Основания и порядок прекращения деятельности субъектов хозяйствования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и порядок прекращения деятельности субъектов хозяйствования.



НПА

1.ГК РБ.

2.Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.

 

В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица:- истечение срока, на который создано юридическое лицо;

-достижение цели, ради которой оно создано;

- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Основания принудительной ликвидации:

-непринятие решения о ликвидации в соответствии с обстоятельствами для добровольной ликвидации;

-осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственными органами, имеющими право предявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования являются:

-органы Комитета государственного контроля, -прокуратуры, внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства статистики и анализа, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований.

Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:

1.Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица.

2.Составление промежуточного ликвидационного баланса.

3.Продажа имущества ликвидируемого юридического лица.

4.Выплата денежных сумм кредиторам. (п.3 ст.60 ГК).

5.Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд.

 

Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования.

Занятие 1. Понятие, признаки экономической несостоятельности (банкротства).

 

1. Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства).

2. Субъекты правоотношений, связанных с банкротством.

4. Порядок подачи заявления о банкротстве.

НПА

5. Гражданский кодекс РБ.

6.  Закон РБ от 18 июля 2000 г. №423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 31 декабря 2009 г. №114-З;

7. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15 декабря 1998 г. №219-З с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 3 июля 2011 г. № 285-З;

8. Указ Президента РБ от 12 ноября 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.2009 г. № 178.

 

1. Правовой институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений обеспечивает возможность оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от субъектов, осуществляющих деятельность убыточно и нерентабельно, которые, заключая хозяйственные договора, впоследствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить субъектов от таких должников возникла необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, при необходимости, впоследствии полностью ликвидировать их.

Согласно ГК, экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем либо юридическое лицо.

Согласно Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) – это признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер. Указ Президента разделяет понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство».

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):

· неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством), а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (выплатить заработную плату, авторские вознаграждения и др.);

· неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе, экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику.

Принципы проведения процедур банкротства:

1) четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве;

2) подробная регламентация всех процессуальных действий;

3) приоритетное проведение досудебного оздоровления;

4) проведение санации;

5) гласность процесса;

6) приоритет мирового соглашения на любой стадии производства;

7) наличие института управляющих на любой стадии производства;

8) предоставление гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников.

 

2. Основными субъектами процедур банкротства являются должник и кредитор (кредиторы).

В соответствии со ст. 1 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», должником может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также некоммерческой организацией, действующей в формах потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Таким образом, банкротами могут быть признаны практически все субъекты хозяйствования.

Участвующие в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в качестве потерпевшего называются кредиторы, то есть лица, имеющие право требовать от должника денежного удовлетворения.

Кредиторов можно разделить на 3 группы:

1.кредиторы по обязательным платежам в бюджет и в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (напр., налоговые органы);

2.кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (контрагенты по договорам);

3.кредиторы по трудовым обязательствам (напр., по заключенному трудовому контракту).

Действующим законом предусматриваются специфические виды субъектов:

· антикризисный управляющий;

· временный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· собрание кредиторов;

· комитет кредиторов.

Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. В числе его задач: восстановление платежеспособности должника; урегулирование взаимоотношений между должником и кредитором и др.

Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением:

· граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью;

· учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Собрание кредиторов - состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с должником.

Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего. 

В процессе производства по делу о банкротстве (экономической несостоятельности) участвуют и другие субъекты:

· налоговые и иные уполномоченные органы;

· исполком по месту нахождения должника;

· орган государственного управления по делам о банкротстве;

· прокурор в установленных случаях;

· собственник имущества должника;

· учредители (участники) должника и их представители;

· представитель работников должника.

 

3. Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) являются одним из видов для особого производства, подведомственных хозяйственному суду.

Правом на подачу заявления в хозяйственный суд обладают:

· сам должник;

· кредитор;

· прокурор;

· налоговые и иные уполномоченные органы;

· юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.

Должник вправе подать заявление о своем банкротстве в суд при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства.

Должник обязан в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления или получения соответствующего извещения оповестить свой трудовой коллектив.

Заявление оформляется по форме, установленной законодательством.

К заявлению прилагаются:

· документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

· список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;

· бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника – индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке;

· решение учредителей (участников) должника – юридического лица или собственника имущества должника – унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Законом подача заявления должника является обязательной;

· протокол собрания работников должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.

Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности решается судом не позднее 30 дней со дня поступления заявления.

В обязательном порядке руководители предприятий, собственники имущества унитарных предприятий, учредители (участники) юридического лица, индивидуальный предприниматель, местные исполнительные распорядительные органы до подачи заявления в суд обязаны принять меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной деятельности субъектов, а также восстановлению их платежеспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.029 с.)