О Стратегии национальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О Стратегии национальной безопасности



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 года

№ 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стра- тегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,

№ 20, ст. 2444);

пункт 27 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федера- ции от 1 июля 2014 года № 483 «Об изменении и признании утратив- шими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Со- брание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3754).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Президент Российской Федерации                                                 В. ПУТИН Москва, Кремль

31 декабря 2015 года

 

223


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящая Стратегия является базовым документом страте- гического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, на- правленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосроч- ную перспективу.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют  Конститу- ция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие фе- деральные законы, нормативные правовые акты Президента Россий- ской Федерации.

3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия феде- ральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Фе- дерации (далее – органы государственной власти), органов местно- го самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации на- циональных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Настоящая Стратегия является основой для формирования и ре- ализации государственной политики в сфере обеспечения националь- ной безопасности Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федера- ции и социально-экономического развития страны.

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные по- нятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее – на- циональная безопасность) – состояние защищенности личности, об- щества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и  свобод  граж- дан Российской Федерации (далее – граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная  целостность, устойчивое  социально-экономическое

 

224


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

развитие Российской Федерации. Национальная безопасность вклю- чает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотрен- ные Конституцией Российской Федерации и законодательством Рос- сийской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее – нацио- нальные интересы) – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчи- вого развития;

угроза национальной безопасности – совокупность условий и фак- торов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во вза- имодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информа- ционных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение националь- ных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федера- ции (далее – стратегические национальные приоритеты) – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обе- спечения национальной безопасности органов государственной вла- сти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоря- жении  инструментов.

 

II. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

7. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Фе- дерации способствует реализации стратегических национальных при- оритетов и эффективной защите национальных интересов. В настоя- щее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся поли- центричном мире.

8. Россия продемонстрировала способность к обеспечению сувере- нитета, независимости, государственной и территориальной целост- ности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Рос- сийской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании  военных  конфликтов,  обеспечении  стратегической

 

 

225


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

стабильности и верховенства международного права в межгосудар- ственных  отношениях.

9. Экономика России проявила способность к сохранению и укре- плению своего потенциала в условиях нестабильности мировой эко- номики и применения ограничительных экономических мер, введен- ных рядом стран против Российской Федерации.

10. Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепле- ния здоровья граждан. Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни.

11. Возрождаются традиционные российские духовно-нравствен- ные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданско- го общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент госу- дарственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонацио- нального народа Российской Федерации, уважение семейных и кон- фессиональных традиций, патриотизм.

12. Укрепление России происходит на фоне новых угроз нацио- нальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный ха- рактер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внеш- ней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России пред- усматривает оказание на нее политического, экономического, воен- ного и информационного давления.

13. Процесс формирования новой полицентричной модели миро- устройства сопровождается ростом глобальной и региональной не- стабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномер- ностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренция между го- сударствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. В борьбе за влия- ние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все ак- тивнее используется потенциал специальных служб.

14. В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и согла- шений в области контроля над вооружением. В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются

 

 

226


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений.

15. Наращивание силового потенциала Организации Североатлан- тического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности. Возможности поддержа- ния глобальной и региональной стабильности существенно снижают- ся при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США, в условиях практической реализации концепции «глобального удара», развертывания стратегических неядерных систем высокоточ- ного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе.

16. Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию всему спектру современ- ных вызовов и угроз. Активизация миграционных потоков из стран Африки и Ближнего Востока в Европу показала несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и Европейского союза.

17. Позиция Запада, направленная на противодействие интегра- ционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине при- вела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националисти- ческой идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социаль- но-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России.

18. Практика свержения легитимных политических режимов, про- воцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняю- щимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые

«горячие точки», расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Территории вооруженных конфликтов ста- новятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма. Появ- ление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживают- ся в области борьбы с терроризмом.

 

227


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

19. Сохраняется риск увеличения числа стран – обладателей ядер- ного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностран- ными государствами биологическим оружием, наличия у них потен- циала для его разработки и производства. На территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологических лабора- торий США.

20. Критическое состояние физической сохранности опасных объектов и материалов, особенно в государствах с нестабильной вну- триполитической ситуацией, неконтролируемое распространение обычного вооружения повышают вероятность их попадания в руки террористов.

21. Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информаци- онном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем ма- нипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.

22. Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтроли- руемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной пре- ступности.

23. Осложняются мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощу- тимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

24. Возрастающее влияние политических факторов на экономи- ческие процессы, а также попытки применения отдельными государ- ствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих гео- политических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений. На фоне структурных дисбалансов в ми- ровой экономике и финансовой системе, растущей суверенной задол- женности, волатильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов.

25. Государства в качестве реакции на рост международной неста- бильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих ре- гионах. Региональные и субрегиональные торговые и иные экономи- ческие соглашения становятся одним из важнейших средств защиты от кризисных явлений. Повышается интерес к использованию регио- нальных валют.

 

 

228


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

26. Для предотвращения угроз национальной безопасности Рос- сийская Федерация сосредоточивает усилия на укреплении внутрен- него единства российского общества, обеспечении социальной ста- бильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модерниза- ции, повышении обороноспособности страны.

27. В целях защиты национальных интересов Россия проводит от- крытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исклю- чающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонку воору- жений).

28. Российская Федерация выстраивает международные отноше- ния на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, со- хранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торго- во-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой си- стемы. Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира.

29. В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию прежде всего политических и право- вых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. При- менение военной силы для защиты национальных интересов возмож- но только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.

 

III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

 

30. Национальными интересами на долгосрочную перспективу яв- ляются:

укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости консти- туционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенство- вание механизмов взаимодействия государства и гражданского обще- ства;

повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обе- спечение стабильного демографического развития страны;

сохранение и развитие культуры, традиционных российских ду- ховно-нравственных  ценностей;

повышение конкурентоспособности национальной экономики;

 

 

229


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидиру- ющих мировых держав, деятельность которой направлена на поддер- жание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

31. Обеспечение национальных интересов осуществляется посред- ством реализации следующих стратегических национальных приори- тетов:

оборона страны;

государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост;

наука, технологии и образование; здравоохранение;

культура;

экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое пар-

тнерство.

 

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

32. Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения националь- ной безопасности.

 

ОБОРОНА СТРАНЫ

 

33. Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического раз- вития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности.

34. Достижение стратегических целей обороны страны осущест- вляется в рамках реализации военной политики путем стратегиче- ского сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совер- шенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств граж- данской обороны.

35. Основные положения военной политики и задачи военно- экономического обеспечения обороны страны, военные опасности и военные угрозы определяются Военной доктриной Российской Феде- рации.

36. В целях обеспечения стратегического сдерживания и пре- дотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуют- ся взаимосвязанные политические, военные, военно-технические,

 

230


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

дипломатические, экономические, информационные и иные меры, направленные на предотвращение применения военной силы в от- ношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целост- ности. Стратегическое сдерживание и предотвращение военных кон- фликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в задан- ной степени готовности к боевому применению.

37. Совершенствование военной организации государства осу- ществляется на основе своевременного выявления существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз, сбалансиро- ванного развития компонентов военной организации, наращивания оборонного потенциала, оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов совре- менными вооружением, военной и специальной техникой, иннова- ционного развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

38. Совершенствование форм и способов применения Вооружен- ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова- ний и органов предусматривает своевременный учет тенденций из- менения характера современных войн и вооруженных конфликтов, создание условий для наиболее полной реализации боевых возмож- ностей войск (сил), выработку требований к перспективным форми- рованиям и новым средствам вооруженной борьбы.

39. Повышение мобилизационной готовности Российской Фе- дерации осуществляется путем совершенствования планирования мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и их реализации в необходимом объеме, сво- евременного обновления и поддержания на достаточном уровне во- енно-технического потенциала военной организации государства. Важнейшими направлениями совершенствования мобилизационной подготовки являются подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муници- пальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и ор- ганов к выполнению задач в соответствии с их предназначением и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в воен- ное время.

40. Готовность сил и средств гражданской обороны обеспечивается заблаговременно путем проведения мероприятий по подготовке к за- щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

231


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

41. Обеспечение обороны страны осуществляется на основании принципов рациональной достаточности и эффективности, в том чис- ле путем применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества, расширения междуна- родного военного и военно-технического сотрудничества, контроля над вооружением и использования других международно-правовых инструментов.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверените- та, государственной и территориальной целостности Российской Фе- дерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в об- ществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. Основными угрозами государственной и общественной безо- пасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и ор- ганизаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государ- ственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радио- активными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нару- шения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

деятельность радикальных общественных объединений и группи- ровок, использующих националистическую и религиозно-экстремист- скую идеологию, иностранных и международных неправительствен- ных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориаль- ной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутрипо- литической и социальной ситуации в стране, включая инспирирова- ние «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных  ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом нар- котических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов,

 

232


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торгов- лей людьми;

деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нане- сения ущерба гражданскому миру, политической и социальной ста- бильности в обществе;

преступные посягательства, направленные против личности, соб- ственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

коррупция;

стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состо- яния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

44. Главными направлениями обеспечения государственной и об- щественной безопасности являются усиление роли государства в каче- стве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершен- ствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экс- тремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явления- ми, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Россий- ской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотруд- ничества в области государственной и общественной безопасности.

45. Обеспечение государственной и общественной безопасно- сти осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов госу- дарственного контроля (надзора), совершенствования единой госу- дарственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мо- ниторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на сни- жение уровня криминализации общественных отношений.

46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчи- вому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы про- тиводействия коррупции, в обществе формируется атмосфера непри- емлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменитель- ная практика в указанной области.

 

 

233


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

47. В целях обеспечения государственной и общественной безо- пасности:

совершенствуются структура и деятельность федеральных орга- нов исполнительной власти, развивается система выявления, пред- упреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных госу- дарств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терро- ризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, се- паратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Рос- сийской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государ- ственную и частную собственность, общественный порядок и обще- ственную безопасность;

создаются механизмы предупреждения и нейтрализации соци- альных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террори- стических группировок за рубежом;

укрепляется режим безопасного функционирования, повышает- ся уровень антитеррористической защищенности организаций обо- ронно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергети- ческого комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потен- циально опасных объектов;

совершенствуется система выявления и анализа угроз в информа- ционной сфере, противодействия им;

принимаются меры для повышения защищенности граждан и об- щества от деструктивного информационного воздействия со сторо- ны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

осуществляется комплексное развитие правоохранительных ор- ганов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка пра- воохранительной деятельности, принимаются на вооружение пер- спективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

повышается социальная ответственность органов обеспечения го- сударственной и общественной безопасности.

48. Обеспечение национальной  безопасности  в  погранич- ном пространстве осуществляется путем развертывания на го- сударственной границе Российской Федерации высокотехно- логичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, со- вершенствования межведомственного взаимодействия и межгосу- дарственного пограничного сотрудничества, активизации процесса

 

234


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Рос- сийской Федерации.

49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осущест- вляется путем совершенствования и развития единой государствен- ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффектив- ности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий про- изводства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобе- спечения населения, развития системы мониторинга и прогнозиро- вания чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовно- сти пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превен- тивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуа- ций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем форми- рования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

 

50. Стратегическими целями обеспечения национальной безо- пасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение мате- риальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения пре- жде всего за счет роста его доходов.

51. Угрозами качеству жизни российских граждан являются не- благоприятная динамика развития экономики, отставание в техноло- гическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню дохо- дов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых на- селению услуг.

52. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и ус- луг, современного образования и здравоохранения, спортивных соо- ружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благо- приятных условий для повышения социальной мобильности, качества

 

235


Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

 

труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудо- вой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инже- нерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других ма- ломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.

53. Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаи- модействии с институтами гражданского общества:

совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;

содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифферен- циации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социаль- ного обслуживания;

обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здоро- вого образа жизни;

улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;

принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;

обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, до- ступность информации по различным вопросам социально-полити- ческой, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникацион- ных технологий;

совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в це- лях повышения качества жизни граждан.

54. Обеспечение продовольственной безопасности осуществляет- ся за счет:

достижения продовольственной независимости Российской Феде- рации;

ускоренного развития и модернизации агропромышленного и ры- бохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфра- структуры внутреннего рынка;

 

 

236


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

повышения эффективности государственной поддержки сельско- хозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.129 с.)