Типы психологического консультирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы психологического консультирования.



Классификация типов психологического консультирования может проводиться с опорой на разные критерии. Одним из оснований для выделения типов консультирования является проблемный критерий: по поводу каких проблем обращается клиент к консультанту, какова сфера приложения усилий психолога. Выделяются следующие типы консультирования:

· психолого-педагогическое (анализ проблем и психологических причин трудностей в обучении и воспитании детей; вопросов повышения квалификации учителей и воспитателей; педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами; задач совершенствования содержания и методов обучения с учетом психологических особенностей обучаемых; психологическое обоснование педагогических инноваций и др.);

· профессиональное, деловое (обсуждение проблем профориентации и профессионального выбора, совершенствования и развития профессиональных способностей; определение возможностей улучшения организации труда, повышения работоспособности; управленческое консультирование; рекомендации по поводу оптимизации деловых переговоров и т.д.);

· семейное и супружеское (обсуждаются проблемы выбора спутника жизни, оптимального построения и регулирования отношений в семье, предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях, вопросы взаимоотношений с семьями близких родственников, психологические проблемы развода, текущие внутрисемейные сложности);

· интимно-личностное (затрагивает проблемы межличностных отношений, личностного самоопределения, психологических и поведенческих недостатков личности, негативных и устойчивых эмоциональных переживаний, вопросы сексуальных отношений, психогенных заболеваний и др.).

Другим основанием классификации является количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию выделяются два типа консультирования:

· индивидуальное;

· групповое (работа с двумя и более клиентами, в том числе с семьей, коллективом управленцев, профессиональным, учебным коллективом и т.д.).

Следующим критерием для выделения типов консультирования является пространственная и временная организация консультативного процесса. По данному основания также выделяются два типа консультирования:

· контактное, или очное (психолог непосредственно встречается и беседует с клиентом лицом к лицу: в зарубежной литературе употребляется термин «face-to-face counseling»):

· дистантное, или заочное (подразделяется на телефонное и письменное).

Далее, типы консультирования можно вычленять по возрастному критерию: каков возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту, и возраст самого клиента. По возрастному основанию можно выделить такие типы консультирования:

· консультирование по проблемам детства и подростничества;

· консультирование взрослых людей;

· консультирование по проблемам старения.

Существуют определенные возрастные ограничения консультируемых лиц. Результативность консультирования как метода будет невысокой у детей и подростков до 15 лет, так как у них еще не сформированы достаточный уровень рефлексии, саморегуляция, чувство ответственности за себя и близких. К лицам более младшего возраста оптимально применима не консультативная, в психокоррекционная, психотерапевтическая помощь в дополнение к обучающим и воспитательным воздействиям. Результативность консультирования может снижаться в пожилом, и особенно – в старческом возрасте, если усиливается возрастной эгоцентризм, доминируют жесткие стереотипы, характеризующие убеждения человека и его отношение к предметному и социальному окружению.

Наконец, критерием для разграничения типов консультирования может выступать характер консультативной помощи: прямой, адресованный непосредственно лицу, испытывающему психологические трудности, или косвенный – по поводу знакомых и близких клиента, обратившегося за консультацией. По этому критерию выделяются два типа консультирования;

· прямое, непосредственное;

· косвенное, опосредованное участием и влиянием знакомых и близких.

Во втором случае ответственность за эффективность применения рекомендаций и советов консультанта в значительной мере несет клиент-посредник.

 

Лекция 2.Основные парадигмы и стратегии психологического консультирования (2 часа).

Литература

· Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии, 1995, № 2. С.19-30.

· Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987, № 3. С.41-49.

· Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. С.69-71, 85-89, 115-122 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996. С.119-151.

1.Естественнонаучная и гуманитарная парадигма исследования личности в психологическом консультировании.

2. Стратегии императивного и манипулятивного воздействия в психологическом консультировании.

3.Диалогическая стратегия развивающего воздействия, ее реализация в психологическом консультировании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.006 с.)