О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта



(Гаага, 14 мая 1954 года)

Высокие Договаривающиеся Стороны,

Констатируя, что культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб в ходе последних вооруженных конфликтов и что в следствие развития военной техники они все больше и больше подвергаются угрозе разрушения;

Будучи убеждены, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего че- ловечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую куль- туру;

Принимая во внимание, что сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира и что важно обеспе- чить международную защиту этого наследия;

Руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в слу- чае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских Конвенци- ях 1899 и 1907 гг. и в Вашингтонском Пакте от 15 апреля 1935 г.;

Принимая во внимание, что для эффективности защиты этих цен- ностей она должна быть организована еще в мирное время приняти- ем как национальных, так и международных мер;

Решив принять все возможные меры для защиты культурных цен- ностей;

Согласились о нижеследующем:

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ

 

Статья 1. Определение культурных ценностей

Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями счита- ются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памят- ники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, ко- торые в качестве таковых представляют исторический или художе- ственный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше; б)  здания, главным  и  действительным  назначением  которых является сохранение или экспонирование движимых культурных

 

67


Международные нормативные документы

 

ценностей, указанных в пункте «а», такие как музеи, крупные библи- отеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначение для со- хранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культур- ных ценностей, указанных в пунктах «a» и «б», так называемые» цен- тры сосредоточения культурных ценностей».

 

Статья 2. Защита культурных ценностей

Защита культурных ценностей, согласно настоящей Конвенции, включает охрану и уважение этих ценностей.

 

Статья 3. Охрана культурных ценностей

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считают необходимыми.

 

Статья 4. Уважение культурных ценностей

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать куль- турные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, за- прещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждеб- ного акта, направленного против этих ценностей.

2. Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть нарушены только в случае, если военная необходимость настоя- тельно потребует такого нарушения.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, за- прещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отно- шении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высо- кой Договаривающейся Стороны.

4. Они должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

5. Высокая Договаривающаяся Сторона не может освобождаться от обязательств, установленных в настоящей статье, в отношении другой Высокой Договаривающейся Стороны, основываясь на том, что эта по- следняя не приняла мер по охране, предусмотренных в статье 3.

 

 

68


Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта

 

Статья 5. Оккупация

1. Высокие Договаривающиеся Стороны, оккупирующие полно- стью или частично территорию другой Высокой Договаривающейся Стороны, должны, по мере возможности, поддерживать усилия ком- петентных национальных властей оккупированной территории, что- бы обеспечить охрану и сохранение ее культурных ценностей.

2. В случае, если необходимо срочное вмешательство для сохра- нения культурных ценностей, расположенных на оккупированной территории и поврежденных в ходе военных операций, и если ком- петентные национальные власти не могут это обеспечить, оккупи- рующая Держава принимает, насколько это возможно, самые необ- ходимые меры по охране этих ценностей в тесном сотрудничестве с указанными властями.

3. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, правительство которой рассматривается членами движения сопротивления как их законное правительство, обратит, если возможно, их внимание на обязательства соблюдать те положения Конвенции, которые касаются уважения культурных ценностей.

 

Статья 6. Обозначение культурных ценностей

Культурные ценности, чтобы облегчить их идентификацию, могут быть обозначены отличительным знаком в соответствии с положени- ями статьи 16.

 

Статья 7. Меры военного порядка

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ввести еще в мирное время в уставы или инструкции, которыми пользуются их во- йска, положения, способные обеспечить соблюдение настоящей Кон- венции и, кроме того, воспитывать еще в мирное время личный состав своих вооруженных сил в духе уважения культуры и культурных цен- ностей всех народов.

2. Они обязуются подготовить и создать еще в мирное время в сво- их вооруженных силах службы или специальный персонал, которые будут следить за тем, чтобы уважались культурные ценности, и сотруд- ничать с гражданскими властями, которым поручена охрана этих цен- ностей.

 

ГЛАВА II. О СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

 

Статья 8. Предоставление специальной защиты

1. Под специальную защиту может быть взято ограниченное чис- ло укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии:

 

69


Международные нормативные документы

 

а) что они находятся на достаточном расстоянии от крупного инду- стриального центра или любого важного военного объекта, представ- ляющего собой уязвимый пункт, например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на центральную оборону, порта, значи- тельной железнодорожной станции или важной линии коммуникаций;

б) что они не используются в военных целях.

2. Убежище для движимых культурных ценностей может быть так- же взято под специальную защиту, каково бы ни было его местона- хождение, если оно построено таким образом, что, по всей вероятно- сти, бомбардировка не сможет нанести ему ущерба.

3. Центр сосредоточения культурных ценностей считается ис- пользуемым в военных целях, если его используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом. Этот центр также считается используемым в военных целях, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к воен- ным операциям, размещению личного состава войск или производ- ству военных материалов.

4. Культурные ценности, перечисленные в пункте 1, не считаются используемыми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обе- спечение общественного порядка.

5. Если какая-либо из культурных ценностей, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, расположена вблизи важного военного объекта, указанного в упомянутом пункте, она тем не менее может быть взята под специальную защиту, если Высокая Договаривающая- ся Сторона, которая просит об этом, обязуется никоим образом не ис- пользовать этого объекта в случае вооруженного конфликта и, в част- ности, если речь идет о порте, вокзале или аэродроме, осуществлять любое движение в обход. В этом случае движение в обход должно быть подготовлено еще в мирное время.

6. Специальная защита предоставляется культурным ценностям путем внесения их в «Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой». Это внесение производится только в соответствии с положениями настоящей Конвенции и при со- блюдении условий Исполнительного Регламента.

 

Статья 9. Иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить имму- нитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, воздерживаясь, с момента включения их в Международный Реестр, от любого враждебного акта, направленного против них, а также воздержи- ваясь от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 8.

 

70


Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта

 

Статья 10. Обозначение и контроль

Во время вооруженного конфликта культурные ценности, нахо- дящиеся под специальной защитой, должны быть обозначены от- личительным знаком, предусмотренным в статье 16, и должны быть доступны для международного контроля, как это установлено в Ис- полнительном Регламенте.

 

Статья 11. Лишение иммунитета

1. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон допускает в отношении ценности, находящейся под специальной защитой, нару- шение обязательств, взятых ею в силу статьи 9, противная Сторона освобождается от своего обязательства обеспечить неприкосновен- ность данной ценности до тех пор, пока это нарушение продолжает иметь место. Однако каждый раз, когда Она находит это возможным, Она предварительно потребует положить конец этому нарушению в разумный срок.

2. Кроме случая, предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи, иммунитет культурной ценности, находящейся под специальной за- щитой, может быть снят в только исключительных случаях неизбеж- ной военной необходимости и лишь до тех пор, пока существует эта необходимость. Последняя может констатироваться воинскими на- чальниками, начиная только от командира дивизии или части, соот- ветствующей дивизии, и выше. Во всех случаях, когда обстоятельства это позволяют, решение о снятии иммунитета нотифицируется доста- точно заблаговременно противной Стороне.

3. Сторона, которая снимает иммунитет, должна об этом инфор- мировать, по возможности в кратчайший срок, письменно и с ука- занием причин, Генерального комиссара по культурным ценностям, предусмотренного Исполнительным Регламентом.

 

ГЛАВА III. ПЕРЕВОЗКИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Статья 12. Транспорт, находящийся под специальной защитой

1. Транспорт, используемый исключительно для перевозки куль- турных ценностей, либо внутри территории, либо для перевозки их на другую территорию, может быть по просьбе заинтересованной Высо- кой Договаривающейся Стороны взят под специальную защиту на ус- ловиях, предусмотренных в Исполнительном Регламенте.

2. Транспорт, пользующийся специальной защитой, находится под международным контролем, предусмотренным Исполнительным Ре- гламентом, и обозначается отличительным знаком, описанным в ста- тье 16.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязаны воздерживаться от любого враждебного акта в отношении транспорта, находящегося под специальной защитой.

 

71


Международные нормативные документы

 

Статья 13. Транспорт в срочных случаях

1. Если Высокая Договаривающаяся Сторона считает, что безопас- ность некоторых культурных ценностей требует их перевозки и что перевозка имеет настолько срочный характер, что процедура, пред- усмотренная в статье 12, не может быть соблюдена, особенно в начале вооруженного конфликта, транспорт может быть обозначен отличи- тельным знаком, описанным в статье 16, если только просьба о предо- ставлении этому транспорту иммунитета, согласно статье 12, не была уже раньше заявлена и отклонена. Если это возможно, уведомление о транспорте должно быть сделано противным Сторонам. Транспорт, следующий на территорию другой страны, не может ни в коем слу- чае обозначаться отличительным знаком, если иммунитет ему не был специально предоставлен.

2. Высокие Договаривающиеся Стороны примут, насколько это возможно, необходимые меры предосторожности, чтобы транспорты, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи и обозначенные от- личительным знаком, были защищены от враждебных действий, на- правленных против них.

 

Статья 14. Иммунитет от конфискации, взятия в качестве приза или захвата

1. Будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в ка- честве приза или захвата:

а) культурные ценности, находящиеся под специальной защитой, предусмотренной в статье 12, или защитой, предусмотренной в статье 13;

б) транспортные средства, занятые исключительно перевозкой этих ценностей.

2. Ничто в настоящей статье не ограничивает права на осмотр и контроль.

 

Глава IV. О ПЕРСОНАЛЕ

 

Статья 15. Персонал

Персонал, предназначенный для защиты культурных ценностей, должен, насколько это позволяют требования безопасности, пользо- ваться уважением в интересах сохранения этих ценностей, и, если этот персонал попадает в руки противника, ему должна быть предоставле- на возможность продолжать осуществлять свои функции, если куль- турные ценности, которые этому персоналу поручено охранять, также попадают в руки противника.

 

 

72


 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Р О С СИЙС К О Й ФЕДЕРАЦИИ


Федеральные законы Российской Федерации

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

(с изменениями и дополнениями от 9 октября 2002 г., 19 июня,

22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23 дека-

бря 2010 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г.)

 

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые ос- новы их осуществления и полномочия органов государственной вла- сти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органи- заций в области гражданской обороны.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к за- щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обо- роны в соответствии с федеральными законами и иными норматив- ными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – тер- ритория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящи- мися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны – специальные усло- вия (правила) эксплуатации технических систем управления граж- данской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны,

 

74


О гражданской обороне

 

установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения меропри- ятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые органи- зациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

управление гражданской обороной – целенаправленная деятель- ность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной – составная часть си- стемы государственного управления Российской Федерации, пред- назначенная для  решения  задач  в  области  гражданской  обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обо- роной;

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, – организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (зака- зы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасно- сти возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

подготовка населения в области гражданской обороны – система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы воз- никновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях при- родного и техногенного характера.

 

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

 

Основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных

конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычай- ных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллектив- ной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим ви- дам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных  ра- бот в случае возникновения опасностей для населения при военных

 

75


Федеральные законы Российской Федерации

 

конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычай- ных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения,  пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактив- ному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и соо- ружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых ком- мунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, не- обходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

 

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осу- ществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, дру- гими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные пра- вовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.

2. Если международным договором Российской Федерации уста- новлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федераль- ным законом, то применяются правила международного договора.

 

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

 

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22 августа 2004 года

№ 122-ФЗ.

 

 

76


О гражданской обороне

 

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осущест- вляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникаю- щих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Фе- дерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объяв- ления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Статья 4.1. Координация деятельности органов управления граж- данской обороной и сил гражданской обороны

 

Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федераль- ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки приня- тия решений в области гражданской обороны осуществляют:

на федеральном уровне – орган повседневного управления (Наци- ональный центр управления в кризисных ситуациях), находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномочен- ного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

на межрегиональном и региональном уровнях – органы повседнев- ного управления (центры управления в кризисных ситуациях), находя- щиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполно- моченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполно- моченным на решение задач в области гражданской обороны.

 

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной поли- тики в области гражданской обороны;

 

77


Федеральные законы Российской Федерации

 

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Рос- сийской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны и защиты населе- ния Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирова- ний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную числен- ность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формировани- ях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в об- ласти гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обо-

роны и организует разработку проектов федеральных законов в обла- сти гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по граж- данской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по гражданской обороне в зависи- мости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и куль- турных ценностей в безопасные районы;

определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов граждан- ской обороны, а также порядок накопления, хранения и использова- ния в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок приведения в готовность гражданской оборо-


ны;


 

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в


соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

 

 

78


О гражданской обороне

 

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

 

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согла- сованные с федеральным органом исполнительной власти, уполно- моченным на решение задач в области гражданской обороны, орга- низуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необ- ходимых для устойчивого функционирования экономики и выжива- ния населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности тех- нические системы управления гражданской обороны и системы опо- вещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычай- ных ситуациях природного и техногенного характера;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы мате- риально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполни- тельной власти.

 

ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

 

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: организуют проведение мероприятий по гражданской обороне,

разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и за- щиты населения;

 

79


Федеральные законы Российской Федерации

 

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоя- нии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку населения в области гражданской оборо-


ны;


 

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к


использованию технические системы управления гражданской обо- роны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их раз- мещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходи- мых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функцио- нирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы мате- риально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к

использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, ма- териальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устой- чивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы про- довольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при

 

80


О гражданской обороне

 

военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоя- нии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

 

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обо- роны

 

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, уста- новленном федеральными законами и иными нормативными право- выми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по граждан- ской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функ- ционирования в военное время;

осуществляют подготовку своих работников в области граждан- ской обороны;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года

№ 404-ФЗ;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы мате- риально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, отнесенные в установленном порядке к катего- риям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объ- екты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядер- но опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в уста- новленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спаса- тельные  формирования.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспе- чению выполнения мероприятий по гражданской обороне определя- ется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядер- но опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения

 

81


Федеральные законы Российской Федерации

 

чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения вы- сокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности ло- кальные системы оповещения.

 

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

 

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральны- ми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят подготовку в области гражданской обороны;

принимают участие в проведении других мероприятий по граж- данской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и органи- зациям в решении задач в области гражданской обороны.

 

ГЛАВА IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

 

Статья 11. Руководство гражданской обороной

 

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномо- ченный Президентом Российской Федерации на решение задач в об- ласти гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах ис- полнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации и руководители органов местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.159 с.)