Система государственных органов Мордовской АССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственных органов Мордовской АССР.



Существенным моментом, определяющим правовое положение Мордовской автономной республики, служит наличие у нее высших органов государственной власти и государственного управления. Их структура, компетенция и порядок образования определялись Конституцией РСФСР. Высшим органом власти в пределах ее территории согласно статьям 45-46 являлся съезд Советов, а в период между съездами Центральный Исполнительный Комитет. Он был ответственен перед съездом Советов Мордовской АССР, которому и представлял отчет о своей деятельности. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, контролирующим и распорядительным органом являлся его президиум, избираемый ЦИК Мордовской АССР и подотчетный ему в своей деятельности.

Исполнительный, распорядительный, а также законодательный орган Мордовской автономной республики – Совет Народных Комиссаров, который образовывался ЦИК МАССР в составе председателя, его заместителей и народных комиссаров.

Народные комиссариаты Мордовской АССР были двух видов: объединенные и автономные. Первые в своей деятельности непосредственно подчинялись соответствующим народным комиссариатам РСФСР. Они были ответственны перед СНК и ЦИК Мордовской АССР. Автономные народные комиссариаты подчинялись непосредственно СНК и ЦИК МАССР и в своей деятельности были ответственны перед ними, а в период между сессиями ЦИК – перед его Президиумом.

Важная черта, определявшая правовое положение Мордовской АССР как государства в составе РСФСР, – право осуществлять законодательную власть в пределах своей территории. Этим правом пользовались съезд Советов, ЦИК, его Президиум и СНК республики. Принятые ими акты касались вопросов хозяйственно-политического и культурного строительства, землеустройства и т.д.

Все постановления и распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, Президиумом ЦИК, СНК Союза ССР и РСФСР по линии объединенных народных комиссариатов были обязательными к непосредственному исполнению на территории Мордовии. Что же касается актов, имевших отношение к автономным народным комиссариатам, то они вступали в силу с санкции Центрального Исполнительного Комитета Мордовской АССР. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК могли отменить декреты, постановления, распоряжения съезда Советов Мордовской АССР, ЦИК и СНК республики или приостановить их действие.

ЦИК МАССР и его Президиуму принадлежало право вхождения во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и через Совет Национальностей – в Центральный Исполнительный Комитет СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались не соответствующими местным условиям.

Согласно принципу двойного подчинения, объединенные народные комиссариаты претворяли в жизнь директивы соответствующих народных комиссариатов РСФСР через Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров МАССР, но не вправе были приостанавливать действие или отменять постановления одноименного народного комиссариата МАССР, если они основывались на точном предписании СНК или ЦИК республики, хотя и противоречили директивам объединенного народного комиссариата или общефедеративного законодательства. В этих случаях они имели право внести протест в Совет Народных Комиссаров Российской Федерации.

ЦИК МАССР и его Президиум имели право приостанавливать распоряжения объединенных народных комиссариатов РСФСР, если они не соответствовали законодательству Мордовской АССР, доводя это немедленно до сведения СНК РСФСР и соответствующего народного комиссариата. Постановления и распоряжения автономных народных комиссариатов РСФСР не были обязательны для одноименных наркоматов Мордовии.

Мордовскую АССР имела свой верховный орган правосудия – Главный суд, имела свой бюджет. Территория республики не могла быть изменена без ее согласия. Мордовская автономная республика как государство имело свое гражданство, что означает принадлежность лица как к РСФСР и Советскому Союзу, так и к автономной республике. Некоторые категории граждан Мордовской АССР, как и РСФСР в целом, были ограничены в правах. Согласно статье 69 Конституции РСФСР лишались избирательных прав лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, жившие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители религиозных культов всех толков и исповеданий, служащие, агенты и руководители бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок, и некоторые другие. Однако по постановлению республиканской избирательной комиссии с утверждением ЦИК МАССР, лица, лишенные избирательных прав, могли быть восстановлены в них, если в течение не менее пяти лет занимались производительным и общественно полезным трудом и доказали свою лояльность к Советской власти.

Государственным гербом и государственным флагом Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики является герб и флаг РСФСР.

 

Вопросы для самопроверки к лекции 5

1. Как произошло государственно-правовое оформление Мордовской АССР?

2. Каким было правовое положение Мордовской АССР в составе Куйбышевского края РСФСР?

3. Охарактеризуйте систему государственных органов Мордовской АССР в 1934 году.

Лекция 6. Конституционное оформление мордовской советской национальной государственности и ее развитие в 1938-1941 гг.

6. 1. Конституционное оформление национальной государственности Мордовии.

Изменения в социально-экономической области и общественно-политической жизни народов СССР, в структуре советского общества, укрепление и расцвет экономики и культуры народов нашей страны, а также их национальной государственности – все это нашло свое выражение и законодательное закрепление в Конституции СССР 1936 года и Конституциях союзных и автономных республик 1937 года.

Вопрос о внесении изменений, происшедших в общественном и государственном строе нашей страны, в Конституцию СССР был поставлен 1 февраля 1935 года Пленумом ЦК ВКП(б). В ней необходимо было отразить дальнейшую демократизацию избирательной системы в направлении замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых –закрытыми и уточнить социально-экономическую основу Конституции в смысле приведения ее в соответствие с существовавшим соотношением классовых сил в СССР

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов Союза ССР утвердил новый текст Конституции СССР, которая законодательно провозгласила победу социализма в стране и новое общественное и государственное устройство.

Конституция СССР 1936 года в отличие от Основного Закона СССР 1924 года содержала специальную главу (VII), которая была посвящена автономным республикам, где было закреплено их право иметь свою Конституцию, учитывающую национальные особенности и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики (статья 92). Она установила: высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом автономной республики является Верховный Совет (статьи 89-91), который избирает Президиум и образует Совет Народных Комиссаров республики согласно своей Конституции (статья 93).

Таким образом, Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительные органов автономной республики, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления.

Был урегулирован и ряд других вопросов, связанных с автономными республиками. Так, статья 35 установила, что в Совет Национальностей Верховного Совета каждая из них избирает 11 депутатов. В статье 22 были перечислены автономные республики, входящие в состав РСФСР, в том числе и Мордовская АССР. Таким образом, Мордовия вышла из состава Куйбышевского края и вошла непосредственно в состав РСФСР.

30 августа 1937 года Второй чрезвычайный съезд Советов МАССР утвердил проект Конституции (Основного Закона) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.

Конституция МАССР законодательно закрепила факт преобразования Мордовской автономной области в автономную советскую социалистическую республику, преобразование Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, отразила дальнейшую демократизацию избирательной системы.

Конституция Мордовской АССР была построена на основе и в полном соответствии с Конституциями СССР РСФСР, что обусловлено единством экономических и политических основ ее общества. Она опиралась на установленные Конституцией СССР социалистические принципы общественного и государственного устройства, которые являются общими для всех народов Советского Союза. Одновременно с этим в ней учитывались национальные, экономические, политические и исторические особенности республики.

В главе «Общественное устройство» Конституции Мордовской АССР указывалось, что ее политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся (статья 2), а экономическую – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства (статьи 4, 5). Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи, крупные государственные сельскохозяйственные предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью. В статье 11 было конкретизировано, что хозяйственная жизнь республики определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.

Глава о государственном устройстве Мордовской АССР уточняла ее компетенцию и принципы вхождения в состав РСФСР: Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика по форме своего государственного единства представляет собой социалистическое унитарное государство, входит в состав РСФСР и осуществляет государственную власть на автономных началах (статья 13). В III-VI главах Конституции определялись структура высших и местных органов государственной власти и управления и их компетенция. В главе VII были отражены принципы организации и порядок осуществления правосудия в республике, призванного стоять на страже общественного и государственного строя и прав граждан.

Глава VIII Конституции Мордовской АССР закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.

Основной Закон Мордовской АССР законодательно гарантировал право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, и т.д., устанавливал политические права граждан МАССР: равноправие женщин с мужчинами, равноправие граждан независимо от их национальности и расы, свободу слова, вероисповедания, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, объединения в различные общественное организации, а также неприкосновенность личности и тайну переписки.

В обязанности граждан республики входили соблюдение Конституций Союза ССР, РСФСР и Мордовской АССР, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистического общежития, исполнение воинской обязанности в интересах охраны и защиты нашей социалистической Родины.

Глава IX Конституции Мордовской АССР законодательно закрепила избирательную систему республики, которая строилась на тех же принципах, что и в РСФСР и СССР; всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, подотчетность и ответственность депутатов перед своими избирателями; право избирателей досрочно отзывать избранного депутата, если он не оправдает их доверия.

Глава X Конституции устанавливала герб, флаг и столицу республики.

Для внесения изменений в Конституцию необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов Верховного Совета Мордовской АССР с утверждением Верховного Совета РСФСР (глава XI).

Конституция Мордовской АССР 1937 года была построена в соответствии с Конституцией СССР и РСФСР и явилась необходимой законодательной базой для дальнейш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.009 с.)