Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г



В 1985 – 1991 гг. на территории СССР были осуществлены экономические и политические реформы, результатами которых стали разрушение единой союзной государственности, приватизация государственной собственности, дискредитация КПСС в общественном сознании и отстранение ее от реального руководства страной. Реализация этих процессов на общегосударственном уровне требовала коренного изменения в расстановке политических сил на территории субъектов Российской Федерации. В силу того что различные регионы России имели существенные отличия по уровню социально-экономического развития, географическому положению, национальному составу, изменение политической системы в регионах РФ происходило в различные сроки, в разных формах и имело существенные особенности.

В Мордовии партийная номенклатура во главе с первым секретарем обкома КПСС А.И. Березиным сохраняла в своих руках рычаги политического влияния вплоть до 1990 г. Реформирование политической системы здесь затянулось до 1995 г. и довольно четко подразделяется на три основных этапа.

На первом этапе – начало 1990 – конец 1991 г. – основной являлась задача отстранения от власти руководства обкома КПСС и дискредитации как Коммунистической партии в целом, так и партийных руководителей республики. Осуществление этой задачи происходило в условиях демократизации советского общества и было связано с проведением альтернативных выборов депутатов Верховных Советов РСФСР и МАССР в марте 1990 г. Впервые в высшие законодательные органы власти были выбраны депутаты, открыто выступавшие против КПСС. Если на выборах 1989 г. в Верховный Совет СССР из 15 победивших депутатов двое представляли демократические силы, то в 1990 г. из 10 депутатов Верховного Совета РСФСР – четверо, а из 175 депутатов Верховного Совета МАССР – 28. Избирательная кампания в республике сопровождалась многочисленными митингами, на которых сторонники движения «Демократическая Россия» требовали выражения недоверия руководству обкома КПСС, демократизации политической жизни в республике и осуществления демократических реформ.

Важнейшим направлением деятельности демократической фракции в Верховном Совете МАССР явилась борьба за отстранение А.И. Березина от руководства Верховным Советом, а в дальнейшем, после его добровольной отставки, – работа в комиссии Верховного Совета по законодательству, законности и правопорядку. Целью комиссии были выявление и предание гласности фактов нарушения законности и злоупотребления служебным положением руководителями партийных, советских и хозяйственных организаций. Параллельно с усилением агрессивности критики в адрес КПСС и падением ее авторитета в обществе в самой партии наблюдался постепенный переход на реформистские позиции части партийных чиновников.

На волне усиления центробежных тенденций в РФ Верховный Совет МАССР, где преобладали умеренно-консервативные настроения, начал в октябре 1990 г. обсуждение декларации о суверенитете Мордовии. Итогом обсуждения стало принятие Декларации о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики 7 декабря 1990 г., которая хотя и не провозглашала полную независимость республики от центра, увеличивала объем полномочий ее правительства.

Следующим шагом в направлении реформирования политической системы республики стало усиление исполнительной вертикали власти путем введения поста Президента МССР. В октябре 1991 г. Верховный Совет принял решение о назначении выборов Президента МССР, мотивируя его необходимостью укрепления порядка, дисциплины и ответственности должностных лиц за состояние дел.

Несмотря на различное отношение к введению поста Президента МССР, как сторонники «Демократической России», так и консервативное большинство Верховного Совета рассчитывали на усиление своих позиций в результате избрания на пост главы исполнительной власти «своего» кандидата. Одновременно соперничающие группировки признавали, что резкое ухудшение экономической ситуации в республике явилось следствием коллективной безответственности Верховного Совета и Совета Министров МССР. Пост Президента и вице-президента Мордовской АССР был утвержден 20 июля 1991 года, Указом Президента РФ.

В борьбе за пост Президента МССР приняли участие восемь кандидатов: Н.В. Бирюков – с 1990 г. – депутат Верховного Совета МАССР, после отставки А.И. Березина – Председатель Верховного Совета МАССР; П.Д. Грузнов – с апреля 1991 г. – заместитель Председателя Совета Министров МАССР; В.Д. Гуслянников – с 1990 г. – депутат Верховного Совета МАССР, лидер движения «Демократическая Россия», сопредседатель комиссии Верховного Совета по законодательству, законности и правопорядку; М.Ф. Ковшов – с 1991 г. – первый заместитель Председателя Совета Министров МАССР; Н.П. Макаркин – ректор МГУ им. Н.П. Огарева; Н.П. Медведев – с декабря 1990 г. – депутат Верховного Совета РСФСР, председатель комиссии по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям; Н.И. Меркушкин – с 1991 г. – председатель Фонда имущества Мордовии; С.Ф. Сорокин – в 1988 – 1990 гг. – ответственный работник комитета партийного контроля ЦК КПСС и ЦКК Компартии России.

Из восьми претендентов на пост главы исполнительной власти республики пятеро (Н.В. Бирюков, П.Д. Грузнов, М.Ф. Ковшов, Н.И. Меркушкин, С.Ф. Сорокин) были представителями партийно-хозяйственной номенклатуры; двое (Н.П. Макаркин и Н.П. Медведев) – сторонниками умеренных демократических реформ, депутатами Верховного Совета России, пользующимися поддержкой местной хозяйственной и политической элиты. Один кандидат (В.Д. Гуслянников) представлял демократическое движение республики, он не имел опыта аппаратной деятельности и хозяйственной работы, но обладал репутацией борца с привилегиями партийных функционеров и сторонника радикальных демократических реформ.

По итогам выборов 14 декабря 1991 г., а в них приняли участие 57,7 % населения. Во второй тур, состоявшийся 21 декабря, вышли Н.В. Бирюков и В.Д. Гуслянников. В нем приняли участие 57,4 % избирателей. За Бирюкова проголосовали 36,3, за Гу c лянникова – 56,3 %. Против всех высказались 6,5 % избирателей.

Анализируя результаты выборов, можно отметить две основные тенденции: недоверие со стороны избирателей представителям бывшей партийной верхушки – чиновники, занимавшие в республике высшие руководящие посты, проиграли выборы кандидату, известному лишь своими популистскими выступлениями; нарастание разочарования населения не только в бывшем партийном руководстве, но и в реформах, осуществляемых российским правительством, – 42,3 % избирателей в первом туре и 42,6 % во втором не захотели воспользоваться своим конституционным правом выбора. (За Ельцина на выборах Президента России в Мордовии отдали свои голоса 61,0 % избирателей, 82,9 % приняли участие в выборах.)

Ключевые посты в новом правительстве заняли соратники В.Д. Гуслянникова по демократическому движению, преимущественно из числа городской инженерно-технической интеллигенции.

Таким образом, выборы Президента МССР завершили первый этап реформы политической системы в Мордовии. Результатами этого этапа стали отстранение от власти партийного руководства республики, а также резкое падение авторитета бывших партийных чиновников. В обстановке ухудшения экономической ситуации и резкого падения уровня жизни населения исполнительную власть республики возглавил человек, не имеющий опыта хозяйственного руководства и не обладающий навыками управления. В этих условиях дальнейшая борьба за власть становилась неизбежной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.004 с.)