справедливо считал сотрудничество ребенка со взрослыми.

3. Оценка результатов деятельности по критерию относительной успешности. Традиционно сущность педагогической оценки рассматривается как сравнение достигнутого уровня учебной деятельности, знаний, поведения школьников с заранее запланированными, теми, которые отражены в школьных учебных и воспитательных программах. В коррекционно-развивающем учебном процессе оценка должна фиксировать усилия ребенка, меру его старательности и личных успехов.

Соблюдение приведенных принципов – важное условие эффективности работы специализированных классов и преодоление у детей пограничных нервно-психических нарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.006 с.)