Субъекты приватизации - продавцы, покупатели государственного (республиканского и коммунального) имущества, а также специально созданные государственные органы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты приватизации - продавцы, покупатели государственного (республиканского и коммунального) имущества, а также специально созданные государственные органы.



Государственным органом, осуществляющим государственное регулирование приватизации государственной собственности является Министерство экономики Республики Беларусь.

Органы приватизации осуществляют следующие функции:

- осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- создают комиссии по приватизации;

- принимают решения о приватизации;

- осуществляют необходимые преобразования организационно- правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;

- осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;

- выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ

- выполняют другие функции.

Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные им представители. В настоящее время эту функцию исполняет Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь.

Контроль за осуществлением Государственной программы приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

Покупателями государственного имущества могут быть:

- граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

-негосударственные юридические лица (признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов);

- юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- иностранные инвесторы;

лица без гражданства.

 

3. Объекты приватизации – это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

В зависимости от вида объекты делятся на:

- государственное и общественное жилье;

- государственные предприятия, учреждения, организации, структурные подразделения предприятий (в дальнейшем - предприятия);

- государственное имущество, сданное в аренду;

- доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Существует перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, к ним относятся предприятия (объединения), организации и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что утверждено Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [45].

 

4.Орган приватизации свободен в выборе способа приватизации и условий продажи объекта. Способы:

· продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

· продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

 

Продажей объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

Под продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. В случае получения одинаковых предложений конкурса, победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.

Порядок проведения приватизации государственного имущества можно условно подразделить на несколько стадий:

2. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.

2. Принятие решения о приватизации.

5. Создание комиссии по приватизации объекта.

6. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.

 

 

Дайте понятие приватизации государственной собственности. Назовите субъектов и объекты. Охарактеризуйте порядок проведения приватизации.

 

 

Тема: Договор в хозяйственных отношениях.

 

1. Понятие хозяйственного (коммерческого) договора. Основания классификации договоров, их виды.

2. Содержание и форма хозяйственного договора.

3. Принципы и порядок заключения хозяйственного договора.

4. Порядок изменения и расторжения хозяйственного договора.

 

2. Осуществляя предпринимательскую деятельность, субъекты хозяйствования воспроизводят продукцию, осуществляют ее реализацию, оказывают различного рода услуги, выполняют работы и осуществляют иную деятельность, связанную с предпринимательством. Все это, попадает в разряд совершаемых субъектами сделок, следовательно, в процессе осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования заключают с контрагентами различного вида соглашения, именуемые в гражданском праве договорами.

Статья 390 Гражданского кодекса Республики Беларусь под договором понимает, соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соглашение сторон является основным признаком договора.

Договор в хозяйственный отношениях имеет огромное значение, так как является основным регулятором взаимоотношений между равноправными субъектами предпринимательской деятельности.

Хозяйственный договор носит также название коммерческого или предпринимательского.

Признаки хозяйственно-правового договора:

3. субъектами хозяйственного договора (либо одной его стороной) являются только организации и (или) и.п.;

4. хозяйственный договор направлен на достижение хозяйственной цели, как правило, это получение прибыли.

Хозяйственным договором называется соглашение субъектов хозяйствования либо с их участием, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере предпринимательских отношений.

Среди хозяйственных договоров выделяются следующие виды (в зависимости от предмета договра): купли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, аренды, лизинга, подряда, строительного подряда, договоры на выполнение научно-технических и опытно-конструкторских работ, подряд для государственных нужд, возмездного оказания услуг, перевозки, договоры в области кредитно-расчетных отношений, факторинг, хранение, страхование, поручение, комиссия, доверительное управление имуществом, договор о совместной деятельности и др. Перечисленные в законодательстве виды (типы) договоров, не являются исчерпывающими, так как стороны могут заключать и иные соглашения, не противоречащие законодательству, однако не предусмотренные законодательством. В последнее время приобретают популярность комплексные (смешанные) договоры, охватывающие несколько разновидностей договоров (ст. 391 ГК РБ).

 В зависимости от характера опосредуемых экономических отношений и правового результата, на который направлены договоры, их можно подразделить на следующие группы:

6) договоры, направленные на передачу имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование);

7) договоры на выполнение работ;

8) договоры на оказание услуг;

9) договоры о совместной деятельности;

10) договоры на передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

 

2. Содержание договора как хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности сторон.

С другой стороны, применительно к договору как к юридическому факту говорят об условиях договора (о цене, о сроках, о количестве и т.д.).

Эти условия носят название: существенные, обычные и случайные.

Важнейшими являются существенные условия договора.В соответствии с п.1 ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К таким условиям относятся:

- условия о предмете договора;

- условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида;

- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, помимо условий о предмете договора, статья 899 ГК определяет и иные существенные условия договора доверительного управления имуществом. Перечень существенных условий установлен законодательством о банковском кредитовании применительно к кредитному договору, законодательством о строительном подряде применительно к договору строительного подряда. Указание на существенные условия могут устанавливаться законодательством применительно и к другим договорам.

Обычные условия предусмотрены нормативными правовыми актами и для их применения не требуется специального соглашения сторон. Обычные условия договора, как правило, занимают значительное место в любом договоре. Например, согласно п. 1 ст. 482 ГК ассортимент товара, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка.

Случайными условиями договора являются такие, которые изменяют либо дополняют обычные условия и включаются в текст договора по усмотрению сторон и только после этого приобретают обязательную силу.

К форме договора применяются общие правила о форме сделок, поскольку договор является одним из видов сделок. Согласно п.1 ст. 404 ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если Гражданским кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Соответственно, можно выделить следующие формы заключения договора:

1. Устная форма. Сделка, (а значит и договор), для которой законодательными актами не установлена письменная форма, может быть совершена устно. Это некоторые сделки граждан между собой на сумму не боле 10 базовых величин. Устный договор, как правило, не считается хозяйственно-правовым.

2. Простая письменная форма. В простой письменной форме должны совершаться сделки (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения):

1) юридических лиц между собой и с гражданами;

2) граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законодательством размер базовой величины, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Нотариально удостоверенные сделки. Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:

1) указанных в законодательных актах;

2) предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Письменная форма договора будет считаться соблюденной не только в случае составления одного документа, подписанного сторонами. Договор в письменной форме может быть заключен посредством обмена документами при помощи почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

3. Заключение хозяйственного договора осуществляется в соответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательской деятельности:

- принцип равенства участников хозяйственных правоотношений;

- принцип свободы договора (исключение: публичный договор; основной договор после предварительного; заключение договора с лицом, выигравшим торги; государственный контракт для монополистов).

- принцип диспозитивности;

- принцип добросовестности и разумности субъектов хозяйственных правоотношений.

Способы заключения договора:

- общий порядок;

- обязательный порядок;

- путем присоединения;

- путем проведения торгов.

Согласно общим положениям заключения договора, процесс заключения проходит две стадии, одна из которых - предложение заключить договор (оферта), и вторая стадия - согласие о принятии предложения (акцепт). Следовательно, стороны в процессе заключения договора носят название оферент и акцептант.

Однако не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. Оферта должна:

  1. содержать определенное и явное намерение заключить договор;
  2. содержать существенные условия договора;
  3. быть адресована одному (нескольким) конкретным лицам.

Юридическое действие оферты зависит от следующих условий: получена ли она адресатом или нет; был ли назначен в оферте срок ее действия. Оферта может быть сделана устно, сформулирована на материальном носителе или в виде проекта договора. Оферта связывает оферента с момента ее получения акцептантом. Оферта не может быть отозвана в срок, установленный для ее акцепта. Оферент не связан своим предложением, если извещение об изменении или отмене оферты получено акцептантом до получения самого предложения или одновременно с ним.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Однако, не всякое заявление, письмо или иное поведение акцептанта, является акцептом. По общему правилу молчание не является акцептом, если иное не вытекает из существа закона. Акцепт может быть выражен не только в письменной форме, но и сообщен по факсу, телеграммой или должны быть совершены определенные действия контрагента, направленные на заключение договора. Например, часто встречается акцепт в виде отправления счет-фактуры по факсу.

При заключении хозяйственно-правового договора между контрагентами могут возникнуть разногласия. Они могут быть урегулированы с помощью протокола разногласий. В судебном порядке могут быть урегулированы разногласия в случае обязательного заключения договора сторонами.

4. Заключая договор между собой, субъекты хозяйственных отношений, преследуют единую цель – получение прибыли или достижение иного значимого результата. Однако принцип стабильности договорных хозяйственных связей не исключает возможности изменения или расторжения договора. По общему правилу изменение или расторжение договора возможно только по соглашению сторон, что является последовательной реализацией принципа свободы договора.

Изменение и расторжение договора возможно также в одностороннем порядке без согласия контрагента. При этом существуют две формы изменения и расторжения:

5. односторонний отказ от исполнения договора;

6. изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны.

Односторонний отказ возможен полностью или частично, если это предусмотрено законодательством или договором. Так, например, в одностороннем порядке возможно отказаться от исполнения договора поставки, если другая сторона существенно нарушает условия договора (п.1 ст.493 ГК).

Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны возможно в порядке, предусмотренном законодательством или договором:

· существенного нарушения договора другой стороной;

· существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;

· иных случаев, предусмотренных законодательством и договором.

Порядок изменения и расторжения договоров зависит от способов, форм и оснований их заключения.

Изменение и расторжение договора по соглашение сторон осуществляется в том же порядке и форме, что и его заключение.

В случае изменения и расторжения договора в одностороннем порядке необходимо довести до сведения другой стороны информацию о реализации собственного права на отказ от исполнения договора. Если же изменения и расторжения договора производится в судебном порядке, по требованию одной из сторон, то необходимо до обращения в суд сделать другой стороне сообщение об изменении или расторжении договора. В суд сторона может обращаться только после получения отказа другой стороны на сделанное предложение об изменении или расторжении договора. Законодательством установлен срок для ответа – 30 дней, если иное не установлено в договоре.

Тема 8. Ответственность (санкции) в хозяйственных отношениях.

Занятие 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях.

 

1. Понятие санкций в хозяйственном праве.

2. Основания классификации и виды хозяйственно-правовых санкций.

3. Формы имущественных санкций.

4. Понятие мер оперативного воздействия.

НПА

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 г. №40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

3. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996г. №444 с изм. и доп. от 20.08.1998г. №1318 и 02.06.2000 г. №797.

 

1. Санкции – меры воздействия на субъектов хозяйствования, нарушивших законодательство или договор, препятствующие дальнейшему совершенствованию нарушения и имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Функциями санкций являются:

- охранительная. Она заключается в охране общественных отношений в сфере хозяйственной деятельности, предотвращении нарушений норм законодательства;

- компенсационная. Выражается в возмещении субъекту хозяйственной деятельности ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

- штрафная (карательная). Она состоит в наказании субъекта за нарушение установленных законодательством либо договором обязанностей в сфере хозяйственных отношений. Наказание выражается в применении к субъекту имущественных и организационных ограничений;

- восстановительная. Состоит в приведении субъекта в прежне состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов. Реализуется, например, посредством отмены акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, не соответствующего законодательству.

Главными из видов санкций являются гражданско-правовые (установленные ГК и подзаконными актами) и экономический санкции (установленные Декретами и Указами Президента).

    

2. Основания классификации хозяйственно-правовых санкций:

1) В зависимости от субъекта, применяющего санкции, они подразделяются на:

- применяемые стороной правоотношения. Такие санкции предусматриваются законодательством или договором;

- применяемые уполномоченным органом государственного управления.

Предусматриваются только законодательством. К органам их применяющим относятся КГК, МНС, ГТК, Минэкономики.

2) По степени конкретизации мер воздействия:

- абсолютно-определенные, т.е. содержащие точное указание на размер неблагоприятных имущественных последствий;

- относительно-определенные, содержащие указание на границы последствий от минимального до максимального или только до максимального;

- альтернативные, содержащие указание на несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает наиболее подходящее для данного случая.

3) По способу воздействия на нарушителя:

- имущественные, которые выражаются в уплате либо взыскании определенной денежной суммы либо имущества;

- неимущественные, выражающиеся в применении мер организационного характера.

4) По порядку реализации:

- реализуемые в судебном порядке;

- реализуемые в бесспорном порядке.

5) В зависимости от того, в чью пользу взыскиваются санкции по решению суда:

- предусматривающие взыскание в бюджет;

- предусматривающие взыскание в пользу стороны по договору.

 

3. Имущественными санкциями (ответственностью) предусматриваются неблагоприятные последствия в 2-х основных формах - возмещение убытков и уплата неустойки.

1.Сущность возмещения убытков состоит в том, что его действие направленно на восстановлении имущественного положения потерпевшего за счет имущества правонарушителя.

Возмещение убытков применяется в случаях, когда субъект, права которого нарушены, понес ущерб материального характера. Убытки состоят из 2-х частей:

а) Реальный ущерб – т.е. фактически понесенные расходы и расходы, которые нужно произвести для восстановления имущественного положения.

б) Упущенная выгода – неполученные доходы, которые получил бы субъект, если бы его права не были нарушены.

2.Согластно ст. 311 ГК РБ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

    Неустойка бывает законная и договорная, и если договором не предусмотрен размер неустойки, она будет применяться согласно закону.

    В зависимости от соотношения суммы выплачиваемой неустойки и объема возмещения убытков различают виды неустойки:

1) зачетная – кроме неустойки, возмещаются убытки, в части, не покрытой ею.

2) штрафная – убытки и неустойка возмещаются в полном объеме.

3) исключительная – исключает возможность взыскания убытков.

4) альтернативная – дает права выбора взыскания либо убытков, либо неустойки.

Штраф и пеня, как разновидности неустойки различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно, определяется в твердой денежной сумме либо в процентах к определенной величине. Пеня – применяется при просрочке исполнения обязательств и исчисляется в процентном отношении к невыполненной части обязательств за каждый день просрочки в отдельности.

Гражданским кодексом предусмотрен также такой вид ответственности, как уплата процентов за неисполнение денежного обязательства. Согласно ст. 366 ГК РБ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется учетной ставкой НБ РБ. Эти правила применяются, если законодательством или договором не предусмотрен другой размер процентов.

 

4. Меры оперативного воздействия – санкции, применяемые в целях обеспечения исполнения обязательств субъектами при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, носящие неимущественный характер.

Делятся на две группы:

1) применяемые стороной договора (контрагентом) за невыполнение обязательств.

Примеры: Перевод неисправного плательщика на другую форму оплаты, изменение или расторжение договора в одностороннем порядке, отказ в принятии груза к перевозке, отказ в принятии и оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

2) применяемые уполномоченными государственными органами за нарушение законодательства.

Примеры: Вынесение предписания о запрете выпуска недоброкачественной продукции, приостановление действия лицензии

 

 

Тема 9. Правовое регулирование обеспечения качества товаров, работ, услуг.

 

4. Понятие качества продукции (работ и услуг).

5. Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь.

6. Правовые основы сертификации продукции, работ и услуг.

 НПА:

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. №262-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 228-З.

3. Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 5 сентября 1995 г. № 3848-XІІ в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З.

4. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 г. №269-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 228-З.

5. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. №90-З в редакции Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.06.2006 г. №981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь» в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2011 г. № 977.

 

1. Качество продукции (товаров, работ, услуг) – это совокупность ее существенных свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а в предусмотренных законодательством случаях - хозяйственными договорами.

Правовое регулирование данных отношений представляет собой совокупность нормативных актов, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг.

В числе норм регулирующих качество можно выделить следующие группы норм:

-законодательство о стандартизации;

-о сертификации                    

-о метрологии;

-договорное регулирование качества товаров, работ и услуг;

-законодательство о приемке продукции по качеству и количеству и др.

В хозяйственном договоре стороны могут уточнить требования к качеству продукции, в том числе ужесточить их по сравнению с действующими нормами.

ГК РБ устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет этого условия.

Ст. 439 Гражданского кодекса, в качестве общего правила, определяет, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями.

Однако продукция, прежде всего, должна соответствовать требованиям по качеству, установленным законодательством.

Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность предприятий и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняющих услуги на территории Республики Беларусь, является Государственный комитет по стандартизации. Положение о Комитете утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.06.2006 г. №981.

В его компетенцию входят:

- формирование и проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

-обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции работ и услуг;

- обеспечение деятельности государственной системы стандартизации, приведение ее в соответствие с международными стандартами;

- утверждение государственных стандартов;

- надзор за осуществлением сертификации; и др.

 

2. Одним из институтов обеспечения качества продукции является стандартизация товаров, работ и услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик к производимой продукции, выполняемым работам, оказываемым услугам. Целями стандартизации является обеспечение:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

- технической совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- единства измерений;

- экономии ресурсов, повышении энергоэффективности производства;

- безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности государства.

Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». Действие этого Закона распространяются на органы государственного управления, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Стандарт представляет собой нормативный документ, содержащий требования к товарам, работам и услугам.

Виды стандартов:

- государственные стандарты, (ГОСТы);

- отраслевые стандарты (ОСТы);

- стандарты предприятий;

- технические условия.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Государственные стандарты содержат требования по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан; по технической совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские характеристики продукции; требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации и другую информацию о товаре.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами являются обязательными для всех отраслей.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. Они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов.

Стандарты предприятий утверждаются и разрабатываются предприятиями самостоятельно в целях совершенствования организации производства, они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре сделана ссылка на эти стандарты.

Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования на продукцию при отсутствии на них стандартов, а также при необходимости дополнения или уточнения требований установленных в этих стандартах. Технические условия также не должны нарушать требования государственных стандартов.

Кроме перечисленных стандартов в Республике Беларусь применяются международные стандарты, рекомендации по применению которых, устанавливает Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

 

3. Правовые основы сертификации установлены Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области нормирования и стандартизации», который устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в Республике Беларусь и регулирует отношения связанные с правами, обязанностями и ответственностью субъектов хозяйствования, возникающих в процессе сертификации.

Сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Цели сертификации:

- создание условий для деятельности отечественных производителей на товарном рынке Республики Беларусь и в международной торговле;

- защита потребителей от недобросовестных изготовителей и производимой ими, некачественной продукции, работ и услуг;

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

- подтверждения показателей заявленных изготовителем качества выпускаемой продукции.

Законодательство различается два вида сертификации: обязательную и добровольную. Обязательная сертификация – это деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды и другим показателем, установленным законодательствам Республики Беларусь. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается ежегодно Государственным Комитетом по стандартизации. К категории такой продукции относятся: товары народного потребления, пищевые продукты, товары для детей, парфюмерно-косметические средства и другие.

Продукция, подлежащая сертификации должна сопровождаться сертификатом или знаком соответствия.

Реализация продукции на территории Республики Беларусь, а также ввозимого импорта без сертификата либо знака соответствия запрещается.

Для проведения сертификации в Республике Беларусь имеются специально созданные аккредитованные испытательные лаборатории

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.13 с.)