Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура химико-технологической системы и контекст моделиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для задачи бизнес-моделирования технологического объекта в рассматриваемую структуру организации целесообразно включать подразделения, участвующие в реализации моделируемых бизнес-процессов, а также основные информационные, ресурсные и управляющие связи между ними. Внутренние связи между отделами одной группы процессов не рассматриваются, так как определяются в ходе декомпозиции бизнес-процесса. Процедура моделирования бизнес-процесса начинается с определения контекста, представляющего собой абстрактный уровень описания системы организации в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель. Под субъектом понимается сама система. При этом определяется множество элементов системы, учитываемых в модели, внешнее воздействие, цель моделирования и владелец процесса. Все эти характеристики составляют область модели. При формировании области моделирования учитываются компоненты, называемые широтой и глубиной модели. Широта определяет границы модели («нельзя объять необъятное»), глубина – предельное количество уровней детализации («трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии от глубины декомпозиции»). Цель процесса управления организацией – формирование основных управляющих решений организации на всех уровнях (оперативное, тактическое и стратегическое). Участники процесса являются владельцами бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС». Основные задачи подразделений управления организаций включают: –передачу производственным процессам заданий на выпуск продукции и обеспечение их постоянными ресурсами для функционирования (планы обслуживания, модернизации и реинжиниринга и т.д.), причем под постоянством ресурсов понимается то, что в ходе промышленного производства эти параметры не влияют на оптимизацию или рационализацию ХТП, а в модели задаются как переменные, имеющие фиксированное значение; –направление производственной программы подразделениям процесса обеспечения производства для планирования и организации снабжения ресурсами основных производственных процессов; – формирование заданий тактического и стратегического управления предприятием для подразделений обеспечения управления; –координация работы подразделений организации, которая выполняется из единого центра управления. Управляющее решение формируется на основе информации, получаемой от всех подразделений организации, от источников внешней среды и от заказчиков продукции. По этим же информационным каналам обеспечивается обратная связь подразделений управления организацией с подсистемами ХТС. Цель производственных процессов – выпуск и сбыт продукции с максимальной прибылью при соблюдении требований к качеству продукции, выполнения технологических регламентов и эффективного использования ресурсов химико-технологических процессов.Основные задачи подразделений, входящих в подсистему производственных процессов, включают: – организацию производственных процессов на базе ресурсов, полученных от других подсистем ХТС; – выпуск готовой продукции; – оперативный контроль качества продукции и передача готовой продукции заказчику; – проведение мероприятий по модернизации элементов производственной подсистемы ХТС. Подсистемы функционирует на основе постоянных и переменных производственных ресурсов в соответствии с управляющими решениями, получаемыми от подразделений управления организацией. Информация о ходе производственных процессов через информационную подсистему организации направляются ко всем использующим их элементам ХТС. Цель процессов обеспечения производства – предоставление производственным процессам ресурсов, необходимым для успешного функционирования ХТС. Основные задачи подразделений, входящих в подсистему обеспечения производства включают: – организацию ресурсного обеспечения производственных процессов; – формирование запасов ресурсов; – проведение ресурсосберегающих мероприятий для всех подсистем ХТС; – организацию мероприятий по модернизации и реинжинирингу элементов самой подсистемы обеспечения производства. Работа подсистемы организуется в соответствии с управляющими решениями, получаемыми от подразделений управления организацией. Производственные ресурсы относятся к типу переменных, так могут изменяться в ходе планирования производственных заданий, в соответствие с критериями, оценивающими затраты на производство целевой продукции. Цель процессов обеспечения управления – разработка решений по тактическому и стратегическому управлению ХТС. Основные задачи подразделений, входящих в подсистему обеспечения управления включают: – анализ данных мониторинга деятельности предприятия и разработка отчетной документации по различным параметрам его деятельности (технологической, финансовой, экологической, логистической и т.д.); – планирование и составление производственной программы; – разработку мероприятий по модернизации и развитию производства; – разработку плана стратегического развития предприятия и формирование инновационных программ; – организацию мероприятий по модернизации подразделений подсистемы обеспечения управления. Работа подсистемы организуется в соответствии с управляющими решениями, получаемыми от подразделений управления организацией. Необходимыми элементами, используемыми в работе подсистемы, являются «внешняя среда» (база для маркетинговых и стратегических исследований) и «заказчик» (для задач планирования производства и работы сметно-договорного отдела). При решении задач организации управления в качестве входных данных используются данные, получаемые от информационных подразделений. Цель работы информационных подразделений – получение, хранение и обработка информационных ресурсов организации и выполнение мероприятий информационного менеджмента. Информационный менеджмент – совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающих все действия и операции, связанные с информацией во всех ее формах и состояниях. Для предприятий химической технологии в первую очередь рассматриваются задачи управления технологического и производственного характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсам предприятия. Для реализации работы информационных подразделений создается корпоративная информационная система, представляющая собой всю инфраструктуру предприятия, задействованную в процессе управления всеми информационно-документальными потоками и включающую информационную модель, программный комплекс для эксплуатации модели и различные виды обеспечений информационной системы. Для того чтобы построить систему управления каждым процессом и всей сетью процессов, созданных в организации, руководитель и владельцы процессов должны построить четко структурированную систему поступления оперативной и плановой информации в форме показателей. Данные о процессе являются таким же ресурсом, как персонал, среда и инфраструктура. Показатели следует выбирать, исходя из следующих основных условий: – обеспечение адекватности, полноты и объективности отражения существующей ситуации в организации; – обеспечение возможности сбора и обработки данных с установленной периодичностью; – использование максимально понятной формы представления информации; – выбор системы показателей, включающей качественные и количественные характеристики процесса; – обеспечение возможности сравнения показателей процесса с аналогичными данными, полученными ранее. Исходя из требований обеспечения качественной системы управления на основании показателей процесса, необходимо получать ответы на два вопроса: результативен и эффективен ли процесс и вся система в целом. Результативность – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность – этосоотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами (МС ИСО 9000:2000). В организации нерационально разделять требования на достижение результата процессов и повышение эффективности всей системы менеджмента. Так же, как и нерационально создавать несколько систем отчетности и управления. Поэтому с точки зрения целесообразности в организации лучше всего строить одну систему менеджмента, направленную на повышение эффективности процессов и всей организации в целом, что предполагает использование единой системы отчетности. Показатели, необходимые для управления процессом, можно получить из существующей в каждой организации системы управленческого учета. Для того чтобы эта система отвечала всем требованиям, которые предъявляет процессный подход к управлению, показатели процесса должны быть сгруппированы по трем основным направлениям: – показатели продукта; – показатели эффективности процесса; – показатели удовлетворенности клиента. Эти данные, входящие в информационное обеспечение модели бизнес-процесса, используются в качестве критериев эффективности управления процессом, описывающим все этапы жизненного цикла ХТС. Цель моделирования обязательно должна быть единственной и подвергаться оценке. Для одного бизнес-процесса может быть сформулировано несколько целей, из которых и выбирается одна требуемая цель или назначение. Исходя из выбранной цели бизнес-процесса, структуры организации и владельца процесса, определяются характеристики, включаемые в модель в виде входных и выходных переменных, управляющих воздействий и постоянных параметров, характеризующих участников бизнес-процесса. Назначение процесса определяется тем результатом, который планируется получить на выходе, поэтому рассмотрение процесса следует начинать с определения его выходов. Результат бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» представляет собой информационный объект (табл.1), включающий в свой состав показатели целевого продукта (характеристики продукта, задаваемые заказчиком параметры технологического процесса, характеристики сырья, стоимость готовой продукции), и показатели процесса (технологические режимы и ограничения для оборудования и ХТС в целом, оценка использования материальных, энергетических, финансовых, кадровых ресурсов, регламентированные параметры процесса, оперативные, тактические и стратегические управляющие решения). Оценка практически любой выходной переменной процесса может использоваться в качестве показателя эффективности (критерия) бизнес-процесса. Другие факторы в этом случае представляются как переменные, на которые накладываются ограничения, обеспечивающие технологическую реализуемость процесса. Оценка достижения цели чаще всего экономическая, но возможен и технологический критерий, определяющий, например, максимальную рейтинговую оценку решения или максимальный объем выпуска готовой продукции.
Таблица 1 – Структура выходного объекта бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС»
Один и тот же бизнес-процесс может оцениваться по разным критериям эффективности, как правило, с точки зрения разных целей, определяемых его владельцем. Так для модели процесса «жизненный цикл ХТС» возможны следующие варианты: – на этапе проектирования ХТС в качестве критерия может быть выбрана минимизация издержек на ведение технологического процесса при изменяемых параметрах процесса, используемых как оптимизирующие переменные, и при заданных характеристиках сырья и продуктов; – на этапе эксплуатации ХТС критерий чаще выбирается из количественных или качественных показателей целевого продукта (объем производства, соответствие требованиям ТУ или ГОСТ), постоянными являются технологические параметры, а оптимизирующими переменными – производственные ресурсы. – при решении задач стратегического планирования ХТС при заданных требованиях к сырью и продукции оптимизируются технологические или экономические показатели процесса, а оптимизирующими переменными являются изменения в технологии или ресурсном обеспечении ХТС. В управлении ХТС участвует несколько лиц, принимающих решение (ЛПР), а модель бизнес-процесса должна составляться с точки зрения одного человека – владельца процесса. В этом случае возможно использование информационного массива моделей, в которых на основепостоянной структуры ХТС и набора информационных объектов её организационно-технологической модели строится несколько подобных контекстных диаграмм. Например, для цели «разработать эффективный план выполнения проекта» на базе одной и той же ХТС технолог отслеживает технологические и конструкционные решения, руководитель финансового подразделения оценивает расходование средств, руководитель службы информационной безопасности определяет принципы защиты информации при выполнении работ и т.д. При формировании цели бизнес-процесса необходимо учитывать, что в общем случае в ходе анализа организационно-технологической модели определяется наиболее эффективная стратегия работы организации при выполнении ее основной деятельности. Поэтому исходная функциональная модель, формируемая для анализа, должна описывать реальный характер работы (AS-IS), который в дальнейшем модифицируется с участием различных специалистов. В результате проведенного анализа появляется новая стратегия принятия решений (TO-BE). Целью построения функциональных моделей обычно является: – выявление наиболее слабых и уязвимых мест в деятельности организации («узких мест»); – анализ преимуществ новых бизнес-процессов; – оценка степени изменения существующей организации бизнеса. Так, анализ недостатков и «узких мест» начинают с модели AS-IS, т.е. модели существующей ХТС. Модель строится на основе изучения документации (инструкций, приказов, отчетов, регламентов), мониторинга текущей деятельности, оценки работы с точки зрения специалистов и т.д. Получаемая модель служит для выявления неуправляемых работ; работ не обеспеченных ресурсами; неэффективных и ненужных работ; случаев дублирования деятельности подразделений и т.д. Анализ и исправление этих недостатков, перенаправление материальных и информационных потоков приводит к модели TO-BE. Возможно получение нескольких моделей TO-BE, из которых выбирается лучшая. Входы процесса – это специфицируемые параметры, которые преобразуются в выходы. Входы процесса разделяют на входы и ресурсы. В общем случае условную грань между входами и ресурсами можно провести следующим образом: входы – это параметры, передаваемые от других процессов и подвергающиеся преобразованию в выходы; ресурсы – это варьируемые параметры, имеющиеся в распоряжении владельца процесса: персонал, оборудование, технологии и т.д. Планирование ресурсов осуществляется на срок, гораздо больший, чем планирование входов. Кроме того, ресурсы могут планироваться на несколько циклов работы процесса. Главная особенность входных переменных бизнес-процессов заключается в возможности изменения их значений в ходе анализа модели. В начале работы входные переменные получают некоторое фиксированное значение. Далее, если в ходе контроля качества ХТС возникает необходимость управляющего воздействия, возможно два пути: илиизменение значений входных параметров (чаще ресурсов), или использование алгоритма управления ХТС. Для случая входных переменных из множества параметров ресурсного обеспечения выбирается новое значение и происходит повторный анализ модели. Так для задачи проектирования ХТС у ЛПР может быть несколько альтернативных вариантов схемы. И если выбранная схема оказывается неэффективной, из базы данных «технологическая схема» выбирается новый вариант и выполняется повторный расчет модели. Управляющие воздействия – переменные, изменение которых происходит с использованием алгоритмов управления ХТС. В ходе анализа бизнес-модели на первом этапе параметры или имеют фиксированное значение, или рассчитываются с использованием алгоритма управления. В случае возникновения обратной связи процесса по управлению, в алгоритм поступают его исходные данные, по которым происходит перерасчет управляющих параметров. К управляющим воздействиям относятся также процедуры проверки ограничений для характеристик бизнес-процесса, по значению которых выполняется контроль качества для ХТС. В этом случае в информационное обеспечение управляющих воздействий включаются нормативные, контрольные и регламентированные показатели процесса, входящие в состав прикладных баз данных. Важным элементом управляющих воздействий ХТС являются логико-математические процедуры генерации управляющих решений – экспертные системы, построенные на базе моделей представления знаний, основанных на метаданных предметной области – данных о принципах построения информационных и семантических связей в предметной области. Метаданные – это ответы на вопросы: – что (описание объектов); – кто (описание пользователей); – где (описание места хранения); – как (описание действий); – когда (описание времени выполнения операций); – почему (описание причин действий). При разработке баз данных и работающих с ними экспертных систем, как правило, используется ограниченный объем метаданных (вопросы: что и как). Механизм процесса – это множество ресурсов бизнес-процесса, учитываемых в составляемой организационно-технологической модели, но не меняющих значения своих характеристик. Например, к таким ресурсам относятся кадровые ресурсы предприятия в условиях установившегося режима эксплуатации ХТС, или технологическая схема химического производства, в случае, когда целью анализа бизнес-модели является оптимизация выпуска готовой продукции без изменения технологии. Необходимо отметить, что при изменении целевых переменных бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» переменные механизма процесса могу становить входными данными модели, и наоборот. В состав механизмов процесса включается также постоянное информационное и программное обеспечение организационно-технологической модели (базы данных и информационные хранилища, программные комплексы, архивы данных). К таким ресурсам могут быть отнесены, например, штатное расписание подразделений организации, шаблоны информационных ресурсов единой системы конструкторской документации, или данные о программных продуктах, используемых в отдельных функциях бизнес-процесса. Регламент представляет собой подробное описание бизнес-процесса. Он составляется на этапе создания модели бизнес-процесса и позволяет разделить бизнес-процесс на работы, а также дать возможность детализировать его этапы, что является основой для выбора функций, входящих в организационно-экономическую модель. При описании некоторых функций бизнес-процесса могут использоваться существующие нормативные документы. Так регламент функции «технологический процесс» соответствует технологическому регламенту действующего промышленного производства, оформляемому на этапе его проектирования и строительства. В ходе анализа модели бизнес-процесса возможно редактирование регламента для повышения качества организационно-технологических процессов организации. Эффективно использование библиотеки регламентов, описывающих последовательность и характер работ в подразделениях и правила взаимодействия отделов. Для бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» все окончательные и промежуточные результаты определяются как назначением и этапами процесса, так и Для ХТС целесообразно применять методику использования библиотеки бизнес-процессов, построенных на основе библиотеки регламентов. В этом случае модель составляется на основе процессного подхода к управлению организацией при описании ХТС в целом и функционального подхода к описанию производственных процессов. Таким образом, за основу организационно-экономической модели ХТС берется функция «производство», вокруг которой группируются все обеспечивающие функции бизнес-процесса, и «абстрактная» организационно-экономическая модель превращается в более конкретную организационно-технологическую. Для составленного регламента, выбранных характеристик, сформулированных целей и определенного владельца бизнес-процесса технологического объекта можно приступить к созданию его организационно-технологической модели.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.27.78 (0.008 с.) |