Деятельности органов внутренних дел» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности органов внутренних дел»



                                                                                   Лекции – 4 часа

                                                             Семинары – 4 часа

Практические занятия – 10 часов

Методические указания. Приступая к изучению данной темы, следует четко уяснить основные категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; среди которых человек - самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание, прежде всего, на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

В целом, структура личности включает в себя три основные стороны:

- психологическая сторона – психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

- мировоззренческая сторона – мировоззрение, моральный облик, нравственный облик.

- социально-психологическая сторона – отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки.

Наиболее распространенной в юридической психологии является концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности и включающая в себя следующие подструктуры:

1. Подструктура направленности

2. Подструктура опыта

3. Подструктура психических форм отражения

4. Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств.

Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека.

Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо. При этом потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни. Выделяют несколько видов потребностей: материальные, социальные, духовные. С потребностями личности тесно связаны мотивы. Это те внутренние силы, которые побуждают личность к определенной деятельности. Это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Качественно особыми мотивами личности являются интересы. Это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Интересы могут быть различных видов: действенные, недейственные, устойчивые, неустойчивые, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, сильные, слабые, активные, пассивные. Это необходимо знать сотрудникам правоохранительных органов, поскольку именно устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида либо к определенной общественно полезной, либо к противоправной деятельности. 

Изучая материал о темпераменте человека, необходимо уяснить вопрос о природной основе различных темпераментов - типологических свойствах высшей нервной деятельности (учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности). Следует помнить, что темперамент характеризует динамику протекания психологической деятельности человека (скорость, силу, эмоциональность реакции).

Рассматривая материал о характере, необходимо уяснить, что это система отношений личности, проявляющаяся в типе ее поведения. Отношения могут быть нескольких видов: отношения к деятельности, отношения к другим людям, отношения к себе, отношения к окружающему миру. Характер зависит от направленности личности и выступает в индивидуально обобщившихся способах поведения. Характер формирует индивидуальный стиль поведения. Важным является вопрос о формировании характера и способах его коррекции, а также вопрос о типах характера. Особую важность в правовом отношении имеет понятие акцентуаций характера, как крайних вариантов нормы, поскольку некоторые типы акцентуаций лежат в основе дезадаптивного типа личности. При изучении акцентуаций крайне важно уяснить понятие «места наименьшего сопротивление» и различные виды акцентуаций характера. В частности те, которые могут представлять наибольший интерес для правоохранительной практики: гипертимный, неустойчивый, циклоидный, сенситивный, психастенический, эпилептоидный и др.

При изучении материала о способностях, в первую очередь, необходимо уяснить взаимосвязь способностей и задатков (врожденных анатомо-физиологических и психических особенностей), обратив внимание на формирование способностей в процессе деятельности.

Социальные качества личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиции. Особое внимание следует обратить на баланс ролей и статусов (как функции и места в иерархии отношений), что позволяет человеку не просто самореализовываться, но и обеспечивает выживание в социуме.

В правовом отношении изучение данной темы тесно связывают с изучением личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Наиболее характерными общими психологическими чертами преступника являются:

- плохая адаптация;

- общая неудовлетворенность своим положением в обществе;

- импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантильности:

- значение нравственно-правовых норм для них занижено;

- оценка социальной ситуации делается исходя из личных переживаний;

- нарушения в сфере общения: трудность в установлении контактов, неумение встать на точку зрения другого и посмотреть на себя со стороны, отсюда низкая возможность адекватной ориентации провоцирует аффективные идеи и формирует замкнутость, агрессивность, подозрительность.

Весьма актуальным при изучении данной темы также является вопрос о психических аномалиях, не исключающих вменяемость. Это расстройства личности, поведения человека, не достигшие болезненного, психотического уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут способствовать отклоняющимся формам поведения. Одним из видов психических аномалий являются психопатии, поскольку у психопатизированных личностей имеется целый комплекс эмоционально-волевых, интеллектуальных особенностей, благодаря которым внешние факторы среды еще более способствуют совершению им противоправных действий. Основные виды психопатий, наиболее значимые для юридической практики: возбудимая, истероидная, тормозимая.

Отдельный вес имеет рассмотрение проблем антиобщественного поведения подростков. Это связано с тем, что структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Известно, что преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Анализ их преступного поведения позволил выделить 4 типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

¾ случайным и противоречит общей направленности личности;

¾ возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным;

¾ результатом общей отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения;

¾ результатом преступной установки личности.

Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. Отсюда одним из важных вопросов становится рассмотрение основных психологических признаков, характеризующих трудных подростков. 

Вопросы:
 1. Основные компоненты психологической структуры личности
 2. Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности органов внутренних дел
 3. Характер как свойство личности. Основные черты характера, необходимые сотруднику ОВД 4. Понятие, структура личности преступника

 

Вопрос №1 «Основные компоненты психологической структуры личности»

 

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкрет­ным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и на­деленный индивидуально-психологическими особенностями.

Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т. е. создает человека природа, а формирует — общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности опре­деляются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специ­фическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических ка­честв на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем кото­рых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.008 с.)