Тема № 21. Сущность и функции государственного кредита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 21. Сущность и функции государственного кредита.



Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими, юридическими лицами при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государство в качестве звена финансовой системы обслуживает процесс формирования фондов государства (в основном бюджета и внебюджетных фондов).

 Особенности государственного кредита:

  1. в основном носит добровольный характер
  2. при заимствовании государством денег обеспечением государственного кредита является все имущество, находящееся на его территории, либо государственный доход
  3. на уровне центрального правительства государственные займы не имеют целевого характера
  4. как и любой заемщик, государство привлекает средства на заранее оговоренный срок, который не должен превышать 30 лет

Функции государственного кредита:

  1. Распределительная

С помощью государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика государство, обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов и покрытия бюджетного дефицита. Распределение средств с помощью государственного кредита может происходить в качестве рефинансирования государственного долга, т. е. выпуск нового займа для покрытия старого.

2. Регулирующая

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежных отношений, уровень процентных ставок, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику (например, положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на отечественные товары за счет средств, позаимствованных за рубежом или выступая в качестве кредитора и гаранта).

  1. Контрольная

Она близка к контрольной функции финансов, но есть различия:

а) государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием экономики

б) государственный кредит предполагает возвратность и возмездность получения средств, т. е. движение денежных потоков по встречным направлениям

в) управление государственным кредитом осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными организациями

Высшим органом управления государственным кредитом является федеральное собрание, которое устанавливает размеры как привлеченных средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

 Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями бюджетный кодекс предусматривает разработку правительством двух программ:

  1. Программа государственных внешних займов (ст. 108 Бюджетного Кодекса)
  2. Программа государственных внутренних займов (ст. 109 Бюджетного Кодекса)

  

  Эти программы представляют собой перечень займов на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы предоставляются федеральному собранию одновременно с проектом бюджета и должны быть обязательно утверждены.

Задачи управления государственным кредитом:

  1. минимизация стоимости долга для заемщика;

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3. эффективность использования мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов;

  1. обеспечение своевременного возврата кредита;

5. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранного капитала в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложения прибыли в развитие национального производства.

 

 

Тема № 22.Классификация государственных займов.

 

Государственные займы - денежные средства, привлекаемые государством от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства.

Они делятся на:

  1. внутренние - выраженные в национальной валюте;
  2. внешние  - в иностранной валюте.

Полученные средства поступают в распоряжение органов государственной власти и направляются на покрытие бюджетного дефицита.

 

Структура внутренних источников займа:

  1. кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
  2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  3. бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Структура внешних источников займа:

  1. государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте;
  2. кредиты правительств иностранных государств.

 

Все займы ведут к образованию государственного долга, под которым понимают общую сумму задолженности государства.

Государственный долг делится на:

  1. капитальный и текущий
  2. внутренний и внешний

Основной формой займов является выпуск государственных ценных бумаг и продажа их физическим и юридическим лицам. В РФ были выпушены следующие ценные бумаги в виде государственных займов:

  1. ОВВЗ - облигации внутреннего валютного займа;
  2. ОФЗ - облигации федерального займа;
  3. ГКО - государственные казначейские обязательства;
  4. КО - казначейские обязательства;
  5. Евробонды – заемные инструменты для международных финансовых рынков.

Государственные займы делятся:

  1. По сроку:

а) краткосрочные (до 1 года – вексель);

б) среднесрочные (от 1- 5 лет – нота);

в) долгосрочные (от 5 – 30 лет).

  1. По субъекту эмиссии

а) займы Правительства РФ;

б) займы субъектов РФ;

в) местные займы.

  1. По субъектам – держателям ценных бумаг

а) реализуемые среди юридических лиц;

б) реализуемые среди физических лиц;

в) реализуемые среди юридических и среди физических лиц.

  1. По форме выплаты доходов

а) процентные;

б) с нулевым купоном (дисконт);

в) выигрышные;

г) целевые (гарантируют получение определенного товара).

  1. По методам размещения

а) добровольные;

б) по подписке;

в) принудительные.

  1. По форме

а) облигационные;

б) безоблигационные (реестровые) – путем записи в долговых книгах или электронных реестрах;

  1. В зависимости от обеспечения долговых обязательств

а) закладные;

б) беззакладные.

  1. В зависимости от метода определения дохода

а) с твердым доходом;

б) с плавающим доходом (привязывается к МРОТ или ведущим валютам мира, или к общепризнанным государственным ценным бумагам).

  1. По возможности заемщика гасить займы

а) с правом досрочного погашения;

б) без права досрочного погашения;

  1.   От обращения на рынке

а) рыночные (свободно обращающиеся);

б) нерыночные (выпускаются эмитентом для специфических инвесторов).

  1.   От уровня риска

а) безрисковые

б) малорисковые

в) рисковые

 

 

                                          

Тема № 23. Расходы бюджета.

 

Представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда государства по различным направлениям.

Основные принципы распределения расходов между бюджетами в РФ:

  1. соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;
  2. учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджета;
  3. учет значения определенных мероприятий и масштабов их последствий на развитие общества;
  4. самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава своих расходов

 

Классификация бюджетных расходов:

1. Экономическая классификация:

- текущие расходы (для повседневных нужд);

- капитальные расходы (для инвестиционных затрат).

 

2. Функциональная классификация:

 

- расходы на государственное управление, которое включает в себя содержание органов государственной власти, местного самоуправления, судов, прокуратуры и т. д.;

 

- расходы на народное хозяйство (финансирование отраслей народного хозяйства, а также затраты организации органов государственного управления, находящихся на бюджетном финансировании);

 

- расходы на оборону, включают затраты на содержание армии, флота, на закупку вооружения и техники, на НИОКР военного характера, на пенсии и пособия военнослужащим и на финансирование доли расходов РФ на содержание объединенных сил СНГ;

 

- расходы на социально- культурные мероприятия, содержат финансирование народного образования, профессиональной подготовки кадров, культуры, искусства, СМИ, здравоохранения. А также мероприятия по молодежной политике, физкультуре, спорту и социальному обеспечению;

 

- расходы на науку (затраты на фундаментальные научно- технические исследования и государственные научно- технические программы);

- в составе бюджета могут образовываться целевые или резервные фонды (например, фонд финансовой поддержки регионов, фонд поддержки предпринимательства и т. д.).

 

 

По расходам существует 2 способа бюджетного финансирования:

1. Финансирование по системе «НЕТТО- БЮДЖЕТ».

Характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренный утвержденным бюджетом.

2. Финансирование по системе «БРУТТО- БЮДЖЕТ»

Применяется для бюджетных предприятий, бюджетные ассигнования идут на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.015 с.)