Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничение действия принципов консультирования в ситуациях этической дилеммы
Некоторые из приведенных этических принципов (принцип конфиденциальности, осведомленного согласия) по объективным причинам могут поставить консультанта в условия этической дилеммы. Так, многие консультанты практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и т.д.), ценностные ориентации которых могут не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. Иногда консультант попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь одной нормы, он нарушает другую: например, гарантируя анонимность насильнику или распространителю наркотиков, он не может принять действенные меры для защиты потенциальных жертв. Принцип конфиденциальности имеет некоторые ограничения, о чем следует своевременно оповестить клиента. Конфиденциальность может не соблюдаться, если разглашение материалов консультативных встреч полезно для клиента (например, материалы предоставляются эксперту высокой квалификации), не приносит вред его интересам (например, материалы в обобщенном и анонимном виде обсуждаются специалистами), а также, если она нарушает права третьих лиц, общественности, угрожает безопасности консультанта. Следует отметить следующие обстоятельства, ограничивающие правило конфиденциальности: повышенный риск для жизни клиента или других людей, преступные действия по отношению к несовершеннолетним (насилие, развращение, инцест), необходимость госпитализации клиента, участие клиента и других лиц в преступных действиях. Если во время консультации выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, он обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы, проинформировать ее саму, родителей, близких, правоохранительные органы. Принципы объективности и ненанесения ущерба могут не соблюдаться во всей полноте, если клиентами психолога выступают друзья, родственники, сексуальные партнеры, сотрудники, обучающиеся у консультанта студенты. Запрет на двойные отношения выступает одним из этических принципов психологического консультирования: консультант должен состоять с клиентом в профессиональных, но не личных отношениях. Такой запрет обусловлен тем, что, владея определенными секретами клиента, консультант получает возможность в личных отношениях манипулировать им, в то же время в ряде случаев он не сможет относиться к клиенту объективно и отстраненно (например, если клиент является студентом или сексуальным партнером консультанта), что необходимо для эффективного разрешения проблем клиента.
Лекция 4. Требования, предъявляемые к личности и подготовке консультанта. 1.Требования, предъявляемые к личности консультанта. 2.Профессиональные способности и умения консультанта. 3.Профессиональная подготовка консультанта, ее этапы. Требования, предъявляемые к личности консультанта. Одним из ведущих условий результативности консультативного процесса выступает личность консультанта, который должен иметь некоторые профессионально важные качества, способности и умения и ощущать личностную готовность к консультативной работе. Профессионально необходимыми качествами личности психолога-консультанта выступают высокий уровень эмпатии, открытость, доброжелательность, интерес к людям и терпение в общении с ними, тактичность, наблюдательность, проницательность, отсутствие предубеждений, уважение прав и ценностей других людей, чуткость, гибкость, объективность (неотождествление себя с клиентом). Крайне негативными для консультанта чертами являются авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность к манипулированию и использованию клиентов для удовлетворения своих потребностей, нетерпимость к недостаткам и инакомыслию, демонстративность, неуверенность в себе, ригидность, сарказм. Идеальным консультантом мог бы стать человек, которого А.Маслоу назвал бы «самоактуализирующейся личностью», а Э.Берн «принцем», «победителем». Люди, призванные всегда побеждать, по Э.Берну, демонстрируют позитивное и конструктивное отношение к себе и людям, к обстоятельствам и событиям своей жизни. В литературе (Р.Кочюнас и др.) обсуждаются личностные факторы, составляющие модель личности эффективного консультанта. В основе этой модели – аутентичность, то есть подлинность самоощущения и действования, способность жить в настоящем, ответственный выбор способа жизни в данный момент. Аутентичный человек стремится быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он не проигрывает роли, не скрывает реальных переживаний, не стремится казаться значительной личностью, он открыт и таков, какой он есть на самом деле. Второй личностный фактор идеальной модели консультанта – открытость собственному опыту как искренность в восприятии собственных чувств и проблем. Обладающий этим качеством консультант способен осознать и принять свои негативные переживания, трудности, конструктивно осмыслить их. Это способствует терпимости и зоркости в отношении чужих эмоциональных реакций, устремлению клиента к позитивным изменениям. Следующий, связанный со вторым, фактор – развитие самопознания, реалистическое отношение к своему внутреннему миру, адекватная и позитивная «Я-концепция». Важное место в модели эффективного консультанта занимает сила личности и идентичность – способность действовать в соответствии со своей внутренней позицией, а не с ожиданиями и проекциями других людей. Одним из основных качеств консультанта является также толерантность к неопределенности, которая включает готовность действовать на «незнакомой территории», способность рисковать, гибкость, уверенность в своей интуиции и конструктивности принимаемых в новых условиях решений. Далее, одним из элементов модели эффективного консультанта выступает принятие личной ответственности, отказ от непродуктивных решений, нацеленность на результативную работу, отсутствие концентрации только на процессуально-методических моментах консультирования. Связанный с предыдущим личностный фактор – постановка реалистичных целей, отказ от перфекционизма (стремления к совершенству, полного достижения не всегда реального идеала), осознание границ своих возможностей, отсутствие напряжения и чувства вины по поводу недостижимых желаний клиента, избавление от иллюзий. Наконец, важнейшим базовым элементом личности эффективного консультанта является эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, предсказанию эмоций и чувств других людей.
Важное значение в консультативном процессе имеет система ценностей консультанта, которая может выступать воспитательным фактором в коррекционном процессе. В то же время консультант не должен навязывать клиенту свои мировоззренческие позиции и ценностные отношения, следует избегать прямого давления, нравоучений, морализирования. В коррекционном процессе допустимы, однако, открытая демонстрация своей позиции, ценностные дискуссии, поскольку немало проблем кроется именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Психолог-консультант помогает клиенту выявить его ценности и принять на этом основании взвешенное решение. Существует еще один серьезный аспект, определяющий личностную готовность психолога к консультативной работе. Это – проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Так, если психолог работает с проблемой неуверенности в себе, застенчивости, он должен иметь позитивный опыт преодоления собственной неуверенности. Если он консультирует клиента по поводу мастерства публичного выступления, он сам должен уметь выступать публично и не иметь внутренних барьеров в соответствующих ситуациях. Если он занимается семейным консультированием, желательно, чтобы он имел семью и конструктивный опыт брачно-семейных отношений. Указанный аспект личностной готовности к консультированию предполагает исключение приписывания клиенту собственных проблем, в значительной мере определяет движение психолога не от себя и своих коллизий, а от клиента. При этом позитивный опыт разрешения личных трудностей может служить полезным инструментом в коррекционной работе, примером для клиента.
Личностная зрелость консультанта как интегративное условие успешности его профессиональной деятельности подразумевает, что он эффективно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. Его социальная зрелость предполагает способность помогать другим людям в решении их проблем, откровенность, терпимость и искренность по отношению к клиентам. Общая готовность к работе характеризуется открытостью консультанта, интересом к предстоящей деятельности, компетентностью, отсутствием барьеров и опасений по поводу возможных профессиональных просчетов и неудач.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.007 с.) |