Установление советской власти, провозглашение Российской Федерации и начало строительства советской автономии . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление советской власти, провозглашение Российской Федерации и начало строительства советской автономии .



Вопросы для самопроверки к лекции 2

 

1. Когда происходит становление советской власти на территории Мордовии?

2. Каковы принципы новой национальной политики Советского государства?

3. Национально-территориальный принцип создания и деятельности советской автономии?

4. Охарактеризуйте первый проект образования мордовской советской автономии и результат его рассмотрения.

 

 

Лекция 3. Мордовский округ в составе Средне-Волжской области (1928-1930 гг.)

 

 

  1  

Образование Мордовского округа и его правовой статус

Создание мордовских сельских Советов и волостей позволило вовлечь мордовский народ в активную политическую жизнь, подняло их национальное самосознание и способствовало усилению движения за автономию.

В 1927 году, учитывая пожелания мордовского народа, вопрос о выделении автономии поднимали Пензенский, Ульяновский и Нижегородский губернские комитеты партии, Ульяновский губернский, Краснослободский и Беднодемьяновский уездные съезды Советов, съезды Советов ряда волостей. Обсуждался он на совещаниях партийных работников мордовской национальности Пензенской, Ульяновской, Нижегородской и Самарской губерний, на Всесоюзном совещании партийных работников мордовской национальности. В феврале 1928 года на II Всероссийском совещании уполномоченных по работе среди национальных меньшинств при ЦИК автономных республик, областных, краевых и губернских комитетах, которое проходило под руководством М.И.Калинина, представитель Пензенской губернии С.С. Шишканов внес предложение вместо выделяемого при районировании Среднего Поволжья Саранского округа, в границах которого объединялось компактное большинство мордовского народа, создать Мордовскую автономную область или хотя бы национальный округа. Совещание в своей резолюции высказалось за создание мордовской советской автономии.

К середине 1927 года большая часть территории РСФСР была районирована. Старое административное деление (губерния, уезд, волость), не учитывавшее экономических и национальных особенностей отдельных частей страны, было заменено новым: район, округ, область (край). В соответствии с этим в 1928 году было произведено районирование Поволжья. Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 14 мая 1928 года была образована Средне-Волжская область, в состав которой были включены Пензенская, Ульяновская, Самарская и Оренбургская губернии. Территория области равнялась 242276 квадратным километрам. Мордвы на территории области было 13,4 %, это составляло 77,9 % всего мордовского населения РСФСР. Центром новой административной единицы был определен город Самара.

Для решения вопросов, связанных с районированием и организацией Средне-Волжской области, Президиум ВЦИК и СНК РСФСР образовали областной организационный комитет, которому было предложено представить в законодательные органы республики не позднее 1 июля 1928 года проект окружного и районного деления. По проекту Средне-Волжская область разделялась на восемь округов: Самарский, Бузулукский, Бугурусланский, Оренбургский, Ульяновский, Сызранский, Пензенский и Саранский. Саранский округ предполагалось создать на территории Саранского, Краснослободского, Рузаевского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии, Ардатовского и части Карсунского уездов Ульяновской губернии и разделить его на 29 административных районов.

Проект районирования активно обсуждался на заседаниях пленумов сельских Советов и волисполкомов, собраниях граждан. Считая, что к моменту районирования Среднего Поволжья были созданы необходимые объективные и субъективные предпосылки для образования национальной государственности мордовского народа, Временное Средне-Волжское бюро ЦК ВКП(б) 8 июня 1928 года направило письмо секретарю Центрального Комитета партии С.В.Косиору с просьбой ускорить принятие комиссией ЦК по районированию решения об организации национальной государственности Мордовии.

В соответствии с этим были разработаны два проекта: мордовской секцией при АЛО ЦК ВКП(б) под председательством Г.Н.Миронова и Саранской окружной организационной комиссией под руководством С.С.Шишканова.

По первому проекту в автономную область должны были войти Беднодемьяновский, Краснослободский, Рузаевский и Саранский уезды Пензенской губернии, Ардатовский уезд Ульяновской губернии и три волости Лукояновского и Сергачского уездов Нижегородской губернии по старому административному делению. Общая ее площадь должна была составить 20226 квадратных километра с численностью населения 884716 человек, в том числе мордвы - 50,2 процента, русских - 44,5 процента, татар и других - 5,3 процента. Центром области намечался город Саранск. В экономическом отношении это район земледельческо-промысловый, малоземельный, со значительным количеством лесов и со слаборазвитой промышленностью. Бюджет ее вначале планировался дефицитным, но благодаря естественным богатствам (торф, железняк, фосфор, лес) в будущем должен был сбалансироваться.

Согласно второму проекту Мордовскую автономную область предполагалось образовать на территории Саранского, Краснослободского, Рузаевского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии, а также Ардатовского уезда и части Карсунского уезда Ульяновской губернии. Территория проектируемой области составляла около 23556 квадратных километра, на которой проживало 1221410 человек, в том числе русских - 60,7 процента, мордвы - 34,5 процента, татар и других - 4,8 процента, Область разделялась на 21 район, центром намечался город Саранск.

28 июня 1928 года Средне-Волжское бюро ЦК ВКП(б) совместно с областным организационным комитетом утвердили окончательный уточненный проект окружного и районного деления Средне-Волжской области и направили его с докладной запиской в комиссию ЦК ВКП(б) по районированию Средне-Волжской области. Средне-Волжскую область предлагалось разделить на семь округов и выделить в ее составе мордовскую автономную единицу.

Поскольку создать автономную область на экономически цельной территории, где проживала бы половина мордовского населения было очень трудно, Временное Средне-Волжское бюро ЦК ВКП(б) просило ЦК партии во изменение постановления Оргбюро ЦК РКП(б) от 31 августа 1925 года «понизить процент мордвы до 40-50 процентов к общему количеству населения в этой области». Если ЦК ВКП(б) не считает возможным пойти на это, указывалось далее в письме, то необходимо организовать Мордовский автономный округ.

Административная комиссия при Президиуме ВЦИК совместно с представителями всех заинтересованных ведомств, а также мордовского народа обсудила вопросы о внутреннем районировании Средне-Волжской области, создании Мордовской автономной области и приняла специальное постановление: «признать подлежащим утверждению представленный Средне-Волжским организационным комитетом проект разделения области на следующие округа: Самарский, Ульяновский, Пензенский, Оренбургский, Бузулукский, Бугурусланский, Сызранский и мордовскую национальную единицу с центром в г. Саранске». В основу создания мордовской автономии был положен проект, представленный С.С.Шишкановым, так как другой был составлен без достаточного внутреннего изучения, обсуждения широкими слоями трудящихся. Этот же был разработан в процессе длительного и всестороннего анализа условий, широко обсужден и одобрен населением, проживающим на территории выделяемой области, и с экономической точки зрения оказался наиболее приемлемым.

Так как административная комиссия не определила, в какой форме должна быть создана мордовская автономия, комиссия ЦК ВКП(б) по районированию, руководимая заместителем Председателя СНК РСФСР А.П.Смирновым, 7 июля 1928 года приняла решение «организовать Мордовский национальный округ в пределах Средне-Волжской области». В соответствии с этим административная комиссия составила проект постановления «О внутреннем районировании Средне-Волжской области» и внесла его на утверждение Президиума ВЦИК».

16 июля 1928 года внутреннее районирование Средне-Волжской области и создание Мордовского национального округа было предметом обсуждения Президиума ВЦИК под председательством М.И.Калинина, на котором в представленный проект были внесены некоторые уточнения: в той части документа, где говорилось о создании Мордовского национального округа, из текста «Мордовский национальный округ» было опущено слово «национальный» и количество районов с 21 было увеличено до 23.

16 июля 1928 года Президиум ВЦИК постановлением «О составе округов, районов и их центрах Средне-Волжской области» утвердил разделение области на девять округов - Мордовский, Самарский, Бугурусланский, Бузулукский, Пензенский, Сызранский, Ульяновский, Оренбургский, Кузнецкий.

В состав Мордовского округа были включены Саранский, Краснослободский, Рузаевский и Беднодемьяновский уезды Пензенской губернии, а также Ардатовский и часть Карсунского уезда Ульяновской губернии. Мордовское население Средне-Волжской области, не вошедшее в состав Мордовского округа, было объединено в национальных районах - Барановском, Боклинском, Клявлинском и Шемышейском.

Правовой статус Мордовского округа определялся постановлением Президиума ВЦИК о его образовании, а также «Положением о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах», принятым 6 апреля 1928 года.

Таким образом, в 1928 году государственная консолидация мордовского народа и ее государственно-правовое оформление поднялось на качественно новую ступень.

Летом 1928 года состоялись первые съезды Советов во всех 23 районах округа, которые одобрили мероприятия по созданию и районированию Мордовского округа. Районные съезды избрали делегатов на Первый учредительный съезд Советов Мордовского округа, а также исполнительные комитеты Советов, которые на своих пленумах избрали президиумы, председателей исполнительных комитетов и ревизионные комиссии.

На первом учредительном съезде Советов Мордовского округа, который проходил 4-5 августа 1928 года в Саранске, участвовало 226 делегатов с решающим голосом и 37 с совещательным голосом, в том числе 25 женщин. Делегаты - представители всех народов, населяющих Мордовский округ, в том числе мордвы - 38,5 процента, русских - 53,5, татар - 5,8 и представителей других национальностей - 2,2 процента.

Доклады Пензенского губисполкома и организационной комиссии по образованию округа, выборы окружного исполнительного комитета и делегатов на съезд Советов Средне-Волжской области (всего было избрано 57 делегатов с решающим голосом и 10 с совещательным), обсуждение отчетов с мест и на их основе подведение итогов хозяйственного и культурного развития Мордовии, определение задач по дальнейшему развитию Мордовского округа в области сельского хозяйства, промышленности, торговли, культуры и советского строительства. Съезд принял постановление, в котором приветствовал решение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об образовании в составе Средне-Волжской области Мордовского округа.

6 августа 1928 года на первом организационном пленуме Мордовского окружного исполнительного комитета был избран его Президиум, назначены заведующие отделами. Председателем Президиума Мордовского окружного исполнительного комитета стал мордвин С.С.Шишканов.

На территории округа, согласно переписи 1926 года, проживал 1328441 человек, в том числе в сельской местности - 95,5 процента, в городах – 3,2 и в поселках городского типа - 1,3 процента. В столице округа – городе Саранске по состоянию на 17 декабря 1926 года проживали 15431 человек.

Одновременно с определением территории и границ Мордовского округа был решен вопрос и о его районировании. Округ делился на 23 района. В его состав входили 6 городов: Ардатов, Беднодемьяновск, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников.

Раньше на этой территории числилось 859 сельских Советов, а в связи с районированием при создании округа их количество было сокращено до 817, а при повторном укрупнении в 1929 году – до 692. В их числе было 439 русских сельских Советов, 215 мордовских (123 мокшанских и 92 эрзянских) и 38 татарских.

В тех районах, где мордовское население составляло большинство, органы государственной власти, управления и суда комплектовались преимущественно из лиц коренной национальности и действовали на родном языке.

Мордовский округ не имел прямого представительства в высших органах власти РСФСР и СССР. Но будучи неотъемлемой частью Средне-Волжской области, а в ее составе - Российской Федерации, он пользовался наряду с другими правами и правом представительства в центральных органах страны. Так, Председатель Президиума Мордовского округа С.С.Шишканов XIV съездом Советов РСФСР 18 мая 1929 года был избран кандидатом в члены Совета Национальностей СССР от Российской Федерации.

Органы прокуратуры.

Всоответствии с «Положением о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах» в Мордовском округе 28 июня 1928 года была создана окружная прокуратура. Принципы ее организации и деятельности определялись «Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 года» и «Положением о судоустройстве РСФСР».

8 августа 1928 года Президиум Мордовского окрисполкома утвердил штаты прокуратуры и ее дислокацию на территории округа по 20 участкам, каждый из которых располагался на территории одного административного района, только в трех были объединены по два района: Саранский и Кочкуровский, Ардатовский и Талызинский, Атяшевский и Дубенский. Возглавляли их участковые прокуроры, а кроме них работало по одному следователю.

Прокурор Мордовского округа назначался прокурором РСФСР по представлению прокурора Средне-Волжской области.

Согласно «Положению о судоустройстве РСФСР» на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и отдельных лиц путем опротестования противозаконных постановлений и возбуждения уголовного, дисциплинарного и административного преследования против виновных; непосредственный надзор за работой органов следствия в области производства предварительного следствия, а также за деятельностью органов ГПУ; общее наблюдение за деятельностью органов в области розыска и производства дознания; поддержание обвинения на суде и дача заключений по уголовным делам в кассационных инстанциях; участие в гражданских процессах в целях ограждения интересов государства и трудящихся; наблюдение за исполнением приговора, за законностью содержания под стражей, за состоянием и деятельностью мест заключения; согласование деятельности всех органов, ведущих борьбу с преступностью.

На окружного прокурора возлагалось участие в судебных и распорядительных заседаниях окружного суда; непосредственное опротестование в кассационном порядке и в порядке надзора определений, приговоров и решений окружного суда с немедленным вручением копии протеста областному прокурору.

 

Вопросы для самопроверки к лекции 3

1. Как происходило образование Мордовского округа?

2. Какими документами определялся правовой статус Мордовского округа?

3. Как формировались и функционировали окружные органы государственной власти и управления. Мордовского округа?

4. Как формировался и функционировал исполнительный комитет Советов Мордовского округа и его Президиум?

5. Как формировались и функционировали районные, городские и сельские органы власти и управления Мордовского округа?

6. Как формировались и функционировали судебные органы Мордовского округа?

7. Как формировались и функционировали органы прокуратуры Мордовского округа?

 

Вопросы для самопроверки к лекции 4

1. Как произошло преобразование Мордовского округа в автономную область?

2. Каким было организационно-правовое оформление Мордовской автономной области?

3. Какими документами определялся правовой статус Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края РСФСР?

4. Охарактеризуйте систему государственных органов власти Мордовской автономной области и принципы их организации и деятельности.

 

Лекция 5. Образование Мордовской АССР в составе Куйбышевского края

5. 1. Образование Мордовской АССР и ее государственно-правовое оформление.

В декабре 1934 года был поставлен вопрос о преобразовании Мордовской автономной области в автономную советскую социалистическую республику. 20 декабря 1934 года Политбюро ЦК ВКП (б) рассмотрело вопрос «О преобразовании автономной Мордовской области в автономную Мордовскую республику» удовлетворило ходатайство Средне-Волжского крайкома и крайисполкома и приняло решение немедленно провести это преобразование через ВЦИК. Президиум ВЦИК в тот же день постановил: «Мордовскую автономную область, в соответствии с волеизъявлением ее трудящегося населения, преобразовать в существующих границах в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику».

В законодательном порядке образование МАССР было закреплено XVI Всероссийским съездом Советов, состоявшемся 15-23 января 1935 года, который утвердил постановление Президиума ВЦИК от 20 декабря 1934 года.

Вопросы для самопроверки к лекции 5

1. Как произошло государственно-правовое оформление Мордовской АССР?

2. Каким было правовое положение Мордовской АССР в составе Куйбышевского края РСФСР?

3. Охарактеризуйте систему государственных органов Мордовской АССР в 1934 году.

Лекция 6. Конституционное оформление мордовской советской национальной государственности и ее развитие в 1938-1941 гг.

6. 1. Конституционное оформление национальной государственности Мордовии.

Изменения в социально-экономической области и общественно-политической жизни народов СССР, в структуре советского общества, укрепление и расцвет экономики и культуры народов нашей страны, а также их национальной государственности – все это нашло свое выражение и законодательное закрепление в Конституции СССР 1936 года и Конституциях союзных и автономных республик 1937 года.

Вопрос о внесении изменений, происшедших в общественном и государственном строе нашей страны, в Конституцию СССР был поставлен 1 февраля 1935 года Пленумом ЦК ВКП(б). В ней необходимо было отразить дальнейшую демократизацию избирательной системы в направлении замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых –закрытыми и уточнить социально-экономическую основу Конституции в смысле приведения ее в соответствие с существовавшим соотношением классовых сил в СССР

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов Союза ССР утвердил новый текст Конституции СССР, которая законодательно провозгласила победу социализма в стране и новое общественное и государственное устройство.

Конституция СССР 1936 года в отличие от Основного Закона СССР 1924 года содержала специальную главу (VII), которая была посвящена автономным республикам, где было закреплено их право иметь свою Конституцию, учитывающую национальные особенности и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики (статья 92). Она установила: высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом автономной республики является Верховный Совет (статьи 89-91), который избирает Президиум и образует Совет Народных Комиссаров республики согласно своей Конституции (статья 93).

Таким образом, Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительные органов автономной республики, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления.

Был урегулирован и ряд других вопросов, связанных с автономными республиками. Так, статья 35 установила, что в Совет Национальностей Верховного Совета каждая из них избирает 11 депутатов. В статье 22 были перечислены автономные республики, входящие в состав РСФСР, в том числе и Мордовская АССР. Таким образом, Мордовия вышла из состава Куйбышевского края и вошла непосредственно в состав РСФСР.

30 августа 1937 года Второй чрезвычайный съезд Советов МАССР утвердил проект Конституции (Основного Закона) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.

Конституция МАССР законодательно закрепила факт преобразования Мордовской автономной области в автономную советскую социалистическую республику, преобразование Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, отразила дальнейшую демократизацию избирательной системы.

Конституция Мордовской АССР была построена на основе и в полном соответствии с Конституциями СССР РСФСР, что обусловлено единством экономических и политических основ ее общества. Она опиралась на установленные Конституцией СССР социалистические принципы общественного и государственного устройства, которые являются общими для всех народов Советского Союза. Одновременно с этим в ней учитывались национальные, экономические, политические и исторические особенности республики.

В главе «Общественное устройство» Конституции Мордовской АССР указывалось, что ее политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся (статья 2), а экономическую – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства (статьи 4, 5). Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи, крупные государственные сельскохозяйственные предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью. В статье 11 было конкретизировано, что хозяйственная жизнь республики определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.

Глава о государственном устройстве Мордовской АССР уточняла ее компетенцию и принципы вхождения в состав РСФСР: Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика по форме своего государственного единства представляет собой социалистическое унитарное государство, входит в состав РСФСР и осуществляет государственную власть на автономных началах (статья 13). В III-VI главах Конституции определялись структура высших и местных органов государственной власти и управления и их компетенция. В главе VII были отражены принципы организации и порядок осуществления правосудия в республике, призванного стоять на страже общественного и государственного строя и прав граждан.

Глава VIII Конституции Мордовской АССР закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.

Основной Закон Мордовской АССР законодательно гарантировал право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, и т.д., устанавливал политические права граждан МАССР: равноправие женщин с мужчинами, равноправие граждан независимо от их национальности и расы, свободу слова, вероисповедания, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, объединения в различные общественное организации, а также неприкосновенность личности и тайну переписки.

В обязанности граждан республики входили соблюдение Конституций Союза ССР, РСФСР и Мордовской АССР, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистического общежития, исполнение воинской обязанности в интересах охраны и защиты нашей социалистической Родины.

Глава IX Конституции Мордовской АССР законодательно закрепила избирательную систему республики, которая строилась на тех же принципах, что и в РСФСР и СССР; всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, подотчетность и ответственность депутатов перед своими избирателями; право избирателей досрочно отзывать избранного депутата, если он не оправдает их доверия.

Глава X Конституции устанавливала герб, флаг и столицу республики.

Для внесения изменений в Конституцию необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов Верховного Совета Мордовской АССР с утверждением Верховного Совета РСФСР (глава XI).

Конституция Мордовской АССР 1937 года была построена в соответствии с Конституцией СССР и РСФСР и явилась необходимой законодательной базой для дальнейш

Вопросы для самопроверки к лекции 6

1. Когда и как произошло конституционное оформление национальной государственности Мордовии?

2. Охарактеризуйте государственно-правовое положение и Мордовской АСССР по Конституции республики 1937 года?

3. Каким было административно-территориальное деление Мордовской АСССР по Конституции республики 1937 года?

4. Какие органы государственной власти и управления Мордовской АССР формировались по Конституции республики 1937 года?

Вопросы для самопроверки к лекции 7

 

1. Когда и как была принята Конституции МАССР 1978 г.?

2. Каким было административно-территориальное устройство Мордовской АССР по Конституции 1978 г.?

3. Охарактеризуйте правовой статус МАССР по Конституции 1978 г..

4. Какими были высшие органы государственной власти и управления МАССР по Конституции 1978 г.?

 

 

Вопросы для самопроверки к лекции 8

 

1. Охарактеризуйте политические процессы в сфере реформирования государственной власти в Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г.

2. Охарактеризуйте политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1992 – марте 1993 г.

3. Охарактеризуйте политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в 1993-1995 гг.

 

Принятие Конституции РМ.

25 января 1994г. Мордовская Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Мордовия (последней из российских субъектов федерации). 30 марта 1995 года Государственным собранием Мордовии были утверждены новые герб и флаг республики.

После преобразования изменились государственно-правовой статус республики, ее взаимоотношения с Российской Федерацией, а также система государственных органов власти и управления, были созданы новые органы местного самоуправления. Произошедшие изменения были закреплены Конституцией Республики Мордовия, принятой 21 сентября 1995 г. Конституционным Собранием Республики Мордовия.

Статус Республики Мордовия может быть изменен по взаимному согласию Республики Мордовия и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Республика Мордовия должна в этом случае выразить согласие об изменении своего статуса с учетом мнения населения Республики Мордовия.

Система органов государственной власти Республики Мордовия устанавливалась Конституцией Республики Мордовия в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

В систему органов государственной власти Республики Мордовия вошли:

– глава Республики Мордовия – глава государства и высшее должностное лицо Республики Мордовия;

– государственное Собрание Республики Мордовия – высший представительный и законодательный орган власти Республики Мордовия;

– правительство Республики Мордовия – высший орган исполнительной власти Республики Мордовия;

– мировые судьи Республики Мордовия.

В дальнейшем при оценке тех или иных положений законодательства различных субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность «двухъярусного суверенитета» Российской Федерации и ее субъектов. Из конституции Республики Мордовии была убрана формулировка о главе государства

В состав Республики Мордовия вошли: 22 района – Ардатовский, Атюрьевский, Атяшевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Дубенский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Краснослободский, Лямбирский, Ромодановский, Рузаевский, Старошайговский, Темниковский, Теньгушевский, Торбеевский, Чамзинский; города республиканского значения – Саранск, Ковылкино, Рузаевка.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (зачет).

1. Установление советской власти, провозглашение Российской Федерации и начало строительства советской автономии

2. Первый проект образования мордовской советской автономии и результат его рассмотрения

3. Образование, правовой статус и органы власти и управления мордовских национальных сельских Советов и волостей.

4. Образование Мордовского округа

5. Правовой статус Мордовского округа и административно-территориальное деление

6. Государственные органы Мордовского округа

7. Преобразование Мордовского округа в автономную область и ее организационно-правовое оформление

8. Правовой статус Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края РСФСР.

9. Система государственных органов власти Мордовской автономной области и принципы их организации и деятельности.

10. Образование Мордовской АССР и ее государственно-правовое оформление.

11. Правовое положение Мордовской АССР в составе Куйбышевского края РСФСР.

12. Система государственных органов Мордовской АССР в 1934 году.

13. Конституционное оформление национальной государственности Мордовии в 1937 году.

14. Государственно-правовое положение и административно-территориальное деление Мордовской АСССР по Конституции республики 1937 года

15. Высшие органы Государственной власти и управления МАССР по Конституции 1937 г.

16. Принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции МАССР 1978 г.

17. Административно-территориальное устройство и правовой статус МАССР по Конституции 1978 г.

18. Высшие органы Государственной власти и управления МАССР по Конституции 1978 г.

19.  Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г.

20. Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1992 – марте 1993 г.

21. Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в 1993-1995 гг.

22. Структура Конституции Республики Мордовия 1995 года.

23. Система Государственных органов власти и управления Республики Мордовия по Конституции 1995 г.

24.  Государственная символика Республики Мордовия – герб, флаг и гимн.

25. Этапы национально государственного строительства мордовского народа.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГЛАВА I

Общественное устройство

СТАТЬЯ 1. Мордовская Автономная Советская Соци­алистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

СТАТЬЯ 2. Политическую основу Мордовской АССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещи­ков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариа­та, освобождения мордовского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома националистической контрреволюции.

СТАТЬЯ 3. Вся власть в Мордовской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов де­путатов трудящихся.

СТАТЬЯ 4. Экономическую основу Мордовской АССР, составляют социалистическая система хозяйства и со­циалистическая собственность на орудия и средства про­изводства, утвердившиеся в результате ликвидации ка­питалистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уни­чтожения эксплуатации человека человеком.

СТАТЬЯ 5. Социалистическая собственность в Мордовской АССР имеет либо форму государственной соб­ственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдель­ных колхозов, собственность кооперативных объединений).

СТАТЬЯ 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фаб­рики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воз душный транспорт, банки, средства связи, организован­ные государством крупные сельскохозяйственные пред­приятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищ­ный фонд в городах и промышленных пунктах являют­ся государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

СТАТЬЯ 7. Общественные предприятия в колхозах в кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки, составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный явор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадеб­ном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно устава сельскохозяйственной артели.

СТАТЬЯ 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

СТАТЬЯ 9. Наряду с социалистической системой хо­зяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в Мордовской АССР, допускается законом мелкое част­ное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, осно­ванное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

СТАТЬЯ 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и под­собное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собст­венности граждан — охраняются законом.

СТАТЬЯ 11. Хозяйственная жизнь в Мордовской АССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения об­щественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности.

СТАТЬЯ 12. Труд в Мордовской АССР является обя­занностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».

В Мордовской АССР осуществляется принцип социализма – «от каждого по его способностям, каждому — по его труду».     

ГЛАВА II

Государственное устройство

СТАТЬЯ 13. Мордовская Автономная Советская Со­циалистическая Республика входит в состав РСФСР на правах Автономной республики.

Вне пределов статьи 14 Конституции СССР и статьи 19 Конституции РСФСР, Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика осуществляет госу­дарственную власть на автономных началах.

СТАТЬЯ 14. Мордовская Автономная Советская Со­циалистическая Республика состоит из районов: Ардатовского, Атяшевского, Атюрьевского, Вертелимского, Больше-Березниковского, Дубенского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Больше-Игнатовского, Инсарского, Ичалковского, Кадошкинского, Ковылкинского, Краснослободского, Кочкуровского, Козловского, Лямбирсвого, Ладского, Пурдошанского, Ромодановского, Рузаевского, Рыбкинского, Саранского, Старо-Шайговского, Старо-Синдровского, Темниковского, Теньгушевского, Торбеевского, Ширингушского, Чамзинского и городов Саранска, Рузаевки, непосредственно подчиненных высшим орга­нам государственной власти Мордовской АССР.

СТАТЬЯ 15. Территория Мордовской АССР не может быть изменяема без согласия Мордовской АССР.

СТАТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.107 с.)