Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена



Письменные источники древних цивилизаций -глиняные таблички, папирусы и надгробные иероглифы в Египте, законы Хам-мурапи на базальтовой стелле, индийские веды и китайская Книга времен — не дают информации о досуге, о праздниках. Они посвящены деяниям фараонов, царей, правителей, рассуждениям о философии жизни, войнам, верованиям, обрядам, богам, дипломатической переписке, истории рода, торговым сделкам, наконец.

Жизнелюбивый и творчески-деятельный народ, населявший территорию, которую мы называем Грецией, издавна, подобно россам, впитывал и оригинально осмысливал культуры других народов. Греки с полным основанием могут претендовать сегодня на роль основоположников европейской культуры: права, истории, философии, искусств, науки. Милетская философская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), поэзия Гесиода, Сафо, Анакреонта; Пифагор, начавший свой путь на Самосе; Ликург (Спарта), Солон и Клисфен (Афины), заложившие основы европейской демократической политической культуры; историк Геродот, театр Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, басни Эзопа — все это Греция VII—V вв. до н.э. Потом были Платон, Аристотель. А Гиппократ?! (V до н.э.) Архимед (III в. до н.э.), известный почти всем своим законом рычага?! А Эратосфен (III в. до н.э.), заведовавший Александрийской библиотекой, вычисливший окружность Земли, составивший прообраз глобуса с параллелями и меридианами?! Словом, корни любой классической "логии" мы обнаружим в греческой культуре.

Наиболее значительными культурными событиями для греков были олимпийские (в честь Зевса) и пифийские (в честь Аполлона) игры. Первые были всегреческими. Условная дата их начала — 776 г. до н.э. В 393 г. н.э. они были запрещены императором-христианином Феодосием I. Годы игр были вехами истории Греции.

Стадион располагался близ храма Зевса, и на его насыпных склонах собиралось 40 тысяч зрителей. В зрелую эпоху олимпиад бывало свыше дюжины видов состязаний: забеги на различные дистанции, борьба, кулачный бой, пятиборье (метание копья, диска, бег, прыжки, борьба), конные ристания (верховые скачки, заезды на колесницах).

Примерно за 10 месяцев до начала избирали судейский Совет, который определял окончательную дату (5 дней в июле—августе) и рассылал гонцов для оповещения, а также наблюдал за тренировками. Первый день посвящался торжествам и жертвоприношениям, пятый — награждению, жертвоприношениям (порой дары были очень щедрыми) и общему пиру. Победителей награждали венком из дикой оливы, но при нулевой материальной выгоде победителей знала и чтила вся Греция.

 

ДИОНИСИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В АФИНАХ

Исключительную роль в истории праздника сыграли дионисийские праздники, которые в VI в. во многих городах Греции стали государственными. Причины вполне политические. VI в. в Греции — это время борьбы земельных аристократов с тираниями, которые апеллировали к простолюдинам для получения поддержки. Дионис — бог по преимуществу крестьянский, ибо это бог пчеловодства, виноделия, веселья. У аристократов в официальном пантеоне богов он не почитался.

Вот и Писистрат, с 561 г. до н.э. трижды боровшийся за власть над Афинами, утвердил в качестве государственного праздника Афин Дионисии. Но расцвет дионисийских праздников наступил на столетие позднее — в "золотой Периклов век", пору расцвета афинской демократии.

Семидневный общегосударственный праздник Великие Дионисии. Содержание праздника дает представление о том, как долго готовились к нему жители Афин.

День первый. Церемония открытия. Основное событие: официальная процессия с участием городских старейшин (архонтов) по переносу скульптуры Диониса из его храма в театр. Театр находился рядом, но процессия проходила по всем главным улицам города. В театре в честь Диониса дети, главные исполнители первого дня, читали оды, пели песни. Третий компонент — жертвоприношение и причащение зрителей-участников (по имеющимся сведениям, они съедали небольшой кусок сырого мяса). Далее тем же чином процессия возвращала статую Диониса в его храм.

Второй—третий дни. Хоровые состязания. Каждая фила (вроде нашего городского района) представляла хор. Организация такова: богатый житель филы нанимал руководителя хора, учителя пения (дидаскал), одевал, кормил участников в период их подготовки, репетиций. При этом он порой тратил все свое состояние ради призрачной надежды, что его хор станет победителем и на треножнике Славы будет названо его имя.

Итак, два дня шли состязания хоров.

Четвертый—шестой дни — дни театральных состязаний. Ежедневно шло по одной трагедии. Почетным было лишь первое место. Трагедии исполнялись с утра до вечера. Жители Афин с раннего утра занимали места в театре Диониса (по одним источникам — на 17 тысяч мест, по другим — на 30 тысяч). Затем активно реагировали, сопереживали героям трагедий, ибо тематикой их были любимые мифы и героические деяния последних лет.

Седьмой день. Вручение наград победителям хоровых и театральных состязаний. Одновременно Афины чествовали выдающихся сограждан за спортивные, военные и другие заслуги. Вручались призы. Но уже тогда существовала традиция всю материальную часть награды жертвовать храму богини Афины или Диониса.

Главное, происходило вечером и ночью — неофициальная народная часть праздника, карнавал. Все семь дней праздника по улицам Афин (иногда при свете факелов) шли процессии, в основе которых был корабль на телеге (слагаемые этих понятий дали название карнавалу), экипаж которого изображал сцены прибытия Диониса в Грецию, его веселую свиту: козлоногих сатиров, их подружек, пьющих, веселых, поющих песни о любви и вине. Были и сцены-пародии на известных жителей Афин, на извечные человеческие слабости (прелюбодеяние, скупость, жадность, трусость). Все было узнаваемо.

Греческая праздничная культура дала серьезный импульс праздничным традициям Европы.

 

РИМ, ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА. ИНЫЕ ВИДЫ ДОСУГА

Рим имел одну страсть — завоевания. И в мировой культуре Древний Рим оставил след прежде всего в области военного дела и права.

В стране классического рабовладения единственно достойным занятием стала воинская и государственная служба, поэтому досуга у римлян было немало, а со временем, когда поостыл завоевательский пыл, даже с избытком.

В века республиканского Рима излюбленным местом общения был один из холмов в центре города — Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь старались привлечь к себе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы — бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей мешали общению.

Что такое римские термы? Археологи обнаружили их на всем пространстве империи. "В Риме было очень много терм; одни из них принадлежали частным лицам, в другие имели бесплатный доступ все граждане. Таковы были большие красивые термы Агриппы, украшенные мозаикой, мраморными колоннами, бюстами и статуями, среди которых можно было увидеть и прославленную статую Апоксиомена знаменитого греческого скульптора Лисиппа. Знатные граждане города совершали здесь омовения рядом с бедняками-плебеями (разумеется, мужчины отдельно от женщин) в помещениях с общими бассейнами, с теплой и холодной водой, с влажным и сухим паром; проводили время в залах отдыха, гимнастики или массажа. Всегда здесь стоял оглушительный шум; одни смеялись в полный голос, другие кричали, увлеченные игрой, третьи пели во всю силу легких, поэты старались читать стихи как можно громче, чтобы их могли услышать окружающие, пьяницы бесчинствовали, продавцы пирожков предлагали свой товар, карманные воришки умело пользовались теснотой и давкой, потерпевшие жаловались... В других, более отдаленных помещениях молодой поэт и его друзья находили библиотеку или небольшой музей, где можно было укрыться от шума; площадку для игры в мяч и стадион, где они могли развлечься, наблюдая за атлетическими играми юношей; красивый, большой, хорошо содержавшийся парк, по которому они долго гуляли, ожидая часа ужина"

В послеобеденные часы здесь ежедневно собирались тысячи людей из любопытства или от нечего делать, чтобы почитать или встретиться с друзьями, послушать публичные выступления поэтов или узнать новости, развлечься, следя за соревнованиями молодых атлетов, или напроситься к кому-нибудь на ужин".

В Риме было много литературных кружков, эти собрания проходили в роскошных виллах аристократов Мессалы, Поллиона и Мецената".

Это были собрания не только поэтов, но и историков, ораторов, грамматиков, художников. Здесь проходили публичные чтения, презентации новых произведений хозяев и гостей.

Но большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности.

Народный праздничный календарь (выборочно).

1 января — праздник двуликого бога Януса, одно лицо которого обращено в прошлое, другое — в будущее:

люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день — все впрок (магия первого дня);

к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год;

вспоминали сатурнов век, когда не было жажды наживы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила...

15 февраля — действо ряженых в честь покровителя природы Пана.

21 февраля — поминовение предков, тени которых в эти дни бродят по земле.

возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).

28 февраля — канун первого по римскому счету месяца года — марта, названного в честь бога Марса,

устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступление марта;

украшали венками друг друга и статуи Марса;

возжигали огонь в храме Весты.

1 марта — очень интересный праздник Матроналии. Женский праздник в память о поступке сабинянок, предотвративших сражение своих мужей с отцами и братьями из племени сабинов:

мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин;

женской прислуге в этот день давали свободу и равенство (на один день).

15 марта — праздник Анны Перенны (по легенде она одурачила домогавшегося ее Марса). День народного гуляния, устраивали шалаши или укрытия из одежд, пили вино, угощались, потом начинали хороводы и пляски. Девушки пели "зазорные».

17 марта — Либералии. Либер — то же, что Дионис (Вакх) для греков:

главное событие дня — посвящение юношей во взрослое состояние (они одевают мужскую тогу);

пекли либу — медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству);

украшали себя венками из плюща;

устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.

4—6 апреля — Мегалезийские игры в честь матери богов Реи:

шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотаврами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульптурой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, чтобы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна;

вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам мифов о празднуемом событии.

12—19 апреля — Цереалии. Игры Цереры. Это очень слабый отзвук греческих Фесмофорий и Элевсинских игр, хотя они имеют общую мифологическую основу. Церера (она же Деметра) — богиня плодородия:

жертвы богине (соль, полба), сожжение смолистых веток (аромат, а также для освещения пути Деметры в подземом царстве Плутона);

жрецы держат пост до звезды, ибо богиня в стенаниях металась по земле в поисках дочери и не принимала пищу;

16 апреля — переломный момент праздника. Деметра находит дочь, Зевс (Юпитер) рассудил, чтобы Персефона полгода была с Плутоном, а на полгода возвращалась к матери. Люди надевают белые одежды. Закалывают стельную телку., и плод ее кладут на алтарь. Богиня плодов земных сторицей воздаст людям за такую жертву;

финал праздника — сжигание чучела лисы, ибо, согласно мифам, она виновата в гибели урожая хлеба.

Обрядовую тему Цереалии продолжали Парилии — 21 апреля.

очищение скота (его прогоняли через дымные, прилитые водой костры из соломы); прыгание через костры; украшение зеленью жилищ;

сжигание для очищения земли веток сосны, можжевельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свойством стихии.

С 28 апреля по 3 мая — Флоралии. Праздник растительности и цветения, отчасти — в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются q разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах — цветы, на головах — венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре. Май — время поминовения предков. "И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век" (Овидий. Фасты).

9 июня — Весталии. Ничего особенного в этот день не происходило: очистка очага и обновление огня в храме Весты; несли жертвы Весте в чистых тарелках. Веста, пожалуй, единственная из богов, не имевшая скульптурного облика, ибо сущность ее — огонь. Были в этот день ряженые, игры на природе, характерные для весенне-летних праздников.

Даты: 17—23 декабря, т.е. до начала зимнего солнцестояния. Конец, ночь года.

17 декабря в храме Сатурна совершали жертвоприношения и устраивали пиршество. Им руководил избираемый шутейный "царь", обеспечивающий веселье.

18—19 декабря центр празднования "рассыпался" по домам. Омовение, заклание молочного поросенка (потроха предназначались в жертву Сатурну, остальное жарили):

поздравления и подношение подарков, где обязательны были восковые свечи как символ возрождения солнца. Подарками служили также фигурки из теста или глины, которые в канун праздника продавались в лавках Рима. Они служили символами реальных жертв, приносимых ранее богу Сатурну," их, как правило, бросали для Сатурна в Тибр;

гости, пиры с временным равенством господ, вольноотпущенников и рабов; они могли сидеть за одним столом (пир Тримальхиона у Петрония);

временное равенство и свобода для рабов; на улицах бродячие актеры без масок и римляне в масках разыгрывали сцены;

гладиаторские бои и "охота" в цирках. Первый в Риме театр на 17 тысяч зрителей построил Помпеи в 55 г. до н.э. Самым же знаменитым местом стал амфитеатр (по сути, цирк), построенный Флавиями в 80-е годы н.э., за свои размеры (4 яруса высотой в 57 метров, 524 м в окружности, вмещал 50 тысяч зрителей) прозванный Колоссеумом (Колизей). Постройки для устроения зрелищ появлялись и в других провинциях империи. Итак, виды зрелищ.

1. Представители разных народов (нубийцы, скифы, бритты) в доспехах, костюмах и с соответствующим оружием сражались, изображая исторические эпизоды сражений или мифологические сюжеты. Воздвигали Трою или Фивы, на крепостных стенах которых вели сражение воины противоборствующих сторон.

2. Чисто гладиаторские поединки и массовые бои (гладиатор — воин с коротким римским мечом и щитом).

3. Театрализованные военные сражения на известные исторические сюжеты. Клавдий, цезарь Рима, незлобивый по сравнению со своими предшественниками (Тиберий, Калигула) и последователями (Нерон), известен тем, что устроил грандиозное морское сражение по мотивам битвы греков и персов у Саламина в огромном вырытом водоеме. В зрелище приняли участие около 20 тысяч рабов и осужденных, целый флот кораблей (корабль того времени был около 30—40 м длиной и 8—10 м шириной). Они бились всерьез, мужественно, но надежда остаться в живых была у немногих, ибо по периметру водоема стояли вооруженные преторианцы и убивали тех, кто пытался спастись...

4. Звериные травли (в течение одного зрелища погибали десятки слонов, львов, медведей, носорогов, леопардов, обезьян). Зверей отлавливали в разных провинциях империи и постоянно доставляли в Рим, чтобы убить на потеху.

единоборство зверей (носорога и зубра, льва и тигра);

поединки людей и зверей (легковооруженные гладиаторы с собаками против зверя); иногда отряд гладиаторов

против стаи зверей. Это чаще всего заканчивалось уничтожением зверей;

беззащитных или очень слабо вооруженных (только кинжал) людей подставляли на растерзание хищникам. Эта был вид публичной казни. Известны массовые травли христиан зверями в 1 в. н.э.;

театрализованные казни — распространенный вид зрелищ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.038 с.)