Тема 5. Единство и многообразие культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Единство и многообразие культуры



 

 

1. Понятие и содержание культуры.

2. Элементы культуры.

3. Формы культуры.

4. Функции культуры.

5. Культурный конфликт и его формы.

 

1. Понятие и содержание культуры. Термин «культура» происходит от лат. с olere, - «возделывать, культивировать, обрабатывать». Первоначально он обозначал возделывание почвы, ее культивирование; отражал факт воздействия человека на природу. Начиная с 18 века термин «культура» стал использоваться в отношении человека при характеристике процессов его развития и совершенствования. В конце 18 в. в Германии понятие «культура» обозначает высокий уровень цивилизаций.

В социологии:

Культура (широкий смысл) – специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания структур деятельности и общения;

Культура (узкий смысл) – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Задача социологии состоит в том, чтобы показать резкое изменение роли культуры в жизни современного общества. Это изменение отмечают все специалисты, изучающие культуру. Однако предмет социологического анализа, которым является взаимоотношение общества и культуры, - огромен и достаточно неопределен сам по себе.

Культура – исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, присущих определенной общественной системе.

Культура возникает только в результате деятельности людей, и поэтому о ней можно и нужно говорить как о сфере реализации сущностных сил человека. При таком подходе культура выступает качественной характеристикой общества. Она не является особой или отдельной сферой общества, а пронизывает все его сферы. Культура существует во всех сферах жизни общества, будь то материальное производство или сфера социально-политическая.

Социология выделяет три основные сферы проявления культуры:

· отношение человека к окружающей среде,

· отношение человека к человеку,

· отношение человека к самому себе.

 

Понятие и определение культуры у разных ученых зависит от следующих подходов:

· теологический подход определяет культуру в широком смысле как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни;

· деятельностный подход понимает культуру как совокупность форм и типов материальной и духовной деятельности, а также их результатов;

· ценностный подход рассматривает в качестве культуры лишь сферу духовной жизни. Культура понимается как система ценностей, убеждений и стандартов поведения, а также средств выживания.

В интерпретации культуры, определении ее места и роли в жизни человека среди исследователей сложились два подхода:

· эволюционный подход (И. Гердер) рассматривает культуру как решающий фактор эволюции и совершенствования человека, превращения его в гармоничное, творческое существо;

· критический подход рассматривает культуру как средство закабаления человека, превращения его в послушное орудие враждебных человеку сил.

 

2. Элементы культуры. Поскольку культура включает в себя результаты материального и духовного производства, следовательно, элементы культуры можно разделить на два вида: материальные и нематериальные.

Физические объекты, созданные в процессе человеческого труда, называют артефактами (телефон, колесо, нательные украшения, часы и т.д.). Но социологию артефакты интересуют лишь тогда, когда с ними взаимодействует человек. Свое внимание она концентрирует на нематериальных элементах.

Ядром культуры, ее определяющим элементом являются ценности, потому что культура – это способ ценностного освоения мира.

Система ценностей выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции:

· смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

· универсальные:

              а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, правопорядок и т.д.),

             б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение),

             в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность),

              г) демократические (свобода слова, совести, партий, наций, национальный суверенитет);

· партикулярные:

а) привязанность к малой Родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Каждая культура имеет свою систему ценностей, делает свой выбор, что считать ценностью.

Ни одно общество не может обойтись без ценностей. Те ценности, на которые люди ориентируют свое поведение, называются «ценностными ориентирами».

Элементами культуры выступают также:

· традиции – привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому;

· обычаи – традиционно устоявшийся порядок поведения, одобренный обществом образец действий, которые рекомендуется выполнять;

· нравы – обычаи, имеющие моральное значение;

· законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.

Мы видим, что ценности, нормы, правила становятся частью личности, влияют на ее поведение в обществе.

 

3. Формы культуры. Классифицируются в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, то есть на кого она ориентирована. Исходя из этого выделяют несколько культурных форм:

· элитарная (высокая) культура – совокупность культурных творений, сложных по содержанию и малопонятных для неподготовленного человека. Такие произведения рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве. Элитарная культура не ставит перед собой цель получения коммерческой выгоды. С ростом уровня образования круг потребителей высокой культуры расширяется;

·   народная культура – совокупность произведений народного творчества (фольклор), которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку представляет возможность участия в нем всех желающих;

· массовая культура – общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Они понятны и доступны всем возрастам, все слоям общества независимо от уровня образования. Продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер;

· доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;

· субкультура – часть общей культуры; системы ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе;

· контркультура – это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

 

4. Функции культуры. Культура в обществе выполняет ряд функций:

· коммуникативная выражается в ее способности обеспечить взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов;

· функция социализации состоит в том, что благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, его подготовка к выполнению социальных ролей;

· регулятивная выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид. Культура помощью этой функции репрессирует, подавляет те формы поведения, которые противоречат общественной морали, закону;

· функция отбора заключается в том, что отбираются те культурные нормы, которые в большей степени позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, эффективно реагировать на изменившиеся потребности населения.

 

5. Культурный конфликт и его формы. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые позволяют выявить изменения в культуре.

Культурный конфликт – столкновение ценностей доминирующей культуры и субкультур.

Культурный конфликт приобретает различные формы:

· аномия – разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. Процесс распада доминирующей системы ценностей обычно связан с ослаблением влияния религии и политики, что приводит к распаду нравственных принципов;

· «культурное запаздывание» - состояние, при котором изменения в материальной сфере опережают возможности нематериальной культуры (обычаев, традиций, законов, убеждений) приспособиться к ним;

· господство чужой культуры – навязывание собственной культуры другим обществам. Конфликт возникает в силу несовместимости таких культур. 

ВЫВОД: Культура - это система ценностных ориентиров, определяющих поведение человека. Культура удовлетворяет потребности, регулирует поведение людей и тем самым способствует стабильности общества, передает в процессе обучения, социализации ценностные ориентации последующим поколениям и тем самым сохраняет целостность общества.

Культура есть качественная сторона общества, уровень его развития. Уровень культуры – это степень развития человека, его сущностных сил.

 

 

           

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.013 с.)