Тема 1. Основы организации финансов юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы организации финансов юридических лиц



Классификация

Доходы от текущей деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность организации, предусматривающая извлечение прибыли в качестве основной цели или не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (общественные организации). Текущая деятельность может быть связана с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнение СМР, оказание услуг общественного питания и т.д.

Доходы от инвестиционной деятельности. Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная: - с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и др. внеоборотных активов, а также их продажей;

- с осуществлением собственного строительства, расходы на НИОК и технологические разработки ит.п.;

Доходы от финансовой деятельности. Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации и привлеченных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другим организациям займов, погашение кредитов и т.п.).

Доходы от основной деятельности – специализация хозяйствующего субъекта;

Доходы от прочей деятельности – рассматривали.

Выручка от реализации продукции в отраслях промышленности

Процесс материального производства завершается доставкой готовой продукции до потребителя (выполнения работ, оказания услуг).

Реализация продукции (работ, услуг) является одним из основных показателей, подтверждающих завершение процесса производства и получение выручки. Из этого следует то, что реализацией продукции и поступлением выручки на счета предприятия или в его кассу завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.

Планирование и использование выручки промышленными предприятиями

В процессе финансово-хозяйственной деятельности, работники финансовых служб предприятия осуществляют планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения это трудно прогнозируемый процесс, а финансовая политика, проводимая правительством в такой период в области взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетной и кредитной системой, постоянно изменяется, то годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В таких условиях нет необходимости в расходовании средств и времени на годовое планирование выручки.

Квартальное планирование выручки. В современных условиях отчетность по многим налогам, в том числе и по налогу на прибыль - квартальная. Поэтому для того чтобы определить сумму авансовых платежей по налогу на прибыль, администрации предприятия необходимо знать размер выручки, исчисленной на квартал. Даже в тех случаях, когда на предприятиях планируется годовая сумма выручки, она разбивается на четыре квартала, для того чтобы иметь представление о том, какую сумму налога на прибыль (авансовый платеж) следует внести в бюджет в том или ином квартале.     

Таким образом, планирование выручки осуществляется на стадии разработки финансового плана (годового, квартального), одного из основных разделов бизнес-плана. Оно необходимо для определения валового дохода и прибыли, а также для составления оперативных финансовых планов.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денежных средств за отгруженную продукцию.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции – без экспортных тарифов).

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ и оказанных услуг и установленных расценок и тарифов.

В современных условиях хозяйствования предприятия и организации самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции и ее планирование. Существуют два метода определения плановой выручки: метод прямого счета и расчетный метод.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе выпускаемой продукции. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов с покупателями. Данный метод является наиболее достоверным методом планирования выручки, так как план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Наиболее важным моментом данного метода планирования выручки является то, что он позволяет наиболее точно определить объем выручки по срокам ее поступления. Кроме того, он способствует сокращению выпуска продукции, которая не пользуется спросом у покупателей.

При использовании данного метода, выручка исчисляется по следующей формуле:

           В = U x Ц, где: U – объем реализуемой продукции;

                                      Ц – цена единицы реализуемой продукции.

Однако, в условиях становления рыночных отношений, этот метод не имеет широкого распространения. Причина такого явления заключается главным образом в том, что многие предприятия своевременно не заключают договора на поставку своей продукции, а это не гарантирует уже ее реализацию в полном объеме.

Поэтому для планирования выручки используется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции в планируемом периоде. Общая сумма выручки определяется путем умножения количества изделий, подлежащих реализации в планируемом периоде, по каждой номенклатурной позиции отдельно, на действующие оптовые цены предприятия принятые в плане.

Следовательно, для определения плановой суммы выручки прежде всего необходимо знать количество и ассортимент реализуемой продукции и отпускные цены.

Объем реализации в планируемом периоде, как правило, не совпадает с объемом выпуска продукции за тот же период, т.к. часть произведенной продукции в планируемом периоде остается нереализованной в виде остатков готовой продукции на складе и в отгрузке (документы не оформлены – не сданы в банк) на конец планируемого периода. Кроме того, часть продукции, которая была произведена в текущем периоде, перейдет в виде остатков готовой продукции на начало планируемого периода.

Общая формула будет выглядеть следующим образом:

ΣВо = ΣОн + ΣТп –ΣОк, где:

ΣВо общая сумма выручки от реализации продукции;

ΣОн - остатки готовой продукции, нереализованные на начало планируемого периода в стоимостном выражении;

ΣТп выпуск товарной продукции в планируемом периоде;

ΣОк остатки готовой продукции, нереализованные на конец планируемого периода в стоимостном выражении.

При планировании выручки важное значение имеют остатки готовой продукции на начало и конец планируемого периода, точнее их размер (входные и выходные остатки готовой продукции).

Использование выручки

Если поступление выручки на счета предприятия – это завершение кругооборота средств, то ее распределение и использование представляет собой подготовка и начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов.

При поступлении денежных средств за реализованную продукцию из них исключается НДС, оставшаяся часть образует выручку от реализации продукции (работ, услуг). Она в первую очередь направляется на возмещение материальных затрат – сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. виды материальных ценностей, а также на формирование амортизационного фонда.

Оставшаяся часть выручки, включающая вновь созданную стоимость, является валовым доходом предприятия, используется на выплату заработной платы, на уплату ЕСН и других налогов, включаемых в себестоимость продукции или относимых на финансовый результат. Если после финансирования перечисленных затрат у предприятия останутся средства, то это будет прибыль.    

                    Факторы, влияющие на величину выручки

- объем производства и реализации продукции;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на рынке;

- уровень применяемых цен;

- снижение остатков нереализованной готовой продукции на складе;

- своевременность оформления и сдачи их в банк платежных документов;

- применяемые формы расчетов и др.

Расходы организаций

1. Понятие расходов организации на производство продукции

2. Классификация расходов (затрат)

3. Факторы, влияющие на себестоимость продукции

 

Прочие расходы

Операционными расходами являются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

сумма уценки активов;

перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Из сказанного следует, что расходы на производство – затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда и т.п. Совокупность затрат на производство продукции (работ, услуг), выраженная в стоимостной форме образует себестоимость продукции. Выделяют – производственную, коммерческую и полную себестоимость.

Из всего сказанного можно сделать отдельные выводы, а именно: Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организаций. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

- осуществления внутрипроизводственного хозрасчет;

- выявления резервов снижения себестоимости продукции;

- определения цен на продукцию;

- исчисления национального дохода в масштабах страны; 

- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

- обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.    

Классификация расходов

Расходы на производство и реализацию продукции неоднородны по составу, экономическому назначению и роли в производстве и реализации продукции. Поэтому при исчислении себестоимости продукции важное значение имеет научно-обоснованная (правильная) группировка затрат по различным признакам (принципам).

Одним из основных принципов организации планирования и учета себестоимости является группировка одних и тех же затрат на производство продукции в двух направлениях:

1. по экономическим элементам затрат;

2. по статьям расходов – статьям калькуляции.

Элементы затрат:

         1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

3. затраты на оплату труда;

4. отчисления на социальные нужды – ЕСН;

5. амортизация основных фондов;

6. прочие затраты.

Статьи калькуляции:

        1. сырье и основные материалы;

        2. возвратные отходы;

3. топливо и энергия на технологические цели;

4. основная заработная производственных рабочих;

5. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

6. отчисления на социальные нужды или ЕСН;

7. расходы на освоение производства;

8. расходы на эксплуатацию и содержание оборудования;

9. общепроизводственные расходы;

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

12. прочие производственные расходы

Перечисленные элементы образуют производственную себестоимость продукции. Производственная себестоимость + коммерческие расходы формирую полную себестоимость выпускаемой и реализуемой продукции.

Первая из приведенных группировок (по элементам затрат) используется при составлении сметы затрат на производство, которая позволяет непосредственно увязать план (программу) по себестоимости продукции с планом производства и реализации продукции, с планом по труду и заработной платой, планом МТС и финапланом.

Другая группировка применяется при составлении калькуляции позволяющей определить: во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг.

Кроме того, данные отмеченной группировки используются для разработки мероприятий по снижению себестоимости продукции. Она позволяет выявить влияние на себестоимость продукции ряд факторов:

1. изменение объема производства;

2. потери от брака;

3. простои и т.п.

Кроме отмеченных группировок, затраты классифицируются и по другим признакам. Например, - в зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость производимой продукции (работ, услуг) – они подразделяются на прямые и косвенные.   

Прямые расходы – это затраты, непосредственно связанные с производством отдельных изделий и относящиеся на их себестоимость прямым путем. 

Косвенные затраты – это расходы, которые связаны с организацией и управлением производства и относятся к деятельности предприятия в целом, т.е. они не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельного вида продукции.

- по отношению к процессу производства – на основные и накладные

Основные затраты – это расходы, непосредственно связаны с выполнением технологических операций по производству продукции – сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, оплата труда производственных рабочих, амортизация и т.п.

Накладные расходы по своей роли в процессе производства, т.е. своей сущности, аналогичны косвенным затратам, т.к. они связаны с организацией, обслуживанием и управлением производства в целом. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Указанные затраты распределяются между отдельными видами продукции пропорционально прямым затратам или основной заработной плате производственных рабочих.

Необходимо отметить то, что в отраслях промышленности, выпускающих однородную продукцию (уголь, нефть, газ, электроэнергия), все расходы – основные и накладные – включаются в себестоимость продукции как прямые затраты.

И наоборот, в нефтеперерабатывающей, химической, цветной и некоторых других отраслях промышленности, где из одного вида сырья производится несколько видов продукции, основные затраты распределяются между отдельными видами продукции не прямым методом, а косвенным;

в зависимости от участия в производственном процессе – на производственные и внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Производственные затраты – это затраты, которые связаны с производством отдельного вида продукции или всей ее совокупности.

Коммерческие – это затраты, которые связаны с реализацией продукции.

- в зависимости от охвата планом – на планируемые и непланируемые (брак, санкции, т.е. пени, штрафы и т.п.).

- в зависимости от календарной периодичности – расходы подразделяются на текущие (расходы сырья, материалов, топлива и т.п.) и единовременные (однократные), производимые реже одного раза в месяц –расходы на освоение новых видов продукции.

- По отношению к объему произведенной продукции затраты подразделяют на условно-постоянные и переменные.

- Условно-постоянные – это затраты, абсолютная величина которых не зависит от объема производства, т.е. увеличивается он или уменьшается, величина их остается практически неизменной, а относительная величина этих затрат на единицу продукции изменяется в обратной закономерности по отношению изменения объема производства.  

К условно-постоянным затратам относятся – арендная плата, процент за кредит, страховые платежи, амортизация, оплата труда руководителей предприятия и др. Размер перечисленных затрат может изменяться под воздействием экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Переменные – это затраты, абсолютная величина которых находится в прямой зависимости от объема производства продукции, а относительная величина на единицу продукции остается неизменной. К переменным затратам относятся – расходы на оплату труда производственных рабочих, платежи за сырье, материалы, топливо и энергию для производственных нужд и др.

Условно-постоянные и переменные затраты в совокупности представляют затраты на производство продукции (работ, услуг).

Условно-постоянные и переменные затраты используются прежде всего при определении точки безубыточности, т.е. нулевого уровня рентабельности. 

В заключении можно сказать, что применяемая единая классификация затрат в различных отраслях национальной экономики обеспечивает сопоставимость показателей себестоимости продукции за разные периоды времени, одинаковых и взаимозаменяемых видов изделий разных предприятий.

Тема 3. Прибыль организаций

 

1. Экономическое содержание прибыли организаций и ее значение

2. Виды прибыли их характеристика и классификация

3. Методы расчета плановой прибыли

4. Влияние количественных и качественных факторов на величину прибыли

5. Распределение и использование прибыли

 

 

1. Экономическое содержание прибыли организаций и ее значение

Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных отношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Она является одним из основных источником доходной части бюджетов разных уровней и финансирования расширенного воспроизводства и критерием эффективности предпринимательской деятельности предприятий. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Несмотря на то, что категория "прибыль" достаточно давно вошла в категориальный аппарат экономической науки и является главной движущей силой рыночной экономики, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единства мнений на ее соци­ально-экономическое содержание.

 Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического прогресса и экономического роста.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

В централизованной плановой экономике прибыль не выдвигалась в качестве цели и мотива производства, а лишь выступала одним из основных показателей результативности производства на предприятии, а также требованиям хозяйственного расчета.

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыль. В основе экономической лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу как труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерен риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как вознаграждение за преодоление неопределенности.

Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрение достижений НТП и за экономические услуги обществу. Прибыль здесь носит временный характер, то появляется, то исчезает.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Она представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль – особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

· главный показатель возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатор кредитоспособности;

· главный стимул собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

· индикатор конкурентоспособности организации;

· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность для нормального функционирования любой организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому ее объему, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров (работ, услуг), но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях существующей конкуренции.

 Стремление к получению прибыли побуждает товаропроизводителей к снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), к увеличению объема ее реализации, к внедрению научно-технических разработок и т.л. Для предпринимателя прибыль является ориентиром (сигналом), указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости с наименьшими затратами, а это порождает стимулы для инвестирования средств в такие сферы предпринимательской деятельности.

При развитой конкуренции стремление к получению прибыли достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль как экономическая категория характеризует конечный положительный финансовый результат всей предпринимательской деятельности предприятия. Поэтому она является одним из основных стоимостных показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.  

В отличии от других стоимостных показателей, она дает наиболее обобщающую характеристику всей производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. В ней наиболее полно в стоимостной форме отражаются и количественные и качественные показатели: снижение себестоимости продукции (работ, услуг), повышение ее качества, расширение ассортимента, увеличение объема реализации и др.

Главное предназначение прибыли в современных условиях осуществления предпринимательской деятельности – отражение эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражение которых должна являться цена продукции. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Однако на величину прибыли могут воздействовать факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий производственных коллективов – одни положительно, другие негативно. Например, методы начисления амортизации, уровень цен на потребляемые сырье, материалы, тарифы на коммунальные услуги, цены на реализуемую продукцию и др.

Кроме того, прибыль является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также она используется как экономический рычаг активного воздействия на интересы непосредственных товаропроизводителей. От величины и своевременности поступления прибыли в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения страны.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода, между предприятиями и государством, различными отраслями экономики страны и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятием и его работниками.

Однако, следует заметить, что предприятие получает прибыль только в том случае, когда выручка превышает полную себестоимость реализованной продукции. Если же она равна себестоимости, то предприятию удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, а если выручка будет меньше себестоимости, то в таком случае предприятие получает убыток - отрицательный финансовый результат.   

                             > - // -      = прибыль (положит-й финан-й результат)

      Выручка  = полная себестоимость = нулевой финансовый результат

                            < - // -           = отрицательный финан-й рез-т

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли, ее виды.

В рыночных условиях хозяйствования государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе и штрафов.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и необлагае­мую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании нало­говой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложе­нию, регулируется соответствующим законодательством.

По характеру инфляционной "очистки " прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скор­ректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

По периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и при­быль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях ана­лиза и планирования для выявления соответствующих изменений в ее динамике, построе­ния соответствующего базиса расчетов и т.п.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая формируется предприяти­ем регулярно, и так называемую "чрезвычайную" прибыль. Термин "чрезвычайная"прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необы­чайный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования, например, продажи одного из филиалов.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потреб­ляемую ее части. Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направ­лена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для ха­рактеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет бо­лее узкое значение).

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации.

Нераспределенная прибыль – это часть прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) и осталась в распоряжении фирмы. Она представляет собой сумму прибыли прошлых лет, так и прибыль отчетного года.

Консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. 

Акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в двух величинах: базовой прибыли на акцию, которая отражает часть прибыли отчетного периода, причитающейся акционерам - владельцам обыкновенных акций, и прибыли на акцию, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли на акцию в последующем отчетном периоде - разводненная прибыль на акцию.

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классифицированных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской деятельности. Предлагаемая система показателей обобщает имеющийся опыт анализа и оценки финансовых результатов деятельности предприятий и организаций. Вместе с тем она не претендует на исчерпывающую полноту и завершенность. Выделение вышеуказанных видов прибыли аккумулирует необходимые данные, способствующие решению следующих проблем внутрифирменного управления процессами формирования и распределения прибыли:

● четкое разграничение и учет внешних и внутренних издержек;

● выбор сферы деятельности, позволяющей получить максимальный эффект от вложения предпринимательских ресурсов;

● количественная оценка совокупных доходов предприятия с учетом всех издержек (явных и неявных);

●определение разницы между реально вложенным капиталом и суммой полученных денежных средств от различных видов деятельности.  

Коммерческих предприятий

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели пред­ставлены в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балан­совая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

Р = ± Рр ± Рф ± Рвн

где, Р — балансовая прибыль или убыток;

Рр - результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

Рф - результат от прочей реализации и финансовых операций;

Рвн - результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На изменение прибыли влияют две группы фак­торов: внешние и внутренние.

К внешним факторамотносятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, действующая система налогообложения предприятия и организаций, сложившаяся практика креди­тования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относят, во-первых, объем продаж, себестои­мость продукции, структура продукции и затрат, цена продук­ции предприятия, жизненный цикл, продолжительность опера­ционного цикла, сезонность производства и реализации продук­ции, система принятой учетной политики, амортизационная по­литика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Перечисленные факторы называют основными. Во-вторых (второстепенные), выделяют факторы, связанные с нарушением хо­зяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения ус­ловий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в ос­новном определяют сферу функционирования предприятия, ре­шение о расширении или сворачивании его деятельности.

Анализ факторов, влияющих на величину прибыли, должен осу­ществляться в зависимости от того, результатом чего является прибыль. Если прибыль (убыток) является результатом от реализации,то на ее величину могут влиять:

• объем реализации - анализируются показатели, определяю­щие взаимосвязь прибыли и объема реализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.15 с.)