Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социологической мысли в России: основные направления.
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют пять основных этапа: · первый этап – с середины 19 в. до середины первого десятилетия 20 столетия; · второй этап – с середины первого десятилетия до середины 20-х гг. 20 столетия; · третий этап – с середины 20-х гг. – середины 50-х гг. 20столетия; · четвертый этап – с середины 50-х гг. до середины 80-х гг. 20 столетия; · пятый этап – с середины 80-х гг. до настоящего времени. Кратко охарактеризуем каждый из них. Первый этап. Распространение социологических идей, формирование направлений, появление самостоятельных социологических работ. Русская дореволюционная социологическая мысль начинает свое развитие с того же самого теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. В 1860-е гг. во Франции и других развитых странах начинается «второе прочтение» О. Конта – процесс, захвативший и Россию. В российских журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» появляются статьи о позитивной социологии и ее родоначальнике, написанные В. Лесевичем, Д. Писаревым, П. Лавровым. Социология в Россию проникла с Запада еще в 40-е гг. XIX века, однако ее расцвет связывают со второй половиной 60-х гг. XIX века. Как и на Западе, социологическая мысль развивалась в лоне философии, когда другие философские науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов. Как и в Западной Европе, отечественная социологическая мысль поначалу формировалась в русле позитивной традиции. Собственно социологические теории в России появляются только в начале XX века. Российская социология появилась в результате спора интеллигентов XIX века, в котором решался вопрос об исторической принадлежности России Востоку или Западу. Считалось, что одной из причин своеобразия такой огромной страны как Россия, стало ее географическое положение между Западом и Востоком, между двумя разными способами восприятия мира. Следствием этого стало своеобразие российской социологии, в отличие от европейской, так как лейтмотивом ее работ являются размышления о судьбе, о будущем России, ее народа и государства. Западники (Б.Н. Чичерин, П.В. Аненков, К.Д. Кавелин, Герцен и др.), славянофилы (Хомяков, К.С. Аксаков, Самарин и др.).
Начало движения было положено дискуссией по поводу «Философских писем» П.Я. Чаадаева. Петр Яковлевич Чаадаев видел предназначение России в посредничестве между Западом и Востоком. В его знаменитых «Философских письмах» (1836) мы впервые видим социологические ростки русской мысли. И славянофилы, и западники отвергали идеи революционного преобразования общества, ставшие в Европе основными причинами появления социологии как самостоятельной науки. И те, и другие опирались на поддержку государственной власти. Славянофилы обращали внимание на неповторимость русской национальной культуры, на своеобразие миссионерства России в мире, которому способствует стремление русского народа к «соборности» - единству не по экономическому или политическому признаку, а благодаря объединяющему духовному началу нашего народа. Западники конечным пунктом исторического развития России считали идеал свободной личности, ориентировались на правовой способ объединения людей. Чаадаев пытался решить вопрос о предназначении России, опираясь на общий закон всемирно-исторического процесса. При этом он осуждает и порабощение личности государством в России, и засилье экономического усердия на Западе, которое не дается развиваться духовному началу в человеке, а сосредотачивает его мысли на материальном. Итогом чаадаевского размышления о судьбе России стал тезис о том, что России Провидением предназначено дать миру урок истинного объединения на основе православия. Участники спора о судьбе России черпали факты из истории взаимоотношений России с другими странами и истории христианства. Основанием считать Россию особой, миссионерской страной, Третьим Римом, стал исторический факт преемственности Россией византийского православия и римской административной системы, т.е. сочетание в ней восточного типа религии и западного типа мышления. Собственно, российское социологическое направление появилось в среде западников, одним из наиболее ярких представителей которых, стал Б.Н. Чичерин (1828-1904). Его работы носили теоретически обоснованный характер. Центром его социологических размышлений стало отрицание революционного характера общественно-исторического развития. Чичерин считал, что освобождение человека должно происходить путем реформ «сверху» и предлагал программу либерального преобразования России без изменения политического строя.
Таким образом, первый этап становления социологии в России можно считать: · время распространения социологических идей; · образования направлений социологической мысли; · ее укоренения в системе российской науки.
Основные представители российской политической социологии: А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, Питирим Сорокин – «Система социологии» т.д. Как мы видим, российская социология 19 века носит переходный характер между философией истории, стремящейся установить предельные критерии развития исторического процесса, и собственно социологией, направленной на изучение жизни действительного общества. Социология развивается по пути углубления, усложнения своей методологии, отражая тем самым усложнение структурных связей современного общества. Основные направления и школы российской социологии:
1. школа субъективной социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) – акцентировали свое внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Основные положения это направления были сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявлении закономерностей и направленности его развития. 2. психологическая школа (Л.И. Петражитский, А.И. Караев) – акцентировали свое внимание на доминирующей роли психологического фактора в общественном развитии. 3. марксистское направление представлено работами социал-демократов, особое место среди которых занимали Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Г.В. Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Заслуга В.И. Ленина состояла в том, что он творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России: учение о капитализме, социальной революции, коммунистической общественно-экономической формации, классовой структуре общества. 4. плюралистическое направление (М.М. Ковалевский). Выдвинул плюралистический подход в объяснении социальных явлений, который наряду с экономическими условиями учитывал влияние географического, биологического и психологического факторов. Основным законом общественного развития является социальный процесс.
Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институционализацией, т.е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов и обществ. Российские социологии «второй волны» М.М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Лилиенфельд стали хорошо известны в Европе, они избирались в зарубежные академии и научные общества, участвовали в работе Международного института социологии (М.М. Ковалевский был избран его президентом), Организовали Школу общественных наук в Париже, где в первые читался курс социологии для русской публики.
В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая кафедра социологии в России. С 1912 г. на историческом факультете Петроградского университета работала социологическая секция. В 1916 г. создается Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского, которое ставит своими главными задачами развитие социологической науки, социологического образования и распространения социологических знаний. С 1917 г. начинается присуждение социологической премии по социологии. Развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были открыты первые кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден первый Социологический институт. 1920 – в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Сорокин (1889-1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие мировой и отечественной социологии. П.А. Сорокин - один из лидеров правого крыла партии эссеров, после февральской революции 1917 г. – секретарь Керенского, с 1920 – профессор Петроградского университета, в 1922 г. – в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где достиг значительных успехов на социологическом поприще: стал основателем социологии в Гарварде и президентом Американской социологической ассоциации. Сорокин является родоначальником теории социальной стратификации и социальной мобильности. Школа интегральной социологии (Питирим Сорокин), где общество рассматривается как социокультурная система в целом. В структуре социологии как науки выделял 4-ре раздела: общее учение об обществе; социальная механика, социальная генетика и социальная политика. Простейшая модель социального явления – взаимодействие индивидов. Смысл человеческого общества, индивида заключается в приспособлении к среде своего обитания различными способами. На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х гг. издается обширная социологическая литература: П. Сорокин «Основы социологии» (1922), Хвостов В.М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного прогресса» (1928). Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.
Наряду с разработкой теоретических вопросов проводились и эмпирические исследования. Центральное место среди них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, населения, миграции и культуры. К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинается относиться к социологической науке все более настороженно и враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было закрыто Социологическое общество имени М.М. Ковалевского. Третий этап был самым «черным» в истории российской социологии. В 30-е гг. марксизм окончательно укрепился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм – это и есть социология марксизма», следовательно, эмпирические исследования выводились за пределы социологии. Социология как социальный институт прекращает свое существование. Четвертый этап. Возрождение социологии начинается в конце 50-х – н. 60-х гг., на волне так называемой «хрущевской оттепели». В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация, члены которой под руководством партийных функционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной науки» и готовили кадры социологов в СССР. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление плана социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований. В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 60-х гг. было создано первое социологическое управление – отдел социологических исследований при Ленинградском университете. 1962 – советская социологическая ассоциация, 1964 – на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических исследований (заведующий В. Ядов). 1969 – институт конкретно-исторических исследований АН СССР. 1974 – ж. «Социологические исследования».
Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами. Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков. Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. По данным Министерства общего и профессионального образования РФ, в 1998 г. насчитывалось более 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам. Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей: · медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы-верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным; · интегрирующим началом выступало православие; · заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности – консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и заканчивая большевизмом). Современная российская социология – это социология либерализма, общественного строя, основанного на экономической свободе личности и на приоритете гражданского общества перед государством.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.016 с.) |