Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.



Общение настолько пронизывает всю нашу жизнь, что его отсутствие отрицательно сказывается на результатах деятельности человека, а также на его состоянии и самочувствии. В современном обществе роль и интенсивность общения постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объёма информации и соответственно к возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - всё большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Кроме того, возрастание роли общения в современном обществе обусловлено увеличением числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение может быть непосредственным, "лицом к лицу", и опосредованным теми или иными средствами, например, техническими (телефон, телефакс и т.д.); включённым в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнёрским) или субъект-объектным (монологическим). Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение ("мы понимаем друг друга с полуслова", "мы говорим с ним на одном языке"), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, всё рассказано, обсуждено. Это явление называют информационной истощаемостью партнёров. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена информацией, а следовательно, и общения между людьми. Это побуждает нас ещё больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

Общение выполняет ряд функций. В первую очередь оно является решающим условием становления каждого человека как личности. Ограничение возможностей общения с другими людьми задерживает психическое развитие ребёнка. Для нормального развития ему необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Отсутствие общения отрицательно влияет на состояние и самочувствие человека. Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведёт, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов.

 

Серьёзные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции при отсутствии целенаправленной деятельности. Интересно то, что человек начинает говорить вслух. Сначала это своего рода комментарии увиденного или происходящего, потом появляется потребность обратиться к кому-то (или чему-то). Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу, или когда они общаются в процессе её выполнения. В ходе общения возрастает объем знаний каждого, исправляются ошибки, допускаемые каждым в отдельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. С одной стороны, общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается. Он через созданный предмет "транслирует" себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он контактирует для достижения цели деятельности). С другой стороны, произведенный предмет – это средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведён для других людей. Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Общение и деятельность образуют неразрывное единство. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи и развития социально-культурного опыта.

В общении субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит самоопределение и самопредставление человека. Это возможно благодаря тому, что в любом содержательном общении взаимосвязаны три аспекта.

1) коммуникативный; 2) интерактивный; 3) перцептивный.

Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами. Эта специфика определяется типом отношений между партнерами, их установками, целями и намерениями. Все это приводит не просто к движению информации, а к уточнению и обогащения знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникации являются вербальные и невербальные системы знаков. Коммуникативный процесс характеризуется намерениями его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию). Для этого необходим не только общий язык, но и одинаковое понимание ситуаций общения.

Интерактивный аспект выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Различают такие виды взаимодействия, как сотрудничество, конкуренция и конфликт. Этот аспект общения будет раскрыт подробно в последующих темах.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс формирования образа другого человека «прочтением» за внешними характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Механизмами познания другого являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация – уподобление себя другому, предположение о его внутреннем состоянии на основе попытки поставить себя на его место. Это взгляд на проблему с точки зрения партнера.

Идентификация близка по своему содержанию эмпатии. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, это эмоциональный отклик на его проблемы, прочувствование его состояния.

Познание другого не состоится, если человек не способен к рефлексии – самопознанию своих внутренних состояний, к осмыслению того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Рефлексия – это процесс взаимного отображения субъектов. Оно характеризуется шестью позициями:

1) субъект, как он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

       4)

5)             те же три позиции, но со стороны другого субъекта

6)    (См. Словарь практического психолога – Минск: Харвест, 1997,                      с.568 – 569).

Учет единства всех трех сторон общения – важное условие успешных взаимоотношений и совместной деятельности.

Виды общения.

Содержание и цели делового общения.

Существуют различные классификации видов общения. Классификация, разработанная С.И. Самыгиным и А.Д.Столяровым (см. Бузунова Л.Г., Маркина Ф.А. Психология общения и деловых отношений. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.М.Носова, 1998) является, на ваш взгляд, наиболее подходящей для выяснения специфики делового общения. 

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски: вежливость, строгость, безразличие, скромность, участливость. Их сопровождает определенный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз. Маски позволяют скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

2.    Примитивное общение – при нем оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если данный объект нужен, то с ним активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают или просто теряют к нему интерес.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не прибегать к помощи слов: друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение к себе, к ситуации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника различными способами - лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п. в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях. Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;

2) одобрение, согласие – «не порицай другого»; «избегай возражений»;

3) симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».

Жизнь постоянно ставит нас в самые различные ситуации, и мы в своей практике, часто неосознанно, используем для получения желаемого результата те или иные виды общения, один чаще, другие - реже.

Коммуникативно грамотный человек, зная о существовании разных типов общения, сумеет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми и добиваться нужного результата.

Деловое общение – процесс установления и развития контактов между людьми, вызванный потребностью в социально-значимой совместной деятельности и направленный на решение социально-политических и производственно-экономических проблем.

Конституирующими признаками делового общения (в отличие от межличностного, светского, обыденного) являются:

1. Содержание делового общения – это обсуждение и решение социально-значимой проблемы;

2. Партнеры в деловом общении – это личности, заинтересованные в совместной деятельности.

3. Профессиональная компетентность – необходимое условие успешных деловых контактов.

4. Партнеры должны иметь полномочия от своих организаций для обсуждения и решения деловых проблем.

5. Главной целью делового общения является продуктивное сотрудничество.

Различают непосредственное (прямое) деловое общение и косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В непосредственном общении наиболее полно действуют его социально-психологические механизмы.

Деловое общение реализуется в различных формах (жанрах): деловые беседы, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

 

V. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА.

Подготовка к деловой беседе.

При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие "деловая беседа" весьма широко и достаточно неопре­деленно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отноше­ниями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения.

Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности.

Совместный поиск оптимального решения проблемы является формой реализации открытой стратегии общения в отличие от беседы с закрытой стратегией, когда инициатором встречи ставится задача и дается лишь инструктаж для ее выполнения.

Беседа с открытой стратегией проходит следующие этапы: подготовительные мероприятия, начало беседы, обмен предметными позициями, выработка согласованных решений, оформление взаимных обязательств и выход из контакта.

Подготовка к деловой беседе включает содержательные, организационные и социально-психологические аспекты.

Содержательныйаспект: определение цели деловой беседы; составление плана ведения беседы; сбор фактического материала, его систематизация и анализ. Планирование деловой беседы позволяет определить конкретные задачи по реализации поставленной цели, найти и устранить «узкие» места в беседе, выбрать подходящее время встречи. Систематизация и анализ фактического материала позволяет выделить наиболее важные факты, определить их взаимосвязь, сделать выводы и подобрать необходимую аргументацию. Проделанная работа оформляется в виде текста.

Организационный аспект: определение состава участников беседы, места и времени встречи, ее продолжительности с учетом социально-психологических характеристик (см. тему II).

К социально-психологическим критериям готовности к деловой встрече относятся:

- объективность восприятия партнеров, свобода от стереотипов;

- способность быстро реагировать на изменения в поведении участников;

- готовность и умение выслушать собеседника, правильно ответить на возможные вопросы;

- точность, ясность и убедительность формулировок, аргументации;

- способность представить себя на месте собеседника;

- продуманность тона и темпа ведения беседы;

- установка на открытость обмена информацией и на поиск взаимоприемлемого решения.

Начало беседы - очень важный этап. На данном этапе беседы происходит установление контакта с собеседниками, создается рабочая атмосфера, привлекается внимание и формируется интерес к деловому разговору.

Начало беседы включает в себя установление контакта (см. тему II), постановка цели и информирование участников о последовательности обсуждения проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.035 с.)