Ограничение действия принципов консультирования в ситуациях этической дилеммы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничение действия принципов консультирования в ситуациях этической дилеммы



Некоторые из приведенных этических принципов (принцип конфиденциальности, осведомленного согласия) по объективным причинам могут поставить консультанта в условия этической дилеммы. Так, многие консультанты практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и т.д.), ценностные ориентации которых могут не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. Иногда консультант попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь одной нормы, он нарушает другую: например, гарантируя анонимность насильнику или распространителю наркотиков, он не может принять действенные меры для защиты потенциальных жертв. Принцип конфиденциальности имеет некоторые ограничения, о чем следует своевременно оповестить клиента. Конфиденциальность может не соблюдаться, если разглашение материалов консультативных встреч полезно для клиента (например, материалы предоставляются эксперту высокой квалификации), не приносит вред его интересам (например, материалы в обобщенном и анонимном виде обсуждаются специалистами), а также, если она нарушает права третьих лиц, общественности, угрожает безопасности консультанта. Следует отметить следующие обстоятельства, ограничивающие правило конфиденциальности: повышенный риск для жизни клиента или других людей, преступные действия по отношению к несовершеннолетним (насилие, развращение, инцест), необходимость госпитализации клиента, участие клиента и других лиц в преступных действиях. Если во время консультации выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, он обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы, проинформировать ее саму, родителей, близких, правоохранительные органы.

Принципы объективности и ненанесения ущерба могут не соблюдаться во всей полноте, если клиентами психолога выступают друзья, родственники, сексуальные партнеры, сотрудники, обучающиеся у консультанта студенты. Запрет на двойные отношения выступает одним из этических принципов психологического консультирования: консультант должен состоять с клиентом в профессиональных, но не личных отношениях. Такой запрет обусловлен тем, что, владея определенными секретами клиента, консультант получает возможность в личных отношениях манипулировать им, в то же время в ряде случаев он не сможет относиться к клиенту объективно и отстраненно (например, если клиент является студентом или сексуальным партнером консультанта), что необходимо для эффективного разрешения проблем клиента.

 

Лекция 4. Требования, предъявляемые к личности и подготовке консультанта.

1.Требования, предъявляемые к личности консультанта.

2.Профессиональные способности и умения консультанта.

3.Профессиональная подготовка консультанта, ее этапы.

Требования, предъявляемые к личности консультанта.

Одним из ведущих условий результативности консультативного процесса выступает личность консультанта, который должен иметь некоторые профессионально важные качества, способности и умения и ощущать личностную готовность к консультативной работе.

Профессионально необходимыми качествами личности психолога-консультанта выступают высокий уровень эмпатии, открытость, доброжелательность, интерес к людям и терпение в общении с ними, тактичность, наблюдательность, проницательность, отсутствие предубеждений, уважение прав и ценностей других людей, чуткость, гибкость, объективность (неотождествление себя с клиентом). Крайне негативными для консультанта чертами являются авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность к манипулированию и использованию клиентов для удовлетворения своих потребностей, нетерпимость к недостаткам и инакомыслию, демонстративность, неуверенность в себе, ригидность, сарказм. Идеальным консультантом мог бы стать человек, которого А.Маслоу назвал бы «самоактуализирующейся личностью», а Э.Берн «принцем», «победителем». Люди, призванные всегда побеждать, по Э.Берну, демонстрируют позитивное и конструктивное отношение к себе и людям, к обстоятельствам и событиям своей жизни.

В литературе (Р.Кочюнас и др.) обсуждаются личностные факторы, составляющие модель личности эффективного консультанта. В основе этой модели – аутентичность, то есть подлинность самоощущения и действования, способность жить в настоящем, ответственный выбор способа жизни в данный момент. Аутентичный человек стремится быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он не проигрывает роли, не скрывает реальных переживаний, не стремится казаться значительной личностью, он открыт и таков, какой он есть на самом деле. Второй личностный фактор идеальной модели консультанта – открытость собственному опыту как искренность в восприятии собственных чувств и проблем. Обладающий этим качеством консультант способен осознать и принять свои негативные переживания, трудности, конструктивно осмыслить их. Это способствует терпимости и зоркости в отношении чужих эмоциональных реакций, устремлению клиента к позитивным изменениям. Следующий, связанный со вторым, фактор – развитие самопознания, реалистическое отношение к своему внутреннему миру, адекватная и позитивная «Я-концепция». Важное место в модели эффективного консультанта занимает сила личности и идентичность – способность действовать в соответствии со своей внутренней позицией, а не с ожиданиями и проекциями других людей. Одним из основных качеств консультанта является также толерантность к неопределенности, которая включает готовность действовать на «незнакомой территории», способность рисковать, гибкость, уверенность в своей интуиции и конструктивности принимаемых в новых условиях решений. Далее, одним из элементов модели эффективного консультанта выступает принятие личной ответственности, отказ от непродуктивных решений, нацеленность на результативную работу, отсутствие концентрации только на процессуально-методических моментах консультирования. Связанный с предыдущим личностный фактор – постановка реалистичных целей, отказ от перфекционизма (стремления к совершенству, полного достижения не всегда реального идеала), осознание границ своих возможностей, отсутствие напряжения и чувства вины по поводу недостижимых желаний клиента, избавление от иллюзий. Наконец, важнейшим базовым элементом личности эффективного консультанта является эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, предсказанию эмоций и чувств других людей.

Важное значение в консультативном процессе имеет система ценностей консультанта, которая может выступать воспитательным фактором в коррекционном процессе. В то же время консультант не должен навязывать клиенту свои мировоззренческие позиции и ценностные отношения, следует избегать прямого давления, нравоучений, морализирования. В коррекционном процессе допустимы, однако, открытая демонстрация своей позиции, ценностные дискуссии, поскольку немало проблем кроется именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Психолог-консультант помогает клиенту выявить его ценности и принять на этом основании взвешенное решение.

Существует еще один серьезный аспект, определяющий личностную готовность психолога к консультативной работе. Это – проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Так, если психолог работает с проблемой неуверенности в себе, застенчивости, он должен иметь позитивный опыт преодоления собственной неуверенности. Если он консультирует клиента по поводу мастерства публичного выступления, он сам должен уметь выступать публично и не иметь внутренних барьеров в соответствующих ситуациях. Если он занимается семейным консультированием, желательно, чтобы он имел семью и конструктивный опыт брачно-семейных отношений. Указанный аспект личностной готовности к консультированию предполагает исключение приписывания клиенту собственных проблем, в значительной мере определяет движение психолога не от себя и своих коллизий, а от клиента. При этом позитивный опыт разрешения личных трудностей может служить полезным инструментом в коррекционной работе, примером для клиента.

Личностная зрелость консультанта как интегративное условие успешности его профессиональной деятельности подразумевает, что он эффективно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. Его социальная зрелость предполагает способность помогать другим людям в решении их проблем, откровенность, терпимость и искренность по отношению к клиентам. Общая готовность к работе характеризуется открытостью консультанта, интересом к предстоящей деятельности, компетентностью, отсутствием барьеров и опасений по поводу возможных профессиональных просчетов и неудач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.007 с.)