Тема № 4: « личность как объект психологического познания в сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4: « личность как объект психологического познания в сфере



Фондовая лекция

Для факультета дознавателей по курсу юридическая психология

Тема № 4

«Личность как объект психологического познания в сфере

деятельности органов внутренних дел»

 

Москва, 2012

Тема № 4: «Личность как объект психологического познания в сфере

Степенью осознанности человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его ми­ровоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.

Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.  

Идеалы, убеждения, мировоззрение.

Идеал - это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Идеал отражает жизнь. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Вместе с тем в идеале всегда есть частичка фантазии, т.е. переконструированной действительности., когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.

С идеалами тесно связаны убеждения.

Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые чело­век верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Если убеждения образуют определенную систему, они стано­вятся мировоззрением человека, т.е. мировоззрение - система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.

Существует мировоззрение общества и мировоззрение личности, при этом мировоззрение общества влияет на формирование мировоззре­ния личности, а также наблюдается и обратное воздействие, т.е. личностный вклад - взаимодействие мировоззрения общества и личности.

Мировоззрение служит как бы высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влия­нием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с мировоззренческими взглядами человека и соответственно санк­ционируется или затормаживается ими. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, инте­ресы.

Выработка (наличие) мировоззрения - существенный показатель зрелости личности (социальной группы). Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характера - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, то для нас крайне важный аспект - поведение.

Ценностные ориентации.

И, наконец, ценностные ориентации - это глобальные цели, которые человек пытается реализовать, в ЦО можно выделить два компонента:

- ценности-цели;

- ценности-средства.

Прежде чем говорить о целях, необходимо рассмотреть блок направленности, мировоззрение личности в другом аспекте, важном для нас с профессиональной стороны.

По­ведения людей определяется примерно на 90% традиционным, бытовым мировоззрением. В настоящее время религиозность – с одной стороны, мода, с другой – потребность. Существует много различных взглядов (плюрализм мнений), но сама по себе система верований (не в религиозном смысле) человека очень важна, как и система идеалов (либо они есть, остались, либо они нарушены, вакуума быть не должно и не может).

Итак, для чего и ради чего человек проявляет активность, действует.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Понятие о Цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой дея­тельности. Это важно для сотрудников ОВД, так как соединяет вопросы поведения и ответственности.

 

Далее рассмотрим основные компоненты конкретного поведенческого акта:

 

 


П – потребность;

М – мотив;

У – установка (готовность человека действовать в определенном направлении, выбор средств);

Ц – цель;

СО - социальный опыт (знаний, умений, стереоти­пов, привычек, норм поведения);

ЦО - ценностные ориентации;

С – ситуация (объективные ограничения, которые есть в данный момент, или ситуативные ограничения в деятельности).

 

Обратите внимание на то, что при характеристике компонентов поведенческого акта мы затронули следующую компонент структуры личности – подструктуру социального опыта, к краткому анализу которой мы переходим.

Вид темперамента

по силе по уравновешенности по подвижности
Сильный Сильные Уравновешенный Подвижные Сангвинический
Безудержный Сильные Неуравновешенный Подвижные Холерический
Инертный Сильные Уравновешенный Малоподвижные Флегматический
Слабый Слабые Неуравновешенный Малоподвижные Меланхолический

 

Эти типы нервной деятельности являются общими для человека и для животных.

Тип нервной деятельности врожден и в целом вряд ли может быть изменен. Однако экспериментально доказана возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.

Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения.

Путем длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Исследования И.П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной организации человека, но не определяются ею.

Указанные 4 типа нервной деятельности не могут исчерпать все многообразие форм поведения индивида, между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы.

 

 Психологическая характеристика основных видов темперамента.

Как уже говорилось, темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.).

Сангвиник - это человек подвижный, легко приспосабливающийся в изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопро­тивляемость трудностям жизни. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает слабых звуков и световых раздражителей.

Он – экстраверт, жизнерадостный, общительный, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, легко сходится в новыми людьми, поэтому у него широкий круг знако­мств, хотя он не отличается постоянством в общении и часто меняет привязанности.

Сангвиник обладает живой мимикой и выразительными движениями, по его лицу легко определить его настроение, отношение к предмету или человеку; имеет быстрый темп речи; обладает гибкостью ума, склонен к остроумию, по незначительному поводу громко хохочет, а несущественный факт его может сильно рассердить; легко переключает внимание. Чувства, интересы и стремления у него изменчивы, быстро освобождается от гнетущего настроения и пребывает в оптимистическом состоянии духа.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым, хотя способен хорошо сдерживать свои эмоции и непроизвольные реакции. Сангвиник без усилий не только переключается с одного вида работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания. (М.Ю. Лермонтов, Моцарт)

Холерик - это человек, нервная система которого опреде­ляется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив, необуздан, нетерпелив и несдержан. Воля холерика порывиста, также он отличается повышенной эмоциональностью. Это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип, он скорее экстраверт.

Для холерика характерна цикличность в поведении и переживании. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченностью, но сил ему хватает ненадолго и как только они истощаются, у него появляется "слюнявое настроение", все невмоготу.

Холерику трудно дается дея­тельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость дви­жений, порывистость и т.д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив.

Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей значительного единовременного напряжения сил. (Петр I, А.С. Пушкин)

Флегматик - это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешен­ности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный.

 Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Флегматику присуща замедленность реакций в общении, он медленно, трудно привыкает к новым людям, не­скоро начинает обращаться к ним - задавать вопросы, вступать в беседу, не любит попусту болтать, его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке медленно перестраивает навыки и привычки.

Как правило, флегматик трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он такой уж всепрощающий, совер­шенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий, но когда она достигает определенного предела, кри­тической величины, неминуем сильный "разряд", нередко весьма неожиданный для его собеседника.

Флегматик энергичен и работоспособен, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения. (М.И. Кутузов, И.А. Крылов)

Меланхолик - это человек, плохо сопротивляющийся воздей­ствию сильных стимулов, такое воздействие может привести к нарушениям поведения. Он медлителен в движениях, в речи; мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

У него нередко отмечает­ся боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Меланхолик неуверен в себе, замкнут, пассивен, мнителен, легко поддается страху, грусти, незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.

Его пугает новая обстановка, новые люди - он теряется, смуща­ется и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою "раковину". Большинство меланхоликов – интраверты.

В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружном коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности. Значительные успехи могут быть достигнуты в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности (например, творчество). (Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский)

 

Необходимо помнить, что картина поведения человека зависит не только от особенностей типа, но и от состояния нервной системы, которое зависит от непосредственно складывающихся жизненных обстоятельств и воздействий.

Но и возникающие состояния оказываются характерными для определенных типов нервной системы. Например, для сангвиника типично состояние подъема, для холерика – состояние аффективности, для флегматика – спокойной сдержанности, для меланхолика – неуверенности и т.п. Это состояние является признаком типологических особенностей человека.

Следует помнить, что не существует “хороших” или “плохих” видов темперамента, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика – в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Проявление темперамента зависит также и от общей культуры человека. Некоторое люди не хотят сдерживать себя и проявляют свое эмоциональное состояние (гнев, радость, отчаяние и т.д.). Как правило, они нередко все оправдывают своим темпераментом. Но человек должен строить свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью, для этого необходимо считаться с другими людьми, их состоянием, уметь себя сдерживать. Люди могут обладать разными темпераментами, но ровность их поведения, деликатность, достоинство определяется уровнем их общей культуры.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Так, воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя ему это удается с большим трудом, чем, например, флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако в экстремальных ситуациях могут внезапно проявить природную динамическую особенность психики человека.

 

 Учет особенностей темперамента в деятельности сотрудника ОВД.

Поскольку темперамент проявляется в различных видах деятельности людей, необходимо обладать информацией о поведении человека в различных ситуациях. Такие сведения можно получить путем опроса знакомых, соседей, сослуживцев, через характеристики, а также посредством личных наблюдений за поведением интересующего человека.

Начать необходимо с выяснения основных свойств протекания нервных процессов: силу (слабость), уравновешенность (неуравновешенность) и подвижность (инертность).

Для установления силы (или слабости) протекания нервных процессов большое значение имеет то, как человек преодолевает препятствия, идя к намеченной цели, какова его выносливость в работе, может ли он длительное время поддерживать в себе активное напряжение, не проявляет ли стремление выполнить задание легким путем, поверхностно, небрежно.

Важно отметить и манеру общения с другими людьми: испытывает ли этот человек застенчивость в различных условиях общения и как легко справляется с нею. 

Важно знать, может ли данный человек выполнять сосредоточенную умственную работу при наличии посторонних раздражителей (шума, разговоров) или нуждается в спокойной обстановке (тишине), как он ведет себя в ситуациях, приближенных к экстремальным.

О силе нервной системы свидетельствует сохранение самообладания при возникших трудностях, решительность, умение ориентироваться в сложных ситуациях и принимать верное решение. В противном случае, при потере самообладания и неправильном отражении обстановки, а следовательно, и совершении нецелесообразных действий и поступков, речь идет о слабости нервных процессов.

При выборе индивидуального подхода к допрашиваемому, следует учитывать, что человек, имеющий сильную нервную систему, труднее поддается тактическим воздействиям сотрудника ОВД. 

При выяснении уравновешенности (неуравновешенности) нервных процессов, следует обратить внимание на поведение людей в обычных условиях деятельности:

- каков темп их деятельности (спокойный, либо “рывками”);

- завершенность начатого дела (доводят ли дело до логического заключения, либо начав с увлечением, быстро остывают и бросают его, увлекшись другим делом);

- преобладающее настроение (ровное, спокойное, либо раздражительное или быстро меняющееся);

- скорость раздражительности (вспыхивает резко, либо накапливается постепенно);

- контроль эмоций и чувств (подвержен ли человек аффектам, либо умеет сдерживать свои чувства).

Если человек раздражителен, с резкой сменой настроения, работает “рывками”, не способен завершить начатое дело, то речь идет о преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. И, напротив, постепенное накопление раздражительности, спокойное настроение, ровный темп в работе свидетельствуют об уравновешенности деятельности нервных процессов.

Ярким показателем уравновешенности нервной системы может служить поведение человека в условиях вынужденного ожидания: сохраняется ли при этом спокойствие и невозмутимость или выражается нетерпение, раздражение.

Определить черты темперамента, связанные с подвижностью (инертностью) нервных процессов, можно, наблюдая за переходом человека от одного вида  деятельности к другому: за скоростью приспособляемости человека к изменяющимся условиям, за переключением и распространением внимания и т.п. Если такое переключение происходит с трудом, медленно, вызывая затруднения, то перед вами человек с инертными нервными процессами.

Выяснив, инициативен ли человек в работе, находчив или, наоборот, безынициативен, работает старыми приемами и методами, можно сделать заключение о подвижности нервных процессов. Важно также установить, насколько быстро данный человек ориентируется в новых обстоятельствах, как ведет себя в общении с другими людьми, склонен ли к консерватизму.

Следует обратить внимание на то, что при выборе индивидуального подхода, исходя из типологических особенностей человека, необходимо проявлять максимальную осторожность, избегая поспешности в выводах, поскольку при анализе возможны ошибки. Значимость ситуации, условия деятельности могут своеобразно влиять на протекание нервных процессов. Например, в состоянии переутомления человек с сильной нервной системой может вести себя как слабый тип. Напротив, в состоянии подъема сил представитель слабого типа нервной системы может проявлять работоспособность на уровне сильного типа.

Выбирая индивидуальный подход к конкретному человеку, необходимо учитывать некоторые рекомендации.

Сангвиника целесообразно побуждать быть внимательным, сосредоточенным, неторопливым, для чего при необходимости можно замедлить темп речи, проявлять большую тщательность в выяснении интересующих фактов. Необходимо систематически поощрять его усилия.

Холерика полезно контролировать как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать ответную отрицательную реакцию. В то же время любой его поступок должен быть требовательно и справедливо оценен.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность, заинтересовать. Его не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность хорошо все обдумать. Он требует к себе систематического внимания.

К меланхолику желательно проявить чуткость и предупредительность. По отношению к нему недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Нужно стараться расположить его к себе, помогая избавиться от замкнутости, подозрительности, неуверенности, напряженности. Меланхолик требует к себе особого внимания, следует вовремя его хвалить за проявленные успехи, решительность и волю; отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. По словам А.В. Петровского, резкое требование, иногда допустимое в отношении сангвиника и тем более флегматика, вызывает взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Однако на различных этапах большинство видов деятельности (в том числе деятельность сотрудника ОВД) требует проявления таких динамических свойств личности, которые характерны для различных темпераментов.

Например, при срочном выезде на место происшествия, при организации работы большого количества лиц требуется энергичность и импульсивность холерика, характерный для него быстрый темп деятельности. При осмотре места происшествия необходима повышенная чувствительность, впечатлительность, характерная для меланхолика. При необходимости срочно произвести ряд различных следственных действий необходима повышенная реактивность и переключаемость сангвиника, а для процессуального оформления результатов следственных действий – терпеливость, кропотливость и сосредоточенность флегматика.

Темперамент не является ценностным критерием личности; он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности.

Классификация характера.

Учение о характере – характерология – имеет длительную историю своего развития, основными проблемами является установление типов характера и их определения по его проявлениям для прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Попытки классифицировать характеры предпринимались неоднократно, но многие из классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одна из древнейших попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой его рождения, такие способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов. Практически все гороскопы составляются одинаково: временной период разбивается на определенные интервалы, каждый из которых имеет свой знак, символ, через призму различных свойств этого символа и делается описание характера человека.

Не менее известны попытка найти прямую связь между характером человека и его именем.

На развитие характерологии большое влияние оказало учение о связи между внешним обликом человека и его характером – физиогномика (от греч. physis – “природа”, gn ô m ô n – “знающий”). Еще Аристотель и Платон полагали, что можно определить характер человека, находя в его внешности общее с каким-нибудь животным и приписывая характерные черты этого животного человеку. Особое внимание уделялось такой черте лица, как нос: например, толстый, как у быка, нос символизировал лень, а нос, как у льва – важность.

Наиболее известна физиогномическая система И.К. Лафатера, который считал основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, например, один из его последователей отмечал, что степень сжимания губ прямопропорциональна твердости характера: расслабленные губы – признак обладания “женскими” чертами (мягкость, любезность); чем больше губы расслаблены, утверждал он, тем эти черты выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Кроме того, обращалось внимание и на улыбку, которая может быть насмешливой, самодовольной, глупой, сладкой, холодной, счастливой и т.п.

Однако всегда самым важным показателем характера признавались глаза, утверждалось, что глаза – зеркало души. Так, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери пытались определить характер человека по цвету его глаз. В течение пяти лет они изучали черты характера примерно 10 тыс. детей и пришли к выводу, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. Что касается взрослых, то у них возможны отклонения.

Знаменитую и богатую историю имеет хиромантия (от греч. cheir “рука”, manteia - “гадание”, “пророчество”) – система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Наибольший расцвет хиромантия получила в XVI-XVIII вв. (во многих европейских университетах существовали кафедры хиромантии). Главными признаками руки считаются “семь холмов”, расположенных на ладони и носящие имена планет (Солнца, Венеры, Юпитера,Сатурна, Меркурия, Марса, Луны), что роднит хиромантию с астрологией. Научная психология всегда отвергала хиромантию, но было бы правильнее рассматривать ее как анатомическую или физиологическую особенность организма.

Так, изучение внутриутробного развития узоров на ладонях породило новое направление – дерматоглифику. Исследования показали, что формирование пальцевых рисунков каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце развития эмбриона и зависит от одних и тех же условий: влияния генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода.

В настоящее время ни одна из наук о человеке не располагает достоверными данными о том, что характер человека зависит ль строения его тела, конфигурации лица или цвета глаз.

По сравнению с физиогномикой более ценным в смысле диагностики черт характера можно считать графологию - наука, изучающая законы зависимости между личностью и почерком, который является проекцией нашего сознания в форме определенных фиксированных движений. Графологи утверждают, что почерк каждого человека характеризуется определенными признаками, отличающими его от всех остальных и двух совершенно одинаковых почерков не бывает; манера писать каждого человека не повторяется и абсолютно индивидуальны, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела (пальцы ног, колени, рот, подбородок и д.п.).

На сегодняшний день однозначные связи между графическими признаками письма и якобы соответствующими им чертами характера подтверждения не находят. Но не отрицается зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Специфические особенности почерка могут служить для диагностики некоторых психических заболеваний: так, установлено, что почерк больных шизофренией часто отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.

Существует теория, определяющая типы характеров по преобладанию рассудка, воли, эмоций:

- рассудочный характер с преобладание рационального мышления;

- эмоциональный характер с преобладанием эмоциональных порывов;

- волевой характер с преобладанием целеустремленности, активности, деятельности.

Хорошо известна классификация по направленности личности на внутренний или внешний мир (К. Юнг):

- интравертиврованный (внутренне сосредоточенный, замкнутый);

- экстравертированный (открытый человек, активный, общительный).

Кроме того, существует деление на типы по степени самостоятельности личности:

- конформный (легко соглашающийся с мнением других, подчиняющийся мнению окружающих);

- самостоятельный (отличающийся стойкостью убеждений, навязывающий свою волю и мнение другим).

Свою классификацию характеров предлагает М.И. Еникеев:

- гармонически целостный тип (хорошо адаптируемый, отличающийся устойчивостью отношений, общительный, волевой, принципиальный);

- внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой (склонность к импульсивным действиям, устойчивая система отношений, коммуникативные связи достаточно развиты);

- конфликтный тип с пониженной адаптацией (конфликтность между эмоциональными побуждениями и социальными особенностями, преобладание отрицательных эмоций, неразвитость коммуникативных свойств);

- вариативный тип (неустойчивость позиций, беспринципность, приспособленчество к внешним обстоятельствам).

 

Фондовая лекция

Для факультета дознавателей по курсу юридическая психология

Тема № 4

«Личность как объект психологического познания в сфере

деятельности органов внутренних дел»

 

Москва, 2012

Тема № 4: «Личность как объект психологического познания в сфере



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.065 с.)