Методы и виды государственного регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и виды государственного регулирования.



Методы- это конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования с целью достижения определенного результата.

1.Административные методы – приемы одностороннего воздействия государства на поведение хозяйствующих субъектов, реализуемые путем издания правовых актов и деятельности компетентных государственных органов по реализации норм, установленных в таких актах.

Виды:

1.1. Установление правил поведения общеобязательного характера. Например, обязательное регистрирование субъектов хозяйственной деятельности до начала такой деятельности

1.2. Предписание об обязательном совершении определенных действий. Например, предписание об устранении недостатков в производимой продукции.

1.3. Утверждение конкретных плановых заданий. Например, государственный заказ на закупку сельскохозяйственной продукции.

1.4. Разрешение совершения определенных действий. Например, выдача лицензии дает право на осуществление определенных действий.

2.Экономические – представляют собою приемы, направленные на достижение желаемого поведения субъектов путем воздействия на их материальные интересы.

В систему экономических методов входят:

2.1. Налоговая политика, включающая такие инструменты, как льготное налогообложение субъектов хозяйствования и изменение срока уплаты налогов.

2.2. Льготное кредитование – выдача кредитов на более выгодных условиях (низкий процент, длительный срок возврата).

2.3. Выдача ссуд, т.е денежных средств, подлежащих возврату, но без уплаты процентов. Ссуды выдаются под определенные цели.

2.4. Дотации и субсидирование – выдача денежных средств на определенные цели безвозмездно и безвозвратно.

2.5. Ценовая политика - разрешение установить отдельным субъектом хозяйствования более высокие цены на их товары, работы, услуги.

Следует отметить, что административный и экономический методы взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

 

4. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут нести потенциальную опасность национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам, нравственности, здоровью населения или окружающей среде. К осуществлению таких видов деятельности предъявляются особенные, более строгие требования, их выполнение подвергается усиленному контролю со стороны государства. Например, для перевозок пассажиров требуется наличие исправного транспорта и водителей соответствующей квалификации. Осуществление медицинской деятельности требует специальных помещений, оборудования, соблюдения определенного режима работы и наличия медицинского персонала.

С целью защиты указанных интересов, недопущения вредных, опасных последствий осуществления таких видов деятельности введен институт лицензирования (это значение).

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, по выдаче лицензий, (их дубликатов), внесению в лицензии изменений (дополнений), продлению срока действия лицензий, аннулированию, прекращению их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Субъект хозяйствования, который должен получить лицензию – соискатель лицензии, а имеющий лицензию – лицензиат.

Лицензирующие органы – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, уполномоченные осуществлять лицензирование. Например, адвокатские лицензии, лицензии на осуществление частной нотариальной деятельности выдает Министерство юстиции, на осуществление банковской деятельности – Национальный банк и т.д.

Указом № 450 от 01.09.2010 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень из 37 видов деятельности, осуществление которых требует получения лицензии. В их числе адвокатская, банковская, охранная, частная нотариальная деятельность, деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей и другие.  

Для получения лицензии необходимо обратиться в орган, выдающий соответствующий вид лицензии и представить необходимые документы (Положение о лицензировании, утвержденное Указом №450). Плата за выдачу лицензии составляет 8 базовых величин, а на осуществление банковской деятельности – от 550 до 2200 базовых величин (Приложение №22 к Налоговому кодексу). Срок выдачи лицензии – 15 рабочих дней (при необходимости продляется еще на 10 дней). Срок действия лицензии – от 5 до 10 лет.

Действие лицензии прекращается в случаях:

истечения срока, на который она выдана;

в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;

в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата – физического лица;

по желанию лицензиата;

по решению лицензирующего органа либо суда в других установленных случаях.

Прекращение действия лицензии следует отличать от ее аннулирования, которое осуществляется также по решению лицензирующего органа или суда, но в этом случае вся деятельность по лицензируемому виду считается незаконной, а полученные доходы взыскиваются в бюджет.

 

 

Тема 2: Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности

1.Понятие и система принципов правового регулирования предпринимательской деятельности

2. Виды принципов

3.Методы правового регулирования

1 .Принципами правового регулирования хозяйственной деятельности являются основополагающие идеи осуществления такой деятельности, лежащие в основе нормативного регулирования и закрепленные в Конституции и хозяйственном законодательстве.

Принципы х.п. действуют в тесном взаимодействии между собою и принципами других отраслей, дополняют друг друга. Значение принципов:

1.Помогают отграничить одну отрасль права от другой.

2.Помогают правильно толковать и применять нормы права.

3.Способствуют анализу и сопоставлению норм х.пр. РБ с такими же нормами других стран.

В зависимости от юридической силы принципы бывают:

а) общеправовые (конституционные).

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) принципы отдельных институтов.

В хозяйственном праве встречаются все виды принципов.

2. 1.Принцип свободы предпринимательской деятельности.

Согласно ч.1 ст. 13 Конституции, государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом.

Действие этого принципа может быть законодательно ограничено в интересах общества, например, путем лицензирования отдельных видов деятельности.

2. Принцип юридического равенства всех форм собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Конституции государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Из данного принципа следует принцип равенства правового статуса субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм.

 3.Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве. Один из источников: Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 4.Принцип государственного регулирования хозяйственной деятельности. Государственное регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности осуществляется во всех государствах независимо от типа экономики.

Различие состоит только в формах и и методах такого регулирования, которые определяются конкретными экономическими и, политическими, социальными и другими факторами..

Согласно ч. 4 ст. 13 конституции, государство осуществляет регулирование экономической деятельности человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

5.Принцип законности.

Этот общеправовой принцип рассматривается в 2-х аспектах.

С одной стороны, осуществление хозяйственной деятельности должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

С другой - деятельность уполномоченных государственных органом по регулированию также должна подчиняться закону.

Меры обеспечения законности при осуществлении хозяйственной деятельности предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права гражданина или юридического лица.

Порядок и условия реализации предпринимателями права на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и должностными лицами определяется утвержденным Положением.

6.Принцип приоритета общепризнанных принципов международного права.

Согласно ст.6 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах РБ, вступивших в силу, являются частью гражданского законодательства, действующего на территории РБ и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из такого международного договора не следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного акта.

3. Под методом правового регулирования хозяйственной деятельности понимается совокупность приемов и способов регулирования общественных отношений, возникающих в результате такой деятельности.

Метод правового регулирования определяется предметом конкретной отрасли.

В связи с тем, что в предмет правового регулирования хозяйственного права входят две совершенно разные группы общественных отношений, в данном случае действует комплексный метод правового воздействия.

Его составляют гражданско-правовые и административно-правовые способы и приемы.

Горизонтальные общественные отношения подвергаются воздействию приемов, для которых характерно юридическое равенство сторон, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров (дизпозитивный-гражданско-правовой метод).

Вторая часть предмета правового воздействия - вертикальные общественные отношения, имеющие черты властеотношений между участниками, где одной из сторон всегда является государственный орган, а права и обязанности сторон четко разграничены (императивный - административно-правовой метод).

 

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 1. Понятие и особенности правового статуса субъектов хозяйственной деятельности.

 

1. Физические лица как субъекты предпринимательства.

2. Юридические лица как субъекты предпринимательства.

3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

4. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

НПА

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Закон РБ от 04.01.2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

 

1. В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 1 ГК РБ предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица. 

Под физическими лицами понимаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в случаях:

- если ему исполнилось 16 лет с разрешения родителей, усыновителя или попечителя;

- если в отношении него вынесено решение об эмансипации;

- если он вступил в брак (не ранее 15 лет).

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью:

- должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления;

- ………органах внутренних дел и государственной безопасности;

- ………прокуратуре и судах;

- военнослужащим;

- руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений, организаций, руководителям их структурных подразделений.

Для лиц, работающих в негосударственном секторе таких запретов нет.

В соответствии со ст.11 Закона РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства (иностранцы), постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Для занятия предпринимательской деятельностью иностранцам, временно проживающим на территории РБ необходимо получить специальное разрешение, которое выдается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

 

2. В соответствии с п.1 ст.46 ГК, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Таким образом, в качестве субъектов хозяйственной деятельности выступают коммерческие юридическое лица.

Некоммерческие юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям.

Согласно ст. 174 ГК, сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или компетентного государственного органа, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности.

Виды коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества (полное и коммандитное);

- хозяйственные общества (АО, ООО, ОДО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия (государственное и частное);

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Виды некоммерческих организаций:

- потребительские кооперативы;

- общественные организации;

- религиозные организации;

- фонды;

- учреждения;

- республиканские государственно-общественные объединения;

- объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).

 

3. Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей наносит вред заинтересованному лицу. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность, то есть, обязанность лица, совершившего правонарушение претерпевать неблагоприятные последствия.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. 

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющего для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия: уплаты неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда.

Следует отметить особенность, установленную ГК применительно к ответственности субъектов предпринимательства. По общему правилу: «лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)» (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). А вот лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). То есть субъект предпринимательства, по общему правилу, привлекается к гражданско-правовой ответственности без вины.

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с КоАП и другими НПА в этой отрасли. В частности юридические лица и индивидуальные предприниматели могут привлекаться к экономической ответственности, то есть уплачивать определенные денежные суммы в бюджет в случаях и порядке, установленном Президентом РБ.

В числе оснований для привлечения к административной ответственности: нарушение установленного порядка формирования цен; создание условий, препятствующих проведению проверок (ревизий); нарушение установленного порядка проведения валютных операций и другие.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. В предпринимательстве преступления имеют определенный характер, что связано со спецификой такой деятельности. Например, это:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

- лжепредпринимательство;

- ложное банкротство.

Такие преступления носят явно выраженный экономический характер, то есть наносят значительный ущерб экономическим интересам государства, других субъектов предпринимательства или физических лиц.

 

4. Право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Объектом защиты являются любые, не запрещенные законом права и интересы субъектов хозяйствования, а право на защиту возникает в момент нарушения этих прав и интересов.

2 основные формы защиты в хозяйственном праве: юрисдикционная и неюрисдикционная.

К юрисдикционной форме относятся те способы защиты, реализация которых возможна при обращении в уполномоченные органы – суды и вышестоящие организации.

Наиболее распространенная защита в рамках юрисдикционной защиты яваляется защита в судебном порядке: заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Защиту осуществляют суды общей компетенции и хозяйственные суды.

Основным средством судебной защиты является иск, а в установленных случаях заявление или жалоба.

В гражданском кодексе также предусмотрена защита гражданских прав в административном порядке: обращение к вышестоящему органу или должностному лицу. Такой порядок может применяться только в установленных законодательством случаях, с возможностью дальнейшего обжалования решения в суд.

Может применяться и смешанный порядок защиты, т.е. административно-судебный, т.е. когда до обращения в суд необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. В данном случае установлен обязательный досудебный порядок. Например, такой порядок установлен при предъявлении требований органам инспекции по налогам и сборам.

Еще одной возможностью досудебного урегулирования является предъявление претензий. В установленных случаях предъявление претензий обязательно до суда. Например, обязательное предъявление претензий перевозчику до суда по спорам, вытекающим из перевозки грузов.

При неюрисдикционной форме защита гражданских прав осуществляетсябез обращения к уполномоченным органам самостоятельно.

К таким мерам относятся меры оперативного воздействия: отказ от принятия продукции, поставленной с просрочкой, отказ от оплаты вещи и т.д.

5. Способы – предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных прав и защиту охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования.

 В числе способов защиты гражданских прав:

1. Признание права.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

3. Пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу такого нарушения.

4. Признание оспоримой сделки недействительной (и применение последствий ее недействительности), установление факта ничтожности сделки (и применение последствий ее недействительности).

5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

6. Самозащита права.

7. Присуждение к исполнению обязанности в натуре.

8. Возмещение убытков.

9. Взыскание неустойки.

10. Компенсация морального вреда.

11. Прекращение или изменение правоотношения.

12. Неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления или самоуправления.

13. Иные способы, предусмотренные законодательством.

Выбор способа защиты зависит от характера нарушения и от последствий такого нарушения.

 

 

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 1. Понятие и особенности правового статуса субъектов хозяйственной деятельности.

 

1. Физические лица как субъекты предпринимательства.

2. Юридические лица как субъекты предпринимательства.

3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

4. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

НПА

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Закон РБ от 04.01.2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

 

1. В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 1 ГК РБ предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица. 

Под физическими лицами понимаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в случаях:

- если ему исполнилось 16 лет с разрешения родителей, усыновителя или попечителя;

- если в отношении него вынесено решение об эмансипации;

- если он вступил в брак (не ранее 15 лет).

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью:

- должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления;

- ………органах внутренних дел и государственной безопасности;

- ………прокуратуре и судах;

- военнослужащим;

- руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений, организаций, руководителям их структурных подразделений.

Для лиц, работающих в негосударственном секторе таких запретов нет.

В соответствии со ст.11 Закона РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства (иностранцы), постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Для занятия предпринимательской деятельностью иностранцам, временно проживающим на территории РБ необходимо получить специальное разрешение, которое выдается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

 

2. В соответствии с п.1 ст.46 ГК, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Таким образом, в качестве субъектов хозяйственной деятельности выступают коммерческие юридическое лица.

Некоммерческие юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям.

Согласно ст. 174 ГК, сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или компетентного государственного органа, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности.

Виды коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества (полное и коммандитное);

- хозяйственные общества (АО, ООО, ОДО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия (государственное и частное);

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Виды некоммерческих организаций:

- потребительские кооперативы;

- общественные организации;

- религиозные организации;

- фонды;

- учреждения;

- республиканские государственно-общественные объединения;

- объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).

 

3. Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей наносит вред заинтересованному лицу. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность, то есть, обязанность лица, совершившего правонарушение претерпевать неблагоприятные последствия.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. 

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющего для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия: уплаты неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда.

Следует отметить особенность, установленную ГК применительно к ответственности субъектов предпринимательства. По общему правилу: «лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)» (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). А вот лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). То есть субъект предпринимательства, по общему правилу, привлекается к гражданско-правовой ответственности без вины.

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с КоАП и другими НПА в этой отрасли. В частности юридические лица и индивидуальные предприниматели могут привлекаться к экономической ответственности, то есть уплачивать определенные денежные суммы в бюджет в случаях и порядке, установленном Президентом РБ.

В числе оснований для привлечения к административной ответственности: нарушение установленного порядка формирования цен; создание условий, препятствующих проведению проверок (ревизий); нарушение установленного порядка проведения валютных операций и другие.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. В предпринимательстве преступления имеют определенный характер, что связано со спецификой такой деятельности. Например, это:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

- лжепредпринимательство;

- ложное банкротство.

Такие преступления носят явно выраженный экономический характер, то есть наносят значительный ущерб экономическим интересам государства, других субъектов предпринимательства или физических лиц.

 

4. Право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Объектом защиты являются любые, не запрещенные законом права и интересы субъектов хозяйствования, а право на защиту возникает в момент нарушения этих прав и интересов.

2 основные формы защиты в хозяйственном праве: юрисдикционная и неюрисдикционная.

К юрисдикционной форме относятся те способы защиты, реализация которых возможна при обращении в уполномоченные органы – суды и вышестоящие организации.

Наиболее распространенная защита в рамках юрисдикционной защиты яваляется защита в судебном порядке: заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Защиту осуществляют суды общей компетенции и хозяйственные суды.

Основным средством судебной защиты является иск, а в установленных случаях заявление или жалоба.

В гражданском кодексе также предусмотрена защита гражданских прав в административном порядке: обращение к вышестоящему органу или должностному лицу. Такой порядок может применяться только в установленных законодательством случаях, с возможностью дальнейшего обжалования решения в суд.

Может применяться и смешанный порядок защиты, т.е. административно-судебный, т.е. когда до обращения в суд необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. В данном случае установлен обязательный досудебный порядок. Например, такой порядок установлен при предъявлении требований органам инспекции по налогам и сборам.

Еще одной возможностью досудебного урегулирования является предъявление претензий. В установленных случаях предъявление претензий обязательно до суда. Например, обязательное предъявление претензий перевозчику до суда по спорам, вытекающим из перевозки грузов.

При неюрисдикционной форме защита гражданских прав осуществляетсябез обращения к уполномоченным органам самостоятельно.

К таким мерам относятся меры оперативного воздействия: отказ от принятия продукции, поставленной с просрочкой, отказ от оплаты вещи и т.д.

5. Способы – предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных прав и защиту охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования.

 В числе способов защиты гражданских прав:

1. Признание права.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

3. Пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу такого нарушения.

4. Признание оспоримой сделки недействительной (и применение последствий ее недействительности), установление факта ничтожности сделки (и применение последствий ее недействительности).

5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

6. Самозащита права.

7. Присуждение к исполнению обязанности в натуре.

8. Возмещение убытков.

9. Взыскание неустойки.

10. Компенсация морального вреда.

11. Прекращение или изменение правоотношения.

12. Неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления или самоуправления.

13. Иные способы, предусмотренные законодательством.

Выбор способа защиты зависит от характера нарушения и от последствий такого нарушения.

 

 

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 1. Понятие и особенности правового статуса субъектов хозяйственной деятельности.

 

1. Физические лица как субъекты предпринимательства.

2. Юридические лица как субъекты предпринимательства.

3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

4. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

НПА

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Закон РБ от 04.01.2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

 

1. В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 1 ГК РБ предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица. 

Под физическими лицами понимаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в случаях:

- если ему исполнилось 16 лет с разрешения родителей, усыновителя или попечителя;

- если в отношении него вынесено решение об эмансипации;

- если он вступил в брак (не ранее 15 лет).

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью:

- должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления;

- ………органах внутренних дел и государственной безопасности;

- ………прокуратуре и судах;

- военнослужащим;

- руководителям, их заместите



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.148 с.)