Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в x-XIV вв.
В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мифодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества. Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека, Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха». Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было се влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности. Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси. Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности, мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (купцов). Обилие кушаний и большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствующих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства. Н. Хлебников приводит выдержки из послания митрополита Никифора к Владимиру Мономаху (умер Владимир Мономах в возрасте 70 лет в 1125 г.), рисующие картину нравов и обычаев того времени. Митрополит Никифор пишет: "Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозможные... ради княжеского величия, как для правых, так и беззаконных; где ты сам служишь и разносишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объедаются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угождаешь подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими глазами, и тем по истине угождаешь им и покоряешь их"2. В пирах нередко принимали участие и женщины, представительницы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами3. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. Из "Поучений Мономаха", помещенных в древнейшей русской летописи "Повести временных лет"(Лаврентьевский список), в которых князь Владимир Мономах рассказывает о своих охотничьих успехах, видно, что охота в древности велась на туров, оленей, лосей, медведей, кабанов и других животных. В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в
Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них "буйство" в поведении людей и совершаемые древние обряды "бесовством". С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс "сверху", от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа языческие представления, христианская церковь подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец июля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций. Упорядочив систему календарных праздников, христианская церковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христианскими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельческие работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуго-вой деятельностью. Несмотря на варварские методы, используемые часто церковниками для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество, хотя это коснулось преимущественно его высших слоев, Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к началу Х1 в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались библиотеки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других русских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Возникали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. Например, один из древнейших русских памятников письменности - "Остромирово евангелие", датированное 1057 г., было написано для новгородского посадника Остромира4.
На протяжении XI-XIII вв. количество переводной литературы увеличилось, наряду с церковной появилась и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению. Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей Древней Руси. Круг этих людей постепенно расширялся, включая в себя не только представителей высшей знати, духовенства, но и выходцев из торговой и ремесленной среды крупных городов, среди которых грамотность получала все большее распространение. О том, что чтение воспринималось на Руси не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по некоторым письменным источникам, дошедшим до нас с той поры, в частности, по литературе нравственно-поучительного характера, которая возникла в XI-XIII вв. и имела свое продолжение в последующие времена. Так, в "Слове о наказании" говорится, что от чтения книг нельзя отказываться ни под какими предлогами. "Человек не должен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении какой-либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: "это ведь не наше дело книги читать, а монашеское". Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения. "Многие, ведь, невегласы великую пользу получили от почитания книжного", - замечает проповедник5. Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси, но традиции народной жизни сохранялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах - Галицко - Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах, в Новгородской земле - а в период татарского владычества - на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть: в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др. Задачу "собирания русских земель" взяло на себя Московское княжество. Первая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формирования российского государства. Признанной столицей его с конца XIV в. по XVII в. являлась Москва.
С XIV в. Русь начала понемногу оправляться от постигших ее бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, возрождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений на Руси. Особенно интенсивно шел процесс возведения церквей как в городах, так и в селах. В сельских общинах -" мирах" - крестьяне на свои средства возводили "мирские церкви", которые начинали играть существенную роль в жизни сельского населения.В сельском приходе церковная трапезная нередко становилась местом, куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок; в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В XIV-XV в. звучало требование покаяться за "шепоты", которые доносились от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, рассказывание "неполезных повестей", смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались "глумы", под которыми церковь понимала беседы людей по волнующим их социальным вопросам6. Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы}, музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви по сравнению с общей массой были достаточно образованными людьми и иногда являлись первыми учителями грамоты для прихожан и их детей. В средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о "медвежьей потехе" и кукольном представлении, сделанное в описаниях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли иностранцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа7. Зрелища, или "позоры", как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отношение со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа. П. Милюков, например, приводит такие слова средневекового проповедника: "Когда надо идти в церковь, - говорит проповедник в одном памятнике, написанном около 1400 г., - мы "позевываем, и почесываемся, и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны или музыканты, или иной какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют, хотя и нет крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги"8. На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.01 с.) |