Тема №1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитие товарно-денежных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитие товарно-денежных отношений.



Тема №1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитие товарно-денежных отношений.

Финансы - термин возник в 13-14 вв. в торговых городах Италии, и обозначал денежный платеж. Далее он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношении.

Финансы - это совокупность денежных отношении, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общественных фондов денежных средств, для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Признаки финансов

1. Материальной основой всегда служат денежные отношения;

2. Субъектами этих отношении обладают разными правами (государство обладает особыми полномочиями);

3. Финансовые отношения носят фондовый характер;

4. Регулярное поступление средств в фонды не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и др. платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой деятельности государства и созданием соответствующего фискального аппарата.

 

Предпосылки возникновения финансов и бюджета.

1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революции, хотя и сохранялся монархический режим, но власть монарха была значительно урезана и, произошло отторжение от казны. Таким образом возник общегосударственный денежный фонд-бюджет, которым глава государства не мог единолично воспользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли структуры государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением

Первые четыре направления государственных расходов:

- на военные цели,

-на управление,

-на экономику,

-на социальные нужды..

В это время появились понятия государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее они формировались за счет натуральных податей.

4.В 20 в.государство стало широко участвовать в процессе производства и перераспределения общественного продукта, стал усиливаться государственный сектор экономики, увеличивается занятость, появились новые государственные расходы (НИОКР, на защиту окружающей среды, на поддержку отсталых регионов).Значительное увеличение расходов привело к значительному увеличению налогов в доходах государства.

В это время появляются понятия:

- территориальные финансы,

- государственные внебюджетные фонды,

- финансы государственных предприятий.

 

Тема 3. Финансы Р.Ф. в условиях углубления рыночных реформ.

С 1991 г. Р.Ф. перешла к новым рыночным отношениям, которые сопровождались:

1. распадом экономических связей со странами социалистического содружества.

2. распадом СССР.

3. переходом на новые экономические отношения.

4. структурной перестройкой экономики.

Все это привело к глубокому и затяжному кризису.

С 1995г. Стали снижаться темпы инфляции, т.к. правительство отказалось от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита.

В 1997 г. была выдвинута программа перехода к экономическому росту и развитию государства.

Г. проводилась работа в области финансового законодательства.

Третье направление. Финансы выступают важным элементом в воспроизводстве рабочей силы.

 В стоимость которой входят:

- расходы на образование,

- оплата труда,

- здравоохранение,

- социальное обеспечение.

 

 

Тема №6 Финансовая система.

Финансовая система - это совокупность способов накопления финансовых ресурсов и методов их распределения.

Финансовая система состоит из:

-Централизованных фондов финансовой системы (государственная бюджетная система, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит).

-Децентрализованных фондов финансовой системы (фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ:

1. Государственная бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны, которые носят законодательную силу. В них государство собирает значительную часть государственного дохода, которая идет на народное хозяйство, на социально культурную сферу, управление, содержание органов государственной власти и т.д.;

2. Государственные внебюджетные фонды – это денежные ресурсы государства, распределяемые вне бюджета, формирование этих фондов осуществляется за счет обязательных целевых платежей, которые имеют форму налога (сегодня в РФ существует три социальных фонда – Государственный Пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования и Государственный фонд обязательного медицинского страхования).

3. Государственный кредит – отражает кредитные отношения государства по мобилизации временно свободных средств у предприятии и населения. Государство в структуре государственного кредита может выступать в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

4. Фонды страхования – они обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствии, несчастных случаев, правонарушении, а также способствуют их предупреждению;

5. Финансы предприятия различных форм собственности – они являются основой финансовой системы страны и обслуживают процесс создания и распределения государственных фондов. От их состояния зависит обеспеченность централизованных фондов финансовыми ресурсами.

I) Военные расходы, в т.ч.

          1)прямые военные расходы, они отражаются в военных бюджетах.(Целевой бюджетный фонд, который имеет конфедициальность информации.), в т.ч.:

  А) на содержание личного состава

Б) на производство новой военной техники

В) на научные исследования военного характера

Г) на содержание военных блоков

2) косвенные военные расходы, состоят из:

А ) часть % по военному долгу, который возникает в период воин

    Б) военные контрибуции и репарации

 В) пенсии и пособия инвалидам и участникам войн

 

II) Расходы по вмешательству в экономику, к ним относятся:

1) расходы на НИОКР (научно-исследовательские опытно конструкторские работы) составляют от 50-60% всех затрат на научные цели, в т. ч.:

А) расходы на содержание научных центров

Б) расходы на содержание научных программ

В) на премии ученным.

2) Расходы на поддержку экономической и социальной инфраструктуры, в т.ч.:

А) расходы на содержание регионов развития (н-р, Сицилия в Италии, Шотландия в Великобритании)

Б) Расходы на структурную перестройку некоторых отраслей промышленности

 (в основном предоставляются в виде субсидий и кредитов).

3) Расходы на поддержку сельского хозяйства, в т. ч.:

a. Расходы на поддержание гарантированных цен на сельско – хозяйственную продукцию

b. Расходы на льготное приобретение сельско-хозяйственных машин, минеральных удобрений, семян и т.д..

4) Расходы на содержание государственного сектора экономики

На здравоохранение

На социальное страхование

Доходы бюджета Р.Ф.

I) Налоговые доходы

  1)Федеральные налоги и сборы, перечень ставки которых определяется налоговым законодательством Р.Ф., а пропорции их распределения утверждаются ФЗ «О Федеральном бюджете на очередной год» в т.ч.

А) НДС (40%)

Б) налог на прибыль (10%)

В) акцизы (12%)

Г) плата за пользование земельными ресурсами (16%).

2) таможенные пошлины и сборы (15%)

3) государственные пошлины в соответствии с законодательством(0,05%)

 

II) Неналоговые доходы(17%) в т.ч.

1) доход от использования имущества(2%)

2) доходы от продажи государственного имущества(0,2%)

3) прибыль Ц.Б. (0,2%)

4) доходы от внешнеэкономической деятельности(2,5%)

 

 

III) Поступления от целевых бюджетных фондов(3%)

Расходы Федерального бюджета Р.Ф.

 

Исключительно из федерального бюджета в Р.Ф. финансируется:

1) обеспечение деятельности Президента, Федерального собрания, Счетной палаты, частично Правительства.

2) Функционирование федеральной судебной системы.

3) Международная деятельность в общих федеральных интересах.

4) Национальная оборона и обеспечение безопасности государства.

5) Расходы на фундаментальные научные исследования.

6) Чрезвычайные праишествия

7) Государственная поддержка атомной промышленности, космических исследовании.

8) Обслуживание государственного долга.

 

По объемам средств государственные расходы делятся:

1) обслуживание государственного долга (до 34% всех расходов)

2) расходы на национальную оборону (20%)

3) расходы на социально-культурные мероприятия(18%)

4) поддержка отсталых регионов(14%)

5) на экономику(15%)

6) расходы на управление(5%)

 

Тема № 11. Бюджетное устройство и бюджетная система современных унитарных и федеративных государств.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, взаимоотношение между членами бюджетной сети.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю всех бюджетов,действующих на территории государства.

Бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории государства.

В унитарных (единых) государствах (н-р,Франция) существует два звена бюджетной системы:

- государственный бюджет

- местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из               - Государственного бюджета,

- Региональных бюджетов,

- Местных бюджетов.

Федерации бывают двух типов:

А) КОНФЕДЕРАЦИЯ (н-р, Швейцария) - это союз государств, где центральная власть выполняет поручения членов государства, а отдельные государства сохраняют свою независимость и объединены одним или несколькими общими органами

Б) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (н-р, Россия) - суверенитет членов федерации ограничен центральной властью, однако у каждого субъекта федерации, есть определенные права и самостоятельность.

 

На первых этапах становления буржуазных государств была большая зависимость государственных от местных бюджетов.

Конкретная централизация бюджетов разных стран произошла после Второй Мировой войны, что повлекло за собой:

1) Увеличение объема государственного бюджета.

2) Изменение соотношения между членами бюджетной сети.

3)        Изменение соотношения объемов расходов в государственном бюджете.

4) Стимулирование экономического роста государства.

Для решения этих задач в государственном бюджете стали направляться крупные доходы, такие как:

- подоходный налог;

-налог на прибыль корпорации;

- акцизы,

- НДС;

- таможенные пошлины;

- поступления от государственных займов.

В это же время крупнейшие расходы стали передаваться в местный и региональный бюджеты.

Доходы этих бюджетов до сих пор формируются из второстепенных (поимущественных) налогов. Все это приводит к увеличению доли местных бюджетов в бюджетной системе страны. Особенно растет объем городских бюджетов, в которых зачастую имеется дефицит, покрываемый субсидиями и кредитами из государственного бюджета.

 

Единая бюджетная классификация.

В соответствии с федеральным законом «О бюджетной классификации», подписанным Президентом Р.Ф. 15 августа 96г.

Бюджетная классификация включает:

1) классификацию доходов бюджетов Р.Ф.

2) функциональную классификацию расходов бюджета Р.Ф.

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Р.Ф.

4) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета.

5) Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета Р.Ф.

6) Классификацию видов государственных внутренних долгов Р.Ф., субъектов Р.Ф., муниципальных образовании.

7) Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

 

Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении всех уровней, и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

При составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета используется:

-ведомственная классификация расходов федерального бюджета

- классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

- классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Р.Ф.

 

 

Тема № 13.Бюджетное устройство и бюджетная система Р.Ф.

Бюджетная система Р.Ф. в 1991 г была значительно изменена. До этого года государственный бюджет включался в бюджет СССР, в котором отражались все бюджетно-существующие на территории страны, в том числе поселковые и сельские.

  Бюджетная система Р.Ф. сегодня состоит:

I. Государственный бюджет РФ

II. Региональные бюджеты РФ, в том числе:

· 21 республиканский бюджет

· 55 краевых и областных бюджетов

· городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

· 9 бюджеты автономных округов

· бюджет еврейской национальной области

III. Местные бюджеты РФ (примерно 13 тыс.).

 

Все бюджеты функционируют автономно и бюджеты нижестоящих уровней не входят в вышестоящие.

 

 

Кроме консолидированного бюджета в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды.

 

 

Принципы построения бюджетной системы РФ:

  1. единство – единство правовой базы, денежной системы, единый счет бюджета, единая документация для всех бюджетов и т.д.;
  2. гласность – обязательное опубликование утвержденных бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов в СМИ и прозрачность бюджетных процедур;
  3. самостоятельность – наличие у каждого бюджета собственных источников доходов и закрепленных расходов;
  4. сбалансированность – расходы бюджета должны быть равны доходам, если есть бюджетный дефицит, то он должен быть min и не превышать законодательно – установленных норм;
  5. достоверность – должна соблюдаться реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
  6. полнота – отражение в бюджете всех доходов и расходов.

 

Расходы всех бюджетов делятся:

1. расходы, включенные в текущий бюджет для повседневных нужд;

2. расходы, включенные в бюджет развития (капитальные расходы, необходимые для инновационных и инвестиционных целей)

Если в течение бюджетного года бюджет недополучает определенных доходов, то может быть введен

Исполнение бюджета.

Важная задача этого этапа – обеспечение полного и своевременного поступления налогов, и доходов в целом в бюджет, а также финансирование предприятий в пределах утвержденной сумм в течение всего финансового года. Исполняет проект бюджета Министерство финансов, кассовое исполнение проводит Федеральное Казначейство.

Правительство РФ ежемесячно предоставляет Гос. Думе информацию о ходе исполнения государственного бюджета, консолидированного бюджета и внебюджетных фондов.

 Исполняется бюджет с 1 января – 31 декабря, счета бюджета закрываются 25 декабря.

 Если бюджетный год наступил, а бюджет не принят, то:

-депутаты Гос. Думы могу принять проект бюджета на 1-ый квартал следующего года;

- предприятия и организации начинают работать по бюджету прошлого года, получая 1/12 часть от сумм прошлого бюджета ежемесячно.

Методы ставок.

Различают четыре метода ставок:

· Твердые или равные ставки;

· Пропорциональные ставки;

· Прогрессивные ставки;

· Регрессивные ставки.

Твердые ставки имели большое распространение при феодализме. Они устанавливаются в твердой сумме на субъект, либо на объект налога.

 (Н-р: подушная подать), сейчас данная ставка применяется редко.

Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу либо стоимости имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения, в т.ч.:  

А.При прогрессивной ставке квота налога растет с ростом облагаемого дохода. Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная.

Простая означает рост ставки налога распространения его на всю сумму облагаемого дохода.

Сложная означает, что возросшая ставка относится только к определенной сумме, превышающие границы предыдущей ставки.

В.Регрессивная ставка квота налога уменьшается с ростом облагаемого дохода или стоимости имущества.

 

 

IV. Таможенные пошлины.

Виды пошлин:

- ввозимые, устанавливаются в фискальных ценах для ограждения собственного рынка или предотвращения доступа товара из-за рубежа;

- вывозные, применяются на очень ограниченный круг товаров, т.к. всеобщность их установления будет препятствовать развитию экспорта (Н-р: предметы старены, искусства);

- транзитные, взимаются на провоз товара на территории страны.

 

По целям таможенные пошлины делятся:

- фискальные, обеспечивают поступление доходов в бюджет;

- протекционистские, применяются на товары, которые могут хорошо конкурировать с отечественными;

- антидемпиаговые, применяют для товаров ввозимых в страну по бросовым ценам;

- префенциальные, пониженные пошлины на товары, ввозимые из дружественных стран;

- дискриминационные – повышенные пошлины на товары, ввозимые из недружественных стран.

 

Виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные;

- специфические;

- кумулятивные (смешанные) – сочетают элементы адвалорных и специфических ставок.

 

 

Налоги субъектов РФ

1. Налог на имущество предприятий. Был веден 13.12.91 года. Он является обязательным на всей территории РФ.

Цели установления налога:

· Обеспечение бюджета постоянно возрастающими поступлениями;

· Повышение заинтересованности предприятий в увеличение эффективности использования производственных мощностей.

Плательщики налога:

1) Предприятия, учреждения и организации, в том числе и с иностранными инвестициями считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;

2) Филиалы и подразделения предприятий, организаций и учреждений имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

3) Компании, фирмы других государств работающие на территории РФ.

Объект налогообложения:

- основные средства (здания, сооружения, оборудования и тд.);

Размер ставки налога:

Ø Предельный 2,2%;

Ø Конкретная установленная органами субъекта федерации;

 

2. Лесной налог (лесные подати) – это система платежей за пользование лесным фондом РФ.

Он регулируется лесным Кодексом РФ принятым 29.01.97 года.

К лесным податям относятся:

v Плата за древесину, отпускаемую на корню;

v Плата за лесные второстепенные материалы;

v Плата за пользование лесным фондом в культурно-образовательных и спортивных целях.

Ставки по налогу устанавливает правительство, конкретная ставка устанавливается органами власти субъектов федерации. Все ставки диференцированны по административно - территориальным образованиям, по лесным породам, по крупности древесины, по расстоянию вывозки древесины, по запасу древесины на 1 га. лесосеки.

Лесные подати уплачиваются:

a. Денежными платежами;

b. Натуральными;

c. Выполнением работ и предоставлением услуг.

 

 

Местные налоги и сборы.

В соответствии с принятой методикой в состав местных налогов входят:

- местные налоги в т.ч.

ü Налог на землю;

ü Налог на имущество физических лиц;

ü Налог на рекламу;

ü Налог на строительство промышленных объектов в курортной зоне;

ü Налог на ликвидацию ветхого жилья.

- местные регистрационные и лицензионные сборы, в т.ч.

ü Регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью;

ü Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

ü Лицензионный сбор на право проведения аукционов и лотерей.

 

Доля средств собирающих с помощью местных налогов от 0,7% до 17%. Наибольший процент у наиболее развитых муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц. Введен в РФ 9.12.91 года. Плательщики налога – собственники имущества.

Объекты налогообложения:

o Жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения;

o Самолеты, вертолеты, яхты, катера и иные транспортные средства.

Ставки различаются от налогообложения, налог имеет большой спектр льгот.

 

Тема № 23. Расходы бюджета.

 

Представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда государства по различным направлениям.

Основные принципы распределения расходов между бюджетами в РФ:

  1. соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;
  2. учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджета;
  3. учет значения определенных мероприятий и масштабов их последствий на развитие общества;
  4. самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава своих расходов

 

Классификация бюджетных расходов:

1. Экономическая классификация:

- текущие расходы (для повседневных нужд);

- капитальные расходы (для инвестиционных затрат).

 

2. Функциональная классификация:

 

- расходы на государственное управление, которое включает в себя содержание органов государственной власти, местного самоуправления, судов, прокуратуры и т. д.;

 

- расходы на народное хозяйство (финансирование отраслей народного хозяйства, а также затраты организации органов государственного управления, находящихся на бюджетном финансировании);

 

- расходы на оборону, включают затраты на содержание армии, флота, на закупку вооружения и техники, на НИОКР военного характера, на пенсии и пособия военнослужащим и на финансирование доли расходов РФ на содержание объединенных сил СНГ;

 

- расходы на социально- культурные мероприятия, содержат финансирование народного образования, профессиональной подготовки кадров, культуры, искусства, СМИ, здравоохранения. А также мероприятия по молодежной политике, физкультуре, спорту и социальному обеспечению;

 

- расходы на науку (затраты на фундаментальные научно- технические исследования и государственные научно- технические программы);

- в составе бюджета могут образовываться целевые или резервные фонды (например, фонд финансовой поддержки регионов, фонд поддержки предпринимательства и т. д.).

 

 

По расходам существует 2 способа бюджетного финансирования:

1. Финансирование по системе «НЕТТО- БЮДЖЕТ».

Характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренный утвержденным бюджетом.

2. Финансирование по системе «БРУТТО- БЮДЖЕТ»

Применяется для бюджетных предприятий, бюджетные ассигнования идут на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Регулирующие доходы.

Это совокупность денежных средств, передаваемая из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов и расходов.

Регулирующие доходы состоят:

- из отчислений от федеральных и региональных налогов, переданных на непостоянной основе;

- дотаций, субвенций, субсидий;

- трансферты;

- бюджетные ссуды.

 

Счетная палата.

Создана Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией РФ. Ее состав и порядок деятельности определен Федеральным законом «О счетной палате РФ», от 11.01.95 года

Цели деятельности Счетной палаты:

· Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных частей федерального бюджета и внебюджетных фондов;

· Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности;

· Финансовая экспертиза проектов ФЗ;

· Контроль за своевременностью и законностью движения государственных средств;

· Регулярное предоставление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и проводимых контрольных мероприятий.

Субъекты РФ могут создавать:

1. контрольно – счетные палаты, которые осуществляют контрольно – ревизионную, экспертно – аналитическую, информационную и иную деятельность в рамках единой системы бюджетного контроля.

2.Министерство финансов.

Из 19 департаментов Минфина, 3 занимаются контролем, в том числе:

a. департамент финансового контроля и аудита:

- осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

- проводит комплексные ревизии и тематические проверки;

- организовывают деятельность контрольно – ревизионных управлений субъектов РФ;

-участие в разработке единой политики в области аудита.

b. Контрольно – ревизионное управление Минфина:

- осуществляет последующий контроль за своевременным целевым и рациональным использованием бюджетных средств;

- проведение в пределах своей компетенции комплексные ревизии, тематических проверок;

- проведение документных ревизий и проверок по финансово – хозяйственной деятельности;

- участие в разработке проектов, нормативно – правовых актов по вопросам относящимся к компетенции управления.

c.   Федеральное Казначейство.

Задачи казначейства:

- осуществляет контроль доходных и расходных частей бюджета в ходе его исполнения;

- предоставляет отчеты о финансовых операциях правительства и состояние бюджетной системы.

- совместно с ЦБ осуществляет контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга;

- контроль за государственными внебюджетными фондами.

 

3. Администрация Президента РФ

При администрации создано контрольное управление Президента РФ. Оно осуществляет:

- контроль над деятельностью органов контроля и надзора;

- рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.

 

Правительство РФ

В правительстве действует межведомственный совет по государственному финансовому контролю.

Основная задача: координация контроля над государственными средствами.

В Совет входят: председатель ЦБ, руководитель Федерального Казначейства, руководители финансово – контрольных органов, возглавляет совет руководитель финансов.

 

Тема № 33 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС.

 

Платежный баланс- это балансовый счет международных операций страны, это стоимостное выражение всего комплекса мировых хозяйственных связей страны, в форме составления показателей ввоза и вывоза товаров, услуг, работ и капиталов.

Платежные балансы вкл. фактически произведенные платежи и поступления на определенную дату, а также международные требования и обязательства.

По времени платежный баланс делится:

1.платежный баланс на определенную дату, его точностью до 100% не возможно зафиксировать, т.к. это меняющееся из-за дня в день соотношение платежей и поступлении.

2.платежный баланс на определенный период, это свод статистических показателей, который позволяет анализировать изменения в международных экономических отношениях страны.

 

Структура платежного баланса:

1. Торговый баланс- это соотношение между экспортом и импортом товаров.

Активный торговый баланс, когда товары активно ввозятся и вывозятся.

Пассивный торговый баланс, когда товар активно либо ввозится либо вывозится.

2. Баланс услуг- это платежи по транспортным перевозкам, страхованию, различным видам почты, международному туризму, обмену опытом, содержание различного рода представительств.

3. «Невидимые» операции- это перечисленные операции услуг, движение доходов от инвестиции, сделки военного характера и односторонние перевозы(субсидий по сделкам).

Платежный баланс по текущим операциям = торговый баланс + баланс услуг + «невидимые» операции.

4. Баланс движения капиталов и кредита- это соотношение ввоза и вывоза государственных и частных капиталов предоставленных и полученных международных кредитов(данный баланс делится баланс движения предпринимательского кредита, баланс движения ссудного капитала).

Предпринимательский капитал и кредит состоит из прямых заграничных инвестиции, т.е. приобретение и строительство предприятии за рубежом, и портфельные инвестиции(это покупка ценных бумаг зарубежными компаниями).

5. Балансирующие статьй это движение золотых и валютных резервов на международном рынке.

6. Ошибки и пропуски, несмотря на постоянное совершенствование методики сбора и обработки статистических показателей погрешности остаются значительными и в Р.Ф. они достигают до 9%, но это неокончательная сумма, т.к. ошибки дебита и кредита равны.

 

 


[1] ИА «Двина – Информ»

[2] См.: ОЗ «О бюджетном процессе в Архангельской области» №186 – 11 – ОЗ,гл.2 ст.4

Тема №1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитие товарно-денежных отношений.

Финансы - термин возник в 13-14 вв. в торговых городах Италии, и обозначал денежный платеж. Далее он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношении.

Финансы - это совокупность денежных отношении, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общественных фондов денежных средств, для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Признаки финансов

1. Материальной основой всегда служат денежные отношения;

2. Субъектами этих отношении обладают разными правами (государство обладает особыми полномочиями);

3. Финансовые отношения носят фондовый характер;

4. Регулярное поступление средств в фонды не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и др. платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой деятельности государства и созданием соответствующего фискального аппарата.

 

Предпосылки возникновения финансов и бюджета.

1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революции, хотя и сохранялся монархический режим, но власть монарха была значительно урезана и, произошло отторжение от казны. Таким образом возник общегосударственный денежный фонд-бюджет, которым глава государства не мог единолично воспользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли структуры государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением

Первые четыре направления государственных расходов:

- на военные цели,

-на управление,

-на экономику,

-на социальные нужды..

В это время появились понятия государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее они формировались за счет натуральных податей.

4.В 20 в.государство стало широко участвовать в процессе производства и перераспределения общественного продукта, стал усиливаться государственный сектор экономики, увеличивается занятость, появились новые государственные расходы (НИОКР, на защиту окружающей среды, на поддержку отсталых регионов).Значительное увеличение расходов привело к значительному увеличению налогов в доходах государства.

В это время появляются понятия:

- территориальные финансы,

- государственные внебюджетные фонды,

- финансы государственных предприятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.324 с.)