Факторы, влияющие на величину прибыли и убытков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на величину прибыли и убытков



Коммерческих предприятий

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели пред­ставлены в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балан­совая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

Р = ± Рр ± Рф ± Рвн

где, Р — балансовая прибыль или убыток;

Рр - результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

Рф - результат от прочей реализации и финансовых операций;

Рвн - результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На изменение прибыли влияют две группы фак­торов: внешние и внутренние.

К внешним факторамотносятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, действующая система налогообложения предприятия и организаций, сложившаяся практика креди­тования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относят, во-первых, объем продаж, себестои­мость продукции, структура продукции и затрат, цена продук­ции предприятия, жизненный цикл, продолжительность опера­ционного цикла, сезонность производства и реализации продук­ции, система принятой учетной политики, амортизационная по­литика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Перечисленные факторы называют основными. Во-вторых (второстепенные), выделяют факторы, связанные с нарушением хо­зяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения ус­ловий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в ос­новном определяют сферу функционирования предприятия, ре­шение о расширении или сворачивании его деятельности.

Анализ факторов, влияющих на величину прибыли, должен осу­ществляться в зависимости от того, результатом чего является прибыль. Если прибыль (убыток) является результатом от реализации,то на ее величину могут влиять:

• объем реализации - анализируются показатели, определяю­щие взаимосвязь прибыли и объема реализации;

• изменение отпускных цен - отпускная цена формируется на основании себестоимости продукции;

• материалоемкость производства - чем выше этот показа­тель, тем большее влияние на величину прибыли оказывает изменение цен на материалы;

• трудоемкость производства - влияние определяется анало­гично материалоемкости;

• энергоемкость производства - влияние определяется анало­гично материалоемкости;

•изменение доли прочих затрат (командировочные, предста­вительские и др.);

• учетная политика в целях налогообложения и учетная поли­тика организации;

• структурные сдвиги в ассортименте продукции, степень вы­полнения договорных отношений;

• соблюдение норм расходования сырья и материалов в орга­низации и др.

Прибыль от внереализационных операцийзависит от других фак­торов и может быть связана:

• с долей ценных бумаг в имуществе организации;

• с величиной дивидендов, получаемых от других организаций по ценным бумагам;

• с принятой формой арендных отношений;

• с особенностями налогообложения внереализационных опера­ций и принятой учетной политикой в целях налогообложения;

• с изменением курса рубля к иностранной валюте и т. д.

Расчет суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) может быть осуществлен по следующей формуле:

ΣР = ΣN - Σ S

где, ΣN – сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и др. аналогичных платежей;

Σ S – сумма затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручку от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой при­были.

Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования.

Приведем пофакторные расчеты изменения прибыли.

Общее изменение себестоимости за период составляет

∆ S = ∆ U + ∆ M + ∆ A

где, ∆ S - общее изменение затрат на производство реализованной про­дукции;

∆ U -изменение затрат по оплате труда;

∆ M - изменение материальных затрат;

∆ A - изменение амортизации.

В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением - абсолютное отклонение:

∆ U = U 1 – U 2

относительное отклонение:

∆ U = U 1 – U 0 х JN

 где, U 1, U 0 - отчетная и базовая величина затрат по оплате труда;

JN - индекс изменения объема выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг.

Изменение материальных затрат раскладывается аналогично - абсолютное отклонение:

∆М = М1 – М2;

относительное отклонение:

∆М = М1 – М0 х JN

где, М1, М0 - отчетная и базовая величина материальных затрат.

Влияние амортизации составит - абсолютное отклонение:

∆А = А1 – А2

относительное отклонение:

∆А = А1 – Ао   х JN

где А1, А0 - отчетная и базовая величина амортизационных отчис­лений. Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости продукции. Это отража­ется на изменении прибыли от реализации и, в конечном счете, на изме­нении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет к сниже­нию балансовой прибыли и наоборот.

Показатели относительной экономики ресурсов используются для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных, трудовых, основных фондов.

Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение субъектов хозяй­ствования к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем, действующая система налогообложения доходов вынуждает субъекты хозяйствования скрывать свои доходы, использовать все легальные воз­можности манипулирования величиной прибыли для снижения налого­облагаемой базы.

Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего - в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксирован­ной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, является одной из важнейших задач финансового ана­лиза. Информативность результатов решения этой задачи наиболее высока для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (потенциальных ин­весторов, кредиторов и др.). Отметим основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли.

Во-первых, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен особенностями самой действующей системы бухгалтерского учета, выявления и отражения в отчетности финансовых результатов про­изводственно-коммерческой деятельности организаций.

Во-вторых, указанный разрыв обусловлен применением регулирую­щих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями кон­кретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерско­го учета на предприятии.

Методы регулирования прибыли, самостоятельно определяемые пред­приятием на основании действующих общих правил организации бухгал­терского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим по­ложениям:

● выбор порядка начисления износа по основным средствам.

В соответствии с действующим положением предприятия имеют воз­можность осуществлять ускоренную амортизацию активной части ос­новных средств. Метод ускоренной амортизации позволяет в более корот­кие сроки перенести стоимость используемых основных средств на из­держки производства и обращения, т.е. их воспроизводства. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и налогов на прибыль;

● выбор порядка начисления износа по нематериальным активам.

Предприятия сами определяют порядок начисления износа и пере­чень объектов нематериальных активов, по которым износ начисляется. Нормы износа также устанавливаются предприятием самостоятельно. Имея в виду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяются дого­ворными отношениями, можно заключить, что предприятие имеет не­малые возможности в регулировании себестоимости продукции и при­были;

● выбор метода определения расходов при реализации товаров.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 268 гл. 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшит доходы на стоимость приобретения покупных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:

- по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретения товаров (ЛИФО);

- по средней стоимости;

- по стоимости единицы товара;

● выбор метода оценки потребленных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).

Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки:

- по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;

- по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).

Выбор метода оценки материальных затрат оказывает наиболее суще­ственное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому и второму методам ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и, как след­ствие, к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль или наоборот.

Финансовое состояние такого предприятия может резко ухудшиться в последующие периоды, поскольку оно не обеспечит себе необходимых условий воспроизводства капитала.

Использование метода ЛИФО в этих условиях, более предпочтитель­но, потому что приведет к увеличению себестоимости продукции в части материальных затрат и к уменьшению прибыли;

● выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимости продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих трех способов:

- фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек про­изводства или обращения;

- создается ремонтный фонд с последующим списанием из него факти­ческих затрат по ремонту основных средств;

- фактические затраты по ремонту основных средств аккумулируются на счете «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным спи­санием на издержки производств и обращения.

При первом способе списания затрат по ремонту основных средств существующие колебания в затратах на ремонт, вызванные неравномер­ностью ремонтных работ в течение года, прямо переносят на себестои­мость продукции и прибыль.

Второй и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приведет к увеличению финансово-эксплуатационных по­требностей предприятия в оборотных средствах;

● выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.

Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулиро­вания может осуществляться пропорционально основной заработной пла­те производственных рабочих или пропорционально производственной себестоимости. Способ распределения косвенных расходов оказывает су­щественное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабель­ности отдельных видов продукции, работ, услуг;

● изменение сроков погашения расходов будущих периодов. Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

● выбор метода определения выручки от реализации продукции. Предприятия могут определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции (работ, услуг), либо по мо­менту отгрузки продукции и предъявления платежных документов поку­пателю (заказчику).

Несоответствие между доходами и расходами имеет место как при первом, так и при втором методах определения выручки. Однако при вто­ром методе величина начисленной прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятие. Наоборот, второй метод ини­циирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Ма­лейшая задержка платежей покупателями может вызывать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому этот метод стимулирует предприятия к переходу на предоплату продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики.

● создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов. Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продук­ции и прибыль резких (пиковых) колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года.

Прибыль - это не просто учетная величина, определяемая как разность между чистой выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство реализованной продукции, но прежде всего экономи­ческая категория, отражающая суть бизнеса.

Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая биз­нес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущ­ностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.

Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельцев и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств.

Для владельцев предприятия, потенциальных ин­весторов и кредиторов важна прибыль не только в конце данного отчетно­го периода, но и в последующие периоды. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности предприятия. Она должна нести в себе заряд результативности будущей производствен­но финансовой деятельности предприятия.

Формирование прибыли предполагает решение следующих основных задач:

● обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ре­сурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными естественными ограничителями размера прибыли выступают возможный уро­вень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и фи­нансового рынков;

● обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой при­были и допустимым уровнем риска. Между этими двумя показателями существует прямопропорциональная связь. С учетом отношений менеджеров к хозяйственным рискам форми­руется допустимый их уровень, определяющий политику (агрессивную, умеренную (компромиссную), консервативную) осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в про­цессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли;

● обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспек­тивного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска про­дукции и освоения новых перспективных ее видов;

● обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет при­были в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как при­быль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих пред­стоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль;

● обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта зада­ча призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систе­му критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

4. Методы расчета плановой прибыли

В современных условиях хозяйствования исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. 

Роль прибыли в повышении эффективности производства возрастает в современных условиях хозяйствования. И от того, насколько достоверно определена плановая величина прибыли, во многом будет зависеть успех финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиционных проектов, прироста собственных оборотных средств, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и др. контрагентами, которые вступают в экономические отношения с предприятием.

Следовательно, правильное исчисление плановой прибыли на предприятиях и организациях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и государства в целом, т.к. на основе таких расчетов определяются размеры платежей из прибыли, направляемые в бюджеты разных уровней, прибыли, которые поступят в распоряжение предприятия и т. д. и т.п.

Планирование прибыли является одним из основных участков работы финансовых отделов предприятий и организаций. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятий и организаций.

Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления прибыли от различных видов деятельности, а также это обусловлено тем, что в зависимости от источника получения прибыли применяются разные ставки налога на прибыль.

Ранее план по прибыли являлся важным разделом пятилетнего плана экономического и социального развития любого предприятия. Он составлялся с разбивкой по годам.

В условиях стабильной рыночной экономики планирование прибыли осуществляется на период от 3-5 лет. Прежде всего это зависит от экономических условий развития национальной экономики страны, а также перспективных планов развития самих предприятий.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года.

При нестабильной экономической и политической ситуации в стране планирование возможно на более кратковременный период – полугодие или квартал, так как на более длительный период не всегда экономически себя оправдывает – затраты большие, а результат нулевой. Это объясняется темпами инфляции, колебанием цен на выпускаемую продукцию, экономической обстановкой в стране и т.п.

Расчет плановой прибыли может осуществляться с применением различных методов:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- нормативный метод;

- факторный метод;

- с использованием ЭММ и др.

Наиболее распространенными методами расчета плановой прибыли являются метод прямого счета, аналитический и с использованием ЭММ.

 Расчет плановой прибыли методом прямого счета. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли – прибыль от продаж, прибыль от прочей реализации и внереализационных операций. Основой для расчета прибыли от продаж является объем производства товарной продукции в планируемом периоде, а также ее остатки на начало и конец указанного периода.

Расчет плановой суммы прибыли от реализации продукции методом прямого счета осуществляется по каждому виду изделий или укрупненным группам, а затем в целом по предприятию.

Прибыль от товарного выпуска товарной продукции рассчитывается на основе данных сметы затрат на производство и реализацию продукции, где исчисляется полная себестоимость товарного выпуска продукции в планируемом периоде:

ΣП = ΣСтп -ΣSтп   или ΣПтп = Yтп х (Цтп  - Стп)

где, ΣП – сумма прибыли от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

ΣСтп  - стоимость всей товарной продукции, которая будет выпущена в планируемом периоде в действующих ценах реализации;

ΣSтп  - полная себестоимость товарной продукции, которая будет выпущена в планируемом периоде;

Yтп  - объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Цтп – цена единицы товарной продукции (без НДС и акцизов);

Стп  - полная себестоимость единицы товарной продукции.

Ввиду того, что объем производства товарной продукции и объем ее реализации в планируемом периоде не совпадают на величину переходящих остатков на начало и конец планируемого периода расчет плановой суммы прибыли от реализации продукции осуществляется по следующей формуле:

ΣПрт = ΣПон + ΣПтп - ΣПок

где, ΣПрт – сумма прибыли от реализации товарной продукции в планируемом периоде;

ΣПон – сумма прибыли в остатках готовой продукции на складе и в отгрузке на начало планируемого периода;

ΣПтп – сумма прибыли от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

ΣПок - сумма прибыли в остатках готовой продукции на складе и в отгрузке на конец планируемого периода.

Для исчисления общего размера плановой прибыли необходимо к сумме прибыли от реализации продукции (продаж) прибавить прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные доходы.

Прибыль от прочей реализации планируется по таким хозяйственным операциям: выполнение работ и услуг непромышленного характера, включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту; реализация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов сырья, материалов и топлива; реализация услуг транспортных хозяйств и др. Прибыль от прочей реализации не является стабильным источником ее получения. Поэтому целесообразно предварительно проанализировать ее структуру и состав в отчетном году.

Исчисление прибыли от прочей реализации, как правило, производится методом прямого счета. И только в порядке исключения, когда доля прочей продукции незначительна, прибыль от ее реализации может быть определена исходя из рентабельности, достигнутой в предшествующем году, и запланированного объема этой продукции или услуг в предстоящем году.

Прибыль от планируемых внереализационных операций определяется как правило на основе данных прошлых лет, т.е. в расчете учитываются доходы и расходы по внереализационным операциям, являющиеся наиболее постоянными и связаны с нормальными условиями деятельности предприятия. Поступление пеней, штрафов и неустоек не планируется на предприятии. Они учитываются при определении фактической прибыли.

Положительным моментом метода прямого счета заключается в том, что он прост. Все расчеты прибыли построены на прямом определении себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Он применяет на предприятиях, осуществляющих производство однородной продукции или выпускающих небольшой ее ассортимент.

Недостатки данного метода заключаются в следующем:

во-первых, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, применение указанного метода затруднено, т.к. плановые и отчетные данные о себестоимости составляются лишь по важнейшим видам изделий или представителям групп изделий, а по остальной продукции применяются расчетные показатели. А это существенно влияет на точность подсчета размера плановой прибыли. Кроме того, если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то проверка правильности исчисления размера плановой прибыли от ее реализации является очень трудоемким процессом;

во-вторых, данный метод не учитывает факторы, влияющие на величину прибыли в планируемом периоде.

 

б. Расчет плановой прибыли аналитическим методом

Аналитический метод расчета плановой прибыли применяется на предприятиях:

- если оно выпускает широкий ассортимент продукции;

- с целью осуществления проверки правильности исчисления прибыли методом прямого счета.

Положительным моментом данного метода является то, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на величину плановой прибыли, например, себестоимости, ассортиментных сдвигов, изменение уровня оптовых цен и др. факторов.

На практике применяют два аналитических метода расчета плановой прибыли.

1. Первый метод заключается в том, что расчет плановой прибыли осуществляется на основе затрат на рубль товарной продукции. Расчет производится по формуле:

ΣР = Тп х (1 - Зтп);

где: Σ Р – сумма плановой прибыли от выпуска товарной продукции;

Тп – объем выпуска товарная продукция в планируемом периоде в ценах реализации;

Зтп – затраты на 1 рубль товарной продукции.

Пример, выпуск товарной продукции в оптовых ценах предприятия (Тп) – 50 млн. руб.;

Затраты на 1 руб. товарной продукции – 84 коп. Следовательно, прибыль на 1 рубль товарной продукции составит 16 коп. Плановая сумма прибыли будет равна 8 млн. руб.

                  Р = 50 000 000 х (1 – 0,88) = 8 000 000 руб.

 

Данный метод применяется в основном при разработке перспективных планов развития предприятий и организаций различных отраслей экономики страны, т.к. исходной базой для исчисления плановой прибыли является весь объем выпускаемой продукции, т.е. как сравнимой, так и не сравнимой.

2 метод. Второй метод аналитического расчета плановой прибыли основан на том, что первоначально определяется прибыль от реализации сравнимой товарной продукции на основе использования базового уровня рентабельности, а за тем полученная величина увеличивается на сумму прибыли, полученная от реализации несравнимой товарной продукции.

Исчисление плановой прибыли данным методом состоит из нескольких последовательных этапов:

на первом этапе определяется ожидаемые базовая прибыль и полная себестоимость сравнимой товарной продукции, на основе которых рассчитывается базовый уровень рентабельности.

                             Расчет базовой рентабельности                       тыс. руб.

 

№пп

 

Наименование показателя

 

Итого за I-III

Ожидаемое выполнение плана

за IY кв. за текущий год
  Сравнимая товарная продукция      
1 по действующим ценам (без НДС и акцизов) 7260 2740 10000
2 по полной себестоимости 5160 1840 7000
3 Прибыль от сравнимой продукции 2100 900 3000
  4 Поправки к сумме прибыли в связи с изменением цен на продукцию   64   36   100
5 Прибыль, принимаемая за базу 2164 936 3100
6 Базовая рентабельность, % (стр. 5: стр. 2 х 100)   41,9   50,9   44,3

на втором этапе исчисляется объем сравнимой товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года. В планируемом году предусматривается рост объема производства сравнимой товарной продукции в стоимостном выражении на 8,5 процента. Это составит по себестоимости отчетного периода 7595 тыс. руб. = 7000 х (1 + 0,085).

Тпо = Тпсо х (1 +Сс)

где, Тпо – товарная продукция планируемого года по себестоимости отчетного года;

Тпсо – товарная продукция по полной себестоимости текущего года;

Сс - рост или снижение объема производства товарной продукции в планируемом году (изменение себестоимости);

на третьем этапе, исходя из рассчитанного базового уровня рентабельности и исчисленной себестоимости, определяется прибыль по сравнимой товарной продукции на планируемый период. Прибыль, в данном случае, будет равна 3364,6 тыс. руб. = 7595 х 44,3: 100.

Пстп = Стпсо х R б : 100

где, Пстп  - прибыль по сравнимой товарной продукции планируемого года;

Стпсо – сравнимая товарная продукция планируемого года в пересчете на себестоимость отчетного периода;

Rб – базовый уровень рентабельности.

на четвертом этапе рассчитывается влияние отдельных факторов на величину плановой прибыли:

- снижение (увеличение) себестоимости сравнимой товарной продукции;

Выпуск сравнимой товарной продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года составила 7595 тыс. руб. Эта же продукция, но по полной себестоимости предстоящего планируемого года, определена в сумме 7940 тыс. руб., т.е. она возросла на 4,5 процента. Отсюда увеличение себестоимости сравнимой товарной продукции составит 345 тыс. руб. = 7940 – 7595. Повышение себестоимости повлечет снижение плановой прибыли на данную сумму;

- изменения в ассортименте выпускаемой товарной продукции. Для того, чтобы определить влияние ассортиментных сдви­гов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себе­стоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Полученные коэффициенты отражают средний уровень рентабельности в истекшем и плановом году. Разница между коэффициентами показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль выпускаемой товарной продукции.

Таблица

Расчет влияния на плановую прибыль ассортиментных сдвигов

в выпускаемой продукции в планируемом году

 

 

 

Наименование продукции

 

 

Рентабельность, %

(Ri)

Отчетный период

Планируемый период        

удельный вес в общем объеме сравнимой товарной продукции, % (Уiф)   коэффициент рентабельности, (гр.2хгр.3):100 удельный вес в общем объеме сравнимой товарной продукции, % (Уiпл)   коэффициент рентабельности, (гр.2хгр.5):100
1 2 3 4 5 6
А 20 32 6,4 18 3,6
Б 46 10 4,6 30 13,8
В 18 30 5,4 16 2,9
Г 34 28 9,5 36 12,2
Итого     25,9   32,5

 

Коэффициент рентабельности в планируемом году увеличивается по сравнению с отчетным периодом на 6,6 п.п. = 32,5% – 25,9%. Таким образом, изменение структуры выпускаемой товарной продукции в планируемом году позволит предприятию дополнительно получить прибыль в сумме 501,3 тыс. руб. Рост прибыли предусматривается получить за счет увеличения выпуска высокорентабельной сравнимой товарной продукции:

7595 тыс. руб. х 0,066 = 501,3 тыс. руб.;

- изменения отпускных цен. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует ис­числять от объема соответствующей продукции. Предположим, что цены на всю товарную сравнимую продукцию предполагается увеличить в плано­вом году на 10%. Исходя из того, что плановый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах базового периода, составит 10100 тыс. руб. (7000 полная себестоимость и 3100 базовая прибыль), то предприятие получит дополнительно прибыль только за счет данного фактора в размере 1010 тыс. руб. (10100 тыс. руб. х 0,1);

на пятом этапе рассчитывается прибыль по несравнимой товарной продукции. Плановая прибыль по данной продукции определяется по ассортименту, т.е. методом прямого счета, или умножением плановой себестоимости несравнимой продукции на запланированный процент рентабельности этой продукции. Предположим, что несравнимая товарная продукция в планируемом году принята по полной себестоимости в сумме 350 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акцизов) – 441 тыс. руб. Следовательно, прибыль по несравнимой товарной продукции в предстоящем году составит 91 тыс. руб. (441 – 350).

на шестом этапе рассчитывается влияние изменения остатков готовой продукции на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого года. Прибыль от реализации входных остатков определяется с учетом рентабельности товарной продукции IY кв. (44,3%), а прибыль от реализации выходных остатков – из рентабельности товарной продукции IY кв. планируемого года (57,1%). Если остатки на начало года составят, например, 164 тыс. руб., а на конец – 138 тыс. руб., то прибыль составит соответственно – 72,6 тыс. руб. (164 тыс. руб. х 0,443), 78,8 тыс. руб. (138 тыс. руб. х 0,571). В целом предприятие на конец года планируется получить прибыль больше на 6,2 тыс. руб., чем на начало года. На данную величину уменьшится сумма прибыли от реализации товарной продукции, т.е. на 6,2 тыс. руб.

Таблица

Сводный аналитический расчет плановой прибыли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.099 с.)