Вопрос № 4: «Понятие, структура личности преступника» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 4: «Понятие, структура личности преступника»



 

Личность преступника понятие многогранное, с ярко выра­женным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами (в области уголовного права и процесса), криминологами и кримина­листами.

В юридической психологии данная проблема одна из централь­ных. Личность преступника отличается от личности не преступника общественной опасностью. Которая представляет собой систему свойств личности в виде криминогенных интересов и мотивации, которые породили преступное деяние.

Понятие личности преступника (т.е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности) выражает его соци­альную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в разви­тии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.

В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления опре­деленного, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личнос­ти преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло свое подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опас­ность, объясняют причины его совершения.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего пре­ступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

- при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессу­ального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры нака­зания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

- в выборе оптимальных тактических решений, тактических ком­бинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (под­судимого) в различных следственных ситуациях;

-в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих до­казыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характе­ризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;

- при изучении причин совершенных преступлений (по видам пре­ступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении и т.д.);

- в целях определения мер воспитательного воздействия на лич­ность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.

 

Методы изучения личности преступника в юридической психоло­гии применяются те же, что и при изучении личности любого участника процесса в зависимости от задач исследования.

В научно-практических целях понятие личности преступника под­разделяется на составные части (структурные элементы или подсисте­мы). Такой структурный анализ делает более удобным проведение раз­личных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время в научной литературе наиболее широкое рас­пространение получил подход к изучению личности преступника, пред­полагающий наличие в ней следующих двух наиболее крупных подсис­тем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные ха­рактеристики личности, а именно: социально-демографической и соци­ально-психологической подсистем личности преступника.

Социально-демографическая подсистема личности преступ­ника, которая включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, матери­альное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность пре­ступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Понятно, что все эти признаки сами по себе (пожалуй, разве только за исключением судимости) не могут характеризовать конкретного субъекта как человека, обязательно склонного к совершению преступ­лений. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нем более целостное представление.

Более того, анализ социально-демографических признаков, прису­щих лицам, совершившим преступления, проводимый в масштабах страны, отдельного региона, в той или иной деятельности людей, позво­ляет определять наиболее важные направления в предупредительной работе среди различных групп, слоев населения, работников той или иной сферы народного хозяйства.

Например:

- среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;

- наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24-летние, 14—17-летние и, наконец, 30—45-летние.

- основная масса таких пре­ступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоров вью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет.

- многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли место работы, периодический имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т.е. не занимались общественно полезным трудом.

- самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий — у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т.д..

Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возрас­та во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завер­шившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отно­шений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориента­ции, отсутствием устойчивых жизненных планов.        

Все перечисленные выше, как и другие, подробно изученные крими­налистами социально-демографические признаки, безусловно, имеют тесную связь с определенными психологическими (социально-психоло­гическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий об­разовательный уровень во многом бывает связан с невысоким интеллек­том человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Таким образом, анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирова­ния у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе рас­следования преступлений.

Социально-психологическая подсистема личности преступ­ника это психологичес­кая структура личности в виде ее четырех основных эле­ментов:

1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм дея­тельности;

3) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента и других биологически, наслед­ственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными фак­торами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные выше подструктуры личности во всем многообра­зии их содержания имеют место, разумеется, и в любой структуре личности как преступника, так и нет.

Существенное отличие всех этих структурных образований личнос­ти преступника от структурных образований личности законопослуш­ных граждан состоит прежде всего в том, что в первом случае многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформи­ровались под влиянием социальных условий) характеризуют личность с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию кри­миногенных факторов.

Основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина со­стоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, неко­торых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.009 с.)