Тема 1  История возникновения бухгалтерского учёта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1  История возникновения бухгалтерского учёта



ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

1. Цель, предмет, задачи курса

2. Теоретические основы курса и его взаимосвязь с другими дисциплинами

3. Состав курса

     I. В соответствии с государственными стандартами образования по направлению 0501 «Экономика и Предпринимательство» дисциплина «Бухгалтерский учёт» имеет целью, формирование системы знаний по теории и практике ведение бухгалтерского учета на предприятии.

     Предмет дисциплины – общая теория бухгалтерского учета на предприятии. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Изучение методов рациональной организации и ведение бухгалтерского учёта на предприятиях на основе национальных стандартов и прогрессивных его форм.

2. Приобретение навыков обработки и использование учётной информации на предприятии

      П. Дисциплина «Бухгалтерского учёта» в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по специальности: «Учёт и аудит» входит в состав блока нормативных природно-научных и общеэкономических дисциплин.

Базой данных изучаемой дисциплины в первую очередь. Выступает полит.экономия. Системам бухгалтерского учёта широко использует основные положения, экономической теории. В меньшей степени бухгалтерский учёт взаимосвязан с дисциплинами «Статистика», «Высшая математика». В свою очередь, дисциплина «бухгалтерский учёт» выступает основой при изложении всех дисциплин учётно-финансового цикла, а также дисциплин контроля и аудита.

Ш. Учебным планом подготовки бакалавра по учёту и аудиту разработанным в соответствии с гос.стандартами образования предусмотренные к изучению следующие вопросы:

1. Бухгалтерский учёт. Его сущность и основа организации.

2. Предмет и метод бухгалтерского учёта.

3. Бухгалтерский баланс.

4. Счета бухгалтерского учёта и двойная запись.

5. Классификация и план счетов бухгалтерского учёта.

6. Методология учёта основных хозяйственных процессов.

7. Документация, как элемент метода бухгалтерского учёта.

8. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета.

9. Оценка и калькуляция.

10.  Учётные регистры и современные формы бухгалтерского учёта.

11. Основы бухгалтерской отчётности.

 

Тема 4 Бухгалтерский баланс

1. Характеристика бух. баланса, его содержание и строение.

Структура бух. баланса.

II Оборотные активы.

1. Запасы.

Производственные запасы – стоимость запасов, сырья и т.п., предназначенных для потребления в ходе нормального операционного цикла.

2. Животные на выращивание и откорм.

3. Незавершенное производство: расходы на незавершенное производство и незавершенные работы.

4. Готовая продукция – запасы изделий на складе, кот. полностью соответствуют стандартам и техническим условиям, а также условиям заказчика (если же не соответствуют, то показываются в незавершенном произв-ве).

5. Товары – стоимость товаров, приобретенных предприятием для последующих продаж

6. Векселя полученные – стоимость векселей, полученных в оплату работ, сроки оплаты по кот. не наступили.

7. Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги (в валюте баланса по чистой реализационной стоимости):

- чистая реализационная стоимость

- общая дебиторская задолженность

- резерв сомнительных долгов

Чистая реализационная стоимость определяется как разница между общей и резервом.

8. Дебиторская задолженность по расчетам

- с бюджетом по налогам, сборам и другим обязательным платежам

- по выданным авансам

- по начисленным доходам (дивиденды, % начисленные на реально не существующие)

- по внутренним расчетам (с работниками и дебиторской задолженности по внутреведомственным расчетам)

9. Прочая текущая дебиторская задолженность – отражается дебиторская задолженность не входящая в вышеперечисленную

10. Текущая финансовая инвестиция (до 1 ч, могут быть реализованы в любой момент времени, здесь не отражаются инвестиции, которые являются эквивалентом денег)

11. Денежные средства и их эквиваленты в национальной и иностранной валюте (наличные в кассе, средства на всех видах банковских счетов и эквиваленты денег которые можно использовать в течении 12 месяцев от даты баланса или в течении нормального операционного цикла)

13. Прочие оборотные активы – те которые не могут быть отражены выше

3 Расходы будущих периодов

По пассиву

1 Собственный капитал

1. Уставной капитал – сумма зарегистрированная в учредительных документах

2. Паевой капитал – сумма учредительных документов кооперативных, общественных и других организаций в соответствии с действующим законодательством, внесенная членами таких организаций

3. Дополнительный вложенный капитал – сумма превышения рыночной стоимости акций над номинальной

4. Резервный капитал – созданный либо в соответствии с законом либо в соответствии с учредительскими документами

5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

6. Неоплаченный капитал (сумма недоплаты относительно объявленного капитала в учредительских документах)

7. Изъятый капитал – сумма фактической себестоимости эмиссии акций (из валюты баланса вычитается)

2 Обеспечение будущих расходов и платежей отражается начисленными в отчетном периоде будущих расходов и платежи (расходы на оплату отпусков по гарантийным обязательствам), величина которых на дату составления баланса может быть определена произвольным путем

3 Долгосрочные обязательства

1. Долгосрочные кредиты банка (свыше 1 год)

2. Прочие долгосрочные финансовые обязательства (кроме банковских ссуд)

3. Отсроченные налоговые обязательства – налог на прибыль подлежащий уплате в будущих периодах

4. Другие долгосрочные обязательства (которые не могут быть включены выше)

4 Текущие обязательства

1. Вексели выданные

2. Кредиторская задолженность за товары, работы и услуги

3. Текущие обязательства по расчетам

- полученным авансом

- бюджетом

- по внебюджетным платежам

- по страхованию (соц. страхование, имущественное страхование, пенсионное)

- по оплате труда

- с участниками

- по внутренним расчетам – задолженность предприятия «связанным сторонам», кроме того, кредиторская задолженность по внутриведомственным расчетам

«Связанные стороны» - это предприятия отношения, между которыми дают возможность контролировать либо регулировать деятельность другой стороны

4. Прочие текущие обязательства – что не может быть отражено выше

5 Доходы будущих периодов

    3 Все изменения в балансе обусловлены хозяйственными операциями могут быть поделены на 4 типа:

- хоз. операция приводит к увеличению актива и пассива баланса на одну и туже величину

пример: начислена ЗП за выполненный КР хоз.способом

- хоз. операция приводит к уменьшению статей актива и пассива баланса на одну и туже величину с уменьшением валюты баланса

пример: выплачена ЗП рем.рабочим за завершение КР авто

- под воздействием хоз.операции увеличивается одна статья актива и уменьшается другая. Валюта баланса при этом не меняется

пример: завершено изготовление продукции предприятием, продолжительность работы более 1 дня, увеличивается статья – готовая продукция, с одновременным уменьшением статьи незавершенное производство

- хозяйственная операция приводит на увеличение какой то статьи пассива и уменьшению какой то статьи пассива

Схематически изменения в балансе могут быть представлены в следующем виде

АКТИВ                                                                                 ПАССИВ

Увеличение Уменьшение Увеличение Уменьшение

                                         1 тип изменений

   

                            2 тип

 

               3 тип

                         4 тип

       

 

                

План счетов БУ- основа ограниченного учета на предприятии

 

1. Как следует из содержания вопросов применяется два классификационных признака на основе их осуществляется деление счетов на качественно однородные группы:

1 признак: назначение и структура.

 

2 признак: экономическое содержание.

Под структурой счета понимается порядок записей хозяйственных операций по кредиту и где он отражается, а также в балансе.

По структуре всё классифицируется на 5 групп:

 - основные счета, предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств и их источников остатки по таким счетам как правило заносятся в баланс и соответствуют статьям баланса.

Основные счета делятся на 4 группы:

1. Инвентарные счета (активные) предназначены для учета наличия и движения основных средств товарно-материальных ценностей и контроля за их сохранностью. К ним относят счета 10, 12, 20, 22, 27, 28.

2. Счета денежных средств в их составе 30,31,33.

3. Счета капиталов (фондовые счета, пассивные), в их составе 40, 41, 42, 43.

4. Счета расчетов (активные и пассивные). Активные-34, 36, 37, пассивные - 50, 51, 53, 62-65.

5. Регулирующие счета - предназначены для выполнения другим источником регулирования счетов. Они могут быть 2-х видов: контр пассивные (являются активными, а уточняют сумму пассивного счета). К примеру счет 46, уточняет счет 40, 45.

Контр активные счета - сами являются пассивными, а уточняют активные счета, например 13 уточняет 38.

6. Операционные счета- предназначены для учета хозяйственных процессов и выявления результатов делится на 4 подгруппы:

1. Собирательно-распределительные (активные) 91 счет

2. Бюджетно - распределительные, они могут быть активными (39) расходы производителя в разовом порядке распределяются во времени, по мере их осуществления по подписке; так и пассивные (69)

3. Калькуляционные (активные) 23 счет

4. Сопоставляющие 79 счет

5. Финансово - результативные – предназначены для учета финансовых результатов всех видов деятельности (44 счет) кредитное сальдо по данному счету означает наличие нераспределенной прибыли непокрытых убытков.

Дальше при наличии нераспределенной прибыли бухгалтерскими проводками обеспечивается ее распределение по образуемых на предприятии фондам.

6. За балансовые счета, предназначены для отражения тех средств предприятия остатки которых в валюту баланса не взимаются и учитываются за предметами баланса (прочие первые 4 группы являются балансовыми).

 

2. Экономическое содержание счета определяется экономическим содержанием объекта учета, который описывается данным счетом.

Пример: экономическое содержание счета определяется экономическим содержанием объекта учета хранимых в кассе, в их числе наличные деньги, ценные бумаги, бланки строгого учета и отчетности, талоны на авто топливо.

Пример 2: экономическое содержание счета: текущий счет в банке определяется экономическим содержанием так называемых депозитных денег хранящихся в памяти компьютера, при этом материальными носителями этих денег выступают: расчетно-платежные документы, в виде платежных поручений, чеков, векселей и т.д.

По экономическому содержанию все счета делятся на 3 группы:

1. счета хозяйственных средств (все счета активные), эти счета используются для учета и контроля за состоянием и движением активов в процессе производства, обращения, распределения и непроизводственного потребления. Условно счета хозяйственных средств делятся на 2 группы:

- счета необоротных активов (10,11,12)

- счета производственных запасов (20,26,27,21)

2. счета источников хозяйственных средств (все пассивные) это группа счетов делится на 3 вида:

- счета собственных источников (40,41,43)

- счета привлеченных источников (6 класс)

- счета заемных источников (50,51)

3. счета хозяйственных процессов (все активные) (23 и т.д. все счета активные 3 фазы хозяйственного процесса: приобретение, производство реализация)

 

 

3 Для правильного отражения на счетах БУ разнообразных хозяйственных операций, совершаемых в процессе хозяйственной деятельности необходимо узнать классификацию счетов БУ.

Под классификацией счетов БУ понимается научно-обоснованная группировка по каким то признакам.

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГ.УЧЕТА – это систематизированный их перечень с одной стороны; схемы регистрации и группировки на этих фактах хозяйственной деятельности предприятия – с другой стороны в плане счетов по десятичной системе приведены коды и наименования счетов (счеты 1 порядка) и субъектов счетов 2  порядка.

Код 105 означает следующее:

1- класс счета

0 – основные средства в рамках 1го класса

5 – транспортные средства

В Украине с 1 января 2003 г. действует национальный план счетов БУ, в его составе:

- балансовые счета (1-9 класс)

- за балансовые счета (0-нулевой класс)

При этом установлено следующее: 1-7 класс Б.У обязательный к применению для всех предприятий; 9 класс – применяется всеми предприятиями кроме субъектов малого бизнеса и организациями деятельность которых не имеет коммерческих целей, такие субъекты вместо 9-класса могут работать по 8 классу счетов, при этом в свою очередь все прочие предприятия в обязательном порядке работающему по 9 классу, открывать счета могут по своему усмотрению.

В апреле 2001 г. министерством финансов Украины утверждено упрощенный план счетов Б.У. для субъектов малого предпринимательства, этим планом предусматривается работа всего по 25 синтетическим счетам.

Новые синтетические счета в план могут вводится только министерства финансов Украины. Субсчета используются предприятиями исходя из приведенного перечня однако при необходимости предприятие в праве ввести и дополнительные субсчета с соблюдением утвержденной инструкции-кодировки. Перечень аналитических счетов (счетов 3 порядка) определяется предприятиями самостоятельно. При этом Б.У. на субсчетах в аналитическом разрезе ведется с учетом обеспечения количественно-итоговой и качественной информации о наличии и движения объекта Б.У. на соответствующем синтетическом счете.

Детальная характеристика действующего плана счетов приведена в вышеупомянутой инструкции министерств финансов Украины, с учетом изменений и дополнений от 07.12.02 г.

 

 

Тема 7 МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ           ПРОЦЕССОВ

1. Методологические основы учета кругооборота средств.

2. Учет процесса снабжения

3. Учет процесса производства

4. учет процесса реализации

 

1. Основные предназначения предприятий сферы материального производства являются создания общественно полезной продукцией. Для решения данной задачи предприятие необходимо приобретение средств труда и предметов труда, которые в процессе производства с применением рабочей силы преобразуются в готовую продукцию которая в дальнейшем подлежит реализации, следовательно хозяйственный процесс в наиболее общем виде включает в себя 3 стадии:

- стадия снабжения

- стадия производства

- стадия реализации

схематично кругооборот хозяйственных средств может быть представлен следующим образом

 

Д®СТ Д®ПТ ®   П ®ГП ®   ГП¢®Д¢

    Снабжение                        производство                           реализация

 

На 1ой стадии предприятие расходует денежные средства (Д) приобретая необходимые для производства средства труда (СТ) и предметы труда (ПТ) отражая их в учете по фактической себестоимости приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов.

    На 2ой стадии рабочая сила воздействуя СТ на ПТ создает готовую продукцию (ГП) по фактической себестоимости производства.

    На завершающей стадии готовая продукция (ГПI) (по цене реализации) реализуется на рынке за денежные средства.

 

 

2. Процесс снабжения(приобретения) является необходимым условием успешной организации производства. На этом этапе предприятие не только оплачивает поставщику стоимость приобретаемых средств труда и предметов труда но и оплачивает связанные с этим процессом затраты по транспортировке, складческие операции проводимые при необходимости входным лабораторными анализами. Последняя составляющая расходов называется ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМИ РАСХОДАМИ (ТЗР)

Отражение в учете процесса приобретения товарно-материальных ценностей осуществляется по фактической себестоимости приобретения которая включает в себя: собственно стоимость приобретения + ТЗР. Основным документом регламентирующим права и обязанности поставщиков и покупателей в процессе приобретения выступает договор поставщиков и покупателей в процессе приобретения выступает договор поставки (купли-продажи).

Основными объектами учета в процессе снабжения выступают:

- затраты на этот процесс (фактическая себестоимость приобретения)

- Расчеты с поставщиками и подрядчиками

- Количество приобретаемых оборотных и необоротных активов

Для учета приобретения оборотных активов (производственных запасов) в рамках того или иного субсчета открывается аналитический счет который называется приобретение соответствующего вида производственного запаса. На этом счете производится эксплуатация всех затрат связанных с приобретением т.е. формирование фактической себестоимости приобретения, которая затем относится либо на соответствующий аналитический счет данного вида производственных запасов, либо напрямую на соответствующий субсчет (сырье и материалы, топливо, строительные материалы и т.д.)

Приобретение необоротных активов (средств труда) предполагает открытие и работу по активному счету 15-капитальные инвестиции. По кредиту данного счета производится цены приобретения и ТЗР, по мере формирования фактической себестоимости приобретения данный счет кредитуется корреспонденцией со счетом 10.

Пример (см. ПЗ № 3) рассмотрим отражение в учете процесса приобретения предприятием грузового автомобиля. Процедура учета включает следующие хозяйственные операции:

- предприятие пробрело автомобиль по цене 25 тыс. грн. В форме товарного платежа т.е. расчеты с поставщиком будут произведены после поставки авто предприятия.

Формула корреспондентских счетов

Дт 152 Кт 631 – 25000 грн.

- списываются услуги автотранспорта за доставку.

Дт 152 Кт 23 – 120 грн.

- начислена ЗП водителям занятым при транспортировке авто

Дт 152 Кт 651, 652, 653, 661 – 155 грн.

- в соответствии с договором поставки произведена оплата стоимости авто с текущего счета поставщику.

Дт 631 Кт 311 – 25000 грн.

- Вводится в состав остаточных средств грузовой автомобиль по фактической себестоимости приобретения.

Дт 105 Кт 152 – 25275 грн.

 

Дт   152   Кт  Дт  105  Кт    Дт  631   Кт Дт   661 Кт

 Сн=0 25000 120 113 42 25275   Сн=0 25275     25000 Сн=0 25000     Сн=0 113

 

                 Дт 65(1,2,3) Кт Дт  23  Кт Дт     311   Кт

  Сн=0 42   Сн=0     120   Сн=40000 25000

    Единицей учета необоротных активов является инвентарный объект под которым понимается оконченные приспособления и отдельный объект предназначенный для выполнения самостоятельных организаций.

 

 

3. Основной фазой кругооборота хозяйственных средств является процесс производства используются средства труда, предметы труда и живой труд. Стоимость потребленных предметов труда, средств труда (частью износа) и живого труда в виде зарплаты представляет собой затраты производства.

Основными задачами Б.У. процесса производства является:

- экономический обоснованный учет всех составных частей затрат производства с правильной их систематизацией

- подготовка необходимых данных для калькулирования себестоимости производства

- точный и своевременный учет количества производственной продукции, объема выполненных работ, оказанных услуг

- учет задач на производство по отдельным структурным подразделениям предприятия

- выявление резервов по снижению затрат на единицу продукции объема работ (услуг)

Таким образом объектом учета на стадии производства являются затраты предприятия на производство продукции, это дает возможность установить предприятию фактическую себестоимость производства продукции.

Составленными частями затрат на производство выступают:

- ЗП

- Стоимость предметов труда

- Стоимость средств труда в части начислений амортизации

- Затраты по обслуживанию производства и управления им (так называются общепроизводственные расходы)

Затраты на производство могут быть классифицированы по различным признакам

По экономическому содержанию:

¨ затраты живого труда (ЗП)

¨ затраты общественного труда (материальных и приравненных к ним затрат)

по целевому назначению:

¨ затраты основные

¨ затраты по обслуживанию (общепроизводственные, общехозяйственные)

по способу включения в себестоимость:

¨ затраты прямые

¨ затраты распределяемые

по экономической структуре:

¨ затраты простые

¨ комплексные

по отношению к объему производства:

¨ постоянные

¨ переменные

по стадиям кругооборота:

¨ затраты сферы производства

¨ затраты обращения

 

По видам экономической деятельности разрабатываются детальные инструкции по калькулированию себестоимости производства и реализации продуктов (в промышленности, с/х, строительстве, транспорте)

Дальнейшими инструкциями учитываются отраслевые особенности себестоимости продукции.

Для отражения в учете затрат производства предусмотрен 23 счет (активный, калькуляционный).

В учете производства описывается следующими счетными формулам:

1. начислена заработная плата работников основного производства в сумме 20 тыс. грн.

Дт 23 Кт 661 - 20 тыс. грн.

2. произведено начисление по пенсионному и социальному страхованию

Дт 23 Кт 651,652,653 – 9 тыс. грн.

3. списаны различного рода материалы на производство 80 тыс. ед.

Дт 23 Кт 20,22

4. списаны услуги сторонних организаций в связи с производством продукции

Дт 23 Кт 63,631,685 – 5 тыс.

5. оприходована производственная продукция на складе предприятия

Дт 26 Кт 23 – 114 тыс.

 

 

4. Реализация является завершающим итоговым аналогом кругооборота хозяйственных средств. На этой стадии предприятию возвращается в денежной форме все средства затраченные на производство и сбыт готовой продукции предприятия.

В процессе реализации формируется конечный финансовый результат в виде прибыли.

Прибыль является основным источником расширенного воспроизводства.

Основными задачами учета процесса реализации выступают:

- контроль за полным и своевременным поступлением финансовых средств за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги

- определение полной себестоимости производственной и реализованной продукции

- определение финансового результата от реализации продукции

Отражение процесса реализации активов предприятия осуществляется на нескольких балансовых счетах. Для отражения в учете фактическая себестоимость реализованной продукции наличие счетов предусматривает 9 класс – затраты деятельности.

По Дт счета 90 (себестоимость реализации) отражают фактическую себестоимость реализованной продукции, а по Кт списания ее в порядке закрытия дебетовых оборотов корреспонденцией со счетом 79 (финансовые результаты), счетная форма имеет вид:

Дт 79 Кт 90

Для организации учета доходов от реализации продукции предусмотрен класс 7(доходы и результаты деятельности) по счету 70 (доходы от реализации) по Дт осуществляется списание полученных в отчетном периоде доходов корреспонденций со счетом 79 (Дт 70 Кт 79)

Соответственно по Кт 70 отражаются полученные в отчетном периоде доходы.

Для отражения в учете задач связанных собственно со сбытом (транспорт, реклама) открывается счет 93 (расходы на сбыт) счет активный по дебету он осуществляется по аккумуляции затрат в связи с реализацией, а по Кт их списание отражения на счет 79 (финансовые результаты) т.е.: Дт 79 Кт 93

Рассмотрим количественный пример отражения в учете хозяйственных операций в процессе реализации продукции.

1. отпущенная готовая продукция покупателя

Дт 901 Кт 26 – 11340

2. начислена дебиторская задолженность покупателя за продукцию по договоренным ценам.

Дт 361 Кт 701 – 14000

3. начислен полученный налог на добавленную стоимость

Дт 701 Кт 641 – 2333

4. начислены расходы в связи с реализацией

¨зарплата соответствующим работникам

Дт 93 Кт 661 – 3150

¨в специальные государственные фонды

Дт 93 Кт 65 – 1181

    ¨услуги привлеченного грузового автотранспорта

Дт 93 Кт 631 – 2169

5. перечислена покупателями текущий счет предприятия в соответствии с товарными документами на отгрузку товарной продукции

Дт 311 Кт 361 – 14000

6. определены и списаны в конце отчетного периода расходы на сбыт

Дт 79 Кт 93 – 6500

7. списана в конце отчетного периода фактическая себестоимость реализованной продукции на счет финансового результата

Дт 79 Кт 901 - 11340

8. списываем в конце отчетного периода полученный доход от реализации продук5ции финансового результата

Дт 701 Кт 791 - 11667

9. закрываем счет 79 финансового результата

 

Дт   901    Кт     Дт    26        Кт      Дт        361     Кт

Сн=0   11340 Ск=0      11340     Сн=0       11340   Сн=0 14000 См=0   14000

 

 


  Дт  701   Кт       Дт   641      Кт    Дт      93         Кт

2333 11667 Сн=0 14000     Сн=0 2333 Ск-2333
Сн=0 3150 1184 2169   Ск=0     6500

Дт 65      Кт       Дт   631      Кт  Дт       311        Кт

  Сн=0   1181   Ск=1181     Сн=0   2169   Ск=2169   Сн=0   14000   Ск=14000  

 

6500 11340 17840 Сн=0 11667 11667 6173     Сн=0   3150 Ск=3150   6173 Сн=0

 

        Дт 791       Кт           Дт       661     Кт        Дт              44        Кт

 

 

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Экономическая сущность документации в бухгалтерском учете

2.Классификация бухгалтерских документов

3.Документооборот и хранение документов

4. Документирование в условиях компьютеризации учета

 

1. Документация - это способ оформления хозяйственных операций соответствующими документами, на основе которых, собственно, и производится отражение их в учетных регистрах.

Бухгалтерский документ - это документ, содержащий информацию об операциях, являющийся юридическим доказательством ее осуществления.

Документация обеспечивает в бухгалтерском учете и беспрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. При помощи документа осуществляется контроль за правильностью ведения хозяйственной деятельности и ее законностью, полученными результатами.

Таким образом, документация выполняет контрольно-аналитические функции.

Исходя из этого, как финансово-хозяйственный контроль, так и финансовый анализ, с точки зрения классификации подразделяют на:

-   документарный;

-   фактический;

Соответственно, 1-ый основан на содержании и данных различного рода бухгалтерских документах и финансовой отчетности, 2-й - на фактическом состоянии объекта контроля либо анализа.


 


2. Существует большое многообразие бухгалтерских документов. Теория бухгалтерского учета предполагает следующее структурирование системы бухгалтерских документов. Исходя из выделенной системы классификационных признаков, различают следующие их разновидности.

 

1) По предназначению:

1.    Распределительные - доверенности на получение товарно- материальных ценностей, которые являются балансом строгого учета и отчетности и содержат распоряжение лиц, обладающих правом I и II подписи на предприятии (руководитель в лице президента компании, директора, управляющего, председателя; главный бухгалтер) на получение каким-то работником товарно-материальных ценностей исходя из договоров (контрактов) поставки, покупки. В доверенности содержатся паспортные данные уполномоченного работника, образец его подписи, которые скрепляются визами руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати, производятся соответствующие записи в журналах регистрации доверенностей.

2.    Оправдательные - авансовый отчет (по подотчетным суммам на компенсацию командировочных расходов). На основании приказа руководителя о командировании для выполнения служебного задания бухгалтерия осуществляет ориентировочный расчет аванса исходя из утвержденных норм компенсации командировочных расходов (суточные – 25 грн., проезд, жилье, сопутствующие затраты при проживании и т. д.).Данный аванс находит отражение в учете по счету 371, По завершению командировки составляется авансовый отчет с приложением финансовых документов, оправдывающих производственные расходы).




3. Бухгалтерского оформления - различного рода бухгалтерские справки, дающие основание бухгалтеру на проведение хозяйственной операции в регистрах, чаще всего, такие документы оформляются в том случае, если типовой номенклатурой документации юридическое засвидетельствование факта хозяйственной операции не представляется возможным, (при нормативном методе учета затрат возникновение факта отклонения достигнутой себестоимости производства продукции от нормативов регистрируется путем оформления бухгалтерской справки, в которой доказывается законная обоснованность данного отклонения (изменения в законодательной базе, в налоговом законодательстве, ГОСТАХ, методических рекомендациях, в сфере проектно-сметной работы и т. п.)

4. Комбинированные - упомянутый выше авансовый отчет одновременно является распоряжением, т. к. на его основании бухгалтер осуществляет записи в учетных регистрах после утверждения отчета руководством. С другой - оправдательным.

 

2) По порядку формирования 2-е группы: - первичные, в их составе:

1. товарные

2. расчетные (выписки по банковским счетам, платежные поручения, расчетные чеки и т. п.)

3. кассовые (приходные и расходные кассовые ордера. Эти ордера - финансовый документ, на основе которого касса оприходует наличные, либо выдает их. Исключение для выдачи наличных по платежной ведомости. Однако, по мере ее закрытия все равно оформляется расходный ордер на выдачу денег и отдельный расходный ордер на не выданные (депонированные, т. е. размещенные на хранение).

 

3) По способу использования:

1. разовые (акт на списание основных средств, акт приема-передачи продукции).

2. накопительные (журналы-ордера, группировочные и накопительные ведомости).

 

4) По месту составления:

1. внутренние (приходный товарный ордер на внутреннее перемещение ценностей между складом и цехом, между структурными подразделениями).

2. внешние (договора, контракты, гарантийные письма и т. п.).

 

5) По количеству учетных позиций:

1. однопозиционные (приходный кассовый ордер).

2. многопозиционные (кассовая книга, в которой за каждый кассовый день на основе приходных и расходных кассовых ордеров производятся записи по приходу и расходу наличных с указанием порядкового номера документа, целевого назначения наличных сумм).

 

6) По оформлению однородных операций:

1.  унифицированные (денежная чековая книжка, предназначенная для получения наличных денег в банке с текущего банковского счета на различные цели: зарплата, стипендия, командировочные расходы, "больничные" и т. п. в соответствии с инструкцией НБУ).

2.  прочие (ведомость начисления амортизации по необоротным активам).

 

7) По способу заполнения:

1. рукописные.

2. машинописные (при работе с документами не допускается совмещение вариантов языков, цвета чернил, т. к. исходя из требований делопроизводства, другой цвет может означать действие с документом. Следует иметь ввиду, что процедура составления документа предполагает заполнение всех предусмотренных в нем реквизитов. Если в какой-то позиции нет данных, то следует данный реквизит гасить прочерком. В различного рода накопительных ведомостях незаполненные строки гасятся знаком Z. Возможны сокращения в тексте документа, но они должны быть понятны или вытекать из смысла текста (сталь марки Нб; можно написать – сталь Н6, нельзя - ст. Н6).

 

Отражение даты документа предполагает запись в форме: 20.02.04 р.

Оформление документа означает, что он составлен и подписан уполномоченными лицами. При необходимости подписи заверяются оттиском печати, штампами, в т.ч. регистрируются с производством записи в регистрационном журнале. (К примеру, регистрация приходного кассового ордера означает отражение его основных реквизитов в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. На ордере: порядковый номер, дата).

Рекомендуется в кассовых и банковских документах месяц отражать словом, сумма цифрами пишется так: 1564,56. Если сумма округляется до тысяч, то можно писать тыс., млн., млрд., сокращения денежной единицы: грн. и коп. Если сумма оформляется полностью, то существует 2 варианта записи, копеечная часть всегда цифрами: сто три грн. 26 коп. или грн.                 сто три. коп. 26.

При необходимости в бухгалтерские документы вносятся исправления (в кассовых и банковских исправления и помарки запрещены). Одной тонкой линией зачеркивается ошибка, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, а выше вписывается правильное, рядом слово "исправлено", подпись, дата. Метод "красного сторно" предполагает выделение красным цветом или обычным цветом, но взяв в прямоугольник ошибочную запись. При подсчете данный элемент воспринимается со знаком "-", тем самым ошибка аннулируется. Далее производится правильная запись.

 

3. Документооборот - это путь, который проходит документ.

Включает следующие основные этапы:

1) Поступление документов со стороны или их внутреннее оформление, накопление и регистрация первой информации (путевые листы в связи с работой автотранспорта сдаются водителями диспетчеру и накапливаются ими).

2) Обработка первичных документов до поступления их в бухгалтерию (на основе данных путевого листа диспетчер рассчитывает объем перевозок, причитающуюся водителю заработную плату).

3) Поступление документации в бухгалтерию (в соответствии с графиком документооборота диспетчеры структурных подразделений автопредприятий сдают листы в бухгалтерию).

4) Обработка документации, превращение первичной информации в конечную, разноска документов по учетным регистрам.

5) Обеспечение текущего хранения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.208 с.)