Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология социологического исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена возможность того, что кому-либо из нас самому придется организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования. Методология в буквальном переводе с греческого – учение о методе, т.е. путях познания. Однако в современной науке содержание методологии гораздо шире. Методология как учение о путях познания представляет собой сложный комплекс идей, понятий, подходов. Уровни методологии: · философская методология, · общенаучная методология, · специально-научная методология. Социологическая методология – учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, развитие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки. Структура социологической методологии включает семь основных разделов: · онтологические и гносеологические основания и предпосылки социологического познания; · принципы социологического познания; · основные способы понимания и объяснения социальной действительности, т.е. основные парадигмы развития социологического знания; · основные подходы и методы, используемые в социологическом познании; · структура социологического знания, виды социологических знаний; · логика социологических исследований; · проблемы использования знаний в общественной практике.
Методология – это система представлений об исходных принципах и эффективных способах познания, положенная в основу исследовательской работы. Методология определяет логику социологического исследования. К основным исследовательским процедурам (приемам) обычно относят описание, объяснение и прогнозирование. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: · подготовительный ( разработка программы исследования); · основной (проведение эмпирического исследования); · завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Структура программы методологического исследования образует последовательность из десяти пунктов: 1. Исследовательская проблема. 2. Цель и задачи исследования. 3. Предмет и объект исследования. 4. Интерпретация основных понятий. 5. Рабочие гипотезы. 6. Методы сбора и анализа данных. 7. Инструментарий исследования. 8. Место и время проведения исследования. 9. Исполнители. 10. Необходимые ресурсы. Вопросы 1-5 – методологический раздел. Вопросы 6-7 – методический раздел. Вопросы 8-10 – организационный раздел.
1. Определение предмета и объекта исследования, формулирование цели, задач, исходных гипотез. В качестве предмета исследования рассматривают причинные связи между явлениями и процессами реального мира. Определяя предмет исследования, прежде всего, выделяют явления, которые будут исследоваться, а затем их связи, которые предстоит изучить. Изучение этих связей, ответ на главный вопрос, последовательный исследователем, и составляет цель исследования. Цель исследования будет достигнута с гораздо большей вероятностью, если ее дифференцировать, т.е. разделить на отдельные задачи, каждая из которых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на пути достижения цели исследования. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: · строиться на основе ясных понятий; · относиться к объектам, которые могут быть подвергнуты эмпирической проверке; · согласоваться с соответствующей техникой исследования. 2. Разработка плана исследования. Составление плана исследования является методической частью исследовательской работы. В нем следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выработку, распределить силы и средства. При разработке плана исследования центральное значение занимает обоснование выборки. Для этого социолог должен четко представлять величину объема эмпирического исследования (организация, город, регион) и количество сил и средств, выделенных на исследование. Исходя из этого, он может определить будет ли исследование сплошным (будет опрошен каждый член организации, житель города, региона) или выборочным. В случае проведения выборочного исследования оно должно удовлетворять требованиям репрезентативности. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность – общая сумма всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению в пределах данной программы исследования. Вторичная (выборочная) совокупность или выборка – это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Определение выборки – важная задача планирования, решая которую социологи пользуются статистической теорией. Кроме обоснования размера выборки в план исследования следует включить разработку анкет и планов интервью. 3. Сбор данных. На этом этапе собирают сведения при помощи таких методов, как наблюдение, анализ документальных источников, опрос, интервью, контент-анализ. 4. Упорядочение и обработка собранных данных. Здесь применяются методы кодирования, классификации и типологизации, построения таблиц и диаграмм, измерения тенденции и дисперсии, взаимосвязей между переменными, математическое моделирование. 5. Научное объяснение и проверка. Научное объяснение включает познание как содержания, структуры и функций, так и причин, способов возникновения и развития изучаемых явлений. Чтобы этого достичь, необходимо среди изучаемых явлений найти типичное, отделить главное от второстепенного, а также вычленить первичные причины из множества вторичных. Проверку нельзя строго отделить от научного объяснения, поскольку в ходе научного объяснения всегда осуществляется и проверка уже сделанного вывода о связи между явлениями. Проверка также играет важную роль, когда рабочая гипотеза не подтвердилась. Тогда выдвигается новая гипотеза и собираются новые данные.
2. Методы сбора данных в эмпирических исследованиях. При определении методов сбора информации должен принять во внимание ряд моментов: · оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; · ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Нет «плохих» и «хороших» методов, есть методы адекватные или неадекватные поставленной исследователем задачи; · надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения. Метод социологии – рассматривается в собирательном смысле и состоит из конкретных примеров: наблюдения, опроса, эксперимента, анализа документов и интервью. Содержание социологического метода составляет система познавательных средств и приемов. Социологическое знание включает в себя три основных элемента: социальные факты, гипотезы и теории. Социология опирается на эмпирические факты. Социологическое исследование начинается с предположения – гипотезы. После выявления целей и гипотез, построения теоретической модели переходят к отбору инструментов познания: наблюдения, опроса, анкеты, анализа официальной статистики и т.д. Обобщение полученных данных позволяет построить научную теорию, т.е. систему знаний и принципов, которая либо подтвердит, либо опровергнет выдвигаемую гипотезу.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.008 с.) |