Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гл. 4. Информационные системы ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Понятие ИС В каждой организации операции с информацией имеют высокий уровень повторяемости – они типичны. Это, естественно, порождает идею - собрать все необходимые для работы программные средства в систему, сделать удобным работу с ними, создать нужные в данной организации БД и связать их с используемыми программами, разработать в этой системе свой интерфейс и пр. Такую систему стали называть информационной системой (ИС). Физически ИС представляет собой комплекс программных и технических средств (компьютеров и околокомпьютерного оборудования). Основными задачами ИС являются: · Сбор и ввод требуемой информации в систему · Обработка информации в соответствии с выполняемыми в организации операциями (поддержка основной деятельности) · Проведение через ИС принятых человеком решений · Хранение нужной информации, хранение и анализ полученной информации · Выдача обработанной информации, в т.ч. отчетов · Поддержка ресурсного обеспечения (снабжение) · Сетевая связь с заказчиками и контрагентами. Понятно, что в смежных организациях информационные системы будут весьма похожи друг на друга. Это привело к еще одной идее – создавать типовые ИС. Такие ИС стали создавать специализированные фирмы и продавать их. Но организации отличаются друг от друга; это привело к тому, что возникла стадия доводки (приспособления) типовой ИС к конкретной организации. Также существует понятие сопровождения ИС – это поддержка ее работоспособности, внесение изменений, развитие. Важной составляющей ИС является интерфейс. Он определяет удобство работы и наряду с функциональностью (– что может делать система) является определяющим при выборе ИС. Информационные системы быстро завоевали популярность у пользователей. В первое время (90-е гг.) организации пытались создавать ИС собственными силами, но с конца 90-ых это стало редкостью, поскольку для хорошо отлаженной ИС требуются значительные программистские силы. Основным стал путь выбора подходящей типовой ИС, ее освоения и, возможно, дополнения. Естественно, ИС специализированы по направлениям и поднаправлениям человеческой деятельности. Их существует очень много. Сейчас практически нет сколь-нибудь крупных фирм и организаций, не использующих одну ли несколько ИС.
Типичная ИС, нужный практически всем – «Бухгалтерия» (1С, Парус и др.), позволяющая вести в компьютере все финансовые операции. Многие фирмы используют интегрированные ИС, в которых объединяется решение задач различных направлений. Так ИС типа «Предприятие», позволяет решать в компьютерной системе задачи: по оперативному управлению предприятием, по ведению финансовых операций, ведению кадрового учеты, снабжению и др. Существуют ИС, созданные для решения задач проектирования, менеджмента услуг, ведения банковских операций, юридической поддержки, обращения населения в государственные органы, продажи билетов, проведения таможенных операций, экологического мониторинга и многого, многого другого. Для поддержки работы организации удобно, чтобы ИС работала в режиме реального времени, т.е. в том же темпе, с которым происходят изменения в реальной среде («on line»). Так чаще всего и происходит. К другому типу ИС – «of line» – относятся исследовательские, конструкторские, справочные, развлекательные и другие ИС. ИС, работающие в режиме реального времени, часто также называют автоматизированными системами управления (АСУ). Этот термин подчеркивает две особенности таких систем: – использование ИС для решения задач управления; – подключение к выработке управленческих воздействий человека. Хотя термины ИС и АСУ весьма близки, мы будем использовать более широкий термин «ИС». ИС практически всегда распределена по компьютерной сети; только как исключение простая ИС может стоять на одном компьютере. Кроме всего прочего, это подчеркивает коллективное пользование ИС. Современную ИС трудно представить без выхода в систему Интернет. Для решения одной и той же группы задач часто существует несколько конкурирующих ИС. Для организации это ставит задачу выбора наиболее подходящей ей ИС. Ядром ИС являются базы данных. В ИС «of line» они обычно статические (изменяются мало), а в ИС «on line» делятся на статические и динамические. В последние постоянно поступает информация, занимает там нужное место и готова к использованию.
Общий вывод из данного пункта: ИС – это практическое применение ИТ. Виды ИС ИС весьма разнообразны по решаемым задачам. Существуют их разные классификации. Мы приведем классификацию, которая соответствует как особенностям решаемых задач, так и их внутреннему строению. Выделим следующие типы ИС: o Обработки документов (транзакций) – Transaction Processing Systems. o Поиска информации и подготовки сообщений – Information Processing Systems o Проведения и поддержки управленческих решений – Decision Support Systems o Связи между потребителем и государственными и общественными организациями – Public Relation Systems o Экспертные ИС – Expert Systems o Интеллектуальные ИС – Knowledge Based Systems o Алгоритмов обработки информации – Programmed Decision Systems Естественно, существует и смешанный тип, более того, он является основным. Как правило, ИС имеет свойства нескольких типов. Практически все ИС имеют свойства последнего из приведенных типов, везде нужны алгоритмы обработки, например, вычисления и логический выбор. ИС для связи потребителя с организацией весьма многочисленны – мы через них платим за услуги ЖКХ, интернет, телефон, можем платить налоги, покупать различные билеты и пр. Вход в такие системы обычно проводится через открыто установленные автоматы. Экспертные системы основаны на использовании усредненного мнения экспертов по какой-либо группе вопросов. Эти вопросы, как правило, затруднены для формального рассмотрения, но опора на мнение экспертов позволяет принимать решения и в этом случае. Интеллектуальные системы в определенном смысле противоположны экспертным системам. Они основаны на сложном применении знания и предназначены для замены мышления человека. ИС (вот здесь более правильно сказать «Автоматизированные системы управления», АСУ) для управления бизнес-процессами выделяется в специальный класс, получивший наименование ERP – Enterprise Resource Planning. Это интегрированные системы для ведения производственного процесса, управления ресурсами, финансового менеджмента и др., они ориентированы на непрерывную координацию работы предприятия посредством использования специализированного прикладного программного обеспечения. Примером ИС этого класса является отечественный пакет 1С-Предприятие. Сутью ИС – представителя ERP-системы – является общая модель данных и процессов для всех сфер деятельности предприятия. Появившееся в начале 1990-гг. понятие ERP-системы с тех пор породило целый ряд как более узких систем общего вида – управление ресурсами, связями, кадрами и др.
Работа в ИС
Развитие информационных систем привело к отбору и типизации приемов работы с информацией для пользователя. Основой является работа в окнах с количеством окон на экране от 1 до 4 (чаще всего мы видим одно). Строение окна напоминает вид документа с полями для ввода данных (числовых, буквенных и заказа выполнения операций). Широко используется выбор из развертывающихся списков и меню, дописание слов и выражений по первым символам и другие приемы убыстрения работы. Поля делятся на обязательные и не обязательные для заполнения; документ пойдет на исполнение, только если введена вся обязательная информация. Типичное оформление (дизайн) оконных форм обычно предполагает акцентирование главного, относительно небольшое количество заполняемых полей в окне (до 10-12), использование цветов, которые наименее раздражают при длительной работе – неярких оттенков голубого, светлозеленого, светлосерого.
Часто работу ИС можно представлять как обслуживание поступающих задач – например, потока заявок на изготовление или продажу чего-либо. Такая задача поступает к менеджеру и закрепляется за ним до выполнения. Так, работают типографии и другие организации, куда обращаются с заказами. Неделимая далее единица информации по аналогии с БД называется реквизитом (например, число, слово, сигнал к выполнению команды). Пользователь работает с реквизитами; более сложная информация (составная, результаты вычислений) обычно получается в ИС автоматически. Одно из назначений ИС – давать постоянную информацию о текущих значениях изменяемых характеристик в системе. Такое отслеживание процесса дополняется режимом диалога – пользователь что-то меняет в системе и хочет видеть результаты своей работы, в т.ч. получать информацию о факте выполнения команды. Пользователь также может запрашивать в ИС определенную информацию; в этом случае ИС работает как база данных или база знаний. При создании интерфейса основным приемщиком работы, а, нередко, и полноправным участником, является пользователь, и лучше всего, именно тот, кто будет работать с данными окнами и реквизитами. Можно именно по его указанию выбирать расположение поля, его размеры, шрифты, цвет фона и шрифта, позиции в раскрывающихся списках, группы иконок и пр. Известно, что включение человека в систему ведет к росту ошибок. При работе в компьютерной системе наибольшее количество ошибок происходит при ручном вводе цифровых массивов и текстовых данных. Полезно предусматривать различные формы проверки такой информации. Например, часто блокируется ввод того, что не может быть. Даже в рамках одной организации работа пользователя с информацией нередко подлежит авторизации. Обычно это производится по паролям. Авторизация может касаться права войти в систему, права ввода информации, заказа некоторых операций, анализа результатов. Типичным в ИС является и компьютерный контроль за работой пользователя. Проверке могут подлежать объем выполненной работы, использование электронной почты, выход в Интернет и другие аспекты. Просмотр таких сведений руководителем работ может иметь целью оценку и повышение квалификации рядового пользователя.
Работа ИС требует хорошей компьютерной поддержки – должны быть системные программисты (в т.ч. администратор БД) и электроники, ответственные за работу технических средств.
4.4 О создании и внедрении ИС Создание ИС, а также ее замена и значительная модификация, – это весьма ответственные операции. Введенная в действие ИС существенно меняют характер работы организации. В процессе создания и внедрения ИС обязательно должны участвовать представители той организации (заказчика), которая устанавливает у себя ИС. Рекомендуется организовывать микрогруппы из представителей поставщика (фирмы, устанавливающей ИС) и заказчика численностью 2-3 человека. Такие группы могут заниматься: Ø Определением основных алгоритмов работы; Ø Контентной разработкой БД; Ø Разработкой интерфейса; Ø Другими направлениями работы. Только представители заказчика могут определить (выбрать) основные алгоритмы работы, задать (выбрать) поля в БД, определить список запросов к БД, делать замечания по интерфейсу и проводить пробную эксплуатацию. Удобная ИС получиться, если заказчик в лице своих представителей будет активно взаимодействовать с поставщиком, вникать в компьютерные проблемы. Поставщик должен учитывать специфику организации-заказчика. Поэтому при выборе поставщика полезно интересоваться, имел ли он дело с организациями вашего типа. Типовые ИС представляют собой программу-оболочку, в которой на стадии внедрения выполняется два основных вида операций: - инициация нужных связей между объектами и программами среди их избыточного количества (ненужные вам связи нужны другим; программу-оболочку всегда делают универсальной); - заполнение баз данных и отдельных списков конкретной информацией В дополнение к этому заказчик может попросить исполнителя создать дополнительные модули и внедрить их в создаваемую ИС. Естественно, работа в ИС требует обучения. Обычно это берет на себя фирма-поставщик ИС (исполнитель работ). Однако от этого можно отказаться и производить обучение самостоятельно, конечно, если для этого имеются силы. Интересным вариантом является приглашение для обучения сотрудников из той фирмы, которая уже внедрила у себя такую же ИС, и успешно работает с ней.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.022 с.) |