Тема 3. Сущность и типы государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Сущность и типы государства



Вопросы

1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

2. Легитимность и легальность государственной власти

3. Понятие и сущность государства

4. Типы государства: различные подходы

 

Ответы

1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть

неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации! партии, государства, общества и т.п.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на госу­дарственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

  • распространяется на все общество;
  • носит публично-политический характер;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);
  • система налогов;
  • деление населения по территориальному признаку и др.

 

2. Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и под­властных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется об­щественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средст­вам принуждения, то власть такой группы принято считать нелеги­тимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управ­ление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадаю­щие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридичес­кой характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выпол­нение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

· рациональный, когда власть узаконена установленными демокра­тическим путем и признанными нормами права, основана на подчине­нии не личности руководителя, а законам, в рамках которых избира­ются и действуют представители власти;

· идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологичес­ких ценностей, которые ею провозглашены;

· традиционный, когда власть признается оправданной в силу обы­чаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

· харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политичес­кого лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти яв­ляются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-ис­торических условиях каждой страны эти типы смешиваются при до­минировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той

или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряжен­ности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восста­ний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции суще­ствующему режиму и пр.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспече­ние их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы до­биться усиления поддержки масс, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

 

3. Понятие и сущность государства

Государство — это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два ас­пекта:

· то, что любое государство есть организация политической влас­ти (формальная сторона);

· то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется как средство для обеспече­ния главным образом интересов господствующего класса. В этом слу­чае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда пробле­ма в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью наси­лия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для ком­промисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концент­рирующих интересы различных классов и слоев, большинства населе­ния страны, употребляя преимущественно такой метод, как компро­мисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на пер­вый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

4. Типы государства: различные подходы

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация). ' Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В за­висимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, со­циалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиат­ский способ производства и прафеодализм).

 

Достоинства данной типологии:

  • продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество;
  • показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

  • она во многом однолинейная, характеризуется излишней запро­граммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
  • недооцениваются духовные факторы (религиозные, националь­ные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков. В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

  • выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
  • в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

  • недооцениваются социально-экономические факторы;
  • по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

 

Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Вопросы

1. Понятие и классификация функций Российского государства

2. Характеристика основных внутренних функции Российского государства

3. Характеристика основных внешних функций Российского государства

4. Формы и методы осуществления функций государства

Ответы

 

1. Понятие и классификация функций Российского государства

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стре­мится государство, а задачи — средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охваты­вают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена рабо­та всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства делятся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычай­ный характер); в зависимости от значения — на основные и неоснов­ные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;
5)экологическая;

6) культурная.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) оборона страны;

2) поддержание мирового порядка;

3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

 

2. Характеристика основных внутренних функции

Российского государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление функциям государства и произвести их классификацию в зави­симости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществля­ются.

Внутренние функции государства — это основные направления де­ятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутрен­них задач.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о преде­лах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах го­сударственного управления экономическими отношениями; если в ус­ловиях административной системы управления экономика регулиру­ется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отноше­ний — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог ста­новится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обес­печении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудить­ся — инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нор­мальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет раз­носторонняя государственная поддержка развития культуры — лите­ратуры, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информа­ции, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточ­ном объеме).

3. Характеристика основных внешних функций Российского государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функций государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осущест­вляются.

Внешние функции государства — это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование го­сударства в современном мире, который становится все более взаимо­зависимым.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержа­ния достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для за­щиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угро­жающих жизненно важным интересам России вооруженных конфлик­тов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательно­го для всех режима нераспространения оружия массового уничтоже­ния и новейших военных технологий, участию в урегулировании меж­национальных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разно­образная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отноше­ний, гармонично сочетающих интересы данного государства с интере­сами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда,
когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических,
культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

4. Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства — это виды деятель­ности органов государства по осуществлению его функций.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть однородная деятельность органов государства, свя­занная с принятием правовых актов и влекущая юридические послед­ствия. К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норматив­ных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных во­просов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод че­ловека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привле­чению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хо­зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нор­мативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Вопросы

1. Понятие и элементы формы государства

2. Формы государственного правления

3. Соотношение типа и формы государства

4. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства

5. Политический (государственный) режим: понятие и признаки

6. Демократический режим

7. Непосредственная и представительная демократия

8. Авторитарный режим

 

Ответы

1. Понятие и элементы формы государства

 

Форма государства — это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то

категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно свя­зано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с по­мощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как со­циально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государст­венного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов госу­дарственного властвования различают демократический и антидемо­кратический политические (государственные) режимы).

2. Формы государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы государ­ства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным но­сителем суверенитета государства является монарх (например, абсо­лютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из совре­менных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие выс­шие государственные органы, ограничивающие власть главы государ­ства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1) выборность власти;

2)срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому, оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на прези­дентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Фин­ляндия) — совместно президент и парламент.

3. Соотношение типа и формы государства

 

Отвечая на данный вопрос, следует оговориться, что понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного подхо­да, под понятием же «форма государства» будет подразумеваться по сути дела форма правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической фор­мации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множе­ство форм — в рамках одного исторического типа встречаются различ­ные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Ва­вилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республи­ки (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодально­го типа —.монархии (раннефеодальная, монархия периода феодаль­ной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и го­родские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) мо­нархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, совет­ские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сослов­но-представительная монархия — принадлежность только феодально­го государства в известный период его развития, а парламентская мо­нархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе ра­бовладельческое государство в форме ограниченной монархии или де­мократической республики с общенациональными представительны­ми учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме того, она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержа­ние и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

4. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства

Форма национально-государственного и административно-терри­ториального устройства — это элемент формы государства, характе­ризующий внутреннюю структуру государства, способ его политичес­кого и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками го­сударственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и зако­нодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США;

федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для до­стижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут соз­даваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Кон­федерации представляют собой непрочные государственные образова­ния и существуют сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объ­единения, названная содружеством государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

 

5. Политический (государственный) режим: понятие и признаки

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходя­щие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государст­венного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической влас­ти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная ха­рактеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в полити­ческой жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные инсти­туты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формиро­вания представления об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят об организации политического устройст­ва общества. Политический режим характеризует определенный по­литический климат, существующий в той или иной стране в конкрет­ный период ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие пара­метры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10)тип политического поведения;

11)характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических ре­шений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принужде­ния и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе си­ловых структур государства (армия, полиция, органы государствен­ной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийно­сти;

18) существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание кате­гории «политический режим».

6. Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государ­ственного властвования различают два полярных режима — демокра­тический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд госу­дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Герма­ния, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые за­частую ориентируются другие государства. Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государ­ственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представи­тельные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов мень­шинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов го­сударственной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность государственной власти;

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общест­ва, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, со­ревнование политических партий, существование на законных осно­ваниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оп­позиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность, средства массовой информации свободны от цензу­ры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на за­конодательную (призванную принимать законы, формировать страте­гию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического ре­жима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помо­гая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

7. Непосредственная и представительная демократия

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим наро­дом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосред­ственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, ми­тинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Некоторые из них — выборы, референдумы. — четко регламентирова­ны соответствующими нормативными актами (Конституцией, федераль­ными конституционными законами, федеральными законами) носят им­перативный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции госу­дарственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических

решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами пред­ставительной демократии) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает пол­ную легитимацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого же­лания у большинства населения участвовать в политическом процес­се, сложность и дороговизна проводимых «прямодемократических» мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследст­вие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам ис­полнительной и судебной власти, которые призваны выражать инте­ресы различных классов, социальных групп, слоев, политических пар­тий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно отне­сти то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с института­ми прямой демократии) для принятия эффективных решений, по­скольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельнос­тью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоб­бистов и т.д.

 

8. Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода ком­промисс между тоталитарным и демократическим политическими ре­жимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинарод­нее демократического режима.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.135 с.)