Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система государственных органов Мордовской АССР.
Существенным моментом, определяющим правовое положение Мордовской автономной республики, служит наличие у нее высших органов государственной власти и государственного управления. Их структура, компетенция и порядок образования определялись Конституцией РСФСР. Высшим органом власти в пределах ее территории согласно статьям 45-46 являлся съезд Советов, а в период между съездами Центральный Исполнительный Комитет. Он был ответственен перед съездом Советов Мордовской АССР, которому и представлял отчет о своей деятельности. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, контролирующим и распорядительным органом являлся его президиум, избираемый ЦИК Мордовской АССР и подотчетный ему в своей деятельности. Исполнительный, распорядительный, а также законодательный орган Мордовской автономной республики – Совет Народных Комиссаров, который образовывался ЦИК МАССР в составе председателя, его заместителей и народных комиссаров. Народные комиссариаты Мордовской АССР были двух видов: объединенные и автономные. Первые в своей деятельности непосредственно подчинялись соответствующим народным комиссариатам РСФСР. Они были ответственны перед СНК и ЦИК Мордовской АССР. Автономные народные комиссариаты подчинялись непосредственно СНК и ЦИК МАССР и в своей деятельности были ответственны перед ними, а в период между сессиями ЦИК – перед его Президиумом. Важная черта, определявшая правовое положение Мордовской АССР как государства в составе РСФСР, – право осуществлять законодательную власть в пределах своей территории. Этим правом пользовались съезд Советов, ЦИК, его Президиум и СНК республики. Принятые ими акты касались вопросов хозяйственно-политического и культурного строительства, землеустройства и т.д. Все постановления и распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, Президиумом ЦИК, СНК Союза ССР и РСФСР по линии объединенных народных комиссариатов были обязательными к непосредственному исполнению на территории Мордовии. Что же касается актов, имевших отношение к автономным народным комиссариатам, то они вступали в силу с санкции Центрального Исполнительного Комитета Мордовской АССР. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК могли отменить декреты, постановления, распоряжения съезда Советов Мордовской АССР, ЦИК и СНК республики или приостановить их действие.
ЦИК МАССР и его Президиуму принадлежало право вхождения во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и через Совет Национальностей – в Центральный Исполнительный Комитет СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались не соответствующими местным условиям. Согласно принципу двойного подчинения, объединенные народные комиссариаты претворяли в жизнь директивы соответствующих народных комиссариатов РСФСР через Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров МАССР, но не вправе были приостанавливать действие или отменять постановления одноименного народного комиссариата МАССР, если они основывались на точном предписании СНК или ЦИК республики, хотя и противоречили директивам объединенного народного комиссариата или общефедеративного законодательства. В этих случаях они имели право внести протест в Совет Народных Комиссаров Российской Федерации. ЦИК МАССР и его Президиум имели право приостанавливать распоряжения объединенных народных комиссариатов РСФСР, если они не соответствовали законодательству Мордовской АССР, доводя это немедленно до сведения СНК РСФСР и соответствующего народного комиссариата. Постановления и распоряжения автономных народных комиссариатов РСФСР не были обязательны для одноименных наркоматов Мордовии. Мордовскую АССР имела свой верховный орган правосудия – Главный суд, имела свой бюджет. Территория республики не могла быть изменена без ее согласия. Мордовская автономная республика как государство имело свое гражданство, что означает принадлежность лица как к РСФСР и Советскому Союзу, так и к автономной республике. Некоторые категории граждан Мордовской АССР, как и РСФСР в целом, были ограничены в правах. Согласно статье 69 Конституции РСФСР лишались избирательных прав лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, жившие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители религиозных культов всех толков и исповеданий, служащие, агенты и руководители бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок, и некоторые другие. Однако по постановлению республиканской избирательной комиссии с утверждением ЦИК МАССР, лица, лишенные избирательных прав, могли быть восстановлены в них, если в течение не менее пяти лет занимались производительным и общественно полезным трудом и доказали свою лояльность к Советской власти.
Государственным гербом и государственным флагом Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики является герб и флаг РСФСР.
Вопросы для самопроверки к лекции 5 1. Как произошло государственно-правовое оформление Мордовской АССР? 2. Каким было правовое положение Мордовской АССР в составе Куйбышевского края РСФСР? 3. Охарактеризуйте систему государственных органов Мордовской АССР в 1934 году. Лекция 6. Конституционное оформление мордовской советской национальной государственности и ее развитие в 1938-1941 гг. 6. 1. Конституционное оформление национальной государственности Мордовии. Изменения в социально-экономической области и общественно-политической жизни народов СССР, в структуре советского общества, укрепление и расцвет экономики и культуры народов нашей страны, а также их национальной государственности – все это нашло свое выражение и законодательное закрепление в Конституции СССР 1936 года и Конституциях союзных и автономных республик 1937 года. Вопрос о внесении изменений, происшедших в общественном и государственном строе нашей страны, в Конституцию СССР был поставлен 1 февраля 1935 года Пленумом ЦК ВКП(б). В ней необходимо было отразить дальнейшую демократизацию избирательной системы в направлении замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых –закрытыми и уточнить социально-экономическую основу Конституции в смысле приведения ее в соответствие с существовавшим соотношением классовых сил в СССР 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов Союза ССР утвердил новый текст Конституции СССР, которая законодательно провозгласила победу социализма в стране и новое общественное и государственное устройство. Конституция СССР 1936 года в отличие от Основного Закона СССР 1924 года содержала специальную главу (VII), которая была посвящена автономным республикам, где было закреплено их право иметь свою Конституцию, учитывающую национальные особенности и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики (статья 92). Она установила: высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом автономной республики является Верховный Совет (статьи 89-91), который избирает Президиум и образует Совет Народных Комиссаров республики согласно своей Конституции (статья 93). Таким образом, Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительные органов автономной республики, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Был урегулирован и ряд других вопросов, связанных с автономными республиками. Так, статья 35 установила, что в Совет Национальностей Верховного Совета каждая из них избирает 11 депутатов. В статье 22 были перечислены автономные республики, входящие в состав РСФСР, в том числе и Мордовская АССР. Таким образом, Мордовия вышла из состава Куйбышевского края и вошла непосредственно в состав РСФСР.
30 августа 1937 года Второй чрезвычайный съезд Советов МАССР утвердил проект Конституции (Основного Закона) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. Конституция МАССР законодательно закрепила факт преобразования Мордовской автономной области в автономную советскую социалистическую республику, преобразование Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, отразила дальнейшую демократизацию избирательной системы. Конституция Мордовской АССР была построена на основе и в полном соответствии с Конституциями СССР РСФСР, что обусловлено единством экономических и политических основ ее общества. Она опиралась на установленные Конституцией СССР социалистические принципы общественного и государственного устройства, которые являются общими для всех народов Советского Союза. Одновременно с этим в ней учитывались национальные, экономические, политические и исторические особенности республики. В главе «Общественное устройство» Конституции Мордовской АССР указывалось, что ее политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся (статья 2), а экономическую – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства (статьи 4, 5). Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи, крупные государственные сельскохозяйственные предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью. В статье 11 было конкретизировано, что хозяйственная жизнь республики определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом. Глава о государственном устройстве Мордовской АССР уточняла ее компетенцию и принципы вхождения в состав РСФСР: Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика по форме своего государственного единства представляет собой социалистическое унитарное государство, входит в состав РСФСР и осуществляет государственную власть на автономных началах (статья 13). В III-VI главах Конституции определялись структура высших и местных органов государственной власти и управления и их компетенция. В главе VII были отражены принципы организации и порядок осуществления правосудия в республике, призванного стоять на страже общественного и государственного строя и прав граждан.
Глава VIII Конституции Мордовской АССР закрепляла руководящую роль Коммунистической партии. Основной Закон Мордовской АССР законодательно гарантировал право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, и т.д., устанавливал политические права граждан МАССР: равноправие женщин с мужчинами, равноправие граждан независимо от их национальности и расы, свободу слова, вероисповедания, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, объединения в различные общественное организации, а также неприкосновенность личности и тайну переписки. В обязанности граждан республики входили соблюдение Конституций Союза ССР, РСФСР и Мордовской АССР, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистического общежития, исполнение воинской обязанности в интересах охраны и защиты нашей социалистической Родины. Глава IX Конституции Мордовской АССР законодательно закрепила избирательную систему республики, которая строилась на тех же принципах, что и в РСФСР и СССР; всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, подотчетность и ответственность депутатов перед своими избирателями; право избирателей досрочно отзывать избранного депутата, если он не оправдает их доверия. Глава X Конституции устанавливала герб, флаг и столицу республики. Для внесения изменений в Конституцию необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов Верховного Совета Мордовской АССР с утверждением Верховного Совета РСФСР (глава XI). Конституция Мордовской АССР 1937 года была построена в соответствии с Конституцией СССР и РСФСР и явилась необходимой законодательной базой для дальнейш
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.009 с.) |