Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г
В 1985 – 1991 гг. на территории СССР были осуществлены экономические и политические реформы, результатами которых стали разрушение единой союзной государственности, приватизация государственной собственности, дискредитация КПСС в общественном сознании и отстранение ее от реального руководства страной. Реализация этих процессов на общегосударственном уровне требовала коренного изменения в расстановке политических сил на территории субъектов Российской Федерации. В силу того что различные регионы России имели существенные отличия по уровню социально-экономического развития, географическому положению, национальному составу, изменение политической системы в регионах РФ происходило в различные сроки, в разных формах и имело существенные особенности. В Мордовии партийная номенклатура во главе с первым секретарем обкома КПСС А.И. Березиным сохраняла в своих руках рычаги политического влияния вплоть до 1990 г. Реформирование политической системы здесь затянулось до 1995 г. и довольно четко подразделяется на три основных этапа. На первом этапе – начало 1990 – конец 1991 г. – основной являлась задача отстранения от власти руководства обкома КПСС и дискредитации как Коммунистической партии в целом, так и партийных руководителей республики. Осуществление этой задачи происходило в условиях демократизации советского общества и было связано с проведением альтернативных выборов депутатов Верховных Советов РСФСР и МАССР в марте 1990 г. Впервые в высшие законодательные органы власти были выбраны депутаты, открыто выступавшие против КПСС. Если на выборах 1989 г. в Верховный Совет СССР из 15 победивших депутатов двое представляли демократические силы, то в 1990 г. из 10 депутатов Верховного Совета РСФСР – четверо, а из 175 депутатов Верховного Совета МАССР – 28. Избирательная кампания в республике сопровождалась многочисленными митингами, на которых сторонники движения «Демократическая Россия» требовали выражения недоверия руководству обкома КПСС, демократизации политической жизни в республике и осуществления демократических реформ. Важнейшим направлением деятельности демократической фракции в Верховном Совете МАССР явилась борьба за отстранение А.И. Березина от руководства Верховным Советом, а в дальнейшем, после его добровольной отставки, – работа в комиссии Верховного Совета по законодательству, законности и правопорядку. Целью комиссии были выявление и предание гласности фактов нарушения законности и злоупотребления служебным положением руководителями партийных, советских и хозяйственных организаций. Параллельно с усилением агрессивности критики в адрес КПСС и падением ее авторитета в обществе в самой партии наблюдался постепенный переход на реформистские позиции части партийных чиновников.
На волне усиления центробежных тенденций в РФ Верховный Совет МАССР, где преобладали умеренно-консервативные настроения, начал в октябре 1990 г. обсуждение декларации о суверенитете Мордовии. Итогом обсуждения стало принятие Декларации о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики 7 декабря 1990 г., которая хотя и не провозглашала полную независимость республики от центра, увеличивала объем полномочий ее правительства. Следующим шагом в направлении реформирования политической системы республики стало усиление исполнительной вертикали власти путем введения поста Президента МССР. В октябре 1991 г. Верховный Совет принял решение о назначении выборов Президента МССР, мотивируя его необходимостью укрепления порядка, дисциплины и ответственности должностных лиц за состояние дел. Несмотря на различное отношение к введению поста Президента МССР, как сторонники «Демократической России», так и консервативное большинство Верховного Совета рассчитывали на усиление своих позиций в результате избрания на пост главы исполнительной власти «своего» кандидата. Одновременно соперничающие группировки признавали, что резкое ухудшение экономической ситуации в республике явилось следствием коллективной безответственности Верховного Совета и Совета Министров МССР. Пост Президента и вице-президента Мордовской АССР был утвержден 20 июля 1991 года, Указом Президента РФ. В борьбе за пост Президента МССР приняли участие восемь кандидатов: Н.В. Бирюков – с 1990 г. – депутат Верховного Совета МАССР, после отставки А.И. Березина – Председатель Верховного Совета МАССР; П.Д. Грузнов – с апреля 1991 г. – заместитель Председателя Совета Министров МАССР; В.Д. Гуслянников – с 1990 г. – депутат Верховного Совета МАССР, лидер движения «Демократическая Россия», сопредседатель комиссии Верховного Совета по законодательству, законности и правопорядку; М.Ф. Ковшов – с 1991 г. – первый заместитель Председателя Совета Министров МАССР; Н.П. Макаркин – ректор МГУ им. Н.П. Огарева; Н.П. Медведев – с декабря 1990 г. – депутат Верховного Совета РСФСР, председатель комиссии по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям; Н.И. Меркушкин – с 1991 г. – председатель Фонда имущества Мордовии; С.Ф. Сорокин – в 1988 – 1990 гг. – ответственный работник комитета партийного контроля ЦК КПСС и ЦКК Компартии России.
Из восьми претендентов на пост главы исполнительной власти республики пятеро (Н.В. Бирюков, П.Д. Грузнов, М.Ф. Ковшов, Н.И. Меркушкин, С.Ф. Сорокин) были представителями партийно-хозяйственной номенклатуры; двое (Н.П. Макаркин и Н.П. Медведев) – сторонниками умеренных демократических реформ, депутатами Верховного Совета России, пользующимися поддержкой местной хозяйственной и политической элиты. Один кандидат (В.Д. Гуслянников) представлял демократическое движение республики, он не имел опыта аппаратной деятельности и хозяйственной работы, но обладал репутацией борца с привилегиями партийных функционеров и сторонника радикальных демократических реформ. По итогам выборов 14 декабря 1991 г., а в них приняли участие 57,7 % населения. Во второй тур, состоявшийся 21 декабря, вышли Н.В. Бирюков и В.Д. Гуслянников. В нем приняли участие 57,4 % избирателей. За Бирюкова проголосовали 36,3, за Гу c лянникова – 56,3 %. Против всех высказались 6,5 % избирателей. Анализируя результаты выборов, можно отметить две основные тенденции: недоверие со стороны избирателей представителям бывшей партийной верхушки – чиновники, занимавшие в республике высшие руководящие посты, проиграли выборы кандидату, известному лишь своими популистскими выступлениями; нарастание разочарования населения не только в бывшем партийном руководстве, но и в реформах, осуществляемых российским правительством, – 42,3 % избирателей в первом туре и 42,6 % во втором не захотели воспользоваться своим конституционным правом выбора. (За Ельцина на выборах Президента России в Мордовии отдали свои голоса 61,0 % избирателей, 82,9 % приняли участие в выборах.) Ключевые посты в новом правительстве заняли соратники В.Д. Гуслянникова по демократическому движению, преимущественно из числа городской инженерно-технической интеллигенции. Таким образом, выборы Президента МССР завершили первый этап реформы политической системы в Мордовии. Результатами этого этапа стали отстранение от власти партийного руководства республики, а также резкое падение авторитета бывших партийных чиновников. В обстановке ухудшения экономической ситуации и резкого падения уровня жизни населения исполнительную власть республики возглавил человек, не имеющий опыта хозяйственного руководства и не обладающий навыками управления. В этих условиях дальнейшая борьба за власть становилась неизбежной.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.004 с.) |