Структурное моделирование химико-технологических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурное моделирование химико-технологических процессов



СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Введение

 

Технологический процесс это часть производственного процесса (технология), содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. К предметам труда относят заготовки и изделия (ГОСТ 3.1109-82). Технология это обоснованная последовательность операций или действий, приводящих к достижению поставленной цели, связанной с производством целевого продукта.

Множество взаимосвязанных технологических процессов объединяются в технологическую систему. Химико-технологическая система (ХТС) совокупность аппаратов, машин и других устройств (элементов) и материальных, тепловых, энергетических и других потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ (сырья) в продукты.

Большинство задач, связанных с совершенствованием технологических процессов в химических производствах, кроме технологических аспектов учитывают только финансовую оценку решения. При этом не учитываются важные задачи организации и управления технологическими процессами, оценивающие проблемы инновационного, производственного, информационного менеджмента.

В свою очередь, развитие методики моделирования бизнес-процессов предприятий и организаций позволяет решить многие задачи менеджмента, но недостаточно учитывают технологические особенности моделируемых объектов.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы – результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.

Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями и ресурсами внутри конечного множества субъектов и объектов, объединяющихся в систему в интересах деятельности организации с целью получения конкретного результата, отчуждаемого или потребляемого самой системой.

Моделирование исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Модель объект произвольной природы, который отражает главные, с точки зрения решаемой задачи, свойства объекта моделирования. Адекватность модели совпадение свойств (функций/параметров/характеристик и т. п.) модели и соответствующих свойств моделируемого объекта.

Главные функции модели: упрощение получения информации о свойствах объекта; передача информации и знаний; диагностика процесса;   управление объектами и процессами; оптимизация параметров объекта; прогнозирование развития объекта. При этом имеется возможность рассмотреть моделируемый объект с разных сторон, не вмешиваясь в его деятельность. Полученное решение анализируется и только после этого применяется на реальном объекте.

Использование принципов структурного моделирования бизнес-процессов при планировании, проектировании, управлении, прогнозировании работы объектов химической технологии позволяет комплексно решать организационно-экономические задачи с учетом технологических особенностей промышленных объектов.

Совмещение технологии и менеджмента при решении задач управления и реинжиниринга объектов химической технологии позволяет создать организационно-экономические модели технологий, позволяющие решить следующие задачи:

системный анализ и классификация бизнес-процессов объектов химической технологии на всех этапах жизненного цикла химико-технологических систем;

разработка принципов комплексного управления технологическими объектами как с точки зрения оптимизации количественных и качественных показателей продукта, так и с точки зрения повышения эффективности менеджмента химического производства. (Менеджмент – это совокупность принципов и методов управления организацией, направленных на достижение поставленных целей на основе внутреннего потенциала предприятия, связанного с оптимизацией использования таких ресурсов, как персонал, оборудование, методы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства);

разработка методик и алгоритмов реинжиниринга объектов химической технологии как комплексной задачи, включающей оценки показателей процесса и показателей продукта. (Реинжиниринг процесс формирования мероприятий по модернизации и совершенствованию структуры ХТС и составляющих его процессов).

Анализ и классификация закономерностей организации и управления химико-технологическими процессами позволяет сформировать библиотеку организационно-экономических моделей бизнес-процессов ХТС. Использование библиотеки обеспечивает комплексный учет технологических, организационных и экономических факторов при решении таких задач как технологическое проектирование, тактическое управление химико-технологической системой, стратегическое планирование и инновационный менеджмент, информационный менеджмент отраслевой информационной системы и другие задачи, относящиеся ко всем этапам жизненного цикла объекта химической технологии.

Структурное моделирование ХТС и составляющих их химико-технологических процессов (ХТП) основывается на методах системного анализа. В соответствии с принципами системного анализа система – объект, взаимодействующий с внешней средой и обладающий сложным внутренним строением. Элемент системы – самостоятельная и условно неделимая единица со своей системой взаимодействия с другими элементами. Подсистема часть системы, которая может функционировать автономно и сама обладает системными свойствами. Декомпозиция процедура разбиения системы на подсистемы. В химической технологии элементы – это химико-технологические процессы, в которых происходит изменение материальных или энергетических потоков (разделение, смешение, теплообмен, химические превращения и т.д.).

Структурный анализ представляет собой одну из форм системного анализа, для которой принимается фиксированная структура моделируемого объекта. Для ХТС это технологическая схема, описываемая технологическим регламентом.

Сущность структурного подхода к анализу и синтезу ХТС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на функциональные подсистемы (цеха, отделения, установки), которые в свою очередь делятся на ХТП, подразделяемые на технологические и организационные процессы. Процесс разбиения продолжается до образования ХТП, моделируемых с использованием логико-математических моделей. При этом ХТС сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. Все наиболее распространенные методологии структурного подхода базируются на ряде общих принципов:

– принцип решения сложных проблем "сверху - вниз" путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения (анализ ХТС);

– принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры "снизу-вверх" с добавлением новых деталей на каждом уровне (синтез ХТС);

– принцип абстрагирования, который заключается в выделении существенных аспектов системы и исключении несущественных;

– принцип формализации, определяемый необходимостью алгоритмического подхода к решению проблемы;

– принцип непротиворечивости, который заключается в обоснованности и согласованности элементов системы;

– принцип структурирования данных, предусматривающий иерархическую организацию информационного обеспечения системы.

 

Цель функции.

Планирование деятельности ХТС, включающей:

показатели готовой продукции и расчет производительности ХТС для решения задач анализа эффективности ХТС;

производственное задание на выпуск готовой продукции или технического задания на проектирование ХТС;

рекомендации по результатам маркетинговых исследований.

Входная информация.

Данные заказа (целесообразно использование шаблона).

Информационное обеспечение функции: – базы данных по постоянным компонентам ХТС, включающих вещества, материалы, конструкции и т.д.; – шаблоны документов; – база знаний ХТС в виде библиотеки продукционных правил; – нормативные показатели для вспомогательных процессов функции (финансы, право, маркетинг…).

Технологический регламент и данные мониторинга (для действующих ХТС).

Информация об участниках функции бизнес-процесса.

Внешние данные. 

 

Цель функции.

Формирование программы организации работы ХТС, включающей:

график выполнения работ;

план финансового обеспечения работ;

контрольные показатели производственных процессов;

планы организационного обеспечения ХТС (ремонт и обслуживание, логистика, план мониторинга и научно-исследовательских работ)

 

Входная информация.

Производственное задание.

Ресурсы обеспечивающих процессов ХТС: постоянные и изменяемые.

Информационное обеспечение функции: – базы данных по постоянным компонентам ХТС, включающих вещества, материалы, конструкции и т.д.; – шаблоны документов; – база знаний ХТС в виде библиотеки продукционных правил; – нормативные показатели для вспомогательных процессов функции (финансы, право, маркетинг…).

Технологический регламент и данные мониторинга (для действующих ХТС).

Информация об участниках функции бизнес-процесса.

Внешние данные. 

 

Цель функции.

Разработка производственного обеспечения работы ХТС, включающего:

объемы и график поступления производственных ресурсов ХТС;

объемы корректирующих производственных ресурсов;

контрольные показатели обеспеченности ресурсами;

планы производственного обеспечения ХТС.

 

Входная информация.

Производственная программа.

Ресурсы производственного обеспечения процессов ХТС: постоянные и изменяемые.

Информационное обеспечение функции: – базы данных по постоянным компонентам ХТС, включающих вещества, материалы, конструкции и т.д.; – шаблоны документов; – база знаний ХТС в виде библиотеки продукционных правил; – нормативные показатели для процессов функции (расходные нормы, требования законодательства, финансовые показатели и т.д.).

Технологический регламент и данные мониторинга (для действующих ХТС).

Информация об участниках функции бизнес-процесса.

Внешние данные. 

Функция «производство».

Назначение функции.

Организация производственного процесса химико-технологической системы

 

Цель функции.

Формирование и контроль программы выпуска целевого продукта ХТС, включающей:

эксплуатационные показатели  ХТС;

параметры организации и управления производственным процессом;

данные мониторинга и архивирование информация о производственном процессе;

– планы  повышения эффективности производства.

 

Входная информация.

Производственная программа.

Ресурсы производственного обеспечения процессов ХТС.

Информационное обеспечение функции: – базы данных по постоянным компонентам ХТС, включающих вещества, материалы, конструкции и т.д.; – шаблоны документов; – база знаний ХТС в виде библиотеки продукционных правил; – нормативные показатели для процессов функции (расходные нормы, требования СНиП и техники безопасности, требования законодательства и т.д.).

Технологический регламент и данные мониторинга (для действующих ХТС).

Информация об участниках функции бизнес-процесса.

Внешние данные. 

Цель функции.

Формирование программы реализации готовой продукции, включающей:

результаты анализа и расчета показателей сбыта готовой продукции, разработка плана продаж;

параметры организации и управления контролем качества продукции ХТС;

данные мониторинга и архивирование информация о сбыте готовой продукции;

планы менеджмента сбыта готовой продукции.

 

Входная информация.

Результаты производственных процессов.

Информационное обеспечение функции: – базы данных по постоянным компонентам ХТС, включающих вещества, материалы, конструкции и т.д.; –  шаблоны документов; – база знаний ХТС в виде библиотеки продукционных правил; – нормативные показатели для процессов функции (стандарты и технические условия, расходные нормы, нормативные показатели по хранению продукции, требования законодательства и т.д.).

Технологический регламент и данные мониторинга (для действующих ХТС).

Информация об участниках функции бизнес-процесса.

Внешние данные. 

Основные бизнес-процессы

 

Одной из сложностей организации современного менеджмента является наличие слабо формализованных объектов, которыми необходимо эффективно управлять. Для того чтобы, точнее определить подобные объекты приводят несколько определений, которые с разных точек зрения описывают рассматриваемый объект. К группе основных процессов относят следующие бизнес-процессы:

– процессы, создающие или впрямую определяющие добавленную стоимость продукта, который производит компания;

– процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента;

– процессы, прямой целью которых является получение доходов;

– процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.

Отличительной особенностью основных процессов является то, что они прямым образом участвуют в реализации бизнес-направлений компании. В большинстве случаев перечень основных бизнес-процессов представляет зеркальное отражение дерева целей организации (рисунок 6), в котором отображается их иерархия. Главная цель декомпозируется на подцели в соответствии со следующими основными правилами:

– общая цель организации в дереве целей соответствует миссии;

– основная цель должна содержать описание конечного результата;

– реализация подцелей каждого последующего уровня декомпозиции является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

– при формулировке целей приводятся желаемые результаты без уточнения способа их достижения;

– подцели одного уровня независимы друг от друга;

– висячие вершины дерева целей представляют собой задачи, решаемые определенным способом в установленные сроки и представляющие собой бизнес-процессы.

Основные бизнес-процессы определяют профиль бизнеса, имеют стратегическое значение и их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. В случае их передачи на аутсорсинг, организация теряет свою конкурентоспособность. По мере функционирования предприятия основные бизнес-процессы создаются, развиваются или уничтожаются в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании. В таблице 2 представлены характеристики основных бизнес-процессов ХТС.

 

Таблица 2Характеристики основных бизнес-процессов.

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, которые создают или впрямую определяют добавленную стоимость продукта, предлагаемого компанией; · Бизнес-процессы, которые создают продукт представляющий ценность для внешнего клиента; · Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов; · Бизнес-процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги. · Представляют бизнес - направления функционирования ХТС; · Являются источником генерирования доходов; · Определяют профиль и этапы функционирования ХТС; · Имеют стратегическое значение; · Могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании.  

 

На рисунках 7 и 8 представлено два варианта дерева основных бизнес-процессов ХТС. На рисунке 7 приведены бизнес-процессы, определяющие достижение целей, связанных с выпуском целевых продуктов, а на рисунке 8 – связанные с повышением эффективности организационных и технологических процессов, входящих в структуру ХТС.

В зависимости от этапа жизненного цикла системы и решаемой задачи организации и управления из основных бизнес-процессов ХТС стоится диаграмма в нотации IDEF0, в дальнейшем декомпозируемая на подсистемы (функции) соответствующих ветвей деревьев (рисунки 7 и 18). Таким образом, для реальных задач формируется библиотека моделей бизнес-процессов организации, обеспечивающих процесс моделирования всех задач менеджмента конкретной ХТС

 

 
Рисунок 7 – Дерево основных бизнес-процессов ХТС (выпуск продукции)

 


 

Рисунок 8 – Дерево основных бизнес-процессов ХТС (модернизация процесса)


Цель функции.

Заполнение типовых форм (таблиц), используемых для экономического анализа процедур основных бизнес-процессов ХТС, включающих:

o формирование сметной документации;

o оценку финансово-экономических показателей (сроки окупаемости, расчет эксплуатационных затрат, амортизация и т.д.);

o типовые расчеты с использованием алгоритмов экономической информатики (оптимизация, баланс, эконометрика).

 

Входная информация.

Задание на выполнения экономического анализа, представляемого в форме заполняемого шаблона входного информационного объекта бизнес-процесса.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативных финансово-экономических показателей; – шаблоны документов; – база знаний в виде библиотеки продукционных правил.

Цель функции.

Управление текущей производственно-сбытовой деятельностью организации, которое основано на постоянном комплексном анализе рынка. Маркетинг включает в себя: ценообразование, товарную политику, прогнозирование и изучение спроса, рекламную деятельность, связи с общественностью и т. д.

 

Входная информация.

Задание на выполнение маркетинговых операций, представляемого в форме заполняемого шаблона входного информационного объекта бизнес-процесса.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативной и справочной информации маркетинга и рекламы; – шаблоны форм и документов; – база знаний в виде библиотеки продукционных правил разработки и принятия решений.

 

Функция «мониторинг».

Назначение функции.

Обеспечение выполнения операций мониторинга технологической и организационной деятельности предприятия в соответствие с назначением и целями основных бизнес-процессов ХТС.

 

Цель функции.

Управление процессами сбора, систематизации и хранения информации, получаемой в ходе мониторинга ХТП, процессов снабжения и сбыта для материальных и энергетических ресурсов, организационно-экономической деятельности организации.

 

Входная информация.

Задание на выполнение операций мониторинга в форме заполняемого шаблона входного информационного объекта обеспечивающего бизнес-процесса.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативной и справочной информации; – шаблоны форм и документов; – база знаний процессов мониторинга.

 

Цель функции.

Управление организацией информационных ресурсов, используемых при функционировании ХТС, и поддержка информационного обеспечения моделирования бизнес-процессов ХТС (информационный менеджмент).

 

Входная информация.

Задание на выполнение операций по разработке и модернизации информационного обеспечения основных бизнес-процессов.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативной и справочной информации; – библиотека типовых информационных объектов ХТС; – библиотека типовых процедур переработки информации.

 

Цель функции.

Управление организацией ремонта и обслуживание ресурсного обеспечения ХТС.

 

Входная информация.

Задание на выполнение операций по ремонту и обслуживанию ХТС.

Показатели текущей деятельности предприятия.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативной и справочной информации; –  библиотека планов и программ ремонта и обслуживания ХТС; – библиотека типовых процедур принятия решений.

 

Цель функции.

Управление организацией мероприятий по поддержанию административно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающих функционирование всех бизнес-процессов ХТС.

 

Входная информация.

Задания и заявки на выполнение административно-хозяйственной деятельности.

Показатели текущей деятельности предприятия.

Информационное обеспечение функции: – базы данных нормативной и справочной информации; – библиотека планов и программ административно-хозяйственных мероприятий ХТС; – библиотека типовых процедур принятия решений.

 

Дерево, представленное на рисунке 9, включает только некоторые из обеспечивающих бизнес-процессов. Расширение этого списка происходит в случае, когда типовая процедура управления основными бизнес-процессами может быть описана в виде модели обеспечивающего бизнес-процесса, включаемой в библиотеку типовых моделей. 

 

 

Бизнес-процессы управления

 

Процессы управления представляют собой реализуемые в форме бизнес-процессов алгоритмы управления основными и обеспечивающими бизнес-процессами организации. Особенность этих процессов заключается в типовой форме организации управления организационно-технологическим объектом, когда процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений(рисунок 10). Различие между процессами определяется параметрами и функциями управляемых объектов, входящих в состав переменных и постоянных ресурсов процесса управления.

Моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации связано с выявлением и анализом проблемы, возникающей при функционировании ХТС. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным регламентированным характеристикам. В ходе составления модели используются как простые логические операции, так и сложные вычислительные алгоритмы и процедуры, основанные на принципах искусственного интеллекта. Информация о регламентированных параметрах и нормативные данные, используемые в модели, хранятся в форме таблиц, как правило, реализуемых в виде базы данных. 

 
Рисунок 10 – Типовой процесс управления элементом ХТС

 


Совокупность факторов и условий, определяющих появление проблемы, представляет собой входной объект бизнес-процесса управления «ситуация». Алгоритм анализа ситуации и проблемы с учетом воздействующих на них факторов позволяет составить математическую модель состояния объекта и разработать процедуру формирования и выбора управленческого решения. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, представляемое в виде выходного документа бизнес-процесса.Требования к решениям: обоснованность, четкость формулировки, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения в сопоставлении с затратами), согласованность с другими решениями как по горизонтали, так и по вертикали. Возможно формирования альтернативных управляющих решений.

Для снижения размерности задачи управления и алгоритмизации процедуры её решения используется классификация решений. Классификация позволяет выделить класс задачи и найти методы решений, целенаправленно используя методики моделирования процессов принятия решений (рисунок 11).

Когда в ходе разработки управленческих решений выдается несколько альтернативных вариантов управления, по результатам комплексного анализа объекта управления происходит выбор одного из них. Выполнение принятого решения происходит с использованием выбранного алгоритма управления, реализованного в виде документа. В документе указываются принципы и этапы реализации управленческого решения на основе выбранных методов управления.

Методы управления – этомножество способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, уточнить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций принятия решений. Методы дают возможность сформировать систему правил, приемов и подходов решения задачи, существенно сокращая время и повышая качество управленческого решения.

Выделяют:

общенаучные методы (системный подход, экспериментирование, социологические исследования);

методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.д.);

методы выполнения функций управления (планирование, координация, мотивация и т.д.);

методы принятия управленческих решений (постановка проблем, решение проблем, выбор решения, организация выполнения решений).

Важным элементом процесса управления являются люди, принимающие решение индивидуально или в составе коллектива. Выделяют понятие: лицо, принимающее решение (ЛПР), называемое также субъектом решения. Для субъекта возможны варианты индивидуальных или групповых решений. Последний вариант чаще применяется в случаях тактических или стратегических задач.

Логико-математическая модель процесса управления позволяет ускорить процесс выработки решений, повысить качество и сократить количество ошибок в принимаемых решениях, использовать накопленный опыт управления конкретным бизнес-процессом, применять существующие интегрированные программные модули моделирования бизнес-процессов и т.д. Для комплексной реализации и возможного моделирования всех этапов управления используются модели процесса принятия решений.

Типовая структура бизнес-процесса управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из следующих этапов:

· Анализ ситуации и выявление проблемы. 

· Поиск альтернативных решений и выбор эффективного алгоритма управления бизнес-процессом. 

· Корректировка хода управляемого процесса в соответствии с выбранным алгоритмом управления.

 В таблице 4  представлены основные характеристики бизнес-процессов управления ХТС.

 

    Таблица 4  Характеристики бизнес-процессов управления.

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, обеспечивающие реализацию алгоритмов управления текущей деятельностью предприятия · Бизнес-процессы, определяющие методику управления тактическими и стратегическими программами развития организации · Имеют типовую внутреннюю структуру, включающую этапы выявления проблемы, поиска управляющих решений, управляющего воздействия. · Различие между процессами управления определяется спецификой регулируемых основных или обеспечивающих бизнес-процессов: технология, персонал, материальное обеспечение, сбыт готовой продукции и т.д. 

 

4.4 Бизнес-процессы развития.

 

Выделяемые в отдельную группу бизнес-процессы развития представляют собой, как правило, процедуры стратегического управления развитием ХТС. Финансирование этих процессов осуществляется из прибыли предприятия и возврат вложенных средств происходит только после их реализации в результате модернизации или реинжиниринга ХТС в целом или её элементов. 

К этой группе относят: бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации, в том числе и процессы проектирования производственных объектов; бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе; бизнес-процессы разработки концепций долговременной маркетинговой политики (совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, технологический маркетинг). Отличительной особенностью бизнес-процессов развития является то, что они реализуются в виде проекта процесса, который реализуется единовременно с использованием процедур, которые относят к технологиям управления проектами, после чего он завершает свое существование. В таблице 5 представлены основные характеристики процессов развития ХТС.

 

Таблица 5 –  Характеристики бизнес-процессов развития.

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы проектирования; · Бизнес-процессы стратегического планирования выпуска продукции; · Бизнес-процессы стратегического планирования мероприятий повышения эффективности организационно-технологических процессов ХТС, в том числе задачи модернизации и реинжиниринга. · Представляются в форме проектов; · Требуют использования технологий управления проектами; · Используют методику процессного управления. · Требуют единовременного финансирования с отложенным по времени возвратом инвестиций

 

Входной объект бизнес-процесса развития формируется на основе данных организационно-экономического и технологического мониторинга ХТС и по результатам анализа эффективности основных и обеспечивающих бизнес-процессов ХТС в форме технической заявки или бизнес-предложения.

Алгоритмической основой организации и управления функций бизнес-процессов развития является управление проектами, стратегическое планирование и инновационный менеджмент объектов химической технологии.

Управление проектами   в соответствии с определением международного стандарта ISO 21500, принятого правительством США, странами Евросоюза и правительством России в сентябре 2012 года применение методов, инструментов, техник и компетенцией к проекту. Понятие "проект" определяется как уникальный набор процессов, состоящий из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами и выполняемых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих заранее определенным требованиям, при выполнении дополнительных ограничений, таких как время, деньги и ресурсы. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями. Продуктами проекта могут быть: 

изменения характеристикпродукции предприятия (разработка проектно-конструкторской и технологической документации на новое изделие или продукт, изменение структуры цены целевого продукта и т.д.);

решение внутренних производственных задач (изменение технологических решений, модернизация или реинжиниринг производственного объекта, повышение эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков и т. д.);

решение внешних задач предприятия (изменение маркетинговой политики, изменения финансовой политики и т.д.).

Формализация стратегии проектирования и выделение в структуре проекта отдельных процедур позволяет разработать типовой бизнес-процесс проектирования, применяемый для основных и обеспечивающих бизнес-процессов ХТС.

Так, например, в традиционной методологии управления проектом последовательность процедур включает:

· Определение среды проекта.

· Формулирование проекта.

· Планирование проекта.

· Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроля).

· Контроль над выполнением проекта.

Основные процедуры и процессы управления проектом в методологии PMI (Project Managemen t Institute) описаны в стандарте PMBOK и включают:

· Определение требований к проекту.

· Постановка чётких и достижимых целей.

· Баланс конкурирующих требований по качеству, возможностям, времени и стоимости.

· Адаптация спецификаций, планов и подходов для нужд и проблем различных заинтересованных лиц.

Процедуры управления проектом по методологии PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environments 2 ):

· Начало проекта (SU).

· Запуск проекта (IP).

· Планирование проекта (PL).

· Управление проектом (DP).

· Контроль стадий (CS).

· Контроль границ стадий (SB).

· Управление производством продукта (MP).

· Завершение проекта (CP).

Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Система стратегического планирования дает возможность менеджменту организации определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти на предприятии для повышения его конкурентоспособности, какие ресурсы необходимы для успешного развития организации. Если раньше стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов, то в настоящее время все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегии развития, что способствует систематизации этих работ и, как следствие, моделированию стратегического планирования как бизнес-процесса.

Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:

· Определение миссии и целей организации;

· Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон организации, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

· Выбор стратегии.

· Реализация стратегии.

· Оценка и контроль выполнения

                                

Рассмотрим содержание этапов, представляемых в модели бизнес-процесса в виде функций.

Результат бизнес-процесса развития представляет собой информационный объект «стратегический план». Стратегический план это план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании. В плане рассматривается алгоритм стратегического управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.198 (0.167 с.)