Понятия, признаки и виды законов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия, признаки и виды законов



Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или рефе­рендумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отноше­ния.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или

отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конститу­ционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

—  по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение зако­нов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем за­коны, на которых они базируются. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и опреде­ляющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Кон­ституции), подготавливаются в пределах президентских полномочий,

предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательны­ми нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отво­дится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный пе­риод сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Сове­том Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) подзаконные акты главы госу­дарства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным во­просам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть Проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэ­тому не носят нормативного характера.);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе законов
Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственного банка, государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.п.;

4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

5) решения, распоряжения, постановления Местных органов госу­дарственного управления (например, глав областных администраций, губернаторов и пр.);

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­нов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, райо­нов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи­зации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъек­тивные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания», федеральные конституционные законы, федеральные зако­ны, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновремен­но на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официаль­ного опубликования, если самими законами или актами палат не уста­новлен другой порядок вступления их в силу (Российская газета. 1994. 15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обрат­ной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отноше­ния, которые уже существовали до момента вступления его в юриди­ческую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие)

на следующих основаниях:

— по истечении срока действия акта;

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовав­ший (косвенная отмена);

— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется терри­торией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также тер­ритория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, нахо­дящиеся в полете за пределами Федерации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, об­щественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющие­ся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

 

Тема 15. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Вопросы

1. Понятие и принципы правотворчества

2. Виды правотворчества

3. Понятие и стадии законотворчества в Российской Феде­рации

4. Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации

5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

6. Юридическая техника

Ответы

 

1. Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество — это деятельность прежде всего государствен­ных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установ­ленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конститу­ции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в при­нятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

—оно представляет собой деятельность активную, творческую, го­сударственную;

—основная продукция его — юридические нормы, воплощающие­ся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в норматив­ных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

—это важнейшее средство управления обществом, здесь формиру­ется стратегия его развития, принимаются существенные правила по­ведения;

—уровень и культура правотворчества, а соответственно и качест­во принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизован­ности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

—научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную си­туацию, объективные потребности развития общества и т.п.);

—профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

—законность (данная деятельность должна осуществляться в рам­ках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов);

—демократизм (характеризует степень участия граждан в этом про­цессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

—гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворчес­кого процесса для широкой общественности, нормальную циркуля­цию информации).

— оперативность (предполагает своевременность издания норма­тивных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагаю­щие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

2. Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдума (всенародного голосования по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государ­ственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Пре­зидента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч­реждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, проф­союзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответст­вии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель­ность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для опера­тивного решения определенных проблем нормативных актов, входя­щих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим пред­ставительным органам — президентом, правительством, министерст­вами, ведомствами, государственными комитетами, местными органа­ми государственного управления, губернаторами, главами админи­страций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нор­мативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзакон­ное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гиб­костью, меньшей формальностью, большей компетентностью осу­ществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

3. Понятие и стадии законотворчества в Российской Феде­рации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотвор­ческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включаю­щий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но при­нять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинает­ся в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоре­чия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). При­нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех чет­вертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); -

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституци­онные законы и федеральные законы подлежат официальному опуб­ликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

4. Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации

Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъек­там Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов осуществлять собственное пра­вовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере приня­тия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, нало­гов и сборов субъектов РФ.

Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в следу­ющем:

1) расширились полномочия в сфере правотворчества — регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юриди­ческой силы. Это связано с укреплением подлинно федеративного на­чала. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен

законов (например, в Саратовской области — законы о государствен­ной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2) все большее место в правотворчестве регионов начинают зани­мать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возни­кающие в социально-экономической и культурной сферах;

3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значитель­ная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются ко­дифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят цели — учитывать в правовом регулировании местные, регио­нальные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений об­щефедерального законодательства;

4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соот­ветствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Между тем на практике в современных ус­ловиях более трети нормативных актов субъектов Федерации проти­воречат общефедеральным актам;

' 5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и много­численные негосударственные структуры — прежде всего органы местного самоуправления.

5. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в различ­ное время, в различных пространственных пределах и по разному по­воду. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих

законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой нахо­диться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отноше­ния будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую сис­тему.

Отсюда систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспе­чения доступности законодательства, удобства пользования им, устра­нения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юриди­ческих конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каж­дый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Осо­бенность консолидации состоит в том, что она является «компромисс­ной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и ко­дификации. Консолидация используется зачастую как промежуточ­ный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов в единый, логически цельный акт с' изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший пра­вовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила по­ведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому ко­дификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоем­кий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть зако­нодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы опреде­ленной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются

нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде зако­нов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право зани­маться только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

 

6. Юридическая техника

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст право­вых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предпи­саний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой мате­риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понят­ным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (словес­ное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое стро­ение нормативного материала, складывающееся из определенного со­четания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запре­тов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих право­вых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового
материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офици­альные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа­цию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

 

Тема 16. СИСТЕМА ПРАВА

Вопросы

1. Понятие и структурные элементы системы права

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли

3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

4. Институт права: понятие и виды

5. Частное и публичное право

6. Юридический процесс: понятие и виды

7. Соотношение системы права и системы законодательства

Ответы

1. Понятие и структурные элементы системы права

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, под­отраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находя­щихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для за­конодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обя­зан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный

принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволя­ет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядоче­ния) законодательства. Черты системы права:

— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объ­единяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли;

— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимо­увязаны, что придает ей целостность и единство;

— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факто­рами;

— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно суще­ствующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господству­ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и сис­тема права соотносятся как целое и часть.

 

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли

Для деления права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это те общественные отноше­ния, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудо­вые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения — семейного права.

Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно раз­нообразны;

2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, чту регу­лирует право, то метод — кбк регулирует. Если предмет является ма­териальным критерием, то метод — формально-юридическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирова­ние качественно однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

императивный — метод властных предписаний, субординации, ос­нованный на запретах, обязанностях, наказаниях;

диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, осно­ванный на дозволениях;

поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслу­женное поведение;

рекомендательный — метод совета осуществления конкретного же­лательного для общества и государства поведения и т.п.

3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отно­шений.

Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Каче­ственная однородность, специфика той или иной области обществен­ных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обуслов­ливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли со­стоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право,

2) гражданское,

3) административное,

4) уголовное,

5) земельное, 6)трудовое,

 

7) семейное,

8) уголовно-исполнительное,

9) аграрное (сельскохозяйственное),

 

10)экологическое (природоохранное),

11)финансовое,

12)уголовно-процессуальное,

13)гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпри­нимательского, налогового, муниципального, компьютерного, косми­ческого права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — это зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод право­вого регулирования конституционного, административного, граждан­ского и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом ре­гулирования которой являются основы конституционного строя, пра­вовое положение личности, форма правления и государственного уст­ройства; доминирующий метод — императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения; основной метод — диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятель­ности органов государства; преобладающий метод — императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — им­перативный.

 

4. Институт права: понятие и виды

Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отно­шений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью сово­купность юридических норм. В каждой отрасли права можно выде­лить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включа­ются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характера институты подразделяются на мате­риальные (институт подряда), и процессуальные (институт возбужде­ния уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (ин­ститут наследования) и межотраслевые (институт частной собствен­ности);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголов­ной ответственности).

Субинститут права — это упорядоченная совокупность юриди­ческих норм, регулирующих конкретную разновидность обществен­ных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различ­ные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, ка­сающиеся различных видов причинения вреда здоровью) и преступ­лений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Субинститут — это единица деления институтов права.

Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.

Система однородных институтов определенной отрасли права об­разует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право -подотраслью финансового права; муниципальное — подотраслью ад­министративного права.

 

5. Частное и публичное право

Юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.  

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздейст­вия права на регулируемые общественные отношения, обусловленные природой последних.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право со­стоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного права, а публичное — из отраслей конституционного, административ­ного, финансового, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публично­му праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные ин­тересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойст­венны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отно­шения, то публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господ­ствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверж­даются такие институты частного права, как право наследуемого по­жизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

 

6. Юридический процесс: понятие и виды

Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на опти­мальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.

Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нор­мами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах.

Юридический процесс присущ любой юридически значимой дея­тельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, су­дебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний.

Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм матери­ального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.

Юридический процесс — это всегда определенная система, состоя­щая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов.

В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уго­ловный, административный, конституционный.

Гражданское процессуальное право (ГПК РСФСР) и уголовно-про­цессуальное право (УПК РСФСР) регулируют соответственно граж­данское судопроизводство и предварительное расследование и судо­производство по уголовным делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса.

Административный процесс пока еще не выделился из граждан­ского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть. В на­стоящее время административное судопроизводство регулируется гл. 22-25 ГПК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.167 с.)