Понятие о психологическом консультировании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психологическом консультировании.



АУДИТОРНАЯ РАБОТА

а). Лекции

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция 1. Сущность психологического консультирования (2 часа)

Литература

· Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996. С.119-151.

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический Проект; ОППЛ, 2003. С. 9-14.

· Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2004. С. 3-12.

· Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. С. 14 –25.

1.Понятие о психологическом консультировании.

2.Цели и задачи психологического консультирования.

3.Типы психологического консультирования

Литература

· Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии, 1995, № 2. С.19-30.

· Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987, № 3. С.41-49.

· Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. С.69-71, 85-89, 115-122 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996. С.119-151.

1.Естественнонаучная и гуманитарная парадигма исследования личности в психологическом консультировании.

2. Стратегии императивного и манипулятивного воздействия в психологическом консультировании.

3.Диалогическая стратегия развивающего воздействия, ее реализация в психологическом консультировании.

Диалогическая стратегия развивающего воздействия, ее реализация в психологическом консультировании.

Субъект-субъектная парадигма (интерсубъектный, личностный, диалогический подход). Реализует оптимистическую традицию, основанную на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы. Предполагает изначальную моральность, доброту, альтруистическую и коллективистическую направленность человека, которые выступают предпосылкой совместного существования и выживания. Эта концепция развивается в западной гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм и др.), отечественной психологии, в гуманитарной практике психологического консультирования. Для субъект-субъектной парадигмы характерна стратегияразвивающеговоздействия, психологическими условиями реализации которой выступают диалог, безоценочность, доверительность, взаимное раскрытие психолога и клиента. В ситуации диалога создается единое психологическое пространство, эмоциональное «со-бытие», в котором вместо воздействия происходит взаимораскрытие, взаиморазвитие, создаются условия для самовоздействия и саморазвития клиента. Диалог выступает как принцип и метод изучения клиента, как высший уровень организации отношений и общения, как творческий процесс, детерминанта развития, эффективный метод педагогического и психокоррекционного воздействия.

 

Лекции 3-5. Общие условия результативности консультативного процесса (6 часов).

Литература.

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический Проект; ОППЛ, 2003. С. 27-45, 228-234.

· Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2004. С. 97-101.

· Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. С. 29-58.

· Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В.Винокурова. СПб.: Питер, 2001. С.21-55.

 

Лекция 3. Этические принципы и правила работы консультанта.

1.Этические принципы работы консультанта.

2. Правила работы консультанта.

3.Ограничение действия принципов консультирования в ситуациях этической дилеммы.

Лекция 6.

Лекция 7.

Структурно-содержательная модель консультативного процесса.

Р.Кочюнас, представляя модель структуры консультативного процесса, выделяет следующие стадии консультирования:

1. Исследование проблемы. Консультант на этой стадии устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия, выслушивает исповедь клиента и его интерпретацию собственных проблем, стимулирует углубленное самораскрытие. В процессе беседы фиксируются чувства, невербальное поведение клиента, содержание его высказываний.

2. Определение проблемы. Консультант формулирует и уточняет когнитивные и эмоциональные аспекты проблемы до тех пор, пока он не достигнет одинакового понимания ее с клиентом. При возникновении трудностей в определении проблемы происходит возврат к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. Выясняются и обсуждаются возможные пути решения проблемы. Используя открытые вопросы, консультант побуждает клиента обозначить подходящие и реальные варианты решения. Внимание уделяется поиску именно тех альтернатив, которые клиент мог бы использовать непосредственно. Для удобства сравнения и обсуждения может быть составлен письменный список вариантов решения проблемы.

4. Планирование. Осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает выявить реалистичные варианты с точки зрения предыдущего опыта клиента и степени его готовности к изменениям. План реалистичного решения проблемы помогает клиенту понять, что не все его трудности разрешимы, в некоторых случаях можно добиться только уменьшения их деструктивного и дезорганизующего влияния. В плане решения проблемы предусматривается, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (например, ролевые игры в тренинге, поведенческий эксперимент, «репетиция» действий).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств времени, эмоциональных затрат, возможности неудачных попыток как этапа конструктивного решения проблемы.

6. Оценка и обратная связь. Оценивается достигнутая степень разрешения проблемы, обобщаются достигнутые результаты. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем производится возврат к предыдущим стадиям.

Лекция 8.

Общая характеристика механизмов психологического воздействия на разных стадиях консультирования.

В социальной психологии описаны следующие механизмы психологического воздействия в процессе общения: убеждение, внушение, заражение, подражание, эмпатия. На настроечном этапе работы консультант применяет разные техники убеждения и внушения для придания клиенту уверенности в возможности позитивных самоизменений, для обеспечения его активности, использует эмоциональное заражение. На диагностическом этапе особенно велика роль эмпатии как механизма взаимопонимания. На рекомендательном этапе существенная роль принадлежит убеждению, эталонному воздействию (опора на пример других клиентов, получивших позитивный результат), внушению уверенности в успехе. На контрольном этапе применяется внушение, убеждение, заражение, проявляется эмпатия.

Убеждание в консультативном процессе.

Убеждение представляет собой воздействие на сознание партнера по общению путем логичности и последовательности доводов. Оно основано на отборе и логическом упорядочивании фактов и выводов с целью формирования или изменения взглядов собеседника. Виды убеждения – информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Способы убеждения многообразны, среди них можно назвать некоторые: оппонирование аргументам собеседника, доведение опровергаемого тезиса до противоречия или абсурда, столкновение противоположных ценностей собеседника, ссылка на авторитетное мнение, демонстрация на практике несостоятельности аргументов партнера, выстраивание перспективы – положительных или отрицательных последствий принятия тезиса. Условиями эффективности убеждения выступают: логичность, строгость аргументации, личная убежденность убеждающего, учет состояния убеждаемого и его индивидуальных особенностей, разнообразие приемов убеждения.

Убеждение широко применяется консультантом на рекомендательном этапе, может иметь место на настроечном и контрольном этапах. В содержательном плане оно используется при идентификации альтернатив, планировании, оказании помощи на стадии реализации плана решения проблемы, во всех случаях, когда требуется осознанное, взвешенное, критичное принятие решения.

Лекция 9.

Лекция 10.

Лекция 11.

Лекция 12.

Лекция 13.

Лекция 14.

Лекция 15.

Литература

· Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС, 2003. С.154-426.

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический Проект: ОППЛ, 20093. С. 145-226..

Лекция 16.

Лекция 17.

Лекция 18.

Лекция 19.

Лекция 20.

Лекция 21.

Лекция 22.

Лекция 23.

Лекция 31. Арттерапия.

Литература

· Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.

· Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

· Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

 

1.Арттерапия как метод психокоррекционной работы.

2.Цели арттерапии.

3.Формы арттерапии.

Арттерапия как метод психокоррекционной работы.

Арттерапия – метод психокоррекционного воздействия посредством искусства (в частности, изобразительной деятельности), предполагающий самовыражение через искусство, развитие способности клиента к конструктивным действиям с учетом реалий окружающего мира. Основной принцип арттерапии – одобрение и принятие продуктов творческой деятельности клиента, независимо от их качества, содержания и формы. Механизмы коррекционного воздействия арттерапии – повышение самооценки, укрепление чувства «Эго» и самоуважения, идентификация и интернализация (принятие) ценностей, сублимация и канализация негативных эмоциональных импульсов.

Основным направлением арттерапии выступает включение клиента в изобразительную деятельность. В коррекционной работе исследуются характерные для клиента типы создаваемых изображений (каракули, конвенциональные стереотипы-схемы, пиктограммы, художественные произведения). Каракули как тип изображений характерны для маленьких детей, у более старших детей они могут выражать чувство беспомощности и одиночества; у взрослых каракули появляются пари изучении свойств материалов для рисования, а также при деструктивном поведении с потерей контроля над действиями. Рисование конвенциональных схем (геометрические фигуры, изображения сердца и т.д.) могут выполнять защитную функцию маскировки истинных мыслей и переживаний, а также функцию сублимации подавленных желаний. Стереотипизация и повторение изобразительных действий рассматриваются как проявление защитных механизмов личности. Пиктограммы, в отличие от стереотипов-схем, имеют личностный характер, они зачастую непонятны другим; расшифровка символического значения пиктограмм позволяет лучше понять клиента, оценить динамику его изменений в коррекционной работе. Художественные произведения, в отличие от пиктограмм, понятны другим людям, выполняют функции самовыражения клиента и коммуникации его аффекта (символически выражают подавленный аффект посредством сублимации).

В коррекционной работе наряду с терапией посредством изобразительной деятельности используется также музыкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, танцевальная терапия (последняя может быть отнесена также к телесно-ориентированным методам). 

Цели арттерапии.

Выделяются следующие цели арттерапии:

1. Выход негативных чувств в процессе создания произведений искусства или работы с ними.

2. Диагностика и интерпретация проблем клиента.

3. Проработка мылей и чувств.

4. Налаживание отношений с членами группы, с психологом.

5. Самовыражение.

6. Развитие художественных способностей.

Формы арттерапии.

Выделяют две формы арттерапии: пассивную – рассматривание картин, созданных другими людьми (в том числе, «вхождение» в картину), прослушивание музыки знергетизирующего или расслабляющего характера, чтения книг, подобранных в соответствии с коррекционными задачами; активную – создание собственных творческих произведений.

Занятия арттерапией могут быть структурированными (задаются тема, манера исполнения, используемые инструменты и материалы для работы) и неструктурированными (клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты).

В зависимости от преследуемых в коррекционной работе целей выделяют виды арттерапии: творческая (цели – самовыражение, развитие художественных способностей), интегральная (цель – сплочение группы, интеграция мнений и чувств), деятельная (проработка мыслей и чувств, техники исполнения), проективная (диагностика и интерпретация проблем), сублимационная (выход негативных чувств). В разных видах арттерапии с учетом решаемых задач применяются разные формы работы: общегрупповые, по микрогруппам, индивидуальные.

  

Формы групповой дискуссии.

По степени регламентации процедуры дискуссии со стороны ведущего выделяют структурированную и неструктурированную формы групповой дискуссии. При структурированнойформе ведущим задается тема обсуждения, регламентируется порядок проведения дискуссии. При неструктурированной форме ведущий пассивен, тему выбирают участники группы, время и порядок проведения дискуссии формально не ограничивается.

По содержанию дискуссии бывают тематические, биографические и интеракционные. Тематическая дискуссия предполагает обсуждение значимых для участников группы проблем (например, мода, качества идеального супруга, возможности трудоустройства и т.д.), биографическая – направлена на анализ прошлого опыта членов коррекционной группы, интеракционная – на рефлексию структуры и содержания взаимоотношений между участниками группы. 

 

Когнитивный подход А. Бека.

А. Бек считает необходимым научить клиента видеть свою склонность к порождению ошибочных идей и отказываться от таких идей. Основой личностных убеждений выступают когнитивные структуры (схемы), формируемые на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Когнитивные схемы могут быть адаптивными и дисфункциональными (например, «когнитивная триада депрессии», содержащая представления о себе как неприспособленном и всеми отверженном неудачнике, о мире, предъявляющем чрезмерные требования и воздвигающем непреодолимые барьеры, о будущем как безнадежной перспективе). Когнитивные искажения, систематически проявляющиеся в суждениях человека под влиянием эмоций, требуют коррекции. Таковы, например, персонализация – склонность интерпретировать любые события только в аспекте личных значений, дихотомическое мышление – поляризованная оценка событий, выборочное извлечение – концептуализация событий на основе вырванных из контекста деталей, произвольные умозаключения (уставшая от тяжелой работы женщина считает себя плохой матерью, т.к. стремится к отдыху, а не занятиям с ребенком), сверхгенерализация – обобщение на основе единичного случая, катастрофизация, преувеличение («меня засмеют», «это будет ужасно»). В коррекционной работе используются техники сократовского диалога (задаются вопросы, подводящие к целесообразным, разумным суждениям), декатастрофизации (включения клиента в ситуацию «что, если …» с последующим осмыслением отсутствия катастрофического характера последствий), когнитивной реатрибуции (рассмотрения альтернативных причин травмирующих событий), переформулирования в позитивном ключе и другие.

 

Лекция 40.

Гештальттерапия Ф.С. Перлза.

Гештальттерапия основана Ф.С. Перлзом, испытала влияние идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа. Личностный рост рассматривается как процесс расширения зон самоосознавания человека, способствующий саморегуляции и координации равновесия между внутренним миром, организмом и средой. Внутренняя зона сознавания сосредоточена на явлениях и процессах, происходящих в теле, внешняя зона – на внешних событиях, средняя – на явлениях психологического порядка (фантазии, верования, отношения). При неврозе преобладает сосредоточение на средней зоне за счет исключения внешней и внутренней - проявляется излишняя склонность к фантазированию, интерпретации ориентированы на прошлое и будущее в ущерб настоящему. Гештальттерапия предполагает усиление сознавания внутренней и внешней зон и восстановление процесса саморегуляции. Коррекция предусматривает преодоление нарушений процесса саморегуляции, проявляющихся посредством действия защитных механизмов интроекции (некритическое усвоение и использование чужеродных оценок и образцов поведение), проекции (отчуждение присущих человеку качеств и совершение по отношению к другим действий, в которых человек обвиняет других), ретрофлексии (обращение на себя того, что хотел бы сделать другим – самообвинение, самоагрессия, принятие долженствования), дефлексии (уклонение от реальных контактов, проблем и ситуаций, ритуальность поведения), слияния (неумение отличать свои и чужие мысли и желания, присоединение к чужим позициям). Преодоление этих неконструктивных защит связано с принятием персональной ответственности за высказываемые мысли, выражаемые чувства, за свое поведение, что открывает человеку путь к руководству собственным поведением и построению желаемого будущего на основе принимаемых в настоящем решений. 

Гештальттерапия помогает человеку символически завершить некогда незавершенные дела, выразить некогда задержанные (неотреагированные) чувства, осуществить конфронтацию с ними, проработать их в настоящем и достичь личностной интеграции. На пути к восстановлению истинной индивидуальности клиент проходит пять уровней: уровень фальшивых отношений, игр, ролей (выполнение стереотипных ролей, соответствующих ожиданиям других и подавляющих индивидуальность), фобический уровень (осознание фальши в поведении в сочетании со страхом изменений, обусловленным ожиданием негативных социальных санкций), уровень тупика и отчаяния (беспомощность в плане изменения фальшивого поведения), уровень имплозии (появление решимости принять ситуацию и справиться с ней), уровень эксплозии, взрыва (сбрасывание фальшивых стереотипов, выражение подлинного «Я»). Задачи коррекции – актуализация самоосознавания, смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности, обнаружение психологических блоков и их изживание. Психолог выступает в роли катализатора изменений у клиента, помощника, избегает непосредственного вмешательства в личные чувства, облегчает выражение чувств у клиента. Широко используется техника диссоциированного диалога: диалог между фрагментами личности клиента, например, между пассивным и активным началом, между нападающим и защищающимся и др., диалог с собственным чувством – страх, обида и т.д., с отдельной частью тела, с воображаемым значимым человеком. При проигрывании диалогов может применяться техника двух стульев, фиксирующих полярные аспекты личности, клиент высказав реплику одной из частей личности, пересаживается на другой стул и отвечает, исходя из позиции другой части личности, затем снова пересаживается и продолжает диалог и т.д. Диалог субличностей исполняется членами коррекционной группы, принимающих, по выбору клиента, роли отдельных субличностей. Практикуется также техника совершения кругов: клиент по очереди обходит всех членов группы и что-то говорит каждому или совершается определенное действие, адресованное ему. Техника перевертышей предполагает разыгрывание каждым членом группы поведения, противоположного собственному поведению (или тому, что не нравится в себе): например, вежливый человек играет роль грубияна, скромная девушка – кокотку, добряк – злодея. Техника преувеличения предполагает усиление ненамеренных и прерванных действий, жестов, телесных, вокальных и других проявлений (громко повторить сказанное, сделать жест выразительнее, ярче выразить несогласие). Техника отработки незаконченных дел выполняется, в частности, в работе с пустым стулом, к которому клиент обращается, произнося невысказанные некогда жалобы, претензии, чувство вины, обиды. При работе со сновидениями элементы сна рассматриваются как отчужденные части личности клиента, которые произносят монологи, вступают в диалог, драматизируются с помощью участников группы.

Гештальттерапия центрирована на клиенте, работа с клиентом ведется при групповой коррекции индивидуально, на «горячем стуле»; другие члены группы идентифицируются с клиентом и проводят молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая свои незаконченные ситуации. Функции группы: поддержка, обратная связь, источник переживаний в настоящий момент, драматизирующий фактор, фон для проведения индивидуальной работы. 

Психодрама Дж. Л. Морено.

Идея психодрамы первоначально возникла у Джакоба Леви Морено как замысел о спонтанном театре, в котором возможна реализация творческого потенциала личности, затем она претворялась как идея личностных изменений и гармонизации психического развития через драматизацию. Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Элементами психодрамы выступают протагонист (главное действующее лицо), режиссер (фасилитатар), вспомогательные «Я» протагониста (носители его переносов, проекций, изображающие реальных или вымышленных лиц), зрители, сцена. Психодрама может быть центрирована на протагонисте, на теме, на группе. Размер коррекционной группы – 6-9 человек, группа должна быть гетерогенной, длительность сеанса – от 1 до 4 часов. Фазы работы группы: «разогрев» и разминка, драматическое действие, обсуждение (обратная связь, эмоциональный обмен). Психодрама предполагает разыгрывание ролевой игры, сопровождаемое «теле» (процесс передачи эмоций между клиентом, режиссером членами группы), катарсис участников, «инсайт» (озарение по поводу целесообразной перестройки личности и ее поведения). Используются основные техники самопрезентации клиента через действие, монолога – комментирования действий до и после драматизации, дублирования (двойник, второе «Я» протагониста, который может быть нейтральным, страстным, оппозиционным, ироническим и т.д.), обмена ролями, «зеркала» (один из членов группы отражает движения и действия протагониста), проигрывания возможных будущих ситуаций за спиной протагониста. Применяются также техники пустого стула (разговор с пустым стулом, на котором сидит воображаемый другой), высокого стула (клиент общается с другими членами группы, располагаясь на возвышении). Известна применяемая в психодраме (и многих других направлениях коррекционной работы) методика «Волшебный магазин», когда клиенту предлагается выбрать любой желаемый товар (любовь, карьеру, здоровье, спутника жизни, удачу в определенном деле и т.д.), заплатив за него нечто равноценное из имеющегося у него в наличии (например, за любовь клиент готов отдать возможность карьерного роста).          

 

б). Семинарские и практические занятия

Семинарское занятие 1. Консультирование по проблемам способностей (2 часа).

  1. Общие рекомендации в области психологического консультирования по проблемам способностей (1, С. 160-162).
  2. Стратегия консультирования по проблемам развития интеллектуальных способностей. (1, С. 162-163).
  3. Стратегия консультирования по проблемам развития мнемических способностей (1, С. 165-172).
  4. Задачи и пути решения проблем развития коммуникативных способностей (1, С. 172-177).
  5. Консультирование по проблемам развития организаторских способностей клиента (1, С. 177-180).
  6. Консультирование по проблемам развития специальных способностей клиента (1, С. 180-187).
  7. Обсуждение результатов выполнения практического задания: провести один из тестов, рекомендуемых Р.С.Немовым для диагностики способностей (1, С. 130-136, 140-145), составить план проведения консультации.

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. З. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Просвещение; Владос, 1995.

3. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.

Семинарское занятие 2. Консультирование по проблемам развития личности клиента (2 часа).

  1. Учет особенностей темперамента клиента в психологическом консультировании (2, С. 190-191).
  2. Консультирование по развитию черт характера (2, С. 196-205).
  3. Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам (2, С. 205-210).
  4. Психодиагностика в консультировании по проблемам развития личности (2, С. 145-152; 3, С. 72-104).
  5. Особенности консультирования клиентов, враждебно настроенных, агрессивных, плачущих, «немотивированных» (1, С. 158-165, 168-169).
  6. Обсуждение результатов выполнения практического задания: составить план проведения консультации по личностным проблемам одного из знакомых людей.

Литература

1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический проект; ОППЛ, 2003.

2.  Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

3. Хознева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002.

Семинарское занятие 3. Коммуникативное и социально-перцептивное                психологическое консультирование (2 часа).

  1. Типичные проблемы коммуникативного консультирования и стратегии работы консультанта (1, С. 213-222).
  2. Общая стратегия консультирования по социально-перцептивным проблемам (1, С. 222-224).
  3. Обсуждение результатов выполнения практического задания: составить план проведения консультации по коммуникативной или социально-перцептивной проблеме одного из знакомых людей.

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

Семинарские занятия 4-5. Межличностное психологическое консультирование (4 часа).

1. Консультирование по проблемам отсутствия взаимных симпатий и проявления антипатий в личных отношениях (1, С. 250-260).

2. Консультирование по проблемам неспособности клиента быть самим собой (1, С. 260-261).

3. Консультирование по проблемам невозможности эффективного делового взаимодействия клиента с людьми (1, С. 261-264).

4. Консультирование по проблемам неспособности клиента быть лидером (1, С. 264-268).

5. Консультирование по проблемам неспособности клиента подчиняться другим (1, С. 268-271).

6. Консультирование по проблеме неумения клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты (1, С. 271-275).

7. Обсуждение результатов выполнения практического задания: проанализировать проблемы, возникающие в сфере межличностного общения одного из знакомых людей и составить план проведения консультации.

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

Семинарское занятие 6. Семейное консультирование (2 часа).

1. Консультирование по проблемам взаимоотношений между супругами (1, С. 281-293).

2. Консультирование по проблемам взаимоотношений супругов с их родителями (1, С. 293-308).

3. Консультирование по проблемам взаимоотношений родителей и детей в одной семье(1, С. 313-335).

4. Обсуждение результатов выполнения практического задания: проанализировать проблемы, возникающие в сфере семейных взаимоотношений у одного из знакомых людей и составить план проведения консультации

Литература

1. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Владос, 2003.

Семинарские занятия 7-8. Психолого-педагогическое консультирование (4 часа).

Планы семинарских занятий (часть 2).

Семинарские занятия 12-14.   Методы психокоррекции (6 часов).

1. Игровые методы психокоррекции (1, С. 75-80; 4, С.126-149).

2. Арттерапия (4, С.160-168).

3. Групповая дискуссия (1, С. 81-84; 4, С. 425-432).

4. Суггестивные техники (2; 3, С.128-138).

5. Методы телесно-ориентированной психотерапии (4, С. 415-424; 5, 208-243).

6. Демонстрация техник психокоррекционной работы.

7. Обсуждение результатов выполнения практического задания: подбор упражнений по разным техникам и приемам психокоррекционного воздействия.

Литература

  1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  2. Бэндлер Р. Магия в действии: Пер. с англ. М.: Прозерпина, 1995.
  3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М.: Академия, 2002.
  4. Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

Семинарские занятия 15-16. Психодинамический подход в психокоррекции (4 часа).

1. Психоаналитическое направление в психокоррекционной работе (1, С. 34-62, 82-92, 151-156; 2, С. 33-39, 4, С. 10-72).

2. Индивидуальная психокоррекция А. Адлера (1, С. 54-62; 2, С. 40-46).

3. Современные психоаналитические практики (4, С. 75-130)..

4. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса (1, С. 82-86; 2, С.47-53; 3, С. 100-135).

5. Логотерапия В. Франкла (2, С. 54-59).

6. Демонстрация используемых в психодинамическом подходе техник психокоррекционной работы.

Литература

1. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М.: Академия, 2002.

2. Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

4. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002.

Семинарские занятия 17-18. Когнитивно-поведенческий подход в психокоррекции (4 часа).

1. Бихевиориальное направление в психокоррекционной работе (1, С.63-72; 3, С. 68-81; 4, С. 282-314).

2. Когнитивные подходы в психокоррекционной работе (1, С. 121-127; 2; 3, С. 68-80, 215-233; 5, С. 131-189).

3. Связь когнитивного и поведенческого подходов в психокоррекционной работе.

4. Демонстрация поведенческих и когнитивных техник психокоррекции.

Литература

1. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М.: Академия, 2002.

2. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.

3. Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

5. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002.

Семинарские занятия 19-20. Трансактный анализ как направление психокоррекции (4 часа).

1. Основные понятия и теоретические положения трансактного анализа (1; 2, С. 108-114).

2.Составляющие психокоррекционной практики Э. Берна: структурный анализ, анализ трансакций, анализ психологических игр, сценарный анализ (1; 2, С. 114-116).

5. Демонстрация психокоррекционных техник.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.

2. Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

а). Лекции

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция 1. Сущность психологического консультирования (2 часа)

Литература

· Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996. С.119-151.

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический Проект; ОППЛ, 2003. С. 9-14.

· Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2004. С. 3-12.

· Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. С. 14 –25.

1.Понятие о психологическом консультировании.

2.Цели и задачи психологического консультирования.

3.Типы психологического консультирования

Понятие о психологическом консультировании.

Психологическое консультирование – область практической работы психолога, предполагающая оказание непосредственной психологической помощи клиентам в виде анализа их психологических проблем, предложения советов, рекомендаций. На основе полученных рекомендаций клиент самостоятельно решает возникшие психологические проблемы. Иногда психолог-консультант оказывает дополнительную поддержку, направляя работу клиента по саморегуляции и самокоррекции.

Клиентами психолога-консультанта являются люди, испытывающие трудности социальной адаптации, переживающие разочарование, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, не находящие самостоятельно конструктивных путей решения жизненных проблем. Психолог-консультант оказывает помощь в разрешении проблем и принятии решений в сферах профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений, устранения психологических причин нервных и соматических нарушений.

В процессе консультации психолог использует специальные приемы и методы работы с клиентом, рассчитанные на то, чтобы за период проведения консультации выявить и в понятной для клиента форме обозначить способ решения заявленной проблемы, который был бы доступен для самостоятельной практической реализации.

    Термин «психологическое консультирование» используется наряду с обозначениями других областей практической работы психолога: «психотерапия», «психокоррекция», «психотренинг», «психодиагностика». Рассмотрим место психологического консультирования в системе разных направлений работы практического психолога и определим его специфику.

Схема 1 иллюстрирует основные сферы работы практического психолога.

      ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
  ПСИХОДИАГНОСТИКА  

         
ПСИХОТЕРАПИЯ
 
ПСИХОТРЕНИНГ
 
СОЦ.-ПСИХОЛ. ОБУЧЕНИЕ  

 

 


Психодиагностическая работа подразумевает использование специальных методов для выявления психологических особенностей и проблем клиента. Она направлена на установление психологического диагноза (описание психологических особенностей и проблем) и прогноза (предсказание проявления определенных психологических признаков). Психодиагностика может быть самостоятельным направлением практической работы психолога или элементом других направлений. В психологическом консультировании психодиагностика предшествует консультативной работе, зачастую она основывается на анализе и обобщении получаемых от клиента сведений, а также опирается на данные непосредственного наблюдения за поведением клиента; специальные психодиаг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.211 с.)