Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 13. Международные экономические отношения. Международные валютно-расчетные отношения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Международная торговля, свободная торговля и протекционизм. 2. Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики, адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики. Нелегальные хозяйственные действия, фиктивная экономика, подпольная экономика, надстройка теневой экономики. 3. Валютный механизм и валютные отношения, валютные инструменты, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности. Статистический отчет о внешнеэкономических сделках, текущие, финансовые операции и операции с капиталом. 1. Мировая экономика — совокупность национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей; законодательный процесс интернационализации и глобализации хозяйственной жизни. В последние десятилетия повышение открытости стран, сближение и взаимодополняемость их экономик привели к небывало высокой степени интеграции хозяйственных систем различных государств. Отличительные признаки мировой экономики: нарастание степени открыто-национальных хозяйств; создание системы международных государственных организаций. Мировое хозяйство — это многоуровневая, глобальная экономическая система, совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений. Виды специализации стран: – естественная, возникающая на основе различий в природно-климатических условиях; – межотраслевая (предметная), порождаемая индустриализацией производства; – внутриотраслевая (подетальная), применяемая при производстве отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Специализация страны на производстве той или иной продукции ведет к повышению эффективности использования ее ресурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности общества. Одновременно с международной специализацией происходит кооперирование производства — объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе.
На базе международного разделения труда между странами возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран. Основные формы международных экономических отношений: международная торговля; международная миграция капитала и международный кредит; международная миграция рабочей силы; международные валютно-кредитные отношения; международное научно-техническое и производственное сотрудничество. Необходимое условие включения страны в систему международных экономических отношений — открытость экономической системы, т.е. возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в международном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства современной сложной, наукоемкой продукции, тем больше открытость экономики. Итак, открытая экономическая система ориентирована на максимальное участие в мировых хозяйственных связях и в международном разделении труда. Другой показатель степени открытости — экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости внутреннего продукта или же объем экспорта на душу населения). Особенность современного экономического развития заключается в опережающем росте мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация выгодна национальной экономике и способствует увеличению объемов мирового производства. Вместе с тем открытостью экономики не устраняются двух разнонаправленные тенденции в развитии всемирного хозяйства — усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритрейдерство) и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм). Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства.
Противоположность открытой экономики — закрытая экономика, ориентированная на полное национальное самообеспечение; это независимая хозяйственная система с ограниченными внешнеэкономическими связями, способная обеспечить себя всем необходимым. Исторический опыт показывает, что закрытость экономики, стремление во всем опираться на собственные силы ведут к изоляции, снижению эффективности производства, падению уровня жизни. Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений. Развитие международной торговли: 1) позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы; 2) расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым; 3) обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства; 4) расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо); 5) ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства. Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами. Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг, осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также кредитные и иные договоренности. Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней: Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя. Большее число покупателей и большее число конкурентов. Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют: обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология; емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции; уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами; стратегия предприятий, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке. На стабильный и постоянный рост международной торговли влияют: углубление международного разделения труда и интернационализация производства; НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;
активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке; либерализация международной торговли; развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межгосударственных барьеров, формирование зон свободной торговли и др. Внешняя торговля — объект пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики — политика свободной торговли и политика протекционизма. Свободная торговля — это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекционизм группы стран в отношении стран, не входящих в группировку). Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами. Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара или в виде процента к цене товара. Таможенные пошлины могут быть: 1. дифференциальными, назначающими разные ставки на одинаковые товары; 2. преференциальными — устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран; 3. покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок. Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются нетарифные методы, представляющие собой административное регулирование внешней торговли путем: квотирования экспорта-импорта — установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров; введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;
лицензирования — требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени; добровольного ограничения экспорта — принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта; введения технических и санитарных стандартов; налогообложения импортной продукции; выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.
2. Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое. В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной. Переходная экономика — экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей. Основные черты переходной экономики: 1. формирование новой экономической системы; 2. многоукладность экономики; 3. неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует). Главные направления формирования рыночной экономики: 1. либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни; 2. демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса; 3. институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики; 4. структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках; 5. формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие: 1. Неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений. 2. Альтернативный характер развития экономики. Переход от одной экономической системы к другой может проходить с использованием различных вариантов действий.
3. Проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на землю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу). 4. Особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений). 6. Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы. Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как: · высокие социальные издержки (более 30 % населения живет за чертой бедности); · высокий уровень безработицы; · криминализация экономики (теневой сектор экономики производит до 35-50 % ВВП); · технологическая деградация. Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности: Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур. Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы. «Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований. Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22 %, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды — около 35%; государственные расходы — 45 % ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера. Опыт стран по трансформации экономических систем выделяет следующие этапы переходной экономики: 1) этап 1 (1991 г.) — создание политических и институциональных предпосылок; 2) этап 2 (992 г.) — либерализация экономики; 3) этап 3 ([1992-1994 гг.) — приватизация; 4) этап 4 (4996 — первая половина 1998 гг.) — финансовая стабилизация; 5) этап 5 вторая половина 1998 г. — настоящее время – структурная перестройка. Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству. В переходной экономике возникают новые функции дарственного регулирования: обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.); ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.); разработка нового хозяйственного законодательства; демонополизация и поощрение конкуренции; приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. Государственное регулирование — одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена: · требованием устранения внешних факторов; · производством общественных благ; · обеспечением экономики необходимым количеством денег; · осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики. В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования: 1. административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм); 2. правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил); 3. прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий); 4. косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.) На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством: налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.); дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной); фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы. Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональным преобразованием понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми). Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать: право собственности; договоры между экономическими агентами, включая их выполнение; порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий); поддержание конкурентной среды и др. Преобразование собственности в России ассоциируется чаще всего с приватизацией. Однако приватизация только одна из его форм. Преобразование собственности включает в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности определяется по следующим основным направлениям. Право фиксирует переход собственности от одних субъектов к другим. Вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не является предметом изучения в правовом подходе. Для экономического подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главенствующим. Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности от юридического в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в процессе присвоения. Выбор направлений и форм преобразования собственности в переходной экономике России осуществлялся т.о., что в качестве приоритетных направлений обосновывались разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.). Разгосударствление собственности – передача ранее принадлежавших государству объектов в частные руки. Это процесс, более обширный, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную и частную. Приватизация — передача имущества (предприятий, производственных участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные производства, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, жилых и нежилых помещений и т.д.), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Для понимания современной природы процессов приватизации необходимо учитывать особенности двух типов приватизации. Первый тип приватизации связан с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Мотивы приватизации данного типа: 1) увеличение доходов бюджета; 2) оздоровление государственных финансов; 3) повышение эффективности экономики; 4) оживление конкуренции; 5) специализация и демонополизация. Второй тип приватизации формировался с 1989 г. в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль данного типа приватизации отведена переходу от административно-командного типа экономической системы к рыночному. Цели приватизации: 1) исходная — создание слоя частных собственников (в РФ посредством ваучеризации); 2)аккумулирование средств в государственном бюджете; 3) основной мотив в странах с рыночной экономикой; 4) обеспечение экономической и имущественной самостоятельности; 5) повышение эффективности экономики. Особенности российского процесса приватизации: Директивность. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критериев экономической эффективности, что привело к расточительности. Этапы российской приватизации. Доваучерная приватизация в форме выкупа арендованного имущества охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры (торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др.). Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основой стали преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа самих предприятий и их акций. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог под кредиты коммерческим банкам пакеты акций крупных предприятий. Различают малую и большую приватизацию. Различие в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы, небольшие хозяйственные товарищества и ООО, во втором — акционерные общества. 3. Валюта — это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль -валюта РФ, доллар — валюта США и т.д.). Валюта — это национальные денежные единицы, которые участвуют в международных экономических отношениях. Различают такие общие виды валюты, как: 1. базисная валюта, служащая в данной стране основой для определения курсов других валют; 2. замкнутая (неконвертируемая) валюта, используемая в пределах одной страны; 3. конвертируемая (обратимая) валюта, свободно обмениваемая на другую валюту; 4. мягкая валюта, неустойчивая по отношению к собственному номиналу и к курсам валют других стран; 5. национальная валюта, выпускаемая центральным банком данного государства и имеющая хождение на территории данной страны; 6. валюта платежа — валюта, в которой производится оплата за поставленные товары при внешнеторговой сделке; 7. валюта сделки — валюта, в которой устанавливается цена товара во внешнеторговом контракте или выражается сумма предоставленного иностранного кредита; 8. твердая валюта, т.е. устойчивая валюта со стабильным курсом; 9. валюта цены — денежная единица, в которой выражается цена, указанная в контракте. Различают по статусу следующие виды валют: Национальная валюта-это законное платежное средство на территории определенного государства. Иностранная валюта — это иностранные банкноты и монеты; а так же требования, выраженные в иностранной валюте в виде банковских вкладов, векселей и чеков. По режиму применения различают виды валют: Свободно конвертируемая валюта-это валюта, которую свободно можно обменять на любую другую валюту. Частично конвертируемая валюта-это валюта, обладающая ограниченными возможностями обмена на другую валюту. Неконвертируемая валюта-это валюта, которая используется в пределах 1 страны. Комплекс правовых норм и институтов, регулирующих валютные отношения, представляет собой валютный механизм страны. Совокупность валютных отношений и валютного механизма образует валютную систему. Каждое государство, будучи независимым и самостоятельным экономическим субъектом, само определяет форму организации валютных отношений, т.е. имеет свою национальную валютную систему. Ее основные элементы: 1. национальная валютная единица (денежная единица данной страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами); 2. объем и состав официальных золотовалютных резервов(иностранной валюты, золота и других активов, находящихся в распоряжении центрального банка страны); 3. паритет национальной валюты (соотношение между национальной и иностранной валютами, устанавливаемое в законодательном порядке) или режим (механизм формирования) валютного (обменного) курса; 4. условия обратимости (конвертируемости) валюты; 5. наличие или отсутствие валютных ограничений; 6. порядок осуществления международных расчетов; 7. статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения, и др. Обмен одной валюты на другую осуществляется в процессе купли одной и продажи другой валюты на валютных рынках. Совокупность отношений между субьектами валютных сделок составляют валютный рынок. Множество крупных банков и других финансовых организаций с помощью современных средств связи осуществляют сделки. Валютный рынок – это система социально-экономических и организационных отношений по купле-продаже иностранной валюты. Валютные рынки — это конкурентные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов, торгующих таким стандартным товаром, как рубль, доллар, иена, евро и т.д. Объемы, условия продаж валют, их курсы во многом зависят от наличия или отсутствия валютных ограничений, устанавливаемых государством, что находит свое отражение в характере обратимости, или конвертируемости (от лат. converto — «изменять, обращать») валют. Конвертируемость (обратимость) — это определенный валютно-финансовый режим, позволяющий в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валютные единицы. Конвертируемость означает, что национальная валюта в той или иной мере выполняет функцию мировых денег. С точки зрения конвертируемости все валюты условно можно разделить на три группы: свободно конвертируемые (СКВ), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые). Свободно конвертируемая валюта (СКВ) — это валюта, свободно обмениваемая на денежные единицы других стран, и международные платежные средства, которые могут использоваться любым держателем для расчетов по международным операциям без каких-либо ограничений. Она обладает полной внутренней и внешней обратимостью, т.е. одинаковым режимом обмена как для резидентов, так и для нерезидентов. В настоящее время национальные валютные рынки взаимно связаны и все вместе они составляют мировой валютный рынок. Совокупность всех валютных отношений характеризуется понятием Мировая Валютная система в которую входят: международные организации и комплекс международно-договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Ведущей Международной Валютной Финансовой организацией для содействия развитию Валютного сотрудничества является МВФ капитал которого образуется из взносов стран участниц. Основные задачи МВФ — это регулирование валютных курсов, поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений. Валютный паритет – это соотношение между денежными единицами разных стран согласно их покупательной способности. Валютные ограничения – это система мер регламентирующих права юридических и физических лиц по обмену национальной валюты на иностранную, а так же правило распоряжения иностранной валютой и оформление валютных платежей. Валютный курс – это цена денежной ед. одной страны выраженная в денежных единицах других стран Он определяется их способностью, состоянием платежного баланса, уровнем инфляции Валютная котировка- это фиксирование курса нац., денежной единицы и иностранной валюты Различают 2 вида котировок: – прямая котировка – при ней одна, 10,100 ед., иностранной валюты = x ед. национальной валюты – обратная – 1,10,100 ед. национальной валюты = x иностранной валюты Существует факторы, приводящие к изменению фундаментного равновесия обменного курса валют. Они подразделяются на 2 группы: – конъюнктурные – эти факторы изменяют динамику валютного курса на небольшие интервалы времени, т.е., в краткосрочном периоде. При этом изменения могут быть значительными, но при ослаблении действия этих факторов возможный курс возвращается к своему прежнему уровню. К ним относятся: прогнозы относительно основных макроэкономических показа целей государства высказываемыми ответными лицами, общие экономические ожидания относительно перспективы развития экономики, политические кризисы, забастовки. – структурные – они влияют на величину валютного курса на долгосрочных временных интервалах. К ним относятся: инфляция, состояние платежного баланса страны, государственные меры регулирования валютного курса. Валютный курс может сказывать либо стимулирование, либо угнетающие влияние на экспорт и импорт, а также на конкурентоспособность тов., на рынке. Для регулирования всей системы МВФ отношений и достижений динамического равновесия внутренней экономики в системе мирохоз-х связей государство формирует валютную политику, которую осуществляет ЦБ страны и законодательные органы. На государственном уровне принимаются решения об установлении фиксированного (твердого) ими плавающего (гибкий) курса. Платежный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период в виде соотношений платежей и поступлений из заграницы. Платежный баланс отражает с количественных и качественных позиций, масштабы, структуру, и характер участия страны в мировом хозяйстве. Платежный баланс составляется на основе статистических данных о совершенных за определенный период внешнеэкономических сделках: об экспорте и импорте товаров и услуг; об объемах полученных и предоставленных за рубежом кредитов; об участии страны в работе международных фондовых рынков. Движение материальных ресурсов за границу и из заграницы сопровождается перемещением в противоположном направлении финансовых ресурсов в виде платежей за предоставленные товары и услуги. Все эти потоки регистрируются и отражаются в платежном балансе. Платежный баланс – представляет собой статистический отчет, в котором в систематическом виде представлены данные обо всех экономических сделках в течение данного периода между резидентами данной страны и резидентами других стран. Составляется платежный баланс в национальной валюте или в валюте, которая применяется во внутренних расчетах и учете. Дополнительно в целях анализа производится пересчет полученных данных в базовую валюту (евро $) по среднему за составляемый период курсу. Стандартный платежный баланс состоит из двух разделов: 1. Счет текущих операций, он включает в себя операции с тов. усл., доходы от иностранных инвестиций трансферты. – товары - на данном счете отражается экспорт и импорт обычных товаров; экспорт и импорт товаров предназначенных для переработки с последующим реэкспортом и реимпортом; ремонт товаров и приобретение товаров в транспортными органами. – услуги – здесь отражаются платежи и поступления по транспортным услугам; электронной, спутниковой, телефонной, почтовой связи; финансовым услугам; страхованию, строительство; компьютерным и информационным услугам; международным деловым и личным поездкам; передача технологий в виде авторский прав, торговых знаков, лицензий; услугам по содержанию дипломатических, торговых и др., представительств за границей; юридически, научно-исследовательски рекламная услуга; услуга в сфере культуры и отдыха. – доход – доход в платежном балансе подразделяется на: оплату труда; доходы инвестиций Оплата труда – включает заработную плату и другие выплаты в натуральной и денежной форме; получаемые физическими лицами – резидентами данного государства, находящиеся на территории других стран менее 1 года, на временных и сезонных работах. Инвестиции – (доход) – включает доход полученный резидентами на вложенный за границей капитал, в виде % и дивидендов. Они делятся на доходы от прямых инвестиций (обеспечивающих контроль над зарубежным объектом вложений) и от портфельных инвестиций (имеющих целью получения дохода, а не контроля). – текущие трансферты – отдельной позицией в платежном балансе принято показывать односторонние переводы (трансферты)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.12 с.) |