Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.



Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологическихпроявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказывается на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

 

 

Соотношение понятий

«ИНДИВИД – ЛИЧНОСТЬ – СУБЪЕКТ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака.

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, про­дукт развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, ис­пользующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве проявления всех сторон его психики.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обще­стве, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-пси­хологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности,в частности источником познания и преобразования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, Позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно под словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуаленкаждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко,   других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной,волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изучении  каждой конкретной личности.

 

Психологическая структура личности.

Психологическая структура личности включает в себя следующие компоненты: индивидуально-психологическая сторона, мировоззренческая сторона, социально-психологическая сторона.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирова­ния ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действитель­ности.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень пове­дения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности и функциональ­ные качества психики человека в каждый данный момент времени.

Психические образования— это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. В содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков иумений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — этосистема ее представлений о морали, от­ражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и пове­дение в обществе.

Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в об­ществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально-и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нес поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенностяими, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальпые установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям

 

Вопрос № 2: «Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности органов внутренних дел»

 

Направленность личности, ее влияние на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка.

 Понятие о направленности личности.

С древнейших времен мыслители пытались определить источ­ники активности личности, смысл жизни человека. Каждый человек рано или поздно задает себе извечный вопрос "Ради чего я живу?".

Одни считают, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (сторонники учения гедонизма); другие находят, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (точка зрения И. Канта); некоторые выводят поведение личности из биологических влечений, например, сексуальных (основоположник психоанализа З. Фрейд) или “социальных” стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).

Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном счете – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Как гласит латинский афоризм, я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личными потребностями и интересами, а в третьих – поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т.д.).

Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие – в области искусства, третьи – в общественной деятельности. При этом каждый исходит из определенный побуждений: чувства долга перед обществом, корысти, славы, карьеристских замыслов и т.д.

 

 

Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека, сложная система соподчинения и взаимодействия следующих блоков:

 

Мировоззрение

 


Убеждение

 


Идеалы

 


Интересы

 


Ценностные ориентации

 

                                                                               Цели

Мотивы

 


Потребности

 Потребности, мотивы.

Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая характеризуется следующими признаками:

- любая потребность имеет свой предмет, т.е. наличие нужды в чем-то;

- всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами она удовлетворяется;

- потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материаль­ных и духовных ценностей. Они источник активности человека. Чтобы удовлетворить потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теорети­ческие и практические задачи.

Потребности определенным образом влияют на переживания, мышления и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способов их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями, в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.

Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни. Человек сознательно регулирует свои потребности и этим отличается от животного.

 

Классификация уровней потребностей:

 

 

                      Мотивация

 

                  

               В самореализации

 

 

                      В статусе

 


                      В общении

 


                  В безопасности

 


        Витальные (жизненные)

 

 

К витальным (жизненным, физиологическим или органическим) потребностям относятся голод, жажда, половое влечение и другие.

Потребность в безопасности представляет собой желание чувствовать себя защищенным, избавиться от чувства страха, неудач, агрессивности.

К потребностям в общении относятся принадлежность к общности, нахождение рядом с людьми.

Потребность в статусе – достижение определенного успеха, признание, авторитет и одобрение окружающих.

Потребность в самореализации (самоактуализации) – достижение своих целей, реализация способностей, развитие собственной личности.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии между собой. Так, потребность в пище - это витальная потребность, но потребность в застолье это уже потребность в общении, где нужен определенный набор блюд (например икра), а это уже потребность в статусе (у меня есть икра, и я уважаю сам себя), т.е. пища в данном случае стала средством самореализации. Так может быть рассмотрена каждая витальная потребность (в одежде и т.п.).

Материальными, духовными, физическими и т.п. являются не потребности, а способы их удовлетворения.

Итак, потребности - это первая стадия - неосознаваемая.

Осознанная потребность становится мотивом.

При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей (и инстинктов) как источников активности. Если изучается воп­рос, на что направлена активность организма, ради чего. произ­веден выбор именно этих актов поведения, а не других, иссле­дуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяю­щих выбор направленности поведения.

Но мотив - это не цель, которая формируется в зависимос­ти от мотивов, установок и других составных, о чем мы скажем ниже.

Существует тесная связь не только между потребностями и мотивами, но и между потреб­ностями и интересами.

Интересы.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интересы - это прежде всего активная познавательная направ­ленность человека на тот или иной предмет, явление или деятель­ность при положительном эмоциональном отношении к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуаль­ными условиями его жизни. Они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевать трудности и препятствия (интерес к учебе, к технике, музыке, театру, шахматам и т.д. - (интерес к театру может стать потребностью посещать спектакли).

Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глуби­не, устойчивости и действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т.п.).

По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разно­сторонность интересов сочетаются с наличием основного, централь­ного интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.

По устойчивости выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быст­ро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интере­сами легко увлекается и быстро охладевает.

Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетво­рению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спор­том, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается).

Однако человек делает не только то, в чем испытывает непос­редственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувствию долга, общественными обя­занностями и т.д.

Моральные мотивы поведения человека выражают­ся в идеалах и убеждениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.034 с.)