Лекция 13. Международные экономические отношения. Международные валютно-расчетные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 13. Международные экономические отношения. Международные валютно-расчетные отношения



1. Международная торговля, свободная торговля и протекционизм.

2. Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики, адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики. Нелегальные хозяйственные действия, фиктивная экономика, подпольная экономика, надстройка теневой экономики.

3. Валютный механизм и валютные отношения, валютные инструменты, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности. Статистический отчет о внешнеэкономических сделках, текущие, финансовые операции и операции с капиталом.

1.

Мировая экономика — совокупность национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей; законодательный процесс интернационализации и глобализации хозяйственной жизни. В последние десятилетия повышение открытости стран, сближение и взаимодополняемость их экономик привели к небывало высокой степени интеграции хозяйственных систем различных государств. Отличительные признаки мировой экономики: нарастание степени открыто-национальных хозяйств; создание системы международных государственных организаций.

Мировое хозяйство — это многоуровневая, глобальная экономическая система, совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Виды специализации стран:

– естественная, возникающая на основе различий в природно-климатических условиях;

– межотраслевая (предметная), порождаемая индустриализацией производства;

– внутриотраслевая (подетальная), применяемая при производстве отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

Специализация страны на производстве той или иной продукции ведет к повышению эффективности использования ее ресурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности общества.

Одновременно с международной специализацией происходит кооперирование производства — объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе.

На базе международного разделения труда между странами возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран.

Основные формы международных экономических отношений:

международная торговля;

международная миграция капитала и международный кредит;

международная миграция рабочей силы;

международные валютно-кредитные отношения;

международное научно-техническое и производственное сотрудничество.

Необходимое условие включения страны в систему международных экономических отношений — открытость экономической системы, т.е. возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в международном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства современной сложной, наукоемкой продукции, тем больше открытость экономики.

Итак, открытая экономическая система ориентирована на максимальное участие в мировых хозяйственных связях и в международном разделении труда.

Другой показатель степени открытости — экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости внутреннего продукта или же объем экспорта на душу населения).

Особенность современного экономического развития заключается в опережающем росте мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация выгодна национальной экономике и способствует увеличению объемов мирового производства. Вместе с тем открытостью экономики не устраняются двух разнонаправленные тенденции в развитии всемирного хозяйства — усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритрейдерство) и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм). Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства.

Противоположность открытой экономики — закрытая экономика, ориентированная на полное национальное самообеспечение; это независимая хозяйственная система с ограниченными внешнеэкономическими связями, способная обеспечить себя всем необходимым. Исторический опыт показывает, что закрытость экономики, стремление во всем опираться на собственные силы ведут к изоляции, снижению эффективности производства, падению уровня жизни.

Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров.

Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.

Развитие международной торговли:

1) позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;

2) расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;

3) обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

4) расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);

5) ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства. Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами.

Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг, осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также кредит­ные и иные договоренности.

Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней:

Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.

При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.

Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.

Большее число покупателей и большее число конкурентов.

Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:

обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология;

емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;

уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;

стратегия предприятий, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

На стабильный и постоянный рост международной торговли влияют:

углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;

активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;

либерализация международной торговли;

развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межгосударственных барьеров, формирование зон свободной торговли и др.

Внешняя торговля — объект пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики — политика свободной торговли и политика протекционизма.

Свободная торговля — это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекционизм группы стран в отношении стран, не входящих в группировку). Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами.

Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин.

Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара или в виде процента к цене товара.

Таможенные пошлины могут быть:

1. дифференциальными, назначающими разные ставки на одинаковые товары;

2. преференциальными — устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;

3. покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок.

Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются нетарифные методы, представляющие собой административное регулирование внешней торговли путем:

квотирования экспорта-импорта — установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;

введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;

лицензирования — требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;

добровольного ограничения экспорта — принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

введения технических и санитарных стандартов;

налогообложения импортной продукции;

выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.

 

2.

Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое. В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной.

Переходная экономика — экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.

Основные черты переходной экономики:

1. формирование новой экономической системы;

2. многоукладность экономики;

3. неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует).

Главные направления формирования рыночной экономики:

1. либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяй­ственной жизни;

2. демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на ры­нок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;

3. институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;

4. структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

5. формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие:

1. Неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений.

2. Альтернативный характер развития экономики. Переход от одной экономической системы к другой может проходить с использованием различных вариантов действий.

3. Проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на землю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).

4. Особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).

6. Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.

Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:

· высокие социальные издержки (более 30 % населения живет за чертой бедности);

· высокий уровень безработицы;

· криминализация экономики (теневой сектор экономики производит до 35-50 % ВВП);

· технологическая деградация.

Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности:

Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.

Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.

«Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.

Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.

Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22 %, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды — около 35%; государственные расходы — 45 % ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.

Опыт стран по трансформации экономических систем выделяет следующие этапы переходной экономики:

1) этап 1 (1991 г.) — создание политических и институцио­нальных предпосылок;

2) этап 2 (992 г.) — либерализация экономики;

3) этап 3 ([1992-1994 гг.) — приватизация;

4) этап 4 (4996 — первая половина 1998 гг.) — финансовая стабилизация;

5) этап 5 вторая половина 1998 г. — настоящее время – структурная перестройка.

Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.

В переходной экономике возникают новые функции дарственного регулирования:

обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);

ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

разработка нового хозяйственного законодательства;

демонополизация и поощрение конкуренции;

приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование — одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

· требованием устранения внешних факторов;

· производством общественных благ;

· обеспечением экономики необходимым количеством денег;

· осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

1. административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);

2. правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил);

3. прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);

4. косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.)

На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:

налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);

дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);

фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональным преобразованием понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.

К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:

право собственности;

договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий);

поддержание конкурентной среды и др.

Преобразование собственности в России ассоциируется чаще всего с приватизацией. Однако приватизация только одна из его форм. Преобразование собственности включает в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.

Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности определяется по следующим основным направлениям.

Право фиксирует переход собственности от одних субъектов к другим. Вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не является предметом изучения в правовом подходе. Для экономического подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главенствующим.

Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности от юридического в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в процессе присвоения.

Выбор направлений и форм преобразования собственности в переходной экономике России осуществлялся т.о., что в качестве приоритетных направлений обосновывались разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.).

Разгосударствление собственности – передача ранее принадлежавших государству объектов в частные руки. Это процесс, более обширный, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную и частную.

Приватизация — передача имущества (предприятий, производственных участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные производства, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, жилых и нежилых помещений и т.д.), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Для понимания современной природы процессов приватизации необходимо учитывать особенности двух типов приватизации.

Первый тип приватизации связан с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Мотивы приватизации данного типа:

1) увеличение доходов бюджета;

2) оздоровление государственных финансов;

3) повышение эффективности экономики;

4) оживление конкуренции;

5) специализация и демонополизация.

Второй тип приватизации формировался с 1989 г. в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль данного типа приватизации отведена переходу от административно-командного типа экономической системы к рыночному.

Цели приватизации:

1) исходная — создание слоя частных собственников (в РФ посредством ваучеризации);

2)аккумулирование средств в государственном бюджете;

3) основной мотив в странах с рыночной экономикой;

4) обеспечение экономической и имущественной самостоятельности;

5) повышение эффективности экономики.

Особенности российского процесса приватизации:

Директивность. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технического состояния предприятий, а Госкомимуществом.

Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.

Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критериев экономической эффективности, что привело к расточительности.

Этапы российской приватизации.

Доваучерная приватизация в форме выкупа арендованного имущества охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры (торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др.).

Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основой стали преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий.

Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа самих предприятий и их акций.

Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог под кредиты коммерческим банкам пакеты акций крупных предприятий.

Различают малую и большую приватизацию. Различие в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы, небольшие хозяйственные товарищества и ООО, во втором — акционерные общества.

3.

Валюта — это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль -валюта РФ, доллар — валюта США и т.д.).

Валюта — это национальные денежные единицы, которые участвуют в международных экономических отношениях.

Различают такие общие виды валюты, как:

1. базисная валюта, служащая в данной стране основой для определения курсов других валют;

2. замкнутая (неконвертируемая) валюта, используемая в пределах одной страны;

3. конвертируемая (обратимая) валюта, свободно обмениваемая на другую валюту;

4. мягкая валюта, неустойчивая по отношению к собственному номиналу и к курсам валют других стран;

5. национальная валюта, выпускаемая центральным банком данного государства и имеющая хождение на территории данной страны;

6. валюта платежа — валюта, в которой производится оплата за поставленные товары при внешнеторговой сделке;

7. валюта сделки — валюта, в которой устанавливается цена товара во внешнеторговом контракте или выражается сумма предоставленного иностранного кредита;

8. твердая валюта, т.е. устойчивая валюта со стабильным курсом;

9. валюта цены — денежная единица, в которой выражается цена, указанная в контракте.

Различают по статусу следующие виды валют:

Национальная валюта-это законное платежное средство на территории определенного государства.

Иностранная валюта — это иностранные банкноты и монеты; а так же требования, выраженные в иностранной валюте в виде банковских вкладов, векселей и чеков.

По режиму применения различают виды валют:

Свободно конвертируемая валюта-это валюта, которую свободно можно обменять на любую другую валюту.

Частично конвертируемая валюта-это валюта, обладающая ограниченными возможностями обмена на другую валюту.

Неконвертируемая валюта-это валюта, которая используется в пределах 1 страны.

Комплекс правовых норм и институтов, регулирующих валютные отношения, представляет собой валютный механизм страны. Совокупность валютных отношений и валютного механизма образует валютную систему.

Каждое государство, будучи независимым и самостоятельным экономическим субъектом, само определяет форму организации валютных отношений, т.е. имеет свою национальную валютную систему. Ее основные элементы:

1. национальная валютная единица (денежная единица данной страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами);

2. объем и состав официальных золотовалютных резервов(иностранной валюты, золота и других активов, находящихся в распоряжении центрального банка страны);

3. паритет национальной валюты (соотношение между национальной и иностранной валютами, устанавливаемое в законодательном порядке) или режим (механизм формирования) валютного (обменного) курса;

4. условия обратимости (конвертируемости) валюты;

5. наличие или отсутствие валютных ограничений;

6. порядок осуществления международных расчетов;

7. статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения, и др.

Обмен одной валюты на другую осуществляется в процессе купли одной и продажи другой валюты на валютных рынках.

Совокупность отношений между субьектами валютных сделок составляют валютный рынок. Множество крупных банков и других финансовых организаций с помощью современных средств связи осуществляют сделки.

Валютный рынок – это система социально-экономических и организационных отношений по купле-продаже иностранной валюты.

Валютные рынки — это конкурентные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов, торгующих таким стандартным товаром, как рубль, доллар, иена, евро и т.д.

Объемы, условия продаж валют, их курсы во многом зависят от наличия или отсутствия валютных ограничений, устанавливаемых государством, что находит свое отражение в характере обратимости, или конвертируемости (от лат. converto — «изменять, обращать») валют.

Конвертируемость (обратимость) — это определенный валютно-финансовый режим, позволяющий в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валютные единицы. Конвертируемость означает, что национальная валюта в той или иной мере выполняет функцию мировых денег. С точки зрения конвертируемости все валюты условно можно разделить на три группы: свободно конвертируемые (СКВ), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые).

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) — это валюта, свободно обмениваемая на денежные единицы других стран, и международные платежные средства, которые могут использоваться любым держателем для расчетов по международным операциям без каких-либо ограничений. Она обладает полной внутренней и внешней обратимостью, т.е. одинаковым режимом обмена как для резидентов, так и для нерезидентов.

В настоящее время национальные валютные рынки взаимно связаны и все вместе они составляют мировой валютный рынок.

Совокупность всех валютных отношений характеризуется понятием Мировая Валютная система в которую входят: международные организации и комплекс международно-договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.

Ведущей Международной Валютной Финансовой организацией для содействия развитию Валютного сотрудничества является МВФ капитал которого образуется из взносов стран участниц.

Основные задачи МВФ — это регулирование валютных курсов, поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений.

Валютный паритет – это соотношение между денежными единицами разных стран согласно их покупательной способности.

Валютные ограничения – это система мер регламентирующих права юридических и физических лиц по обмену национальной валюты на иностранную, а так же правило распоряжения иностранной валютой и оформление валютных платежей.

Валютный курс – это цена денежной ед. одной страны выраженная в денежных единицах других стран

Он определяется их способностью, состоянием платежного баланса, уровнем инфляции

Валютная котировка- это фиксирование курса нац., денежной единицы и иностранной валюты

Различают 2 вида котировок:

– прямая котировка – при ней одна, 10,100 ед., иностранной валюты = x ед. национальной валюты

– обратная – 1,10,100 ед. национальной валюты = x иностранной валюты

Существует факторы, приводящие к изменению фундаментного равновесия обменного курса валют.

Они подразделяются на 2 группы:

– конъюнктурные – эти факторы изменяют динамику валютного курса на небольшие интервалы времени, т.е., в краткосрочном периоде. При этом изменения могут быть значительными, но при ослаблении действия этих факторов возможный курс возвращается к своему прежнему уровню. К ним относятся: прогнозы относительно основных макроэкономических показа целей государства высказываемыми ответными лицами, общие экономические ожидания относительно перспективы развития экономики, политические кризисы, забастовки.

– структурные – они влияют на величину валютного курса на долгосрочных временных интервалах. К ним относятся: инфляция, состояние платежного баланса страны, государственные меры регулирования валютного курса.

Валютный курс может сказывать либо стимулирование, либо угнетающие влияние на экспорт и импорт, а также на конкурентоспособность тов., на рынке.

Для регулирования всей системы МВФ отношений и достижений динамического равновесия внутренней экономики в системе мирохоз-х связей государство формирует валютную политику, которую осуществляет ЦБ страны и законодательные органы.

На государственном уровне принимаются решения об установлении фиксированного (твердого) ими плавающего (гибкий) курса.

Платежный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период в виде соотношений платежей и поступлений из заграницы.

Платежный баланс отражает с количественных и качественных позиций, масштабы, структуру, и характер участия страны в мировом хозяйстве. Платежный баланс составляется на основе статистических данных о совершенных за определенный период внешнеэкономических сделках: об экспорте и импорте товаров и услуг; об объемах полученных и предоставленных за рубежом кредитов; об участии страны в работе международных фондовых рынков.

Движение материальных ресурсов за границу и из заграницы сопровождается перемещением в противоположном направлении финансовых ресурсов в виде платежей за предоставленные товары и услуги.

Все эти потоки регистрируются и отражаются в платежном балансе.

Платежный баланс – представляет собой статистический отчет, в котором в систематическом виде представлены данные обо всех экономических сделках в течение данного периода между резидентами данной страны и резидентами других стран.

Составляется платежный баланс в национальной валюте или в валюте, которая применяется во внутренних расчетах и учете.

Дополнительно в целях анализа производится пересчет полученных данных в базовую валюту (евро $) по среднему за составляемый период курсу.

Стандартный платежный баланс состоит из двух разделов:

1. Счет текущих операций, он включает в себя операции с тов. усл., доходы от иностранных инвестиций трансферты.

– товары - на данном счете отражается экспорт и импорт обычных товаров; экспорт и импорт товаров предназначенных для переработки с последующим реэкспортом и реимпортом; ремонт товаров и приобретение товаров в транспортными органами.

– услуги – здесь отражаются платежи и поступления по транспортным услугам; электронной, спутниковой, телефонной, почтовой связи; финансовым услугам; страхованию, строительство; компьютерным и информационным услугам; международным деловым и личным поездкам; передача технологий в виде авторский прав, торговых знаков, лицензий; услугам по содержанию дипломатических, торговых и др., представительств за границей; юридически, научно-исследовательски рекламная услуга; услуга в сфере культуры и отдыха.

– доход – доход в платежном балансе подразделяется на: оплату труда; доходы инвестиций

Оплата труда – включает заработную плату и другие выплаты в натуральной и денежной форме; получаемые физическими лицами – резидентами данного государства, находящиеся на территории других стран менее 1 года, на временных и сезонных работах.

Инвестиции – (доход) – включает доход полученный резидентами на вложенный за границей капитал, в виде % и дивидендов.

Они делятся на доходы от прямых инвестиций (обеспечивающих контроль над зарубежным объектом вложений) и от портфельных инвестиций (имеющих целью получения дохода, а не контроля).

– текущие трансферты – отдельной позицией в платежном балансе принято показывать односторонние переводы (трансферты)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.12 с.)