Лекция 1. Выручка и прибыль. Принцип максимизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Выручка и прибыль. Принцип максимизации



Введение

Цель дисциплины — изучение и анализ механизма становления, функционирования и развития рыночного хозяйства.

Задачи дисциплины:

-определить предмет общей экономической теории, ее философские и методологические основы;

 - ознакомить с основами экономического развития общества;

 - выяснить основные элементы рыночного механизма;

 - узнать экономические теории товара, стоимости, денег и цены;

 - определить экономическое поведение производителя и потребителя;

 - выяснить закономерности функционирования национальной экономики;

 - раскрыть роль экономической политики государства;

 - понять роль СНС и ее показателей;

 - определить структуру расходов и доходов общества;

 - раскрыть сущность макроэкономической нестабильности;

 - выявить возможности и пределы государственного регулирования экономики;

 - понять цикличность развития экономики;

 -понять экономический механизм воздействия монетарной, фискальной, социальной и стабилизированной политики на экономику страны;

 -определить экономические основы и тенденции развития мирохозяйственных связей;

 - понять роль интеграционные процессы в мировой экономике.

Выводы

 

Организацию интересуют не только издержки производства, но и результаты ее функционирования. Эти результаты внешне выражают себя в объеме продаж, в прибыли и предельном доходе.

Валовая выручка — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.

Валовой доход предприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль.

Вопросы для самоконтроля

1. фактический объем реализованной продукции

2. валовой доход предприятия

3. экономические издержки

4. средняя и максимальная прибыль

Список рекомендуемой литературы

1, 2, 3, 4, 5, 8

 

Лекция 2. Цена и ценообразование в рыночной экономике

1. Бартер, номинальная и реальная цена, денежное обращение, денежная система.

2. Оптовые и розничные цены, рыночные и производственные функции цен, торговая скидка.

3. Виды инфляции по формам ее проявления, инфляция и безработица, индекс стоимости жизни, потребительская корзина.

 

1.

Деньги являются продуктом исторического движения от «продуктооборота» (обмен излишками продуктов) через «товарообмен» (т.е. непосредственные обмен товаров) до «товарного обращения», где деньги выступают как особые «посредники» при обмене товарами. Возросшие масштабы товарного обмена, требовали появление особого товара, который, обладая постоянной ценностью, для всех субъектов мог бы выступать посредником в обмене всех товаров. Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами, связывается с процессом развития обмена.

Бартер – это непосредственный обмен 1 товара на другой с соизмерением стоимости.

По мере развития обмена выбирался то товар, который имел наибольшую способность к сбыту и данный товар выступал в роли денег.

Деньги – это абсолютное ликвидное средство, необходимое для обмена, т.е. они обладают наивысшей абсолютной скоростью при обмене. В качестве средства обмена использовались любые товары – скот, зерно, соль, сахар, медь, меховые изделия. Они все должны были удовлетворять 1 требованию: получить общее признание покупателей и продавцов как средство обмена. Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы.

Золото и серебро стали деньгами, потому что обладали совокупностью качеств:

а) сохраняемость

б) портативность – наивысшая стоимость при небольшом объеме.

в) экономическая делимость (можно разделить на равные части, а значит и на несколько стоимостей)

г) относительная редкость золота в природе.

Сущность денег проявляется в их основных функциях:

1. Деньги как средство обращения. (Т – Д – Т) Деньги выступают в роли посредника в обмене товаров и находятся в бесконечном процессе товарно-денежного обращения.

2. Деньги как средство платежа товаров и услуг. (Т – Д; Д – Т)

3. Деньги как мера стоимости. С помощью них можно соизмерять стоимости (цены) различных товаров и услуг.

4. Мировые деньги. Они выступают в роли валют и участвуют в обращении и платежах на мировом рынке.

5. Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ, т.е. они некоторое время могут оставаться без движения, т.е. сберегаться.

Номинальная цена – это то количество денег, которое есть и требуется для оплаты конкретного товара в данный момент времени и по данной цене.

Реальная цена показывает количество денег, которое требуется на оплату товара. Иногда ее определяют по соотношению данных цен с прошлым годом.

Тип динамики цен позволяет оценивать реальные изменения, происходящие на рынке за исследуемый период времени.

Основные формы денег:

1. Первой формой денег в истории человечества были металлические деньги (собственная ценность, однородность и прочность)

2. Бумажные деньги – это номинальные знаки, символы всеобщей ценности товаров. Они принудительно вводятся гос-м в обращение, т.е. с установленным принудительным номинальным курсом. Собственной ценностью не обладают.

3. Безналичные деньги. Их эмиссия (выпуск) осуществляется на основе депозита, представленного в различных формах: в виде чека, инкассо, аккредитива, платежного поручения, пластиковой карты, электронные деньги и т.д.

Денежное обращение – движение денег в сфере обращения, когда они выполняют функции средства платежа и обращения.

В России основным институтом определяющем и контролирующем выпуск денег в обращение является ЦБ РФ.

Денежная масса – совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент времени, т.е. это та общая сумма денег, которая находится в распоряжении экономики страны и обеспечивает финансирование ее деятельности.

В условиях бумажно-денежного обращения огромное влияние на стабильность функционирования рыночного хозяйства, оказывает кол-во денег находящихся в обращении. С учетом развития в рыночном хозяйстве кредитных связей и отношений закон денежного обращения можно представить в виде:

КД = ЦТ – К + П – ВП / CО,

где КД – количество денег необходимое для нормального обращения;

ЦТ – сумма цен всех товаров;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей к оплате;

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей;

СО — объем оборота одноименных денежных единиц.

 

2.

 

В условиях рыночных отношений при действии закона стоимости продукции, она предназначена для продажи (т. и у.). Т.е. переходит от производителя к потребителю посредством обращения по определенным ценам.

Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой в свою очередь предопределяют общественно-необходимые затраты труда.

Цена – денежное выражение стоимости товара, т.е. общественно-необходимых затрат труда на его производство.

Обосновывая трудовую теорию стоимости А Смит ставил вопрос: «почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить имеет такую низкую цену; в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны – такая высокая цена?». Ответ он видит в том, что в основе цен лежат затраты труда.

В основе изменений и соотношении цен во времени лежит закон стоимости, который определяет закономерности движения цен вокруг стоимости товаров. Когда уменьшается рабочее время, падают и цены, когда оно повышается, то и повышаются цены. Меновая стоимость товара наиболее изменчива, т.к. в цене отражается не только стоимость товара (себестоимость), но и спрос на него, предложение, а также условия его обмена, конкуренция и гос. регулирование цен. Поэтому цена выступает в качестве формы проявления стоимости, поэтому может постоянно отклоняться от стоимости товара. Решающим фактором, определяющем отклонение цены товара от его стоимости является соотношение между спросом и предложением:

1. если спрос равен предложению, то цена равна стоимости

2. если спрос больше предложения, то цена больше стоимости

3. если спрос меньше предложения, то цена меньше стоимости

Рыночные функции цен:

1. Уравновешивающая. Конкурирующее действие спроса и предложения способствует установлению цены на уровне, при котором процессы купли-продажи уравновешиваются. Повышение цен ведет к снижению спроса и позволяет ликвидировать дефицит товара. Понижение цены ведет к повышению спроса и устраняет перепроизводство товаров.

2. Ориентирующая. Проявляется в способности цен информировать об всех изменениях потребительских вкусов, ориентируя производителей и поставщиков товаров изменять свое поведение и цены на рынке.

3. Функция отбора (санирующая) – между производителями есть конкуренция, но их цель всегда получить максимальную прибыль при минимальных издержках. Поэтому у тех производителей, у которых издержки растут, на рынке погибнут.

4. Социальная. От уровня цен зависят объем и структура потребления материальных благ и услуг, а также потребительский бюджет и уровнем качества жизни населения.

Функции цен, выполняемые в производстве:

1. Стимулирующая. Цены способствуют стимуляции производства, расширяя его или сужая, а т.ж. росту или снижении. выпуска определенной продукции.

2. Учетная. Т.к. цены являются выражением стоимости товаров, то можно просчитать во сколько обходится производство производительности по той или иной продукции.

Основные факторы, влияющие не установление цены выпускаемой продукции:

1. издержки производства;

2.потребители;

3. конкуренты;

4. каналы сбыта;

5. государство.

Основные виды цен:

1. оптовые цены – это цены которые включают в себя помимо издержек производства и прибыли также снабженческо-сбытовую скидку (цена на услугу по снабжению и сбыту). Оптовая скидка возмещает издержки организациям оптовой торговли и дает им прибыль.

2. розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой на величину торговой скидки.

Розничная цена = оптовая + торговая скидка

Торговая скидка – это часть цены на услугу по реализации товаров конечному потребителю. Обычно определяется в % к розничной цене.

На практике оптовая цена предприятия может совпадать с розничной, при самостоятельной реализации продукции предприятием через собственный розничный магазин.

 

3.

 

Очень важно при пользовании денежными знаками, решить вопрос о том сколько денежных средств должно находиться в обращении для того, чтобы иметь возможность обслужить оптимальное количество сделок купли-продажи т. и у. Т.к. изменение в количестве денег в обращении напрямую связана с изменениями уровня инфляции, а чем выше этот уровень. Тем негативнее его отражение на жизни населения. Поэтому количество денег не может устанавливаться произвольно. Уровень инфляции может повышаться, если в обращение выпущено чрезмерное количество бумажных знаков. До отмены золотого стандарта было легче соизмерять имеющиеся денежные знаки с имеющимся золотом, т.к. их количество подкреплялось стоимостью золота.

В мировых торгово-валютных отношениях в декабре 1974 г. полностью исчезло объективное мерило (золото) для определения количества бумажных денег в обращении. Государство во многих странах, часто увеличивают денежную массу в большем размере по сравнению с ростом выпуска т. и у. А именно их объемы подкрепляют денежные знаки сейчас.

Поэтому в настоящее время, инфляция стала постоянным явлением, принявшим мировые масштабы инфляция (от лат. – «вздутие») означает переполнение сферы денежного обращения денежными знаками сверх действительной потребности народного хозяйства. При этом наблюдается рост цен и обеспечение денежных знаков.

Классификация инфляции по формам ее проявления.

1.В зависимости от характера развития:

а) открытая характеризуется тем, что она ничем не сдерживается.

б) скрытая (подавленная) когда государство искусственно сдерживает рост цен, а также когда допускается снижение количества продукции без уменьшения цен на нее и искусственно повышаются цены на новые товары.

2. В зависимости от места ее распространения:

а) локальная – происходит в рамках 1 страны.

б) мировая – охватывает группу стран или целые регионы.

3. В зависимости от темпов повышения цен:

а) ползучая – если цены повышаются постепенно, но неуклонно.

б) галопирующая – когда цены повышаются стремительно, скачкообразно.

в) гиперинфляция – при ней деньги практически полностью утрачивают свои функции (люди не хотят держать деньги в сбережениях, стремясь быстро вложить их в материальные ценности).

Темпы инфляции измеряются с помощью статистического показателя – индекса цен (цифровой показатель выражается в % и выражает изменение какого-либо явления экономики).

В мировой практике широко используется еще один показатель индекс стоимости жизни – показатель, измеряющий степень изменения розничных цен специального набора товаров и услуг (потребительская корзина), в которую входят в бюджет среднего потребителя.

Подсчет индекса стоимости жизни (процедура подсчета):

1. сначала определяется рыночная (потребительская корзина) набор необходимых и чаще употребляемых типичных товаров и услуг.

2.устанавливается совокупная цена этого набора в базовом периоде (от которого ведется отсчет измерения цен) и суммарная цена этого же набора благ в текущем периоде.

3. на основании полученных данных (1 и 2). Рассчитывается индекс цен.

Индекс цен = цена рыночной корзины в данном году / цена рыночной корзины в базовом году × 100 %

Т. о., инфляция с высоким уровнем свидетельствует о «заболевании» денежной системы, а вместе с ней и экономики, вызывает множество неприятных последствий. Она разрушает хозяйственные связи, вызывает отток материальных средств и работников в наиболее доходные виды производства, усиливает спекуляцию, нездоровые социальные явления (подкуп должностных лиц, нарушение правопорядка, негативные привычки, заболевания), ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения.

 

Выводы

Бартер – это непосредственный обмен 1 товара на другой с соизмерением стоимости.

По мере развития обмена выбирался то товар, который имел наибольшую способность к сбыту и данный товар выступал в роли денег.

Деньги – это абсолютное ликвидное средство, необходимое для обмена, т.е. они обладают наивысшей абсолютной скоростью при обмене. В качестве средства обмена использовались любые товары – скот, зерно, соль, сахар, медь, меховые изделия. Они все должны были удовлетворять 1 требованию: получить общее признание покупателей и продавцов как средство обмена. Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы.

В условиях рыночных отношений при действии закона стоимости продукции, она предназначена для продажи (т. и у.). Т.е. переходит от производителя к потребителю посредством обращения по определенным ценам.

 

Вопросы для самоконтроля

1. номинальная и реальная цена

2. оптовые и розничные цены

3. инфляция и безработица

Список рекомендуемой литературы

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Выводы

 

Спрос на факторы производства обладает определенной спецификой:

· спрос на ресурсы прямо пропорционален спросу на готовую продукцию, производимую с использованием данных ресурсов;

· спрос на все факторы производства взаимосвязан, т.к. они не используются по отдельности и не могут быть изолированными друг от друга в процессе применения.

Существует взаимосвязь между спросом на готовую продукцию и спросом на сырье. В экономике такой спрос на факторы производства называют производным спросом.

Рынок капиталов, как и любой другой рынок, функционирует на основе механизмов взаимодействия спроса и предложения; результатом является установление цены равновесия. На рынке капиталов такой уравновешивающей ценой выступает ставка ссудного процента.

На рынке капитала взаимодействуют законы спроса и предложения. На спрос воздействуют рыночные факторы, прежде всего цена на средства производства.

Инвестиции — долгосрочное вложение капитала в пред­приятия различных отраслей экономики; используются на покупку средств производства: оборудования, машин, зданий и т.п. Затраты на эти элементы производства окупаются не сразу, а в течение многих лет. При инвестировании фирма решает, будет ли возрастание прибыли в результате инвестирования больше стоимости издержек производства.

Вопросы для самоконтроля

1. Валовые и чистые инвестиции

2. Эффект финансового рычага

3. Рынки факторов производства

Список рекомендуемой литературы

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

2.

 

Координирующую роль в отношении спроса и предложения труда играет его цена (заработная плата) — сердцевина механизма рынка труда. Купля-продажа рабочей силы может происходить в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равновесием условий купли-продажи рабочей силы: наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца.

При повышении заработной платы предложение труда превышает количество рабочих мест, которое могут предложить предприниматели, и возникает безработица.

Важный элемент рынка труда — заработная плата, т.е. цена интеллектуальных и физических способностей человека созда­вать экономические блага и услуги.

Существуют различные определения заработной платы.

Заработная плата — денежное вознаграждение, выплата работодателем за выполненный работником труд. Трудовые отношения регулируются трудовым доходом.

В зависимости от того, кем является работодатель, или в зависимости от характера оказываемых услуг заработная плата может называться по-разному: жалование (гражданских чиновников), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководителей кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д.

Заработная плата включает: затраты на воспроизводство рабочей силы (на личное потребление работника и его семьи); возмещение повышенных расходов качества рабочей силы (сложность, условия, интенсивность работы и др.); законодательные социальные гарантии работнику по отношениям трудового найма (работа ночью, сверхурочная, в регионах с особым климатом и др.).

З/п как факторный доход рассматривается в 3 аспектах: до процесса труда (на рынке труда) как цена рабочей силы; в процессе труда – это плата за труд (увязывается с количеством и качеством труда); после процесса труда з/п становиться личным семейным потребительским доходом.

На рынке труда имеет место купля-продажа рабочей силы; покупатель рабочей силы – предприниматель; продавец – наемный работник. Сам акт купли-продажи рабочей силы есть реализация закона спроса и предложения на рынке труда. З/п нужна для того, чтобы работник мог воспроизводить свои рабочие силы.

Воспроизводство рабочей силы предполагает объективную необходимость затрат:

а) стоимость благ и услуг, обеспечивающих физическое существование самого работника.

б) содержание членов семьи (особенно тех, кто еще или уже не работает)

в) расходы на обучение работника и повышение его классификации.

г) стоимость благ и услуг, обеспечивающих умственное, духовное и социальное развитие работника и его членов семьи.

Основные формы з/п:

1. Повременная заработная плата зависит от отработанного времени и квалификации работника. Эта форма зарплаты применяется в условиях регламентированных, заданных технологических режимов, поэтому в эпоху научно-технической революции она стала преобладающей. Рассчитывается в зависимости от продолжительности рабочего времени.

2. Сдельная заработная плата (или поштучная) является производной от повременной формы и устанавливается в за­висимости от объема и качества произведенной продукции. Расчет основывается на выработке и производительности труда.

В чистом виде на практике эти формы не используются т.к. они дополняются различными поощрительными системами: система нормирования труда на основе учета операций, система интенсификации труда на основе убыстрения, различные системы премирования, использование гибкого графика рабочего времени, неполной рабочей недели и т. д.

В зависимости от оценки величины платы за труд выделяют:

а) номинальную з/п– денежное выражение з/п. Номинальная заработная плата — это сумма денег, получаемая работниками в качестве платы за труд. Номинальная заработная плата (начисленная) включает еще не выплаченные налоги и не учитывает динамики цен. Поэтому по ней нельзя судить о действительном уровне потребления работника.

б) реальную з/п – представляет собой стоимость и величину т. и у., которые можно приобрести на денежную з/п.

Реальная заработная плата — это стоимостное выражение того количества товаров (включая услуги), которое приобретают работники на свою номинальную зарплату за вычетом налогов (при данном уровне). Она определяется:

· величиной самой номинальной зарплаты;

· размерами налогов;

· уровнем потребительских цен.

Фактический же уровень потребления экономических благ за конкретный период наглядно отражает реальная заработная плата.

З/п выполняет следующие экономические и социальные функции:

1. используется как источник воспроизводства рабочий силы.

2. определяет социально-экономический статус работника.

3.выполняет стимулирующую роль в производстве (может работать меньше или больше)

4. регулирующая. Побуждает человека идти в те сферы хозяйства, где оплата выше.

5. оказывает влияние на экономическую и политическую стабильность в обществе.

Размер заработной платы определяется рядом факторов, из которых выделяются пять основных:

· стоимость рабочей силы;

· количество и качество труда;

· рост производительности труда работников;

· квалификация работника и характер труда;

· конъюнктура на рынке труда.

 

Выводы

Среди рынков факторов производства рынок труда занимает особое место. Объектом взаимоотношений здесь выступает труд — ресурс, неотделимый от человека, наделенного специфическими свойствами (психофизиологическими, социальными, культурными и др.). Эти особенности существенно влияют на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда — заработной плате.

 

Вопросы для самоконтроля

1. сдельная и повременная заработная плата.

 

2. основные элементы рынка труда

 

Список рекомендуемой литературы

4, 5, 6, 7, 8, 9

 

 

Выводы

Земля — это ресурс, который не производится, а существует как природный объект, который количественно ограничен.

Принято различать три вида рыночного экономического равновесия: частичное, общее на микроэкономическом уровне и общее на макроэкономическом уровне.

Вопросы для самоконтроля

1. Главные условия образования земельной ренты

2. Идеальное макроэкономическое равновесие

3.  Условия образования земельной ренты

Список рекомендуемой литературы

1, 2, 3, 4, 7, 8, 9

 

4.

Рассматривая вопросы потребления, сбережения и инвестиций, мы должны уяснить разницу между запасами и потоками. Деньги, которые зарабатываются личностью, называются потоком, а деньги, которыми эта личность владеет, называются запасом.

Жизнь заставляет людей увеличивать свои денежные запасы двумя путями: сокращая потребление или меняя свои неденежные активы (труд) на деньги. Деньги постоянно меняют свое значение: то они запас, а то они поток, т.е. находятся в обращении.

Рассматривая функцию потребления, мы говорим прежде всего о денежном потоке.

В макроэкономике потребление рассматривается как суммарный показатель, т. е. сумма всех товаров, которые были куплены и потреблены в течение определенного периода времени.

Потребление неразрывно связано с такими экономическими показателями, как уровень цен, дохода, нормы процента и т. д.

Особенность потребления часто связана с психологией поведения человека, в частности, многие откладывают потребление сегодня в надежде, что завтра оно принесет большую полезность, чем сегодня. Потребление населения — важнейший фактор ВНП. Уровень потребления зависит от величины дохода. Взаимосвязь дохода и потребления есть функция потребления. Каждая величина дохода соответствует определенному объему потребления. Потребление – это фактор сугубо индивидуальный.

Потребление – это общее количество товаров, которые куплены и потреблены в течение определенного периода времени. Поэтому потребление характеризует реальный платежеспособный спрос.

Объем потребления зависит от 2 групп факторов:

Объективных (уровень дохода, цен, норма процента)

Субъективных (психологическая склонность людей к потреблению)

Средняя склонность к потреблению = (Потребление (часть НД)/НД)*100%

Потребление является зависимой переменной от дохода, поэтому с увеличением дохода происходит увеличение потребления. Склонность населения к потреблению различается на среднюю и предельную.

Средняя склонность к потреблению (АРС) выражается через отношение потребляемой части национального дохода ко всему национальному доходу.

Предельная склонность к потреблению (МРС) показывает отношение изменения потребления к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Эта формула показывает реальную зависимость между потреблением и доходом. При изменениях в доходе (увеличение, уменьшение) происходят изменения в потреблении (увеличение, уменьшение). Размеры потребительских расходов (потребления) определяются через изменения в доходах. Скорость увеличения дохода будет всегда больше, чем скорость увеличения потребления, т. е. Y > С. Отсюда МРС всегда будет меньше единицы.

Человечество не стремится все потребить, оно обязательно какую-то часть пытается оставить – сберечь, в этом проявляется его психологическая особенность:

Доход = Потребление + Сбережения;

Сбережения = Доход — Потребление;

Потребление = Доход — Сбережения.

Сбережение – это часть дохода, которая не потребляется, то есть сбережение = доход – потребление.

Факторы:

Объективный (доход)

Субъективный (склонность человека к сбережению)

Средняя склонность к сбережению =(Сбережения/НД)*100%

Склонность к сбережению бывает средней и предельной.

Средняя склонность к сбережению (APS) выражается как отношение сберегаемой части национального дохода (S) ко всему национальному доходу (Y).

Предельная склонность к сбережению (MPS) выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Из этих формул сделаем выводы:

С + S = Y (потребление + сбережения = национальный доход).

АС + AS = AY (приращения к НД).

Следовательно, сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS)= 1.

МРС + MPS = 1, откуда МРС = 1-MPS; MPS = 1-МРС.

Сбережения создаются физическими и юридическими лицами для дальнейшего вложения в развитие производства, т. е. для инвестиций.

Инвестиции — это расходы на расширение и обновление производства, направляемые на внедрение новых технологий, материалов, оборудования.

Инвестирование может быть финансовым (покупка акций, т. е. перемещение финансовых активов из рук в руки) и реальным (предприниматель, получив деньги за акции, вкладывает их в новое оборудование). Реальные инвестиции входят в ВНП как часть расходов.

Инвестиции (инвестиционный спрос) – это расходы предприятий по приобретению капитальных или производственных товаров с целью расширения производства.

Факторы:

Объективные (доходы предприятий и издержки на инвестиции, которые имеют долгосрочный характер)

Субъективные (склонность и желание предпринимателей инвестировать)

Инвестиции в современной экономике увязывают с теорией мультипликатора и аксилиратора.

Понятие мультипликатор (от лат. «умножающий») было введено в экономику в 1931 году английским экономистом Ричардом Канном.

Мультипликатор – это коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Мультипликатор инвестиций – это отношение приращения дохода к приращению инвестиций.

 

5.

 

Денежная масса – совокупность наличных денег и денег безналичного оборота.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:

Мо – наличные деньги у населения + остатки наличных денег в кассах юридических лиц.

М1 – наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты.

М2 – М1 + нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады.

М3 – М2 + срочные вклады свыше 100 тысяч д.ед., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты.

L – М3 + казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства.

В макроэкономическом анализе используется показатель «квази деньги» (QМ) как разность между М2 и М1, то есть главным образом сберегательные и срочные депозиты, тогда М2 = М1 + QМ.

Инструменты макроэкономической политики:

1. Налогобюджетная политика – означает манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику.

2. Денежно-кредитная политика – осуществляется государством путем денежной, кредитной и банковской системы страны.

3. Внешнеэкономическая политика – международная торговля повышает экономический рост, уровень жизни населения.

4. Торговая политика – включает в себя тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт.

 

Выводы

Для измерения объема национального производства используют следующие макроэкономические показатели:

· валовой национальный продукт (ВНП);

· чистый национальный продукт (ЧНП);

· национальный доход (НД);

· личный доход (ЛД);

· валовая продукция (ВП);

· валовой внутренний продукт (ВВП) и т.д.

1. Система национальных счетов — система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических явлений и процессов; дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота — производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении. Это система таблиц в форме бухгалтерских сче­тов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и ВВП за год. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся разнообразные балансы.

2. Система национальных счетов — система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических явлений и процессов; дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота — производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении. Это система таблиц в форме бухгалтерских сче­тов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и ВВП за год. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся разнообразные балансы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. макроэкономические показатели

2. система таблиц в форме бухгалтерских счетов

3. равновесие совокупного спроса и совокупного предложения

4. общественное воспроизводство

5. классическая дихотомия.

 

Список рекомендуемой литературы

3, 4, 5, 6, 8, 9,10

 

 

Лекция 7. Циклические колебания макроэкономики

 

1. Закрытая и открытая экономика, оживление, рост и спад, макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM), научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимании экономических циклов.

2. Технологические уклады и «длинные волны», жизненный цикл товара, теории экономического роста и экономического цикла.

 

 

1.

 

Исторический опыт мирового экономического развития показывает, что оно не может осуществляться по прямой, а постепенно изменяется и представляет собой чередование эволюционных и революционных периодов.

При рассмотрении процесса экономического развития возникла потребность в определении экономических этапов неравномерно-поступательного развития. Это этапы экономической жизни страны и всего общества. Первым ученым, реализовавшим эту потребность, считается австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883 – 1950). Он синтезировал равновесные и неравновесные этапы экономического развития и предложил трехцикличную схему колебательных процессов в экономике, которые осуществляются на трех уровнях рыночной экономики, то есть он выделил короткие, средние и длинные циклы.

После этого в экономическую литературу была введена 4-х фазная структура промышленного цикла К. Марксом. Маркс вместо понятий «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем» использует понятия: «рецессия», «спад», «оживление», «бум» и «пик».

При этом особое внимание уделялось экстремальным точкам, которые характеризуют динамику производства.

Время, годы
бум
спад
Нижняя точка спада
оживление
рост
пик
рецессия
ВНП

 

Французский экономист Альберт Афтальон удачно сравнил фазы оживления и подъема с процессом растапливания печи: сначала загружают уголь, сгорание угля идет медленно, некоторое время помещение не нагревается, печь еще более загружают углем, в помещении уже жарко, а печь продолжает отдавать тепло и становится невыносимо жарко. Этим примером он определил точки «пик» и «бум», так как при них становится «жарко или наиболее холодно», то есть точка спада. Достигая этих точек, страна переходит от одного этапа (фазы) к другому.

В настоящее время большое внимание занимают строительные циклы. В среднем их продолжительность 17-18 лет. Эти циклы называются циклами Кузнеца, в честь американского экономиста и статика, который их обнаружил и проанализировал в 1930 году. Он заметил, что предложение жилья на рынках всегда намного запаздывает, нежели спрос на него. При этом постоянно повышается цена на жилье, отражая, прежде всего, изменения в спросе.

Таким образом, колебания цены на жилье при отставании предложения медленно приспосабливается к числу семей, нуждающихся в нем. Главная причина этих колебаний заложена в жилищном строительстве.

Причины циклического развития рыночной экономики в зависимости от точки зрения различных теорий:

1. Монетарная теория – основная причина цикличности заложена в неразвитости денежно-кредитных отношений и финансовой сферы страны.

2. Теория перенакопления – заложена в диспропорциональном развитии отраслей, производящих производственные товары, по отношению к отраслям, производящим потребительские товары.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.179 с.)