Процесс разработки стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс разработки стратегии



       Научный метод разработки стратегии основан на строгом анализе, который является обязательной составляющей традиционной процедуры. Но научный метод предполагает также создание новых гипотез и тщательную их апробацию, что в настоящее время редко используется на практике. Поэтому необходимо совместить научный метод и потребности бизнес-стратегии.

 

Прежде всего, необходимо чётко сформулировать гипотезы стратегии – варианты. Потом понять, при каких условиях мог бы состояться каждый из них. Затем настаёт черёд анализа, который покажет, у какого варианта больше шансов на успех.


Семь шагов к созданию стратегии

Пример реализации процесса разработки стратегии компанией P&G представлен в Приложении 2.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

Реализация стратегии означает выполнение совокупности действий, преобразующих стратегический план в реальные результаты. Это можно сделать при соответствующей организационной структуре компании и необходимых денежных средствах.

 

Процесс реализации стратегии включает в себя:

1) постановку ключевых задач;

2) подбор людей, реализующих процессы;

3) анализ результатов и корректировку действий, если это необходимо.

 

Важную роль в осуществлении стратегического плана играет внутренняя административная поддержка, которая формирует процедуры реализации стратегии, контролирует их выполнение и регулярно снабжает стратегической информацией сотрудников.


ЛИТЕРАТУРА

1. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. – СПБ.: Питер, 2012.

2. Пирс II Дж., Робинсон Р. Стратегический менеджмент. – СПБ.: Питер, 2013.

3. Хангер Д.Д., Уилен Т.Л. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. – СПБ.: Питер, 2012.

5. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2012.

8. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2013.

9. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2011.

10. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз 2008.

11. Фляйшер К., Бенсусасан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: Бином, 2009.

12. Боссиди Л., Чаран Р. Исполнение. Система достижения целей. – М.: Альпина Паблишер, 2011.

13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. - М.: Вильямс, 2008.

14. Коллис Д.Дж., Монтгомери С.А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. - М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2007.

15. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: Омега-Л, 2010.

16. Учитель Ю.Г., Учитель М.Ю. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010.

17. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.

18. Курс MBA по стратегическому менеджменту/ под ред. Р.Рэнделла. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

19. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н.Петрова. – СПБ.: Питер, 2012.

20. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. – СПб.: Питер, 2003.

21. Веснин В.Р. Стратегическое управление. – СПБ.: Питер, 2009.

22. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент.  – М.: Юрайт, 2010.

23. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2013.

24. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. - М.: Дело, 2008.

25. Уваров В.В., Лаптев А.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2008.

26. Дамодаран А. Стратегический риск-менеджмент. Принципы и методики. – М.: Вильямс, 2010.

27. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем.  – М.: Альпина Паблишер, 2011.

28. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Магистр, 2008.

29. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ, 2008.

30. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2008.

31. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009.

32. Lynch R. Corporate Strategy. - London, Hong Kong, W.: Pitman Publ., 2005.

33. David R. Fred. Strategic Management. - Int. Ed.: Prentice Hall Int. Inc., 2008.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

Английская компания Bisley – крупнейший производитель офисной мебели в металлическом исполнении с оборотом 77 млн. фунтов стерлингов (примерно 115 млн. долларов). Выросла фирма из небольшого предприятия по производству домашней утвари из стального листа и ремонту автомобилей, основанного в 1932 году Фредом Брауном. В ведущего рыночного игрока фабричка деревенского значения превратилась благодаря видению (vision), посещавшего его владельцев.

Первое озарение настигло сразу после второй мировой войны самого Фреда. В военное время его предприятие привлекалось к исполнению оборонных заказов. Но после победы фабрика осталась без этой существенной подпитки. Что делать дальше? Фред Браун сообразил, что в мирное время замерший было английский бизнес начнёт бурно развиваться. Ему понадобятся конторы, а конторы нужно чем-то обставлять. Как вписаться в формирующийся мебельный рынок с имеющимся на фабрике оборудованием и умением работать по металлу? Ответ оказался простым: свернуть из металлического листа корзину для бумажного мусора. Так в 1946 г. появилось первое наименование в ассортименте металлического оборудования Bisley для офисов. Через некоторое время, когда разорилась местная компания по производству мебели, Фред купил её, поверив в возможности нового рынка.

А тут Скотленд-ярд, для которого мистер Браун в своё время чинил автомобили, обратился с просьбой. Полиции требовалась надёжная несгораемая мебель – чтобы можно было хранить улики, доклады, протоколы и разные мелочи. Стандартные шкафы и сейфы для этого не подходили. В 1948 г. Браун поставил полицейским многоящичный шкафчик собственного дизайна, составленный из множества разновысоких небольших ящичков. Каждый ящичек к тому же можно было разделить вставляющимися перегородками на мелкие ячейки - для хранения совсем уж маленьких вещей. Этот предмет офисной обстановки стал хитом компании на многие годы.

К моменту смерти Фреда Брауна в середине 60-х гг. Bisley была средней по размеру и стабильно развивающейся компанией. Наследниками стали два сына и дочь. Однако заниматься семейным бизнесом, а не только получать дивиденды был готов лишь один из детей – Тони Браун. В 1970 г. он выкупил принадлежащие брату и сестре доли в бизнесе.

После этого никаких прорывов не было лет десять, пока в 1980 г. озарение не снизошло и на Брауна-младшего. Он решил ввести в ассортимент новый продукт – шкаф для файлов, или «картотеку», где можно было бы удобнее, чем в традиционных шкафах, располагать канцелярские папки (файлы). Коллеги отговаривали Тони. Ведь уже полным ходом шла компьютеризация офисов. Все ожидали, что вот-вот произойдёт революция и настанет эра безбумажного документооборота. Однако Тони от своего решения не отказался. В результате новый продукт вывел компанию в европейские лидеры. За двадцать лет, с 1980-го по 2000 год, продажи выросли с 4 до 77 млн. фунтов стерлингов. Благодаря файловому шкафу компания вышла на внешний рынок и сейчас торгует с 60 странами. Время офисов без бумаг не настало до сих пор.

Bisley выпускает 18 классов офисной мебели: файловые шкафы, шкафы простые, шкафы для CD, шкафы картографические, тумбочки и прочее. При этом возможности выбора могут свести с ума неподготовленного потребителя: так, тумбочки для столов представлены в 500 тысячах вариантов. Всё зависит от комбинации и количества ящиков разных размеров, цвета самой тумбочки, формы столешницы и прочее. Существует даже модель со специальной ручкой, с помощью которой тумбочку можно передвигать по конторе, как чемодан. И корзины для бумаг компания продолжает выпускать – не столько из деловых, сколько из сентиментальных соображений.

В лидеры рынка компанию Bisley вывело очередное озарение Брауна, которое касалось брэнда.

Рынок офисной мебели высококонкурентен: в каждой стране существуют местные производители этой нехитрой на первый взгляд продукции. А Bisley к тому же не хочет участвовать в ценовой конкуренции. Компания устанавливает на свою продукцию цены чуть более высокие, чем у конкурентов. Но при этом клиент получает мебель с дополнительными потребительскими свойствами. Это касается как функциональных требований (эргономичность, конструкция с расчётом на экономию офисных площадей), так и эстетических (разнообразие расцветок, гладкая, приятная на ощупь поверхность). Особенно актуальным это стало в последнее время. Но следовать стратегии можно только имея крепкий брэнд.

Тони Браун придумал оригинальный принцип брэндирования, исповедуемый компанией по сию пору: целесообразно передавать управление брэндом в руки тех, кто выходит к конечному потребителю. Мы будем делать то, что умеем лучше всего – производить, а об имидже нашего товара лучше позаботятся те, кто непосредственно связан с клиентом и умеет с ним вести дело. Первым промоутером брэнда Bisley стал известный дизайнер офисных помещений Теренс Конран, с которым фабрика заключила соглашение. Он начал использовать металлическую мебель в своих проектах. За ним последовали и другие.

Кооперация Bisley с ведущими дизайнерами переломила господствующее в то время снобистское отношение английской публики к металлической мебели. Ведь теперь она украшала интерьеры крупнейших банков, промышленных компаний и даже Королевской оперы. Правда, под дизайнерские проекты Bisley освоила особые линейки продукции, с внешними данными под стать дорогим интерьерам. В настоящее время доля «элиты» в продажах составляет примерно 10%

Второй большой успех ждал брэнд Bisley в Германии. Тамошние дистрибуторы вложили много сил в создание вокруг марки Bisley ореола, подобного тому, что в своей нише создала IKEA: это мебель для людей с современными, неконсервативными вкусами, для молодых и энергичных команд. Кроме того, на руку компании и её партнёрам сыграла извечная любовь немецкого народа к порядку. В результате Германия стала вторым после родной Англии рынком сбыта мебели Bisley.

В других странах позиции Bisley не так прочны. Но охота на клиента продолжается. При этом опорой каждый раз служит местная специфика. Так, для того чтобы французские партнёры с энтузиазмом включались в продвижение брэнда, в головной офис компании пригласили менеджера-француженку. За этим стоит тонкий психологический расчёт: французы терпеть не могут английского и так и тают, когда с ними начинают разговор на их родном языке.

Трудно приходится англичанам на итальянском направлении, где развито производство деревянной офисной мебели в классическом стиле и уже сформированы вкусы потребителей. Но и тут компания совместно с дистрибуторами выработала соответствующую линию поведения. Для итальянского рынка был создан «высокохудожественный» каталог, где подчёркивается шарм помещений, обставленных металлической мебелью.

Bisley свято верит, что скрупулезное изучение каждого рынка и готовность отвечать на малейшие нюансы в запросах потребителей выведет её ни много ни мало в мировые лидеры. Пусть на этом пути компанию ожидает и борьба за американский рынок, на который англичане пытались проникнуть в течение 20 лет. В результате упорных попыток найдена маленькая щёлка, через которую можно просочиться на неприступный рынок. Это специфическая продукция малых форм – шкафчики для мелочей, которыми американцы по своей привычке к масштабности не занимаются.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

 

В конце 90-х гг. компания P&G решила стать главным игроком на глобальном рынке косметических средств. Однако у P&G не было популярного бренда в области ухода за кожей, а имелся Oil of Olay – дешёвый бренд для пожилых дам.

1. Сначала P&G предложила два варианта: кардинальное преобразование Oil of Olay или покупка за миллиарды долларов какой-нибудь известной марки.

2. Затем количество вариантов увеличилось:

1) реализовывать существующую стратегию – развивать бренд Oil of Olay в его тогдашней ценовой категории;

2) отказаться от Oil of Olay и купить сильный глобальный косметический бренд;

3) сохранить бренд Oil of Olay таким, как он есть (недорогим), но сделать привлекательным для старшей группы потребителей на основе расширения ассортимента за счёт антивозрастных кремов;

4) перевести Oil of Olay в категорию люксовых брендов, для чего продавать в дорогих универмагах и специализированных магазинах;

5) полностью изменить бренд Oil of Olay, преподносить как элитную косметику для женщин от 35 до 50 лет, но продавать в обычных розничных сетях массового спроса;

6) расширить ассортимент декоративной косметики Cover Girl, добавив в него средства ухода за кожей.

3. Необходимо составит схему выявления необходимых условий для каждого варианта стратегии.

Вариант стратегии «Olay как элитный товар массового спроса».

Суть варианта – новое позиционирование бренда. Предполагалось нацелить на более молодую категорию потребителей, которой он пообещает устранить «семь признаков старения». Предстояло создать с розничными сетями вместе новый сегмент – элитных товаров массового спроса – для людей, которые хотели бы приобретать престижную продукцию в магазинах «для всех». Для успеха этой стратегии надо было выполнить следующие 9 условий (рис.1).

4. Была произведена критическая оценка всех условий для всех вариантов и, например, для варианта стратегии «Olay как элитный товар массового спроса» было выявлено, что из 9 условий 6 вполне выполнимы (№№1, 2, 6, 7, 8, 9), а три - нет (№№4, 3, 5 – в порядке убывания значимости).

5. Был проведён анализ каждой помехи.

6. Для варианта превращения Olay в элитный товар массового спроса больше всего возражений вызвал пункт о ценообразовании. Было проведено тестирование новой продукции Olay с ценами более высокого уровня – от $12,99 до $18,99. Цена $12,99 получила одобрение потребителей, многие готовы были покупать косметику за такие деньги, но это были массовые потребители. При цене $15,99 желающих становилось существенно меньше. При $18,99 их снова становилось намного больше. Именно цена $18,99 была в точку, так как завсегдатаи дорогих универмагов и бутиков обращали внимание на магазины более низкой ценовой категории. Эта цена убеждала что продукт хорош и в меру дорог. Массового покупателя – что он гораздо лучше всего остального, выставленного на полках. Цена $15,99 попала на ничейную территорию: для массового покупателя – дороговато, но не факт, что лучше, а для привередливого – недостаточно дорого.

7. На основе результатов аналитических тестов был сделан выбор варианта стратегии, у которого было наименьшее количество серьёзных помех.

В итоге P&G решила выпустить Olay Total Effects по цене $18,99. То есть, косметика, которая раньше никаких восторгов не вызывала, и считалась уделом старушек, попала в престижную категорию и стала продаваться почти по той же цене, что и бренды из дорогих универмагов. Стратегия элитных товаров массового спроса превзошла все ожидания. Объём продаж бренда Olay менее чем за 10 лет составил более $2,5 миллиарда в год, породив несколько линеек дорогих продуктов, которые привлекли ещё больше обеспеченных покупателей и перешли в ценовую категорию свыше $50. 

 

   Промышленный                                                           Анализ ценности

    анализ                                                          продукта для потребителя

     


          Анализ бизнес-модели                                           Анализ

                                                                                  конкурентов

     
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.86 (0.036 с.)