Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологическихпроявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказывается на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
Соотношение понятий «ИНДИВИД – ЛИЧНОСТЬ – СУБЪЕКТ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака. 1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт развития, носитель видовых черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве проявления всех сторон его психики. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями. Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности,в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, Позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно под словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуаленкаждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной,волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.
Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
Психологическая структура личности. Психологическая структура личности включает в себя следующие компоненты: индивидуально-психологическая сторона, мировоззренческая сторона, социально-психологическая сторона. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это уровень работоспособности и функциональные качества психики человека в каждый данный момент времени. Психические образования— это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. В содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков иумений. Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Моральный облик личности — этосистема ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие. Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально-и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нес поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенностяими, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальпые установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям
Вопрос № 2: «Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности органов внутренних дел»
Направленность личности, ее влияние на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка. Понятие о направленности личности. С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Каждый человек рано или поздно задает себе извечный вопрос "Ради чего я живу?". Одни считают, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (сторонники учения гедонизма); другие находят, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (точка зрения И. Канта); некоторые выводят поведение личности из биологических влечений, например, сексуальных (основоположник психоанализа З. Фрейд) или “социальных” стремлений к господству или подчинению (А. Адлер). Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном счете – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Как гласит латинский афоризм, я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личными потребностями и интересами, а в третьих – поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т.д.). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие – в области искусства, третьи – в общественной деятельности. При этом каждый исходит из определенный побуждений: чувства долга перед обществом, корысти, славы, карьеристских замыслов и т.д.
Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека, сложная система соподчинения и взаимодействия следующих блоков:
Мировоззрение Убеждение Идеалы Интересы Ценностные ориентации Цели Мотивы Потребности Потребности, мотивы.
Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая характеризуется следующими признаками: - любая потребность имеет свой предмет, т.е. наличие нужды в чем-то; - всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами она удовлетворяется; - потребность обладает способностью воспроизводиться. Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материальных и духовных ценностей. Они источник активности человека. Чтобы удовлетворить потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические задачи. Потребности определенным образом влияют на переживания, мышления и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способов их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия. Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями, в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью. Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни. Человек сознательно регулирует свои потребности и этим отличается от животного.
Классификация уровней потребностей:
Мотивация
В самореализации
В статусе В общении В безопасности Витальные (жизненные)
К витальным (жизненным, физиологическим или органическим) потребностям относятся голод, жажда, половое влечение и другие. Потребность в безопасности представляет собой желание чувствовать себя защищенным, избавиться от чувства страха, неудач, агрессивности.
К потребностям в общении относятся принадлежность к общности, нахождение рядом с людьми. Потребность в статусе – достижение определенного успеха, признание, авторитет и одобрение окружающих. Потребность в самореализации (самоактуализации) – достижение своих целей, реализация способностей, развитие собственной личности. Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии между собой. Так, потребность в пище - это витальная потребность, но потребность в застолье это уже потребность в общении, где нужен определенный набор блюд (например икра), а это уже потребность в статусе (у меня есть икра, и я уважаю сам себя), т.е. пища в данном случае стала средством самореализации. Так может быть рассмотрена каждая витальная потребность (в одежде и т.п.). Материальными, духовными, физическими и т.п. являются не потребности, а способы их удовлетворения. Итак, потребности - это первая стадия - неосознаваемая. Осознанная потребность становится мотивом. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей (и инстинктов) как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего. произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. Но мотив - это не цель, которая формируется в зависимости от мотивов, установок и других составных, о чем мы скажем ниже. Существует тесная связь не только между потребностями и мотивами, но и между потребностями и интересами. Интересы. Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности. Интересы - это прежде всего активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность при положительном эмоциональном отношении к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевать трудности и препятствия (интерес к учебе, к технике, музыке, театру, шахматам и т.д. - (интерес к театру может стать потребностью посещать спектакли). Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т.п.). По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разносторонность интересов сочетаются с наличием основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.
Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему. По устойчивости выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает. Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетворению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спортом, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается). Однако человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувствию долга, общественными обязанностями и т.д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.034 с.) |