Инвентаризация как элемент метода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвентаризация как элемент метода



БУХГАТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1)  Место и роль инвентаризации в теории бухгалтерского учета.

2)  Хозяйственная деятельность и инвентаризация.

3) Принципы и методика проведения инвентаризации.

4) Отображение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета в финансовой отчетности.

 

1. Документирование хозяйственных операций, двойная запись не могут обеспечить отражение в бухгалтерском учете всех экономических явлений и процессов. Это обусловлено тем, что объекты учета могут менять свое натурально-вещественное содержание под воздействием природных условий (высыхание, распыление и т.п.) Возможны отклонения вследствие бесхозности, хищений, потерь. Поэтому полной достоверности бухгалтерской информации не обеспечивается. Это приводит к тому, что возникает необходимость систематического проведения на предприятиях инвентаризации имущества и финансовых ценностей, обязательств. При этом инвентаризация является техническим продолжением текущего документирования деятельности предприятия.

Слово "инвентаризация" - от немецкого слова "инвентарь". Впервые данное выражение появляется в обращении в конце XVIII в. Сущность инвентаризации заключается в оценке фактического состояния имущества и финансовых обязательств. Инвентаризацию характеризуют следующие особенности:

-   проводится на основании организационно-распорядительного документа (приказа), т.е. ее назначает руководитель предприятия;

-   проводится коллегиально (на предприятии формируется постоянно действующие или временные инвентаризационные комиссии, которые осуществляют процедуру инвентаризации коллективно и несут  коллективную ответственность за достоверность результатов инвентаризации;

-   в ходе инвентаризации выявляются количественные и качественные характеристики объекта учета и контроля с применением органо-лептических средств измерения и методов. Объекты учета взвешиваются, измеряются;

- данные характеристики регистрируются и оцениваются. Оценка производится, прежде всего, с позиции нормативно-правовой базы;

- результаты инвентаризации обобщаются и анализируются;

- по результатам инвентаризации применяются управленческие решения по устранению выявленных недостатков.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета взаимодействует со всеми другими элементами учетного цикла, включая счета и двойную запись, оценку и калькуляцию, баланс и финансовую отчетность. Учетный цикл представляет собой логически структурную последовательность применения элементов метода бухгалтерского учета.

 

Классическая схема учетного цикла имеет вид:

1.     Документация.

2.    Оценка.

3.    Калькуляция.

4.    Счета.

5. Двойная запись.

6. Инвентаризация.

7. Баланс.

8. Финансовая отчетность.

 

Оценка и калькуляция базируется на материалах документирования, которые не всегда учитывают все явления и процессы. К примеру, недовложение пищевых компонентов в сфере общественного питания, использование взамен дорогостоящих более дешевых. Данные явления могут быть устранены с помощью инвентаризации. Она позволяет:

1) получить достоверную информацию повеличине затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг;

2) выявить и устранить ошибки двойной записи;

3) обеспечить правдивость и реальность баланса.

Инвентаризация не только элемент метода бухгалтерского учета, но и один из приемов фактического финансово-хозяйственного контроля. Исходя из целей контроля и целей учетных процедур, инвентаризация, в отличие от прочих элементов метода учета, может перемещаться по позициям учетного цикла.

 

2. Инвентаризация необходима в связи с тем, что текущий учет не обеспечивает полноты, справедливости, точности и т.п. бухгалтерской информации. Искажения обусловлены следующими причинами:

1) запасы по месту их хранения могут изменяться под воздействием природно-климатических условий, биологических и химических процессов;

2) по субъективным и объективным причинам возможны расхождения данных предприятия с данными контрагентов: поставщики, подрядчики, заказчики, финансовые посредники, в т. ч. банки, налоговые органы и т.п.;

3) неполный отпуск запасов по оправдательным товарным документам;

4) нарушение правил приема, хранения и отпуска ценностей;

5) недостатки в подборе материально-ответственных лиц, которые не обладают необходимыми личными, либо профессионально - квалификационными качествами.

 

Основными целями инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) проверка полноты отражения в учете обязательств предприятия;

3) сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета.

Достижение целей обеспечивает решением следующих задач:

1) обеспечение контроля за наличием и состоянием имущества, его движением;

2) выявление использования всех видов ресурсов, имущества, которое в процессе хранения и эксплуатации потеряло свои потребительские свойства или, наоборот, неучтенное имущество;

3) установление реального физического износа;

4) выявление состояния расчетов, реальной величины дебиторско-кредиторской задолженности;

5) выявление сверхнормативного расходования товарно-материальных ценностей или, наоборот, к примеру, недоиспользование ценностей вследствие нарушения технологической дисциплины;

6) проверка соблюдения правил и условий хранения;

7) выявление и устранение фактов бесхозяйственности и безответственности;

8) определение величины естественных убытков;

9) контроль за состоянием учета и отчетности материально-ответственного лица;

10) проверка выполнения действующих нормативных положений по материальной ответственности.

Если в ходе инвентаризации выявляется нарушение, то перечень задач инвентаризации расширяется.

 

Дополнительно выполняются:

4) анализ причин, обусловивших возможность и факт совершения нарушения;

5) устранение нарушения и его последствий;

6) профилактика данного нарушения.

 

 

Действующими нормативными актами предусмотрено обязательное прведение инвентаризации в следующих случаях:

1) передача государственного имущества в аренду либо его приватизация;

2) реструктуризация либо ликвидация предприятия;

3) форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение, кража и т.п.);

4) изменение руководителя коллектива (при коллективной материальной ответственности выбытие из коллектива более половины первоначальных участников либо требование хотя бы одного участника о проведении инвентаризации);

5) изменение материально-ответственного лица при индивидуальной материальной ответственности;

6) смена руководителя предприятия;

7) составление годовой финансовой отчетности;

8) решение судебно-следственных органов;

9) переоценка имущества;

10) установление фактов краж, злоупотреблений либо порчи имущества;

11) продажа или консервация необоротных активов;

12) случаи отказа поставщиков в удовлетворении претензий предприятия;

13) случаи предъявления претензий в наш адрес со стороны покупателя.

Во всех других случаях принятие решения о масштабах и сроках проведения инвентаризации - в компетенции руководителя предприятия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.008 с.)