Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире



Клубные услуги

 

  2005 2006
Число клубных формирований учреждений Министерства культуры 334 431 343 067
Число культурно-досуговых мероприятий (тыс.) 6889 7204

 

Востребованность клуба, особенно в провинции, растет, о чем свидетельствует статистика. И это несмотря на постоянное сокращение сети клубных учреждений и неудовлетворительное состояние их материально-технической базы.

В России с 1999 по 2006 год постоянно в системе МК РФ сокращалось по 58 учреждений культуры в год. В то время как в 1990-1999 годы было потеряно 684 клубных учреждения Министерств культуры Российской Федерации (в 1992-1993 гг. - 767, в 1991 1998 гг.- 814). Можно предполагать, что резервы сокращения исчерпаны.

В то же время 38,5% зданий клубных учреждений, находящихся в ведении МК РФ, - в неудовлетворительном состоянии, 2418 зданий - аварийные. Печальное первенство здесь принадлежит Алтайскому краю, Дагестану, Ингушетии, северным регионам и Москве. В столице возводятся грандиозные торговые культурно-развлекательны центры-дворцы «Щукино», «Строгино», дорогостоящие монументы но по состоянию своих культурно-досуговых учреждений она почт; на равных с Ямало-Ненецким АО. В Москве в неудовлетворительно! состоянии находится 60,9% зданий (для сравнения: в Санкт-Петербурге -15,7%).

Лучше других обстоят дела с материально-технической базой Саратовской области, где всего 4,7% зданий в неудовлетворительно* состоянии, и Новгородской области (8,1%).

Положительное явление - количественный рост штатного обеспечения отрасли. Видимо, сыграли роль и общая безработица, когда людей стала привлекать и малооплачиваемая клубная работа, и рост потребности в клубных формированиях: после длительного общего психологического шока люди адаптируются к новым условиям жизни, возвращаются к занятиям творчеством, к клубному общению.

 

 

Специалисты учреждений культурно-досугового типа Минкультуры, 2006 год

 

  Всего В том числе на селе % от общего числа
Число учреждений 52 279 47 350 93
Специалисты культурно-досуговой деятельности 144 864 96 059 66

 

Специалисты культурно-досуговой деятельности

 

  2004 2005 2006
Учреждения всех ведомств 146 763 159 437 164 407
Учреждения Министерства культуры РФ 128 789 139514 144 864

 

 

В основном эти специалисты, обучавшиеся в вузах и колледжах культуры и искусств, получили подготовку как руководители художественной самодеятельности и чаще всего именно в этих коллективах находят применение. Тут налицо прямая взаимосвязь с количественным ростом клубных формирований самодеятельного художественного творчества. Именно взаимосвязь, наличие специалистов обусловило появление и жизнеспособность коллективов; в свою очередь, рост интереса к занятиям творчеством диктует спрос на руководителей.

 

 

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире

Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период; Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли ее суть. Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.

В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда; сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п.. служат доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности,

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале X вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря- начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний"(если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени1. Слово "досуг" также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение "досуга" как свободного, незанятого времени, гулянки, простора отдела.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию - единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. "Ряженье", сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.)