Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы психологического консультирования.
Классификация типов психологического консультирования может проводиться с опорой на разные критерии. Одним из оснований для выделения типов консультирования является проблемный критерий: по поводу каких проблем обращается клиент к консультанту, какова сфера приложения усилий психолога. Выделяются следующие типы консультирования: · психолого-педагогическое (анализ проблем и психологических причин трудностей в обучении и воспитании детей; вопросов повышения квалификации учителей и воспитателей; педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами; задач совершенствования содержания и методов обучения с учетом психологических особенностей обучаемых; психологическое обоснование педагогических инноваций и др.); · профессиональное, деловое (обсуждение проблем профориентации и профессионального выбора, совершенствования и развития профессиональных способностей; определение возможностей улучшения организации труда, повышения работоспособности; управленческое консультирование; рекомендации по поводу оптимизации деловых переговоров и т.д.); · семейное и супружеское (обсуждаются проблемы выбора спутника жизни, оптимального построения и регулирования отношений в семье, предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях, вопросы взаимоотношений с семьями близких родственников, психологические проблемы развода, текущие внутрисемейные сложности); · интимно-личностное (затрагивает проблемы межличностных отношений, личностного самоопределения, психологических и поведенческих недостатков личности, негативных и устойчивых эмоциональных переживаний, вопросы сексуальных отношений, психогенных заболеваний и др.). Другим основанием классификации является количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию выделяются два типа консультирования: · индивидуальное; · групповое (работа с двумя и более клиентами, в том числе с семьей, коллективом управленцев, профессиональным, учебным коллективом и т.д.). Следующим критерием для выделения типов консультирования является пространственная и временная организация консультативного процесса. По данному основания также выделяются два типа консультирования:
· контактное, или очное (психолог непосредственно встречается и беседует с клиентом лицом к лицу: в зарубежной литературе употребляется термин «face-to-face counseling»): · дистантное, или заочное (подразделяется на телефонное и письменное). Далее, типы консультирования можно вычленять по возрастному критерию: каков возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту, и возраст самого клиента. По возрастному основанию можно выделить такие типы консультирования: · консультирование по проблемам детства и подростничества; · консультирование взрослых людей; · консультирование по проблемам старения. Существуют определенные возрастные ограничения консультируемых лиц. Результативность консультирования как метода будет невысокой у детей и подростков до 15 лет, так как у них еще не сформированы достаточный уровень рефлексии, саморегуляция, чувство ответственности за себя и близких. К лицам более младшего возраста оптимально применима не консультативная, в психокоррекционная, психотерапевтическая помощь в дополнение к обучающим и воспитательным воздействиям. Результативность консультирования может снижаться в пожилом, и особенно – в старческом возрасте, если усиливается возрастной эгоцентризм, доминируют жесткие стереотипы, характеризующие убеждения человека и его отношение к предметному и социальному окружению. Наконец, критерием для разграничения типов консультирования может выступать характер консультативной помощи: прямой, адресованный непосредственно лицу, испытывающему психологические трудности, или косвенный – по поводу знакомых и близких клиента, обратившегося за консультацией. По этому критерию выделяются два типа консультирования; · прямое, непосредственное; · косвенное, опосредованное участием и влиянием знакомых и близких. Во втором случае ответственность за эффективность применения рекомендаций и советов консультанта в значительной мере несет клиент-посредник.
Лекция 2.Основные парадигмы и стратегии психологического консультирования (2 часа). Литература
· Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии, 1995, № 2. С.19-30. · Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987, № 3. С.41-49. · Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. С.69-71, 85-89, 115-122 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996. С.119-151. 1.Естественнонаучная и гуманитарная парадигма исследования личности в психологическом консультировании. 2. Стратегии императивного и манипулятивного воздействия в психологическом консультировании. 3.Диалогическая стратегия развивающего воздействия, ее реализация в психологическом консультировании.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.006 с.) |