Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.



Отцом социологии общепризнанно считается Огюст Конт - французский мыслитель начала XIX века. «Курс позитивной философии» (1830-1842 – 6 томов) – главный интеллектуальный исток новой науки – социологии. В пользу этого говорят следующие факты:

·  он придумал название самой науки в 1839 годусоциология (социальная физика);

·  социология – единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы;

·  разработал методы, цели и структуру этой науки;

·  понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага.

·  выделил 4 структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: ученые; банкиры, торговцы и предприниматели; земледельцы и рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам возможно при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

·   Конт является создателем позитивистского научного мировоззрения и самого термина «позитивизм» - философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – это совокупный результат специальных наук, которые не нуждаются в какой-либо стоящей над ними философией:

1) признание универсализма – первый фундаментальный принцип, на который опирается позитивизм;

2) признание необходимости и целесообразности использования в изучении общества тех методов, которые утвердились в естествознании;

· в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы;

· как вылечить больное общество, он отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание;

· выделил два основополагающих раздела: «статику» - изучение социальных и культурных институтов. Формирующих общество и «динамику» - анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса. Социальная статика – теория порядка, социальная динамика – теория прогресса.

О. Конт сформулировал также основной закон общественного прогресса, т.е. закон интеллектуальной эволюции человечестваЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ, согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

· теологическая (фиктивная) ( с древнейших времен до 1300 г.) – характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов. Делилась Контом на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. В период фетишизма люди воспринимали внешние предметы как живые и видели в них богов. При политеизме жизнью наделялись «фиктивные существа» (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящие. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства.

· метафизическая стадия (1300-1800) – рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи – Реформация, Французская революция. Характеризуется разрушением старых верований и связанного с католицизмом общественного порядка. Эта эпоха породила революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию.

· позитивная стадия (19 в.) – характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. На смену аристократии приходит социократия – правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место традиционной религии приходит позитивизм, проповедующий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.

Согласно закону трех стадий, все науки и общества неизбежно завершают свое развитие на позитивной стадии. Социология как наука должна быть ориентирована на открытие законов, а не на коллекционирование фактов. Целью открытия законов является прогнозирование дальнейшего развития общества. Социология находится на вершине иерархии наук, которая построена по степени возрастания позитивности: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Каждая последующая наука заимствует у предыдущей методы, но использует их в приложении к своему предмету.

 Таким образом, позитивизм характеризовался Контом как принцип исследования, основанный на наблюдении и установлении часто повторяющихся связей в природном и общественном мирах.

  Позитивизм характеризуется тремя методами: наблюдением, экспериментом и сравнением.

· Наблюдение должно исходить из установленного закона, т.н. носить предпосылочный характер – исследователь должен знать то, что ему следует видеть в хаосе социальных событий, поэтому закон, которому подчинено наблюдение, должен фиксировать в этом хаосе порядок.

·   Эксперимент в социологии – это анализ социальной патологии.

· Сравнение базируется на историческом сопоставлении различных фаз эволюции человечества.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать:

· для него отдельный индивид – почти ничто;

· общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем;

·   предмет социологии – общество как социальный организм в его прошлом и настоящем;

·  предметная область С. – охватывает всю совокупность социальных явлений, а сама наука превращается в своеобразный компендиум общественных наук, становясь их теоретической основой.

Ярким представителем позитивизма в XIX веке был Г. Спенсер (1830-1903). Это творчество является началом многих направлений: структурного функционализма, эволюционизма, позитивизма. Систематическое изложение предмета, задач и проблематики С. было сделано Спенсером в его книге «Основания социологии». Задачи: изучение типичных массовых явлений, социальных фактов и процессов, раскрывающих действие всеобщих законом эволюции. Основа понимания предмета – концепция социальных институтов – эта механизмы самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального человека в социальное существо. На общество Спенсер смотрел как на естественное образование, являющегося результатом общего эволюционного развития мироздания и считал верным использование методов наблюдения и эксперимента в С.

Как методологическое течение позитивизм никогда не уйдет с научной арены. Хотя в современной социологии найти чистый позитивизм практически невозможно.

 

2. Социологический реализм Э. Дюркгейма.

Структурный функционализм (структурно-функциональный анализ) – одно из наиболее значимых направлений в социологии. Это широкое методологическое течение, основным приближенным принципом которого является принцип исследования явлений и процессов в аспекте системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенную функцию. Основные представители: Эмиль Дюркгейм, Б. Малиновский, Толкотт Парсонс.

Эмиль Дюркгейм (1859-1917) – выдающейся мыслитель и ученый является основателем французской социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел дальше и выдвинул принципы новой методологии:

· натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы;

· социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. 

Его работы опираются на понимание общества как самобытной, независимой от людей реальности (социологизм), поэтому Дюркгейм считает, что объяснять социальные процессы необходимо исходя из особенностей самого общества, а не их характеристик, например, окружающей природной среды. О том, что Д. считал функционализм общенаучным методом, говорит его стремление поставить социологию рядом с биологией, интерпретировать идеи как социальные факты – как эквивалент объекта в естественных науках.

Основные положения социальной мысли Э. Дюркгейма:

· Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал – независимую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, язык, обычаи, законы, верования, денежная система);

· при изучении социальных фактов Д. рекомендовал широко применять метод сравнения;

· социальные факты оказывают на человека принудительное воздействие и определяют как Ч. должен поступать. Они делятся на две группы:

· материальные – плотность населения, интенсивность общения;

· духовные - коллективные представления, верования, привычки, традиции, которым отводилась определяющая роль;

· существование и закономерности общества не зависят от действия отдельных индивидов. Общество – это надындивидуальное бытие со своими особенностями, историей, сознанием и интересами;

· рассматривал общество как совокупность фактов сознания, которые воспринимаются людьми как их собственные;

· в социальной реальности Д. выделил три уровня:

- уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население);

- уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);

- уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

· в основе развития общества лежит закон возрастающего многообразия форм деятельности как отражение нарастающего разнообразия потребностей людей. Каждая социальная единица должна выполнять свою функцию, необходимую для существования общества в целом. Развитие общества от примитивных форм к более сложным осуществляется благодаря общественному разделению труда;

· общественное разделение труда приводит к социальной солидарности людей (общество основано на консенсусе), которая является главным фактором интеграции индивидов в обществе. В основе социальной солидарности лежат коллективные представления – совокупность общих верований, чувств, традиций, обычаев, которые принимают и испытывают члены групп или обществ;

· уровень и характер социальной солидарности лежит в основе выделения двух типов обществ, последовательно сменяющих друг друга:

2) архаичные (сегментные) общества – основанные на механической солидарности сходств индивидов, которые зависят от коллектива и поглощаются им;

3) сложные (организованные) общества – основаны на органической солидарности, где личностные особенности и таланты развиваются в соответствии с их профессиональной ролью.

· Э. Дюркгейм исследовал и кризисные состояния общественного организма. Причина социальных конфликтов, классовой борьбы – в неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушении правил справедливого обмена благами и ресурсами, что разрушает социальную солидарность. Конфликты – признак болезни или разлада в обществе.

Когда ослабевают правила, гарантирующие равенство социальных возможностей, то возникает состояние аномии ( безнормности). В основном аномия возникает на переходных социальных этапах, когда старые нормы, связи и ценности нарушены, а новые еще не созданы. Отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивида приводит к социальной патологии, которая составляет все формы девиантного поведения, отклоняющегося от общепризнанных правил и норм.

3. К. Маркс как социолог капитализма. Причины, по которым сегодня необходимо раскрывать ученик К. Маркса, как минимум, две:

· во-первых, в 20 в. более полутора миллиарда человек были воспитаны в духе марксистского учения, и сейчас КНР приветствует учение коммунизма, а заодно и снабжает товарами полмира;

· во-вторых, Маркса многие ученые считают социологом капитализма, общественного строя, который сегодня стремительно развивается в России.

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий мыслитель и теоретик общественной науки.

Основные положения учения К. Маркса об обществе:

· выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества нежели Конт: многое считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его;

· Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский;

· М. – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальный изменений, как движущуюся силу истории;

· пытался раскрыть закономерности функционирования капиталистического общества, поэтому, чтобы лучше понять и преуспеть в сегодняшнем российского обществе, надо не отвергать Маркса как «вчерашний день», а, напротив, глубже изучить его теорию, исключив идеологические настроения, присущие советскому периоду истории России.

К. Маркс оставил труды, как по социологии, так и по экономике и философии. Его идеи выходят далеко за пределы социологической и экономической наук. Его социология насквозь пронизана верой в нравственность человека, так как Маркс надеялся на прогресс в развитии общества и полагал, что он приведет к высвобождению человека, который будет использовать его на самосовершенствование.

Материалистическое понимание истории, базовое положение теории К. Маркса, обращает внимание на тот факт, что способ производства и обмен продуктами составляет основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории рассматривает общество как единую социальную систему. Маркс уверен, что невозможно понять общество, не усвоив механизма функционирования его экономической системы. Поэтому основной идеей Маркса является концепция базиса и надстройки (1859 – «К критике политической экономии»). Исторический анализ производственных отношений дал К. Марксу возможность подменить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в различных странах, понятием общественная формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов:

· генетические законы и закономерности, связанные с его развитием;

· структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур.

И генетические, и структурные законы и закономерности являются результатом стечения различных исторических фактов и обстоятельств, характерных для данного общества.

Маркса можно считать родоначальником системного подхода в социологии, т.к. согласно ему общество – структурно организованное целое, в котором любой процесс не обособлен, а зависим от других общественных процессов.

Вывод: перспективность марксизма как теоретического течения. Не построение социализма, а эффективное управление производством в капиталистическом обществе – вот тот плацдарм, на котором возможна веритификация идей Маркса, т.к. он был теоретиком именно капитализма.

 

4. «Понимающая социология» М. Вебера.

Макс Вебер (1864 –1920) – эпоха в социологии. Немецкий социолог, философ и историк. Неординарная и творческая личность, он оказал огромное влияние на становление и развитие всей мировой социологии. Его социология никогда не носила исключительно теоретический характер, а всегда опиралась на специальные дисциплины: историю, политэкономию, философию и религию:

· Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества назвал культурные ценности, верил в интеллигенцию;

· М. Вебер рассматривал природу социального субъективно, акцентируя внимание на поведении индивида;

·  он назвал свою социологию «понимающей» - определяющим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию. «Понимающая социология» Вебера стремиться расшифровать внутренний смысл социальных действий. По Веберу С. в качестве исходного пункта исследований поведение индивида или группы. Одна из центральных методологических категорий веберской С. – категория социального действия: он определяет социологию как науку, изучающую социальное действие;

· ввел в социологическую терминологию понятие ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – это модель, которая служит критерием оценки социального действия

В своих исследованиях он акцентировал свое внимание на поведении индивида:

· исходная посылка социологии М. Вебера: человек – культурное существо;

· предметом социологии – все, что обуславливает поведение человека;

· элементарной частицей поведения индивида в обществе является социальное действие  - составляет систему взаимоотношений между людьми. Социальное действие – такое действие, которое соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

· Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типов социального действия на основании 4-х типов мотивации:

1. целерациональное – в основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей;

2. ценностно-рациональное – основано на вере в ценность (самоценность) определенного поведения;

3. аффективное – обусловлено аффектом или эмоциональным состоянием индивида;

4. традиционное.

· По Веберу, для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения – поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность.

·  Поскольку, индивидуальные цели человека лучше всего достигаются с помощью совместных действий, то люди создают социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества).

· На основе доминирующих типов социального поведения М. Вебер выделил типы общества. Последовательно сменяющие друг друга:

1. традиционное, в котором преобладают традиционные и аффектные действия;

2. современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида.

· государство – особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие. При анализе государства вводит понятие «идеальный тип» и выделяет три типа идеальных государств:

1. легально-рациональный, основан на вере людей в законы и правила поведения;

2. традиционный, связан с привычкой к определенному поведению и подчинению традициям;

3. харизматичный тип обусловлен склонностью подданных приписывать правителю исключительные достоинства.

ВЫВОД: М. Вебер оказал на современную социологию огромное влияние. Он стал классиком немецкой и мировой социологии, на его идеях сегодня основаны целые школы исследования общества. Его сочинения включены в обязательную программу обучения практически всех университетов мира, как и труды не менее знаменитого его соотечественника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.049 с.)